Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕПИФАНОВИЧ
18, С. 586-587 опубликовано: 9 августа 2013г.


ЕПИФАНОВИЧ

Епифано́вич Сергей Леонтьевич (15.11.1886, Новочеркасск - 15.09.1918, Киев), проф. КДА, патролог. Род. в семье Леонтия Григорьевича Епифановича, преподавателя Донской ДС. В 1900 г. окончил Новочеркасское ДУ, в 1906 г.- Донскую ДС. В 1906-1910 гг. учился в КДА, окончил с отличием и со степенью кандидата богословия за сочинение о прп. Максиме Исповеднике, с правом защиты магистерской диссертации без экзамена. В течение 1910/11 уч. г. по избранию Совета КДА состоял штатным профессорским стипендиатом для подготовки к преподавательской деятельности при академии по кафедре истории древней Церкви. Указом Святейшего Синода от 25 июля 1911 г. (№ 9863) был утвержден в должности преподавателя КДА по кафедре патрологии в звании исполняющего обязанности доцента с 16 авг. 1911 г. В 1913-1918 гг. Е. вел преподавательскую и научную деятельность: читал в КДА лекции по патрологии I-V вв.; с 10 окт. 1917 г. был назначен также преподавателем греч. языка. Член Богоявленского при КДА братства для вспомоществования служащим в академии и студентам. В нач. 1913 г. защитил магистерское диссертационное исследование «Преподобный Максим Исповедник: его жизнь и творения» (в 3 т.), получившее высокую оценку Совета КДА и похвальные отзывы профессоров КДА М. Н. Скабаллановича и Н. Ф. Мухина. Современники считали, что Е. являл собой идеал православного церковного ученого - синтез «дидаскала» и подвижника: «Как великие каппадокийцы в Афинах, он в Киеве знает только две дороги - в библиотеку и в храм» (ТКДА. 1912. Сент. С. 769; Соколов. С. 5).

Становление Е. как ученого происходило в контакте с лучшими представителями рус. церковной науки. Он вел переписку со мн. учеными, такими как проф. КДА и КазДА, ректор КазДА еп. Чистопольский (буд. митр. Одесский, сщмч.) Анатолий (Грисюк) - научный руководитель Е. в КДА, проф. МДА иером. Варфоломей (Ремов) (буд. архиеп. Сергиевский), А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, Ю. А. Кулаковский, прот. К. С. Кекелидзе, прот. Тимофей Лященко (буд. Тихон, еп. Берлинский (с 1924), архиеп. Берлинский и Германский (юрисдикция РПЦЗ, с 1936)) и др., а также с рядом зарубежных исследователей (см.: Материалы к изучению... С. XXIII-XXIV), сотрудничал с проф. М. Д. Муретовым. Незадолго до кончины Е. близко общался с приехавшим из Петрограда проф. СПбДА Н. И. Сагардой. Сохранившиеся письма свидетельствуют, что одной из главных целей этих контактов был обмен редкими в России научными изданиями и первоисточниками, необходимыми Е. для работы.

В период первой мировой войны и последовавших революционных событий Е., несмотря на сложные условия, трудности с использованием научной лит-ры и ряд др. проблем, продолжал научно-преподавательскую деятельность. На приглашение еп. Анатолия (Грисюка), профессора и ректора КазДА, переехать в Казань Е. ответил отказом. В 1918 г. он был утвержден в звании доцента и избран экстраординарным профессором КДА. Скончался после болезни.

Е.- один из выдающихся отечественных патрологов кон. XIX - нач. XX в., наследие к-рого, несмотря на сравнительно небольшое число опубликованных трудов, не утратило значения до настоящего времени. Будучи знатоком не только первоисточников, но и всей имеющейся на тот момент научной, в первую очередь зап., лит-ры по патрологии и церковной истории, он являет собой тем не менее образец самостоятельно мыслящего в рамках Предания Церкви ученого. Характеризуя научную деятельность Е., А. Прахов, его современник, замечал, что он обнаруживал, «за исключением трудов знаменитого Болотова, беспримерную в русском богословии самостоятельность работы» (Свободное слово христианина. К., 1918. № 1. С. 47). В магистерской диссертации, сохранившейся (не полностью) в рукописи (НБУВ ИР. Ф. 187, № 2, 3, 30), и 2 опубликованных на ее основе книгах, «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» (1915) и «Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника» (1917), Е. впервые в рус. церковной науке представил учение прп. Максима в наиболее полном объеме как целостную богословскую систему и результат синтеза визант. святоотеческого богословия, поместив его в контекст исторической эпохи и богословской мысли периода христологических споров (V-VII вв.). В диссертации учтены и освещены практически все доступные Е. отечественные (не менее 10) и зарубежные (не менее 30) научные издания, имевшие отношение к прп. Максиму и к визант. богословию V-VII вв. в целом, проведен подробный (в т. ч. сравнительный) анализ данных различных житийных и иных церковно-исторических источников и на их основе осуществлена авторская реконструкция хронологии жизни и произведений прп. Максима, включая обзор всех его сочинений, а также их многочисленных отрывков в др. источниках.

