Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
18, С. 451-453 опубликовано: 24 июля 2013г.


«ЕНИСЕЙСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

офиц. изд. Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц (в нек-рые годы от 1 до 4 номеров были сдвоенными). До этого материалы о жизни епархии печатались в «Иркутских епархиальных ведомостях» (1863-1879) и «Томских епархиальных ведомостях» (1880-1883). Инициатива издания «Е. е. в.» принадлежала Енисейскому еп. Исаакию (Положенскому), к-рый 14 окт. 1883 г. направил представление в Святейший Синод. Издание было одобрено указом Синода от 23 дек. того же года. В отличие от большинства др. епархиальных изданий офиц. и неофиц. отделы «Е. е. в.» подписывались одним редактором; хотя до 1900 г. они имели раздельную пагинацию, их объединяли общие тетради и даже листы (заглавие неофиц. отдела часто помещалось на обороте последней страницы офиц. отдела), что не позволяло разделить их и переплести отдельно. Редакторами были смотритель Красноярского ДУ К. А. Успенский (с 1884 по № 2 за 1894), помощник смотрителя Н. А. Бобылёв (с № 3 за 1894 по 1896), Н. В. Владимиров (№ 1-7 за 1897), А. В. Касаткин (с № 8 за 1897 по 1906), А. С. Богданов (с 1908 по № 2 за 1914), Х. П. Соболев (с № 3 за 1914 по 1919).

Издание отличалось небольшим объемом. В течение первого 10-летия редакция считала своей обязанностью «освещать местную жизнь, текущую и прошедшую, и давать посильные ответы на запросы дня, какие выдвигало духовное ведомство», стараясь «избегать перепечаток». После ухода Успенского штат журнала сократился, стали часто появляться перепечатки из др. изданий. Избранная на епархиальном съезде 1905 г. редакционная комиссия, «желая порвать связь с обнищавшим духовно прежним органом», постановила издавать новый журнал. С нач. 1907 по июль 1908 г. вместо «Е. е. в.» в увеличенном формате выходил «Енисейский церковный вестник» с подзаголовком «Еженедельный церковно-общественный журнал», в нем помимо церковных проблем поднимались политические. Первые 3 номера редактировал свящ. Петр Никольский, после него временно исполняли должность редактора священники Варсонофий Захаров (№ 4-15, 26-52 за 1907, № 1-29 за 1908) и Илия Фокин (впосл. обновленческий архиепископ Сталинградский) (№ 16-25 за 1907). Однако очередной епархиальный съезд в 1908 г. признал, что «самая попытка сделать журнал политическим органом… была очень неудачным явлением» и «за новой вывеской часто скрывалась прежняя скудость содержания». С авг. 1908 г. издание «Е. е. в.» возобновилось «со старым девизом: освещать… церковные вопросы в духе строгой беспартийности».

В официальном отделе помещались документы, имевшие общецерковное значение, а также распоряжения епархиального начальства, регулярно печатались извлечения из отчетов о состоянии епархии, журналы общеепархиальных съездов духовенства и епархиального училищного совета, списки священно- и церковнослужителей епархии, вакантных мест, лиц, присоединенных из иноверия, инославия или из старообрядчества, разрядные списки учащихся ДС (до открытия в 1895 Красноярской ДС приводились сведения по Томской ДС) и духовных уч-щ. В отличие от большинства др. епархиальных журналов в «Е. е. в.» некоторые офиц. ежегодные отчеты (о состоянии Красноярского епархиального жен. уч-ща, о миссионерской деятельности в епархии, о состоянии церковноприходских школ и школ грамотности) и справочные материалы («Личный состав служащих в Красноярской ДС» в 1899 и 1901) помещались в неофиц. отделе. После 1900 г. наиболее объемные офиц. документы печатались в качестве приложений с отдельной пагинацией, иногда вместо неофиц. отдела. Единственный назидательный текст, помещенный в офиц. отделе,- «Напоминание пастырям енисейской паствы о пастырских их обязанностях и наставление о том, как они должны исполнять оные свои обязанности» еп. Евфимия (Счастнева) (1901. № 2. С. 33-56).

