Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕРМОГЕН
18, С. 647-648 опубликовано: 16 августа 2013г.


ЕРМОГЕН

Прп. Ермоген Албазинский. Портрет. XVIII в. Худож. игум.
Прп. Ермоген Албазинский. Портрет. XVIII в. Худож. игум.

Прп. Ермоген Албазинский. Портрет. XVIII в. Худож. игум.
(† 19.12.1690), Албазинский, Киренский (Киренгский), иеросхим., строитель Усть-Киренского во имя Святой Троицы мужского монастыря и Албазинского Брусянского Спасского (Амурского) мужcкого монастыря. По преданию, Е. вместе с казаками прибыл в Вост. Сибирь, будучи иеромонахом. В 1663 г. илимский воевода Л. А. Обухов по указу царя Алексея Михайловича отдал в распоряжение Е. Никольский погост (с 1655 Киренский острог, впосл. г. Киренск) при впадении р. Киренги в р. Лену. Следов., деятельность Е. имела санкцию московских властей, стремившихся к христианизации новоосваиваемых сибир. земель. В 1665 г. Е. получил благословенную грамоту Тобольского архиеп. Симеона на основание Усть-Киренской Троицкой пуст. (с 1669 мон-рь).

В 1666 г. в Киренском остроге взбунтовались казаки под предводительством Н. Черниговского, они убили Обухова и бежали на Амур. С собой они насильно взяли Е., известного благочестием и даром духовного наставничества. На новом месте старец много заботился о христ. просвещении Амурского края, об обеспечении храмов и обителей богослужебными книгами, утварью и иконами. Он неоднократно предпринимал дальние переходы до Читинского острога (с 1696 Нерчинск) по церковным делам (сохр. известие о том, как в 1675 воевода Читинского острога П. Я. Шульгин, «напився пьян», отнял у Е. 25 пудов пшеничной муки, к-рую старец привез для обмена и продажи, нуждаясь в средствах для устроения церковной жизни). В Албазинском остроге (Албазине, ныне с. Албазино Сковородинского р-на Амурской обл.) Е. заложил Воскресенскую ц., в 1671 г. неподалеку от острога основал Спасский муж. мон-рь (на левом берегу Амура, почти напротив впадения в него р. Албазинки). Главной святыней мон-ря была чудотворная икона Божией Матери (см. Албазинская «Слово плоть бысть» икона Божией Матери), к-рую Е. принес из Усть-Киренского мон-ря. В 1685 г. эта обитель, как и Албазинский острог, была разрушена маньчжурами и больше не возобновлялась.

Е. с иконой Божией Матери покинул Албазин 23 июня 1685 г., после 1-й осады Албазина китайцами. Не оставляя надежды вернуться, старец поселился в зимовье (впосл. г. Сретенск), расположенном в верховьях Амура, там он оставил Албазинскую икону Божией Матери (в 1860 икона перенесена в Благовещенск). Туда же старец перенес из Албазинского мон-ря и икону Всемилостивого Спаса. В 1689 г. Е. вернулся в Усть-Киренский мон-рь, где принял схиму и вскоре скончался, погребен в Троицкой ц. обители за правым клиросом.

Почитание

Е. началось сразу же после смерти подвижника. К его могиле приходили многочисленные паломники. По молитвам старца совершались чудеса, поэтому в Прибайкалье его чтили наравне со свт. Иннокентием (Кульчицким), еп. Иркутским. В 1788 г. по благословению настоятеля Усть-Киренского мон-ря игум. Вонифатия (Березина) над могилой Е. была устроена каменная гробница (в 1830 отреставрирована). В сер. XIX в. на основании документов, хранившихся в мон-ре, было составлено Житие подвижника. Гурий (Буртасовский), еп. Камчатский (1885-1892), предписал «всем причтам Камчатской епархии ежегодно 1 сентября совершать панихиды и заупокойные литургии о блаженном упокоении иеромонаха Ермогена, первого подвижника и проповедника веры и благочестия на Амуре» (цит. по: Дмитрук. 2006. С. 539). Несомненно, что возрождение почитания Е. в сер. 80-х гг. XIX в. связано с тем, что Албазинская икона Божией Матери в это время стала одной из самых почитаемых святынь Вост. Сибири и Дальн. Востока. Имя Е. приводилось в «Проекте Сибирского патерика» (Правосл. благовестник. М., 1916. № 12. С. 172-173) в рубрике «Непрославленные подвижники веры и благочестия XVII в.».

Иконография

Существует живописный, относящийся к XVIII в. портрет Е., вероятно созданный настоятелем Усть-Киренского мон-ря игум. Вонифатием (Березиным). На портрете старец изображен в епитрахили и клобуке с распятием в правой руке и четками в левой (см.: Дулов, Санников. 2006. Ч. 1. С. 10-11). Этот портрет, по всей видимости, оказал влияние на развитие иконописного образа подвижника. На иконах Е. изображается в епитрахили и клобуке на фоне сооруженных им церкви и келий держащим Нерукотворный образ Спасителя или крест (распятие) в деснице.

Ист.: ДАИ. Т. 12. № 12. С. 110 (1685 г.).
Лит.: Лаврентий (Мордовский), игум. Ист. описание Киренского Свято-Троицкого мон-ря Иркутской епархии. М., 1806; Гавриил (Воскресенский), архим. Троицкий Киренский мон-рь // Иркутские ЕВ. 1863. № 46. С. 271-273; Строев. Списки настоятелей. Стб. 560; Зверинский. Т. 1. С. 271. № 525; Т. 3. С. 170-171. № 2067; Карпов С., протодиак. Значение православных мон-рей в духовной жизни Вост. Сибири / МДА. Загорск, 1968. С. 141, 152. Маш.; Просвирнин А., свящ. Свт. Софроний, еп. Иркутский, всея Сибири Чудотворец // ЖМП. 1971. № 9. С. 72; Игнатий (Чигвинцев), иером. Албазинская святыня. Благовещенск, 2004; Дмитрук А., прот. Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия. М., 2006. С. 538-539; Дулов А. В., Санников А. П. Православная Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. Ч. 1. С. 40-41, 112-113; Ч. 2. С. 88-89, 248-250.
Прот. Петр Мангилёв
Ключевые слова:
Строители монастырей Русской Православной Церкви Иеросхимонахи Русской Православной Церкви Местночтимые святые Русской Православной Церкви Иконография (портретные изображения и фотографии) Албазинский Брусянский Спасский [Амурский] мужской монастырь, основан в 1671 г. Ермоген († 1690), Албазинский, Киренский (Киренгский), иеросхимонах
См.также:
АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых)
ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
АВВАКУМ (Старов Димитрий, Досифей в монашестве; 1877-1964), схиархим.
АВРААМИЙ игум. мон-ря во имя Всемилостивого Спаса, прп.
АВРААМИЙ (Алексий; † 1640), мон., возобновитель Макариева Желтоводского мон-ря
АВРААМИЙ († не ранее 1702), мон., строитель Андреевского московского мон-ря
АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
АВРААМИЙ ПИНЕЖСКИЙ прп. (пам. 21 июня)
АВРААМИЙ УГЛИЧСКИЙ († 1611 ?) игум. Угличского Богоявленского муж. мон-ря в нач. XVII в.
АГАФИЯ ВСЕВОЛОДОВНА († 1238), св. блгв. кнг. местночтимая (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых)
АЛБАЗИНСКИЙ БРУСЯНСКИЙ СПАССКИЙ [АМУРСКИЙ] МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан в 1671 г.
АЛЕКСАНДР Николаевич Татаринов (1885-1937), свящ., сщмч. Харьковский (пам. 19 мая)