Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ЕВДЕМОН
17, С. 111-112 опубликовано: 11 февраля 2013г.


ЕВДЕМОН

[Вадамун; араб.  ], мч. Египетский (пам. копт. 18 месоре (11 авг.)). Житие Е. находится в арабо-яковитском Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.), но отсутствует в его версии на языке геэз. По всей видимости, оно относится к апокрифическому циклу, посвященному пребыванию Св. Семейства в Египте (см. в ст. Бегство в Египет).

Согласно Житию, однажды Е. в Фиваиде, в г. Эрмонт (Гермонтис, Армант), принимая у себя дома гостей, услышал от них, что в г. Шмун (Гермополь, Эль-Ашмунейн) прибыла Женщина с Младенцем, похожим на сына царя (сведения о пребывании Св. Семейства в г. Шмун содержатся также в др. местах Александрийского синаксаря и в греч. источниках (Sozom. Hist. eccl. V 21; Палладий. Лавсаик. 46)). Когда гости ушли, Е. тотчас отправился верхом в Шмун и, найдя Богомладенца, поклонился Ему. В ответ Иисус, назвав Е. по имени, объяснил причину его прихода и обещал всегда пребывать в его доме. Е. изъявил желание принять у себя Христа и быть Его вечным слугой. Иисус предсказал, что за то, что Е. приехал в Шмун, он претерпит смерть от идолопоклонников и войдет в Его вечное Царство, став 1-м мучеником в В. Египте. Поклонившись Христу, Е. вернулся домой, где весть о его поездке в Шмун действительно вызвала негодование язычников, и они убили его мечом.

Когда в Египте распространилось христианство, дом Е. стал церковью, посвященной Господу и Пресв. Богородице. Храм был назван аль-Джуюшана ( ), что, по мнению составителя синаксаря, означает «церковь Живого». Церковь еще существовала в то время, когда шла работа над синаксарем. В каталоге егип. храмов и мон-рей, известном под именем Абу Салиха (XIII в.), указывается ц. во имя Пресв. Девы Марии в Эрмонте, освященная в 1084-1085 гг., однако нет точных свидетельств о ее тождественности с храмом, упомянутым в Житии.

Ист.: The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbohring Countries, attributed to Abû-Sâlih the Armenian / Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 297; Le Synaxaire arabe jacobite / Éd. R. Basset. P., 1923. Turnhout, 1994r. Vol. 5. P. 332-335. (PO; T. 17. Fasc. 3. [N 84]); Synaxarium Alexandrinum / Ed., trad. J. Forget. Louvain, 1926. Vol. 2 [versio]. P. 267-268. (CSCO; 67. Ser. 3. Arab. 19); The Book of the Saints of the Ethiopian Church / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. T. 4. P. 1225-1228.
Лит.: Amélineau E. La géographie de l'Égypte à l'époque copte. P., 1893; Maspero J., Wiett G. Matériaux pour servir à la géographie de l'Égypte. P., 1919. (Mémoires de l'Inst. français d'archéologie orient. du Caire; 36); Delehaye H. Les martyrs d'Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 110; Sauget J.-M. Eudemone (Wa da mu n) // BiblSS. Vol. 5. Col. 143-144; Stewart R., Grossmann P. Armant // CoptE. Vol. 1. P. 233-234.
С. А. Моисеева
Ключевые слова:
Мученики Коптской Церкви Святые Коптской Церкви Евдемон, мученик Египетский (пам. копт. 18 месоре (11 авг.))
См.также:
АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.)
АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.)
АЗИРИАН И ЕПИМАХ мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.)
АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.)
АНУВИЙ (III в.), мч. Александрийский (пам. копт. 18 июля)
АПАТЕР (нач. IV в.), коптский мученик (пам. копт. 25 сент.)