Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОНГО
36, С. 581-585 опубликовано: 16 июля 2019г.


КОНГО

[Республика Конго; франц. Congo, La République du Congo], гос-во в Центр. Африке, расположенное в низовьях р. Конго. На юго-западе омывается Атлантическим океаном (протяженность береговой линии 169 км). На севере граничит с Камеруном и Центральноафриканской Республикой, на востоке и юге - с Демократической Республикой Конго, на юге - с Анголой (пров. Кабинда), на западе - с Габоном. Территория - 342 тыс. кв. км. Столица - Браззавиль (1,557 млн чел., по данным на 2012). Крупные города (на 2012): Пуэнт-Нуар (822,8 тыс. чел.), Лубомо (86,4 тыс. чел.), Нкайи (76,4 тыс. чел.) и др. Административно-территориальное деление: 10 областей (Буэнза, Куилу, Кювет, Зап. Кювет, Лекуму, Ликуала, Ниари, Плато, Пул, Санга) и 2 коммуны (Браззавиль и Пуэнт-Нуар). К.- член ООН (1960), АС (1963; до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), ВТО (1997). География К. расположено на правом берегу нижнего течения р. Конго, в области впадины Конго и обрамляющих ее поднятий, в зоне влажных тропических лесов. Рельеф имеет равнинно-плоскогорный характер, перепады высот достигают от 100 до 1 тыс. м над уровнем моря. На юго-западе, вдоль берега Атлантического океана, проходит узкая (40-50 км) полоса низменности; восточнее, параллельно берегу, тянутся горы Майомбе (высота до 930 м) и Хрустальные горы. Расположенная к востоку от них тектоническая впадина (Зап. Конго) характеризуется грядово-холмистым рельефом; наиболее пониженная ее часть (менее 200 м) - известняковая равнина с широким развитием карста. На северо-востоке впадина ограничена отрогами гор Шайю, на юго-востоке расположено плато Катаракт. Центральную часть К. (к северу от Браззавиля) занимает плато Батеке с холмистым рельефом, на котором выделяются отдельные плато (Мбе, Нго, Джамбала, Кукуя) высотой до 1040 м (гора Лекети - высшая точка К.). На северо-западе страны - цокольные равнины с островными горами (гора Набемба, 1 тыс. м). Весь северо-восток занимают плоские, заболоченные аллювиальные равнины впадины Конго. Климат жаркий и влажный, на севере - экваториального типа. Осадки здесь выпадают в большом количестве (1,5-2 тыс. мм в год). Юго-запад страны находится под влиянием влажного тропического климата. Сезон дождей длится 8 месяцев - с октября по май (малый сезон дождей - янв.-февр.), сухой сезон - с июня по сентябрь. В центральной части страны - субэкваториальный климат с более выраженным сухим сезоном, осадков выпадает до 1,2-1,3 тыс. мм в год. Среднемесячная температура составляет от 21 до 26°С. Речная сеть К. густая и многоводная. Восточная часть страны принадлежит бассейну р. Конго, западная - бассейну р. Куилу (в верхнем течении - Ниари). Река Конго и ее правые притоки - Убанги, Санга, Ликуала, Алима - судоходны; реки, текущие в Атлантический океан, порожисты и большей частью непригодны для судоходства.

Население

К., по данным на 2014 г., составляло 4,66 млн чел. Насчитывается 15 этнических групп и 77 подгрупп, 97% которых принадлежит к языковой семье банту. Наиболее многочисленные - конго (48%), мбоши (12%), теке (17%). Европейцы составляют ок. 3%. Офиц. язык - французский, из африкан. языков наиболее распространены лингала и киконго. Среднегодовой прирост населения в 2013 г. составил 2,86%. Рождаемость - 39,6 на 1 тыс. чел., смертность - 11 на 1 тыс. чел. Показатель фертильности - 5,5 ребенка приходятся на 1 женщину. Детская смертность составляет 72,45 на 1 тыс. новорожденных. Средняя продолжительность жизни - 55,6 года (мужчины - 54,27, женщины - 56,96 года). Средняя плотность населения - 12 чел. на кв. км. Население распределено по территории страны крайне неравномерно. Наиболее плотно заселен юг страны - долина реки Ниари и Атлантическое побережье - 10-40 чел. на кв. км. Наименьшая плотность населения на севере - ок. 1 чел. на кв. км. Городское население составляет 63,6%.