В неофиц. отделе печатались проповеди, поучения и речи, среди местных проповедников можно выделить еп. Исаакия (1884-1885), еп. Александра (Богданова) (более 30 проповедей и речей за 1892-1894), еп. Акакия (Заклинского) (1894-1898), цензора «Е. е. в.» прот. Василия Касьянова (1884-1888), свящ. Никандра Соловьёва («Катехизические поучения о молитве Господней» (1886) и др.), протоиереев Михаила Солодчина и Михаила Лотоцкого. Большой краеведческий интерес представляют подробные описания поездок правящих архиереев по епархии, простиравшейся от границы с Китаем до Сев. Ледовитого океана: «Поездка преосвященного Тихона [Донебина-Троицкого] в Туруханский край для обозрения церквей» (1890-1891), «Поездка епископа Александра для обозрения церквей» (1893), «Обозрение церквей епископом Александром в 1893 г.» (1894), многочисленные статьи о просвещении «инородцев» Туруханского края (тунгусов, якутов, долган, ненцев). Помимо текущих миссионерских отчетов публиковались описания миссионерских поездок прошлых лет, напр.: «Путевой журнал священника-миссионера Михаила Суслова при поездке к озеру Ессей» (1884), «Поездка миссионера священника Суслова к устью реки Енисея» (1886. № 1), ст. «Миссионерская поездка Туруханского игумена Мисаила в 1788-1789 гг.» архим. Владимира (Петрова; впосл. архиепископ Казанский) (1887. № 2. С. 17-26; перепечатана из ж. «Христианское чтение»). Публиковались этнографические материалы, напр. цикл статей Н. Орфеева об обычаях хакасов Минусинского окр. (1885-1887), статьи свящ. Н. Путилова «Усинский край» (1885. № 1. С. 7-12; № 5. С. 72-75; № 16. С. 289-294; № 19/20. С. 328-332) и «Урянхаи или сойоты» (1886-1887).

Ряд статей посвящен истории епархии, ее монастырям, храмам, святыням, местным святым, в т. ч. «Краткие сведения об открытии Енисейской епархии» (1884. № 1) и «Кафедральный Богородице-Рождественский собор в Красноярске» (1884) прот. В. Касьянова, «Енисейский Иверский девичий монастырь» (1885. № 7. С. 120-126; № 14. С. 244-249; № 15. С. 267-275; № 18. С. 319-324) и «Кладбищенская Входо-Иерусалимская церковь в г. Енисейске» (1901. № 13. С. 293-299; № 14. С. 317-328) прот. Димитрия Евтихиева, «Нечто о Василии Мангазейском» свящ. Симеона Богоявленского (1908. № 7). Из многочисленных статей по истории местных школ и образования представляют интерес: «Енисейское духовное приходское училище (1820-1828)» (1885), «Материалы для истории просвещения в Туруханском крае» (1891. № 16. С. 241-245; № 17. С. 251-256; № 18/19. С. 287-291; 1892. № 3. С. 36-40; № 4/5. С. 47-80), статьи свящ. В. Захарова «Историческая справка по вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1895. № 9-24; 1896. № 1, 3-12; 1899. № 22-23) и «К вопросу о народном образовании в Енисейской губернии» (1901. № 18. С. 423-432; № 19. С. 446-453; № 23. С. 554-561). В 1915 г. появилась рубрика «Школьный листок». Множество мелких краеведческих публикаций собиралось под рубриками «Известия и заметки», «Местная хроника», «Архиерейские служения», «Хроника епархиальной жизни».

