[Вадамун; араб. ], мч. Египетский (пам. копт. 18 месоре (11 авг.)). Житие Е. находится в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.), но отсутствует в его версии на языке геэз. По всей видимости, оно относится к апокрифическому циклу, посвященному пребыванию Св. Семейства в Египте (см. в ст. Бегство в Египет).
Согласно Житию, однажды Е. в Фиваиде, в г. Эрмонт (Гермонтис, Армант), принимая у себя дома гостей, услышал от них, что в г. Шмун (Гермополь, Эль-Ашмунейн) прибыла Женщина с Младенцем, похожим на сына царя (сведения о пребывании Св. Семейства в г. Шмун содержатся также в др. местах Александрийского синаксаря и в греч. источниках (Sozom. Hist. eccl. V 21; Палладий. Лавсаик. 46)). Когда гости ушли, Е. тотчас отправился верхом в Шмун и, найдя Богомладенца, поклонился Ему. В ответ Иисус, назвав Е. по имени, объяснил причину его прихода и обещал всегда пребывать в его доме. Е. изъявил желание принять у себя Христа и быть Его вечным слугой. Иисус предсказал, что за то, что Е. приехал в Шмун, он претерпит смерть от идолопоклонников и войдет в Его вечное Царство, став 1-м мучеником в В. Египте. Поклонившись Христу, Е. вернулся домой, где весть о его поездке в Шмун действительно вызвала негодование язычников, и они убили его мечом.
Когда в Египте распространилось христианство, дом Е. стал церковью, посвященной Господу и Пресв. Богородице. Храм был назван аль-Джуюшана ( ), что, по мнению составителя синаксаря, означает «церковь Живого». Церковь еще существовала в то время, когда шла работа над синаксарем. В каталоге егип. храмов и мон-рей, известном под именем Абу Салиха (XIII в.), указывается ц. во имя Пресв. Девы Марии в Эрмонте, освященная в 1084-1085 гг., однако нет точных свидетельств о ее тождественности с храмом, упомянутым в Житии.