Государственное устройство

К.- унитарное гос-во. Конституция принята 20 янв. 2002 г. Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва - президент, избираемый всеобщим тайным голосованием сроком на 7 лет (с правом одного переизбрания). Президент является главой правительства и верховным главнокомандующим Вооруженными силами. Законодательная власть принадлежит 2-палатному парламенту. Нижняя палата - Национальное собрание состоит из 139 депутатов, избираемых путем всеобщих выборов на 6 лет. Верхняя палата - Сенат состоит из 72 депутатов и формируется путем косвенных выборов (по 6 сенаторов от региона). Срок полномочий Сената - 5 лет; его состав обновляется на 50% каждые 3 года. Высший исполнительный орган - правительство (Совет министров), формируемое и возглавляемое президентом. Согласно конституции, президент не может распустить парламент, а парламент не может сместить президента с его поста. Кроме того, парламент не вправе объявлять вотум недоверия правительству, а само правительство формируется президентом вне зависимости от парламентского большинства.

Религия

Ок. 48% населения - приверженцы традиц. религ. верований, ок. 33% - католики, ок. 17% - протестанты, ок. 2% - мусульмане.

Православие

Освящение места под строительство мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова близ Импфондо. Фотография. 2013 г.
Освящение места под строительство мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова близ Импфондо. Фотография. 2013 г.

Освящение места под строительство мон-ря во имя ап. Иоанна Богослова близ Импфондо. Фотография. 2013 г.
Первый правосл. проповедник - Ф. Чизибу - прибыл в Браззавиль из Лубумбаши (Заир, ныне Демократическая Республика Конго) в 1983 г. В 1985 г. митр. Аккры Ириней крестил 65 конголезцев. В 1991 г. власти К. официально признали правосл. общину. С 1995 г. территория К. входила в Центральноафриканскую митрополию Александрийской Православной Церкви. В 2007 г. состоялся первый офиц. визит патриарха Александрийского Феодора II в К. 7 окт. 2010 г. Свящ. Синод Александрийской Православной Церкви принял решение о создании Браззавильской и Габонской митрополии. В наст. время в К. насчитывается 8 приходов Александрийской Православной Церкви (3 в Пуэнт-Нуаре, по одному в Браззавиле, Лубомо, Нкайи, Импфондо, Луинги). На нач. XXI в. число православных не превышало 5 тыс. чел.

Римско-католическая Церковь

Базилика св. Анны в Браззавиле
Базилика св. Анны в Браззавиле

Базилика св. Анны в Браззавиле
Во 2-й пол. XIX в. в К. появились католич. миссии. В стране учреждено 1 архиеп-ство - Браззавиль (епископства-суффраганы: Гамбома, Долизи, Импфондо, Кинкала, Нкайи, Уэсо, Овандо, Пуэнт-Нуар). Католическая Церковь имеет свои духовные учебные заведения и с 1952 г. издает еженедельную воскресную газ. «La Semaine Africaine» (тираж 7,5 тыс. экз., кроме К. распространяется в др. франкоязычных гос-вах Экваториальной Африки). На нач. XXI в. в стране насчитывается ок. 1,5 млн католиков.

