Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВТРОПИЙ
17, С. 355-356 опубликовано: 9 апреля 2013г.


ЕВТРОПИЙ

Гробница сщмч. Евтропия в крипте собора г. Сент
Гробница сщмч. Евтропия в крипте собора г. Сент

Гробница сщмч. Евтропия в крипте собора г. Сент
(IV в.?), сщмч. (пам. зап. 30 апр.), 1-й еп. г. Сантоны (ныне Сент, Франция). Наиболее раннее упоминание Е. содержится в соч. свт. Григория Турского «О славе мучеников». По словам Григория, Е. был рукоположен во епископа и послан в Галлию сщмч. Климентом I, еп. Римским (кон. I в.). В г. Сантоны святой принял мученическую кончину от язычников. Из-за гонения на христиан на могиле Е. не возвели достойного монумента, и память о святом начала исчезать. Свт. Палладий, еп. Сантонский († между 596 и 614), заложил над могилой базилику. Во время строительства епископ созвал духовенство (аббатов) для открытия и перенесения мощей Е. 2 аббата раскопали могилу и заметили на черепе святого глубокий шрам. На следующую ночь Е. явился им в видении и рассказал о своей мученической кончине. Свт. Венанций Фортунат сообщил о том, что архиеп. Бурдигалы (ныне Бордо) Леонтий II (549-574) восстановил более раннее сооружение (aula), существовавшее на месте базилики кон. VI в. Восстановлению храма посвящен гимн свт. Венанция «О базилике св. Евтропия», в к-ром Е. назван 1-м епископом г. Сантоны (urbis Santonicae primus fuit iste sacerdos).

Время жизни Е. приблизительно определяется по перечню Сантонских епископов. Еп. Петр, 5-й после Е., принял участие в Аврелианском Соборе (511 - Les Canons des Conciles Mérovingiens / Éd. J. Gaudemet, B. Basdevant. P., 1989. T. 1. P. 88. (SC; 353)). Следов., Е. мог занимать кафедру в IV в. Это противоречит сведениям Григория Турского о том, что святой был послан в Галлию Римским еп. Климентом (кон. I в.), а также преданию о мученической кончине Е. от рук язычников. Однако не исключено, что это предание возникло только после открытия мощей святого.

Память Е. и сведения, повторяющие рассказ Григория Турского, содержатся в Мартирологе Узуарда (кон. IX в.). В более ранних церковных календарях упоминания святого отсутствуют. В 1081 г. Вильгельм VIII, гр. Пуату, передал церковь Е. в Сенте монахам Клюнийской конгрегации, к-рые начали строительство нового храма в романском стиле (освящен Римским папой Урбаном II в 1096). В XII в. был составлен сборник чудес святого.

Житие Е. датируется около 1200 г. В предисловии, приписанном Римскому папе Каллисту II, сообщается, что Житие было составлено сщмч. Дионисием Ареопагитом на греч. языке и послано родителям Е. в Грецию. Текст написан от имени «Дионисия, предстоятеля франков» и начинается с послания к сщмч. Клименту. Согласно Житию, Е. был сыном персид. военачальника (admiraldus) Ксеркса и кор. Гуины, в юности получил греч. и «халдейское» образование. Путешествуя по Галилее, он прибыл ко двору царя Ирода, где услышал о чудесах Христа, и пожелал побеседовать с Ним, но отказался от этой мысли после запрета учителя Никанора. Помолившись, «по обычаю язычников», в Иерусалимском храме, Е. вернулся домой. По прошествии времени вместе с Никанором и начальником конницы Вуарадаком он отправился в Иерусалим, чтобы вознести хвалу Богу. В это время в Иерусалим прибыл Христос, Е. только при помощи ап. Филиппа увидел Христа в людской толпе и уверовал в Него. Узнав, что иудеи собираются казнить Его, Е. покинул Иерусалим, не желая быть свидетелем убийства. Через нек-рое время до него дошли известия о смерти и воскресении Спасителя, и он приказал казнить иудеев, живших в Вавилоне. Впосл. в Вавилон прибыли апостолы Симон и Фаддей, и Е. принял от них крещение. Когда все жители города обратились ко Христу, епископом Вавилона стал ученик апостолов Авдий, а Е. был назначен архидиаконом кафедры. Святой составил описание мученической кончины апостолов «на халдейском и греческом языках». Тайно покинув Вавилон, он отправился в Рим к ап. Петру и был направлен им для проповеди в Галлию. Е. прибыл в Сантоны и стал скорбеть о том, что столь прекрасный город коснеет в язычестве. Святой построил хижину на холме, где по ночам молился Богу, а днем проповедовал на улицах города. Потерпев неудачу, он вернулся в Рим, где принял епископский сан от сщмч. Климента и вновь отправился в Галлию вместе со св. Дионисием Ареопагитом. В г. Автиссиодур (ныне Осер) святые расстались, и Е. пошел в Сантоны. Ему удалось обратить ко Христу нек-рых жителей, в т. ч. Эустеллу, «дочь короля города». Узнав об этом, король изгнал дочь, но впосл. разрешил ей вернуться. После отказа Эустеллы он послал к Е. палачей, к-рые жестоко избили его, а затем зарубили топором. Принцесса умерла от горя, завещав похоронить себя рядом со святым. В базилике, построенной над могилой Е., совершались чудеса.