Помимо обзорной ст. «Енисейско-Красноярские архипастыри 1861-1896 гг.» архим. Никанора (Надеждина; впосл. епископ Олонецкий) (1896. № 23. С. 341-345) неск. статей было посвящено отдельным архипастырям, прежде всего еп. Никодиму (Казанцеву), напр. «Преосвященный Никодим, первый епископ Енисейский и Красноярский» М. Александрова (1888. № 20; 1889. № 5-7/8, 11-12, 16-17; 1890. № 1, 4, 7/8, 11, 13/14, 16/17; 1891. № 3-4, 8/9, 13/14, 18/19). А. С. Богданов частично опубликовал дневники еп. Никодима («Путешествие… из Красноярска в Туруханск и обратно, в 1862 г.» (1908. № 1-2, 4, 6, 8-10; 1909. № 1-3), «Путешествие… из Красноярска в Ачинский и Минусинский уезды и на Ангару, в 1863 г.» (1909. № 8. С. 40-44; № 9. С. 42-45; № 10. С. 56; № 11. С. 20-26; № 12. С. 31-38; № 13. С. 20-28; № 16. С. 25-28; № 17. С. 22-27; № 18. С. 35-39; № 19. С. 33-37), «Путешествие… по Ангаре и севером Канского округа» (1909. № 21-24), «Путешествие… из Казани в Красноярск, после назначения» (1911. № 22. С. 18-22; № 23. С. 20-25; № 24. С. 19-24; 1912. № 1. С. 9-16; № 2. С. 31-40)) и его автобиографию (1912. № 10-15, 23-24; 1913. № 2-4, 6-8).

Из публикаций о старообрядчестве примечательны статьи «Как образовался раскол и на чем ныне стоит» (1894. № 10. С. 194-205; № 11. С. 222-225; № 12. С. 233-234; № 13. С. 241-245; № 14. С. 259-261; № 15/16. С. 269-276; № 17. С. 278-285; № 18. С. 294-296; № 20. С. 319-321; № 21. С. 335-338; № 22. С. 344-350; № 23. С. 361-366; № 24. С. 386-389; 1895. № 1. С. 1-7), «Записки енисейского епархиального противораскольнического миссионера» свящ. Иоанна Тихвинского (1897. № 1-2), воспоминания свящ. В. В. Каурова «Моя жизнь в расколе и обращение к Православной Церкви: Автобиография бывшего австрийско-окружнического священника с. Салбы» (1904. № 18. С. 502-508; № 20. С. 557-567; № 21. С. 573-583; № 23. С. 628-632), «Из дневника бывшего раскольника» И. В. Комарова (1915. № 14. С. 11-16; № 15. С. 11-17; № 16. С. 12-19). Также в «Е. е. в.» печатались статьи о рус. лит-ре (напр., «Религиозные произведения А. С. Пушкина, поэтическая переписка его с митрополитом Филаретом и христианская кончина» прот. Ф. Знаменского (1899. № 12. С. 319-327)), о Св. земле («Из дневника семинариста: (Экскурсия воспитанников Красноярской Духовной семинарии во Св. землю, летом 1908 г.)» Н. Уставщикова (1909. № 8. С. 35-40; № 9. С. 33-36; № 11. С. 27-35; № 17. С. 15-22; № 20. С. 25-32)).

После 1907 г. в журнале появились новые рубрики: «Обзор печати», «Библиография» (в № 2, 5-7, 9, 13 за 1909 Соболев опубликовал разбор кн. «Цель и смысл жизни» М. М. Тареева), «Отдел религиозно-нравственных чтений» (содержал перепечатки из лит. приложений к др. духовным журналам, литературно обработанные жития святых и т. п.), «Корреспонденции» (в 1909-1910 в этой рубрике печатались «Письма к соработникам на ниве Христовой» свящ. Владимира Кузьмина и др.), «Известия из церковно-общественной жизни», «Страничка трезвости». В предреволюционные годы объем журнала значительно увеличился, в «Е. е. в.» стали чаще печатать сочинения по богословию, библеистике, напр.: «Институт монашества в христианской церкви как внешняя форма жизненного воплощения христианской идеи самоограничения» П. Фаворитова (1915. № 7. С. 18-22; № 9. С. 14-18), «Характеристика апостола Петра» Соболева (1915. № 9. С. 22-33; № 10. С. 26-37; № 11. С. 24-34; № 12. С. 28-40), «Евангельское учение о Царстве Божьем» В. Лисицына (1915. № 12. С. 20-27; № 13/14. С. 49-57; № 16. С. 20-28; № 18. С. 28-32).

