[греч. ῞Ελενος], свт. (пам. 23 нояб.), еп. Тарсийский (ок. 250 - ок. 270). Сведения о Е. содержатся в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского. Со ссылкой на послание свт. Дионисия Великого, еп. Александрийского, к сщмч. Корнилию, еп. Римскому (251-253), Евсевий пишет, что Е. вместе с Фирмилианом, еп. Кесарии Каппадокийской, и Феоктистом, еп. Кесарии Палестинской, приглашал Дионисия на Собор в Антиохии для противодействия новацианской схизме (Euseb. Hist. eccl. VI 46. 3). В др. послании, к сщмч. Стефану I, еп. Римскому (254-257), Дионисий Александрийский сообщает о разрыве литургического общения с Е., в связи с тем что он, как и Фирмилиан, перекрещивал кающихся еретиков, приходящих в Церковь (Ibid. VII 5. 4). Это послание написано после 254 г., когда по данному вопросу начался спор между Стефаном I и сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским. Сщмч. Киприан также был сторонником перекрещивания еретиков, в то время как Стефан I считал, что для принятия бывш. еретиков в Церковь достаточен обряд возложения рук. Е. входит в число первых вост. епископов (наряду с еп. Фирмилианом и со сщмч. Григорием Чудотворцем, еп. Неокесарийским), выступивших против ереси Павла Самосатского (динамическое монархианство) на Соборе в 264 г. (Ibid. VII 28. 1). Имя Е. стоит на 1-м месте в послании участников следующего Собора против Павла Самосатского (268) к св. Дионисию, еп. Римскому (259-268) (Ibid. VII 29. 2). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) под 23 нояб. значится память Е. без сказания о нем. В стишных синаксарях Е. посвящены 2 стиха, как и в слав. стишном Прологе, где он именуется Еллением («Святый Тарсийский Еллений, жрец небесный, / Дерзостно восходи душевно даже и до воздухов»).