Протестантские церкви, деноминации и секты

На нач. XXI в. в К. насчитывалось ок. 763 тыс. протестантов. Первые протестант. миссии появились в нач. XX в. Крупнейшей протестант. организацией является Евангелическая Церковь Конго (221 община, ок. 310 тыс. чел.), основанная миссией Шведской Евангелической Церкви в 1909 г. и получившая автономию в июле 1961 г. Среди других протестант. деноминаций - Армия спасения (242 общины, ок. 63 тыс. чел.), пятидесятники (напр., Ассамблеи Бога, 500 общин, ок. 90 тыс. чел.; Церкви Бога, 170 общин, 35 тыс. чел., и др.), Новоапостольская церковь (90 общин, ок. 30 тыс. чел.) и др. Кимбангуизма придерживаются свыше 90 тыс. чел. (200 общин).

Ислам

исповедуют преимущественно выходцы из стран Зап. Африки, проживающие в Браззавиле и Пуэнт-Нуаре. На нач. XXI в. в К. насчитывалось ок. 89 тыс. мусульман.

Традиционные верования

в основном распространены среди бантуязычных народов: баконго, бавили, батеке, байомбе, бобанги, бакота, бабоши, мбоши и др. В системе традиционных верований центральное место занимают культ предков, фетишизм и анимизм.

Новые религиозные движения

представлены матсуанизмом, движением хаки и другими. Матсуанизм, возникший в 20-х гг. XX в. как национально-освободительное движение народов баконго и лари во главе с А. Б. Матсуа (ум. в 1942), после смерти лидера, объявленного мучеником, приобрел преимущественно религ. характер, соединив в себе католицизм и традиц. африкан. культы. Движение хаки основано в 30-х гг. XX в. членом амер. баптист. миссии Симоном Мпади, объявившим себя пророком.

Религиозное законодательство

В Конституции К. закреплено право граждан на свободу вероисповедания; любая дискриминация по религ. принципу преследуется по закону. Все религ. орг-ции подлежат обязательной регистрации в органах власти.

История

По археологическим данным, территория совр. К. была заселена еще в эпоху палеолита. Об этом свидетельствуют обнаруженные в галечных отложениях примитивные каменные орудия и наскальные изображения (на юго-западе от Киндамбы). Автохтонным населением К. считаются пигмеи, позже вытесненные народами негроидной расы, пришедшими с севера. Активные миграционные процессы I тыс. до Р. Х.- I тыс. по Р. Х., вызванные опустыниванием Сахары, привели к интенсивному заселению Экваториальной Африки народами банту.

Надпись Д. Кана на камне из г. Матади в королевстве Конго. 1482 г. Фотография. 1910 г.
Надпись Д. Кана на камне из г. Матади в королевстве Конго. 1482 г. Фотография. 1910 г.

Надпись Д. Кана на камне из г. Матади в королевстве Конго. 1482 г. Фотография. 1910 г.
В X-XIII вв. в бассейне р. Конго сложились 3 гос. образования: королевство Лоанго, гос-во Великое Макоко (именуется также Тио, Теке, Анзика) и гос-во К. В XV в. в результате возвышения К. к нему были присоединены гос-ва Нгойо и Каконго, расположенные к северу от устья р. Конго и вдоль побережья до р. Куилу-Ниари. Однако с сер. XVI в. началось постепенное ослабление государства, приведшее к его распаду.

В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Тогда же началась проповедь христианства среди местных жителей, к-рая на территории совр. К. не принесла заметных результатов. К. стало крупным центром работорговли: в XVI-XIX вв. из К. ок. 1,5 млн чел. были вывезены и проданы в рабство. К нач. XIX в. К. представляло собой небольшое княжество.

В 70-х гг. XIX в. в страну стали проникать французы. Первые франц. экспедиции во главе с А. Маршем, маркизом В. де Компьенем и П. Саворньяном де Бразза (итал. Брацца) в бассейн р. Конго в 1872-1878 гг. носили разведывательно-географический характер. Во время 2-й экспедиции (1879-1882) де Бразза заключил с правителем Макоко договор о строительстве франц. фактории, к-рый предусматривал переход значительной части правобережья р. Конго под контроль Франции. Договор о франц. протекторате над этими землями был ратифицирован франц. парламентом 30 нояб. 1882 г. По договору в бассейнах рек Конго и Куилу создали колонию Французское Конго, генеральным комиссаром к-рой стал де Бразза. В 1883 г. был заключен договор о протекторате с правителем королевства Лоанго, согласно которому устанавливался контроль Франции над частью побережья Атлантического океана. В 1903 г. в составе Французского Конго (с 1910 Французская Экваториальная Африка) были образованы колонии Габон и Ср. Конго.

Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г.
Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г.

Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г.
В 1883 г. Конгрегация Св. Духа организовала миссию для проповеди христианства в К. В 1886 г. на территории франц. К. был образован Апостольский викариат Французского Конго. После распространения проповеди в верховьях р. Конго в 1890 г. учрежден Апостольский викариат Убанги. В 1895 г. впервые конголезец был посвящен в духовный сан. Католич. миссионеры организовали 2 семинарии, к-рые до сер. 50-х гг. XX в. оставались единственными учебными заведениями, дававшими высшее образование в К.

Франц. колонизаторы столкнулись с ожесточенным сопротивлением местного населения. В сев. районах они смогли закрепиться только после 2-летних военных действий. Однако и впосл. им неоднократно приходилось подавлять восстания местного населения (в 1910, 1913, 1928). Для наведения порядка колониальные власти постоянно держали на территории К. значительные вооруженные силы.

В 1909 г. в стране появились первые протестанты - члены миссии Шведской Евангелической Церкви (в 1961 получила статус независимой Евангелической Церкви Конго). В 1935 г. в К. начали проповедовать представители Армии спасения.

В годы второй мировой войны (1939-1945) Французская Экваториальная Африка поддержала движение «Свободная Франция», возглавляемое Ш. де Голлем. В 1947 г. колония Ср. Конго получила статус заморской территории Франции, была учреждена выборная Территориальная ассамблея. В 40-50-х гг. XX в. развернулось движение за независимость К. 28 нояб. 1958 г. Ср. Конго получило статус самоуправляющейся республики в рамках Французского сообщества.

В 1955 г. учреждена Браззавильская архиепархия Римско-католической Церкви. В 1962 г. в сан епископа возведен первый конголезец. В 60-х гг. XX в. в К. появились первые пятидесятнические миссии.

Католич. собор апостолов Петра и Павла в Лубумбаши
Католич. собор апостолов Петра и Павла в Лубумбаши

Католич. собор апостолов Петра и Павла в Лубумбаши
15 авг. 1960 г. была провозглашена независимость К. Президентом стал бывш. католич. свящ. Ф. Юлу. Новое правительство проводило неоколониальную политику: подписало договоры с бывш. метрополией, фактически согласившись на ограничение своего суверенитета (на территории К. продолжали дислоцироваться франц. войска), и предоставило значительные льготы иностранным монополиям. В результате т. н. революции 3 дней (13-15 авг. 1963) оно было свергнуто. 15 авг. 1963 г. было сформировано временное правительство во главе с А. Массамбой-Деба, которое провозгласило курс на демократизацию и экономические реформы. Была организована партия Национальное движение в защиту революции. В дек. 1963 г. президентом К. был избран Массамба-Деба. На базе Национального движения в защиту революции в июле 1964 г. была сформирована массовая политическая партия Национальное революционное движение (НРД), выступавшая за некапиталистическое развитие страны. После принятия Национальным собранием закона о введении однопартийной системы (июль 1964) НРД стало единственной политической партией в стране. В том же году правительство приняло 5-летний план экономического развития и национализировало нек-рые иностранные компании. Католическая Церковь ассоциировалась у конголезцев с франц. колониальным правлением, поэтому после 1963 г. мн. влиятельные католич. деятели были вынуждены покинуть К. или уйти в подполье.

Установление Массамбой-Деба режима личной власти привело в авг.-сент. 1968 г. к антиправительственным выступлениям, в результате которых президент был вынужден уйти в отставку. 5 авг. 1968 г. в К. был сформирован Национальный совет революции (НСР, осуществлял власть до янв. 1970) во главе с М. Нгуаби, к-рый в янв. 1969 г. стал президентом К. Новое руководство объявило об избрании курса на социалистические преобразования.

