[лат. Eutropius] († ок. 494), свт. (пам. зап. 27 мая), еп. г. Аравсион (ныне Оранж, Франция). Житие Е. на рубеже V и VI вв. по просьбе некоего еп. Стефана составил Вер. В Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) составитель Жития также назван епископом. Согласно позднейшей средневек. традиции, зафиксированной у Петра Наталиса, Вер - преемник Е. на епископской кафедре (Petr. Natal. CatSS. V 57). В Житии Е. сказано, что он был родом из Массилии (ныне Марсель) и принадлежал к местной знати. Рано овдовев, он по совету местного еп. Евстасия (Евстахия) стал клириком и был рукоположен во диакона. Е. обратился к подвигам монашеской аскезы, умерщвляя плоть постом, трудами и ночными молитвенными бдениями. В это время Е. было 2 видения, знаменовавшие прощение всех его предшествующих грехов.
На кафедре Аравcиона Е. (избран до 463) стал преемником еп. Юста. Согласно Житию, святитель хотел уклониться от этой чести, считая себя недостойным, а также не желая ехать в город, постоянно подвергавшийся нападениям вестготов. Однако некий подвижник Апр (традиционно отождествляется с одноименным подвижником из Вьенны, уроженцем обл. Арверния (ист. обл. Овернь, Франция) - Sidon. Apol. Ep. IV 21; V 14) посоветовал Е. согласиться на избрание. Среди посланий свт. Сидония Аполлинария сохранилось дружеское письмо, адресованное Е., к-рое датируется началом епископского служения Сидония (Idem. Ep. 6. 6). Он послал письмо, пользуясь благоприятными обстоятельствами: вестготы прекратили враждебные действия и путь между Арверном и Аравсионом оказался свободным. Подпись Е. стоит под петицией южногалльских епископов (463) против действий Вьеннского архиеп. Мамерта, к-рый пытался распространить юрисдикцию Вьенны на кафедры, входившие в состав митрополии Арелата (ныне Арль). Епископы требовали вернуть Арелатской кафедре привилегии, к-рых она лишилась после того, как Римский папа св. Лев I Великий назначил Вьеннского архиепископа митрополитом всей рим. пров. Вьенна. Е. присутствовал на Соборе в Арелате (между 470 и 475), где было осуждено учение пресв. Луцида Рейского о предопределении.
При жизни святитель прославился как чудотворец, изгонял бесов и исцелял различные болезни. Был погребен в пригородной базилике св. Иулиана Антиохийского, к-рая впосл. была освящена в честь Е. К VI в. относится стихотворная эпитафия, высеченная на крышке древнего саркофага святителя (обнаружена в 1801; в наст. время хранится в музее Кальве, Авиньон). В 1561 г. мощи Е. были сожжены гугенотами. По преданию, часть мощей осталась в серебряном реликварии, увезенном в г. Кондом. Реликварий был уничтожен протестантами, а св. мощи собраны местными католиками. В XVII в. глава Е. хранилась в базилике св. Сатурнина (Сен-Сернен) в Тулузе.
В XII в. была составлена проповедь, анонимный автор к-рой включил повествование о Е. в цикл провансальских легенд об ап. Трофиме и о святых Марфе и Марии, сестрах Лазаря, к-рые якобы проповедовали Евангелие в Юж. Галлии. Е., причисленный автором проповеди к 70 апостолам, вместе с Марфой и Марией прибыл в Юж. Галлию и проповедовал в Аравсионе, где стал 1-м епископом, а впоследствии участвовал в легендарном I Галльском Соборе под рук. св. Трофима. Это предание легло в основу службы (officium proprium) в честь Е. (Оранжский Бревиарий, кон. XV в.). В чтениях святитель назван греком из Антиохии. Петр Наталис для краткого пересказа сведений о Е. в «Каталоге святых» использовал Житие, составленное Вером. Он отождествил святителя с жившим за 50 лет до него церковным писателем пресв. Евтропием, о кото-ром сообщал Геннадий Массилийский (Gennad. Massil. De vir. illustr. 49). В галльской редакции Мартиролога блж. Иеронима память Е. не значится, впервые появляется у Флора Лионского (IX в.), затем в Мартирологах Адона Вьеннского, Узуарда и Ноткера Заики. Кард. Цезарь Бароний включил память святителя в Римский Мартиролог.