[греч. Αἰνών, от евр. - источник], упоминаемое в Евангелии от Иоанна одно из мест «близ Салима», где св. Иоанн Предтеча крестил народ, «потому что там было много воды» (Ин 3. 23). Местоположение Е. до конца не ясно. Согласно Евсевию Кесарийскому (Euseb. Onomast. 56) и блж. Иерониму Стридонскому (Hieron. Onomast. 55, 56), Е. находился в сев. части Иорданской долины, в 8 милях (ок. 12 км) к югу от Скифополя. Название «Салим» оба отца Церкви идентифицируют с визант. городом Сикимом (в Библии - Сихем), параллельно отмечая, что селение с таким названием существует и к западу от Иерусалима (Ibid. 895, 896). На визант. мозаичной карте Св. земли ок. 565 г. из г. Мадабы (Иордания) фигурируют изображения 2 мест с названием Е. Первый, отмеченный на карте как «Енон возле Салима, который также Салумиас», располагался на правом берегу Иордана, южнее Скифополя, в местности, упомянутой Евсевием и блж. Иеронимом. Голубовато-зеленая полоса мозаичных тессер, помещенная над названием, символизирует обилие воды. Местность идентифицируется с совр. Хирбет-Хисас-эд-Дер, в 10 км к югу от г. Бет-Шеан (см. Беф-Сан).
Второй, отмеченный на карте как «Енон, где сейчас Сапсафа [греч. Σαπσαφας, от евр. - ива]», находился значительно южнее, на левом берегу Иордана, напротив Иерихона, чуть западнее горы Нево (ныне Эн-Наба). На карте можно рассмотреть остатки сводчатого строения, возможно пещерной церкви, и обильную растительность. Судя по древним свидетельствам, в визант. эпоху именно эта местность привлекала множество паломников. Паломник из Пьяченцы (ок. 570) указывает: «В этой части Иордана находился источник, который в двух милях от Иордана, где крестил Св. Иоанн, и Илия был в этой долине, когда ворон принес ему хлеба и мяса. Вся долина полна отшельников» (Anton . Placent . Itinerarium. 9. 7-9). «Место, называемое Сапсас» и «малая пещера, что больше горы Синайской» упомянуты также у блж. Иоанна Мосха в «Луге духовном», согласно к-рому в нач. VI в. в пещере был устроен храм, а вокруг начали селиться отшельники (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 1). В отличие от сев. Е. возле Салима юж. Е. оставался важным местом паломничества до эпохи крестовых походов. О нем упоминает греч. паломник Иоанн Фока в кон. XII в. (Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о святых местах Палестины // ППС. 1889. Т. 8. Вып. 2(23). С. 51, 53). Î Е. пишет в «Хожении» (нач. XII в.) игум. Даниил: «...и тут же к востоку есть поблизости место, примерно в двух перестрелах от реки, где пророк Илия восхищен был на колеснице огненной. Тут же и пещера святого Иоанна Крестителя. И есть тут поток, водой исполненный, и течет красиво по камням в Иордан. Вода та холодная весьма и очень вкусная. И ту воду пил Иоанн Предтеча Христов, когда тут жил в пещере той святой» («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 53). Со временем, видимо, местность обезлюдела и паломничество в Е. стало опасным. Память о нем, однако, сохранялась до XIV в. Так, ок. 1370 г. смоленский архим. Агрефений отмечает: «Говорят, за Иорданом можно увидеть пещеру Святого Иоанна, и она близ Салима в Еноне, где много воды и где Святой Иоанн крестил народ. Мы туда не пошли из-за страха перед арабами» (Хождение Агрефения в Палестину / Текст и археогр. примеч.: Н. И. Прокофьев // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 150).
Юж. Е., расположенный в начале русла ручья Вади-эль-Харрар, был впервые идентифицирован в 1899 г. Ж. Л. Федерленом, описавшим и сфотографировавшим руины небольшого визант. мон-ря рядом с родником. Квадратный в плане мон-рь занимал площадь ок. 1 тыс. кв. м. Пещера, видимо, погребенная под развалинами храма, так и не была обнаружена. В нач. XX в. место было разграблено, последующие исследования обнаружили только груду камней и отдельные фрагменты мозаик. В 1997 г. иорданское правительство распорядилось превратить местность вокруг Е. в национальный парк и благоустроить берег Иордана для ритуальных омовений. Иерусалимская францисканская научная экспедиция во главе с М. Пиччирилло провела разведку местности. Помимо следов присутствия византийских монахов и паломников были выявлены и более древние материальные свидетельства, относящиеся к I в. по Р. Х. Находки подтверждают, что эта незаселенная местность посещалась большим количеством людей. Постоянных каменных построек обнаружено не было, однако были собраны образцы керамики: тарные кувшины, кухонная посуда, кратеры и фляжки, а также обломки каменной посуды, характерной для Иудеи I в.