Кн. «Преп. Максим Исповедник и византийское богословие» является публикацией введения ко 2-му т. диссертации Е. Кн. «Материалы к изучению...» (часть 3-го т. диссертации), по отзывам современников, имела значение не только для российской, но и для зарубежной патрологической науки, в первую очередь источниковедческого направления, как собрание и публикация на основании подробного текстологического исследования рукописей из многих (ок. 10) библиотек мира (для чего Е. на собственные средства выписывал фотокопии рукописей) грекоязычных произведений, приписывавшихся прп. Максиму (часто в отрывках и разночтениях), с исследованием их аутентичности (CPG, N 7707), большинство из к-рых не вошли в «Патрологию» Ж. П. Миня (PG. 90, 91). В частности, им был произведен текстологический анализ древнейших рукописей схолий на «Ареопагитики» (CPG, N 7708): Е. пришел к обоснованному выводу об их лишь частичной принадлежности прп. Максиму, по большей же части - Иоанну Скифопольскому (VI в.). Им были также опубликованы 4 главнейших греч. житийных источника жизни и деятельности прп. Максима.

Е. представил прп. Максима Исповедника как оригинального и многостороннего мыслителя, важное звено в святоотеческом Предании Церкви. Совершив целостную реконструкцию его учения, он показал в полном объеме различные стороны богословия преподобного: учение о Боге, триадологию, космологию, антропологию, психологию, учение о грехопадении и спасении, пневматологию, аскетику и эсхатологию. По словам Ж. К. Ларше, Е. принадлежит первенство в оценке важнейшей для восточнохрист. богословия сотериологической идеи обожения как центральной и основополагающей для учения прп. Максима (Larchet J. C. Divinisation de L'homme selon St. Maxime le Confesseur. P., 1996. P. 60).

Сохранились конспекты лекций Е. по патрологии I-III вв. Одна из оригинальных идей патрологической методологии Е.- признание в противоположность мнению Сагарды некорректным вошедшего в практику присвоения в церковной науке титула «учитель Церкви» церковным авторам (Клименту Александрийскому, Евсевию Кесарийскому, Оригену, Тертуллиану и др.), «которые погрешали в истории и не удостоены имени св. отцов... гораздо правильнее поэтому всех, не причисленных к лику отцов, называть «писателями церковными» (ecclesiastici scriptores)» (С. 15-16).

Как переводчик Е. продолжил начатый в 30-х гг. XIX в. прот. Г. П. Павским (ХЧ. 1830-1835) перевод «Вопросоответов к Фалассию» прп. Максима Исповедника, издав 25 из 65 «Вопросоответов» (1916-1917).

Научные статьи Е. носят в основном характер пространных отзывов на выходящие книги по патрологии и церковной истории (ТКДА. 1913-1916). В них Е. проявил себя как знаток зарубежных научных изданий и ученый, склонный к детальному и скрупулезному историческому, концептуальному и библиографическому анализу.

Арх.: НБУВ ИР. Ф. 187, 191, № 609-610; Ф. 216, № 478-485; Ф. 175, № 569, 1454.
Соч.: Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915. М., 19962; Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника. К., 1917; Патрология: Церковная письменность I-III вв.: Курс лекций, чит. студентам КДА в 1910-1911 гг.: 3 ч. / Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. Серг. П., 1951. Маш.; Максим Исповедник, прп. «Вопросоответы к Фалассию»: Пер. с коммент. // БВ. 1916-1917 (переизд.: Максим Исповедник, прп. Творения. М., 1993. Т. 2); Библиографическая заметка на кн. свящ. Д. А. Лебедева «Антиохийский Собор 324 г. и его послание к Александру, еп. Фессалоникскому». СПб., 1911 // ТКДА. 1913. Янв. С. 126-168; Св. Александр Александрийский и Ориген // ТКДА. 1915. Сент.- нояб. С. 245-283; Псевдо-Евлогий // ТКДА. 1917. Янв.- февр. С. 132-143 (переизд.: Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. М., 1996. Прил.: Псевдо-Евлогий. С. 167-176).
Лит.: Соколов Л. Праведник наших дней: Светлой памяти проф. С. Л. Епифановича. К., 1918; Сидоров А. И. С. Л. Епифанович и его книга о прп. Максиме Исповеднике // Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и визант. богословие. М., 1996. С. 5-9; он же. Курс патрологии: Возникновение церк. письменности. М., 1996. С. 40-41.
П. К. Доброцветов
Ключевые слова:
Преподаватели Киевской Духовной Академии Патрологи русские Епифанович Сергей Леонтьевич (1886 - 1918), профессор Киевской Духовной Академии, патролог
См.также:
АМФИТЕАТРОВ Яков Космич (1802-1848), проф. гомилетики и всеобщ. словесности КДА
АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)
АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич (1813-1879), писатель, журналист, историк
АФАНАСИЙ (Корчанов Андрей Лазаревич; 1746-1825), еп. Пензенский и Саратовский
БУЛГАКОВ Афанасий Иванович (1859 - 1907), богослов, церковный историк
ВАСИЛИЙ (Кривошеин Всеволод Александрович; 1900-1985), архиеп. Брюссельский и Бельгийский