В средние века мон-рь Е. в Сенте входил в систему «паломнических церквей», расположенных по пути к гробнице ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (Испания). Кор. Франции Людовик XI (1461-1483) оказывал покровительство обители, перестроил монастырскую церковь и составил молитву Е. для исцеления от водянки. В 1568 г. мон-рь был разорен гугенотами. Во время Французской революции 1789-1799 гг. обитель была закрыта, а в 1803 г. частично разрушена церковь. После возобновления богослужений под полом нижнего храма был обнаружен каменный саркофаг с надписью: «Eutropius» (1843). Обретенная часть мощей Е. хранится в алтаре верхнего храма. Святой почитается как покровитель г. Сент и еп-ства Ла-Рошель.

Ист.: BHL, N 2784-2788; Greg. Turon. Glor. martyr. 55 // MGH. Scr. Mer. T. 1/2. P. 526; Venant. Fort. Carm. I 13: De basilica S. Eutropis // MGH. AA. T. 4/1. P. 15; ActaSS. Apr. T. 3. Col. 733-744; Passio S. Eutropii // Archives historiques de la Saintonge et de l'Aunis. Saintes; P., 1875. Vol. 2. P. 253-264; Le Codex de St.-Jacques de Compostelle: Liber de miraculis S. Jacobi / Éd. F. Fita, J. Vinson. P., 1882. P. 35-43; Vie de S. Eutrope par un Père de la Compagnie de Jésus / Éd. L. Audiat. Saintes, 1877.
Лит.: Audiat L. S. Eutrope et son prieuré. P., 1877; idem. S. Eutrope, premier évêque de Saintes, dans l'histoire, la légende et l'archéologie. P., 1887; Duchesne. Fastes. Vol. 2. P. 72, 138; Barthe É. Mission apostolique de S. Eutrope: Étude critique sur les textes de S. Grégoire de Tours et de S. Fortunat. La Rochelle, 19212; Depoin J. Histoire des évêques de Saintes. P., 1921; Delehaye. Origines. P. 347-348; Gaiffier B., de. Les sources de la Passion de S. Eutrope de Saintes dans le «Liber S. Jacobi» // AnBoll. 1951. Vol. 69. P. 57-66; Houssain J. Eutropio // BiblSS. Vol. 5. Col. 345-347; Viard P. Palladio // Ibid. Vol. 10. Col. 59-60; Liber S. Jacobi: Codex Calixtinus / Ed. A. Moralejo, C. Torres, J. Feo. Santiago de Compostela, 2004.
А. К.
Ключевые слова:
Епископы Римско-католической Церкви Святые Римско-католической Церкви Священномученики Римско-католической Церкви Епископы Древней Церкви (I в. — 1054 г.) Евтропий (IV в.?), 1-й епископ г. Сантоны (ныне Сент, Франция), священномученик (пам. зап. 30 апр.)
См.также:
АВГУЛ (нач.VI в.?), еп. Британский, сщмч. (пам. зап. 7 февр.)
АВЗОНИЙ (III в.), еп. Ангулемский, сщмч. (пам. зап. 22 мая)
АВКСИЛИЙ († 483), еп. Фрежюса, сщмч. (пам. зап. 26 янв.)
АВРЕЙ († ок. 450 или 460), еп. Майнцский, сщмч. (пам. зап. 16 июня)
АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер
АДЪЮТОР (V в.), сщмч. Африканский (пам. зап. 1 сент.)
ВАЛЕНТИН († ок. 273), еп. Интерамнский, сщмч. (пам. 30 июля, пам. зап. 14 февр.)
ВЕНАНЦИЙ (III в.), еп., сщмч. (пам. зап. 1 апр.)
ВИГИЛИЙ († 405), сщмч. (пам. зап. 26 июня)
ВОЛЬФРЕД († 1029), один из просветителей Швеции, сщмч. (пам. зап. 18 янв.)