В 1917 г. вышло 9 номеров журнала под заглавием «Официальные известия по Енисейской епархии». В 1918-1919 гг. значение продолжавших издаваться «Е. е. в.» вышло далеко за пределы епархии, журнал являлся одним из немногих источников, из к-рых можно было получить сведения о церковной жизни в Сибири и на др. территориях, освобожденных от власти большевиков в годы гражданской войны. В это время вышли статьи «Томское церковное совещание и отношение к нему церковного и светского общества» И. В. Фигуровского (1919. № 1/2. С. 1-7), «Итоги Сибирского поместного Собора» (1919. № 3. С. 32-34), «По вопросу о проведении в жизнь приходского устава, выработанного Всероссийским Поместным Собором» (1919. № 3. С. 48-55). Было опубликовано множество свидетельств о начавшихся по другую сторону фронта гонениях на Церковь, о новомучениках Енисейской епархии - жертвах революционеров, в т. ч.: «Подробности об убийстве в с. Каратузе священника о. Михаила Щербакова» (1919. № 3), «Мученическая кончина о. Димитрия Неровецкого» (1919. № 7).

В качестве приложения к «Е. е. в.» издавались брошюры: «Опыт наставления выпускным воспитанникам учительских семинарий» И. Т. Савенкова (1892), «Сборник вопросов по учебно-воспитательной практике в начальном училище» (1893), «Общественная молитва и христианские храмы» свящ. И. Фокина (1905), журналы епархиальных съездов духовенства (с 1901), отчеты Енисейского комитета Православного миссионерского общества, отдельные проповеди и обращения, листки, в т. ч. «Проповеднический листок» (1914. № 7-12) и т. д.

В 90-х гг. в Красноярской епархии вновь стали выходить церковные периодические издания. Помимо общеепархиальных газет «Красноярский благовестник» (1991-1993) и «Православное слово Сибири» (с 2001), «Журнала Красноярско-Енисейской епархии» свои издания имеют некоторые благочиния и приходы.

Лит.: Лазарев Д. Н. Оглавление статей, помещенных в «Енисейских ЕВ» за 1884-1895 гг. Красноярск, 1896; Фигуровский И. В. 25-летие «Енисейских ЕВ» // Енисейские ЕВ. 1909. № 3. С. 12-16; Рункевич С. Г. «Енисейские ЕВ» // ПБЭ. Т. 5. Стб. 441-442; Андреев. Христианская периодика. № 215, 216, 560.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы церковные Периодические издания Русская Православная Церковь. Духовное просвещение «Енисейские епархиальные ведомости», официальное издание Енисейской и Красноярской епархии, выходившее с февр. 1884 по 1906 г. и с авг. 1908 по 1919 г. в Красноярске 2 раза в месяц
См.также:
«ВЕСТНИК ВОЕННОГО И МОРСКОГО ДУХОВЕНСТВА» до 1910 «Вестник военного духовенства»
ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
«ВЛАДИМИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом в 1864 г. по ходатайству еп. Владимирского свт. Феофана Затворника
«ВОЛЫНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, разрешенный указом Святейшего Синода 16 дек. 1866 г.
«ВЯТСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, был разрешен к изданию Синодом 17 июля 1862 г.
«ГОЛОС ПРАВОСЛАВИЯ» ежемесячный журнал, издававшийся в Берлине Германской епархией Московской Патриархии в 1952-1954 гг. на рус. языке
«ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» журнал, издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде