еп. Беритский (сер. V в.). Занимал кафедру Берита (ныне Бейрут, Ливан), первоначально находившуюся в подчинении у Тирского епископа. После 449 г. на Соборе в К-поле с согласия архиепископов Анатолия К-польского и Максима Антиохийского Е. добился для своей кафедры статуса митрополии в связи с разделением имп. Феодосием II пров. Финикия Приморская на 2 адм. единицы с центрами в Тире и Берите. В результате к Беритской митрополии присоединили еще 6 городов. Это решение не было признано Фотием, еп. Тирским, продолжавшим рукополагать в эти города епископов, к-рых Е. в свою очередь вновь низводил на степень пресвитеров. Вселенский IV Собор (451), разбиравший этот вопрос, вернул города в юрисдикцию еп. Фотия, но сохранил за Беритом статус автокефальной митрополии (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 101-110; ДВС. Т. 3. С. 35-41; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 301).
В ходе христологических споров Е. защищал учение свт. Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощенной». Выступая против Нестория, принял определения Вселенского III Собора (431), а с 435 по 447 г. был противником Ивы, еп. Эдесского, осуждение к-рого как несторианина поддержал в 448 г. Участвуя в «разбойничьем» Соборе в Эфесе (449) на стороне архим. Евтихия, Е. поддержал и низложение свт. Флавиана К-польского, за что свт. Лев I Великий, папа Римский, исключил его имя из диптихов. На IV Вселенском Соборе Е. занял примирительную позицию, отвергнув выражение «одна природа» и отозвав осуждение свт. Флавиана. Несмотря на это, представители императора сочли Е. и ряд др. архиереев виновными и предложили их низложить, однако все они, за исключением Диоскора, выразили согласие с Томосом папы Льва и были приняты Собором (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 195; T. 2. Vol. 1(2). P. 92, 109; ДВС. Т. 2. С. 219-220; Т. 3. С. 6, 22).
Из сочинений Е. сохранился фрагмент трактата против монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457-460). Этот факт опровергает свидетельство сиро-яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), к-рый сообщает, что Е. с честью принял в Берите сосланного патриарха Тимофея. Евагрий Схоластик (VI в.) цитирует в «Церковной истории» отрывок из несохранившегося послания Е. к некоему «епископу Иоанну и другому пресвитеру Иоанну», где, по-видимому, содержалось описание Халкидонского Собора. Е. также является адресатом одного из посланий Феодорита, еп. Кирского (Theodoret. Ep. 48).