(IV в.?), сщмч. (пам. зап. 30 апр.), 1-й еп. г. Сантоны (ныне Сент, Франция). Наиболее раннее упоминание Е. содержится в соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников». По словам Григория, Е. был рукоположен во епископа и послан в Галлию сщмч. Климентом I, еп. Римским (кон. I в.). В г. Сантоны святой принял мученическую кончину от язычников. Из-за гонения на христиан на могиле Е. не возвели достойного монумента, и память о святом начала исчезать. Свт. Палладий, еп. Сантонский († между 596 и 614), заложил над могилой базилику. Во время строительства епископ созвал духовенство (аббатов) для открытия и перенесения мощей Е. 2 аббата раскопали могилу и заметили на черепе святого глубокий шрам. На следующую ночь Е. явился им в видении и рассказал о своей мученической кончине. Свт. Венанций Фортунат сообщил о том, что архиеп. Бурдигалы (ныне Бордо) Леонтий II (549-574) восстановил более раннее сооружение (aula), существовавшее на месте базилики кон. VI в. Восстановлению храма посвящен гимн свт. Венанция «О базилике св. Евтропия», в к-ром Е. назван 1-м епископом г. Сантоны (urbis Santonicae primus fuit iste sacerdos).
Время жизни Е. приблизительно определяется по перечню Сантонских епископов. Еп. Петр, 5-й после Е., принял участие в Аврелианском Соборе (511 - Les Canons des Conciles Mérovingiens / Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 88. (SC; 353)). Следов., Е. мог занимать кафедру в IV в. Это противоречит сведениям Григория Турского о том, что святой был послан в Галлию Римским еп. Климентом (кон. I в.), а также преданию о мученической кончине Е. от рук язычников. Однако не исключено, что это предание возникло только после открытия мощей святого.
Память Е. и сведения, повторяющие рассказ Григория Турского, содержатся в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.). В более ранних церковных календарях упоминания святого отсутствуют. В 1081 г. Вильгельм VIII, гр. Пуату, передал церковь Е. в Сенте монахам Клюнийской конгрегации, к-рые начали строительство нового храма в романском стиле (освящен Римским папой Урбаном II в 1096). В XII в. был составлен сборник чудес святого.
Житие Е. датируется около 1200 г. В предисловии, приписанном Римскому папе Каллисту II, сообщается, что Житие было составлено сщмч. Дионисием Ареопагитом на греч. языке и послано родителям Е. в Грецию. Текст написан от имени «Дионисия, предстоятеля франков» и начинается с послания к сщмч. Клименту. Согласно Житию, Е. был сыном персид. военачальника (admiraldus) Ксеркса и кор. Гуины, в юности получил греч. и «халдейское» образование. Путешествуя по Галилее, он прибыл ко двору царя Ирода, где услышал о чудесах Христа, и пожелал побеседовать с Ним, но отказался от этой мысли после запрета учителя Никанора. Помолившись, «по обычаю язычников», в Иерусалимском храме, Е. вернулся домой. По прошествии времени вместе с Никанором и начальником конницы Вуарадаком он отправился в Иерусалим, чтобы вознести хвалу Богу. В это время в Иерусалим прибыл Христос, Е. только при помощи ап. Филиппа увидел Христа в людской толпе и уверовал в Него. Узнав, что иудеи собираются казнить Его, Е. покинул Иерусалим, не желая быть свидетелем убийства. Через нек-рое время до него дошли известия о смерти и воскресении Спасителя, и он приказал казнить иудеев, живших в Вавилоне. Впосл. в Вавилон прибыли апостолы Симон и Фаддей, и Е. принял от них крещение. Когда все жители города обратились ко Христу, епископом Вавилона стал ученик апостолов Авдий, а Е. был назначен архидиаконом кафедры. Святой составил описание мученической кончины апостолов «на халдейском и греческом языках». Тайно покинув Вавилон, он отправился в Рим к ап. Петру и был направлен им для проповеди в Галлию. Е. прибыл в Сантоны и стал скорбеть о том, что столь прекрасный город коснеет в язычестве. Святой построил хижину на холме, где по ночам молился Богу, а днем проповедовал на улицах города. Потерпев неудачу, он вернулся в Рим, где принял епископский сан от сщмч. Климента и вновь отправился в Галлию вместе со св. Дионисием Ареопагитом. В г. Автиссиодур (ныне Осер) святые расстались, и Е. пошел в Сантоны. Ему удалось обратить ко Христу нек-рых жителей, в т. ч. Эустеллу, «дочь короля города». Узнав об этом, король изгнал дочь, но впосл. разрешил ей вернуться. После отказа Эустеллы он послал к Е. палачей, к-рые жестоко избили его, а затем зарубили топором. Принцесса умерла от горя, завещав похоронить себя рядом со святым. В базилике, построенной над могилой Е., совершались чудеса.
В средние века мон-рь Е. в Сенте входил в систему «паломнических церквей», расположенных по пути к гробнице ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Кор. Франции Людовик XI (1461-1483) оказывал покровительство обители, перестроил монастырскую церковь и составил молитву Е. для исцеления от водянки. В 1568 г. мон-рь был разорен гугенотами. Во время Французской революции 1789-1799 гг. обитель была закрыта, а в 1803 г. частично разрушена церковь. После возобновления богослужений под полом нижнего храма был обнаружен каменный саркофаг с надписью: «Eutropius» (1843). Обретенная часть мощей Е. хранится в алтаре верхнего храма. Святой почитается как покровитель г. Сент и еп-ства Ла-Рошель.