[лат. Evurtius, Evortius; франц. Euverte] (IV в.), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. г. Аврелиан (ныне Орлеан, Франция). О жизни Е. достоверных сведений не сохранилось. В исторической традиции его отождествляют с еп. Эортием (Eortius), подпись к-рого стоит под актами Собора 374 г. в Валенции (ныне Валанс). Е. упоминается в Житии свт. Аниана, составленном ок. 500 г. (BHL, N 473), как его давний предшественник на кафедре. Согласно Житию, Е., «как считается» (visus est), воздвиг просторный кафедральный собор. Вероятно, составитель Жития не имел точных сведений о святителе, и его рассказ основан на устной традиции. Имя Е. присутствует в галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима (кон. VI в.) как епископа и «исповедника» (Aurelianis Evorti episcopi et confessoris). Однако упоминания о почитании Е. отсутствуют у свт. Григория Турского.
Почитание Е. фиксируется в 1-й пол. IX в., при епископах Теодульфе (797-821) и Ионе (ок. 822-843). В это время появились 2 Жития Е. В одном, составленном субдиак. Луцифером при еп. Ионе, Е. представлен как современник имп. св. Константина I Великого. Повествование начинается с рассказа о смерти еп. Дезиниана. Во время избрания нового епископа едва не вспыхнула междоусобная борьба. Во избежание кровопролития префект Аврелиана Профорий собрал галльских епископов и попросил указать достойного кандидата. В это время в город из Рима прибыл субдиак. Е., к-рый направлялся к варварам для выкупа захваченных в плен родственников. Услышав о происходящих событиях, он пришел в церковь, где заседали епископы. По молитве собравшихся в храм влетела голубка, к-рая села на голову Е. и т. о. указала на буд. епископа. Тот отказался от рукоположения, после чего голубка села на него еще 2 раза. Е. смирился и принял рукоположение. Во время строительства кафедрального собора был обнаружен клад, к-рый Е. отослал имп. Константину. Император не принял дара и велел употребить сокровище на строительство собора. Построенный храм был освящен в честь Св. Креста. После освящения посланные Е. люди привезли из Иерусалима частицы Честного Креста, а из Рима - реликвии апостолов Петра и Павла и св. мучеников. Во время совершения святителем литургии над головой Е. появилась сияющая длань, к-рая благословила Св. Дары. Под влиянием этого чуда мн. язычники приняли крещение. Святитель совершил ряд чудесных исцелений и спас город от пожара. Почувствовав приближение смерти, он назначил преемником пресв. Аниана, несмотря на сопротивление части клира и мирян. Е. был похоронен на земле префекта Тетрадия, к-рый построил над его могилой небольшую часовню (cella exigua).
Значительная часть сведений, изложенных в Житии, недостоверна. Так, Е. не был непосредственным предшественником свт. Аниана, к-рый занимал кафедру в сер. V в. Первые упоминания о посвящении аврелианского собора Св. Кресту относятся к 1-й пол. VIII в. Вероятно, в это время и был построен храм. Древний кафедральный собор предположительно имел иное посвящение и находился на месте совр. ц. св. Аниана (Сент-Эньян) (La Martinière. 1939).
В грамоте Карла Лысого (король Нейстрии в 832-843), составленной в 840-843 гг., упоминается о часовне (cella) над могилой Е. Гробница святителя названа в числе орлеанских святынь в соч. Эрмольда Нигелла († ок. 838) «Песнь в честь Цезаря Августа Людовика». Возможно, в IX в. у гробницы Е. возник мон-рь (упом. в 956). В 1145 г. в обители был введен устав августинских каноников. Ок. 1150 г. состоялось обретение мощей Е. В 1567 г. мон-рь был разорен гугенотами, мощи святителя скрыты насельниками. Впосл. монастырский храм был восстановлен, обитель передана регулярным каноникам (1636). В 1793 г. церковь была закрыта, заново освящена в 1857 г. В наст. время храм не действует, в бывш. монастырских строениях находится католич. лицей Св. Креста и св. Е. Во время реставрационных работ в храме были обретены мощи Е., скрытые во время религ. войн 2-й пол. XVI в., и торжественно перенесены в кафедральный собор (2003).