В дек. 1969 г. на учредительном съезде Конголезской партии труда (КПТ) было провозглашено создание Народной Республики Конго и утверждена новая конституция страны, закрепившая главенствующую роль КПТ в государстве. Национальное собрание было упразднено, его функции переданы Центральному комитету КПТ.

После убийства в марте 1977 г. Нгуаби до февр. 1979 г. страной руководил Военный комитет КПТ. 8 февр. 1979 г. президентом К. стал Д. Сассу-Нгессо, в марте того же года он был избран председателем КПТ.

В февр. 1978 г. правительство запретило деятельность нескольких религ. орг-ций (Ассамблей Бога, свидетелей Иеговы, адвентистов, бахаистов и др.) и конфисковало их собственность. Разрешалась деятельность только католич. Церкви, Евангелической Церкви Конго, Армии спасения, Мусульманского комитета Конго, а также кимбангуистов и последователей церкви Зеферена Ласси. В кон. 70-х гг. началось возрождение католичества. Визит в К. папы Римского Иоанна Павла II в мае 1980 г. придал импульс развитию католицизма в стране. Понтифик всячески поддерживал «африканизацию» католич. Церкви в К.

В 1985-1987 гг. резко ухудшилось финансово-экономическое положение К. Сокращение доходов, вызванное падением цен на нефть, рост внешней задолженности, развитие инфляционных процессов и др. неблагоприятные факторы привели к снижению жизненного уровня населения. В стране прошли антиправительственные выступления. В этих условиях правительство К. было вынуждено пойти на проведение политических реформ. В 1990 г. на июльском пленуме ЦК КПТ высказался за введение в К. многопартийности и отказ от марксистско-ленинской идеологии при сохранении прежней цели - социалистически ориентированного развития. Внеочередной съезд КПТ (дек. 1990) принял новую программу демократизации общества. К лету 1990 г. было создано более 200 политических партий и ассоциаций.

25 февр.- 10 июня 1991 г. состоялась Общенациональная конференция политических сил К., к-рая одобрила Хартию национального единства, гарантировавшую равенство всем гражданам независимо от их этнической принадлежности и направленную на исключение трибалистских тенденций из политической жизни. На конференции были сформированы переходное правительство и временный парламент - Высший совет республики (147 чел.). Сассу-Нгессо остался главой гос-ва. Было принято новое название страны - Республика Конго (РК), восстановлен трехцветный флаг и утвержден национальный гимн, к-рые существовали до 1969 г.

На президентских выборах 1992 г. победу одержал П. Лиссуба. Отсутствие стабильного большинства в парламенте у одной из партий и безрезультатность попыток достичь политического компромисса в 1992/93 г. привели к обострению ситуации в К. Обвинив правительство в фальсификации результатов парламентских выборов (май 1993), представители оппозиции в кон. июня сформировали параллельные структуры власти. Политическое противостояние постепенно приобрело выраженный этнический характер: из районов Браззавиля, находившихся под контролем оппозиции, были изгнаны жители, принадлежавшие к этническим группам, оказавшим поддержку сторонникам Лиссубы. В сер. 1993 г. противоборствующие стороны стали создавать вооруженные формирования, численность к-рых к 1997 г. достигла 7,5-10 тыс. чел. В 1993-1994 гг. в ходе вооруженных столкновений погибли более 2 тыс. чел. Несмотря на многочисленные договоренности о прекращении огня и попытки урегулировать конфликт путем мирных переговоров и принятия компромиссных решений, военные действия приобрели затяжной характер.

15 окт. 1997 г. вооруженные отряды Сассу-Нгессо при поддержке ангольских войск захватили Браззавиль. 25 окт. Сассу-Нгессо объявил себя президентом К. Состоявшийся в янв. 1998 г. Форум по национальному примирению и единству (1421 делегат) определил 3-летний переходный период, к-рый должен был завершиться президентскими, парламентскими и местными выборами, утвердил президентскую форму правления в стране (продлив срок пребывания президента у власти до 7 лет и ликвидировав пост премьер-министра), избрал Национальный совет - парламент переходного периода, принял «Хартию единства и примирения», а также одобрил проект новой Конституции Республики Конго. 16 нояб. 1999 г. в Пуэнт-Нуаре было подписано соглашение о прекращении военных действий.

На президентских выборах в марте 2002 г. победил Сассу-Нгессо (переизбран в 2007), а на парламентских выборах (май-июнь того же года) - пропрезидентский блок партий «Объединенные демократические силы».

В марте 2003 г. было подписано окончательное мирное соглашение с представителями вооруженных отрядов, действовавших на юге страны, положившее конец столкновениям между правительственными войсками и силами сопротивления.

В нач. 10-х гг. XXI в. на территории К. созданы 3 новых диоцеза Римско-католической Церкви: Импфондо (2011), Долизи и Гамбома (оба в 2013).

Лит.: Youlou F. Le Matsouanisme. Brazzaville, 1947; Anderson E. Churches at the Grass-roots: Study in Congo-Brazzaville. L., 1968; Субботин В. А. Колонии Франции в 1870-1918 гг. М., 1973; Томановская О. С. Лоанго, Каконго и Нгойо: Ист.-этнîãð. очерк. М., 1980; Goma Foutou C. Histoire des civilisations du Congo. P., 1981; MacGaffey W. Modern Kongo Prophets: Religion in a Plural Society. Bloomington, 1983; Lissouba P. Congo: Les fruits de la passion partagée. P., 1997; Ndaki G. Crises, mutations et conflits politiques au Congo-Brazzaville. P., 1997; Sassou-Nguesso D. Le Manguier, le fleuve et la souris. P., 1997; Braathen E. Ethnicity Kills?: The Politics of War, Peace and Ethnicity in SubSaharan Africa. N. Y., 2000; Kouvibidila G.-J. Histoire du multipartisme au Congo-Brazzaville. P., 2000-2003. 3 vol.; Congo 2000: état des lieux / Ed. E. Etsio. P., 2001; Ethnicité, identités et citoyenneté en Afrique centrale. Yaoundé, 2002; Zika J.-R. Démocratisme et misère politique en Afrique: Le cas du Congo-Brazzaville. P., 2002; Stenström G. Les cultures africaines face à leur histoire: Des cas congolais illuminants. Falkoping, 2003; Le Congo-Brazzaville à l'aube du XXIe siècle: Plaidoyer pour l'avenir / Ed. M. Nkaya, Boussou G. et al. P., 2004; Gouemo R. Le Congo-Brazzaville: De l'état postcolonial à l'état multinational. P., 2004; M'Paka A. Démocratie et administration au Congo-Brazzaville. P., 2005; idem. Démocratie et vie politique au Congo-Brazzaville: Enjeux et recompositions politiques. P., 2007; Koula Y. Pétrole et violences au Congo-Brazzaville: Les suites de l'affaire Elf. P., 2006; Ndinga Mbo A. C. Savorgnan de Brazza, les frères Tréchot et les Ngala du Congo-Brazzaville (1878-1960). P., 2006; Ngodi E. Milicianisation et engagement politique au Congo-Brazzaville. P., 2006; Yengo P. La guerre civile du Congo-Brazzaville 1993-2002: «Chacun aura sa part». P., 2006; Виноградова Н. В. Республика Конго: Справ. М., 20072; Bobongo F. Congo-Brazzaville: Autopsie d'une crise politique cyclique. P., 2008; Gankama E. Congo-Brazzaville: La clameur démocratique des années 1990. P., 2008; Mabiala Ph. Congo-Brazzaville et son Église: Le défi et de la demission. Khartala, 2012.
Н. В. Виноградова