[Коломбо, Колон; лат. Columbus; итал. Colombo; испан. Colón] Христофор (Кристофоро, Кристобаль) (между 25.08. и кон. окт. 1451, Генуя - 20.05.1506, Вальядолид), мореплаватель, в 1492 г. открывший Америку. Отец К., Доменико Коломбо, занимался суконным ремеслом и торговлей. В юности К. получил опыт каботажных плаваний вдоль побережья Лигурии. Неизвестно, где он учился; свои познания в области геометрии, астрономии и географии он, видимо, получил самостоятельно. В 1470-1472 гг., вероятно, был корсаром на службе правителей Анжуйского дома. Ок. 1472-1473 гг. занимался торговлей на Средиземном м., посетил о-в Хиос. В 1476-1477 г. находился в Лиссабоне. В 1478-1479 гг. был агентом генуэзского дома Чентурионе, закупая сахар на Мадейре. Женился на Фелипе Мониш Перештрелу, португалке с итал. корнями, дочери Б. Перештрелу, капитана-донатария о-ва Порту-Санту из архипелага Мадейра. Родственники жены принадлежали к окружению португ. инфанта Генриха (Энрике) Мореплавателя, благодаря чему К. получил доступ к сведениям о португ. географических открытиях; на португ. судах он ходил по Атлантике от Англии до Гвинеи, неск. лет жил на о-ве Порту-Санту.
К кон. 1483 г. у К. оформился замысел достичь стран Востока зап. морским путем. План представлялся экономически выгодным, поскольку функционирование традиц. торговых путей, соединявших Европу со странами Востока, было затруднено в результате экспансии Османской империи. Исходя из достаточно распространенной в то время идеи шарообразности Земли, К. хотел доказать, что к западу от Европы находятся неизвестные европейцам населенные земли, к-рые в свою очередь связаны с уже известными европейцам странами Востока. Наряду с библейскими пророчествами и книжными источниками («Образ мира» французского богослова Пьера д'Айи, «Книга Марко Поло» и др.) на К. оказали влияние письма флорентийского ученого П. даль Поццо Тосканелли, к-рый считал, что самый короткий путь из Европы в Индию и Китай ведет не на восток, а на запад через Атлантику (оригиналы писем не сохр., их подлинность остается сомнительной). В своих расчетах К. произвольно комбинировал сведения из разных авторов (Марина Тирского, аль-Фергани) с домыслами и в результате сильно преуменьшил размеры земного шара и, напротив, преувеличил протяженность Евразии с запада на восток, так что морское пространство между западом Европы и ближайшими к ней землями на Востоке относилось у него к суше Евразии примерно как 1 к 6. Морской путь из Европы в Японию получился у К. почти в 4 раза короче, чем в действительности. К. планировал пересечь Атлантику на параллели Канарских о-вов, где ветры и течения наиболее благоприятствуют плаванию в зап. направлении. Будучи глубоко религиозен, в работе над проектом путешествия К. опирался на библейские пророчества и был уверен, что через океан его поведет Св. Троица (Pérez de Tudela y Bueso. 2010. Р. 224).
В кон. 1483 или в нач. 1484 г. К. предложил свой проект португ. кор. Жуану II, запросив для себя в случае успеха значительные привилегии. Расчеты К. вызвали возражения экспертов, и проект был отвергнут. В это время умерла его жена, и К. с малолетним сыном Диего в 1485 г. уехал в Кастилию (возможно, спасаясь от кредиторов). Там он нашел поддержку Антонио де Марчены, настоятеля францисканской обители Ла-Рабида (на территории совр. г. Палос-де-ла-Фронтера, близ Уэльвы, Андалусия), к-рый дал ему рекомендательные письма к своим знакомым при королевском дворе. 20 янв. 1486 г. К. получил аудиенцию у кор. Изабеллы I и кор. Фердинанда V (II) в Алькала-де-Энарес. С этого времени формально он находился под покровительством короны, ему выплачивалось небольшое денежное содержание. Была создана авторитетная комиссия для рассмотрения его проекта, к-рая после неск. заседаний отвергла проект К. (лето 1487). К этому времени он заручился поддержкой влиятельных лиц; среди них преобладали служители католической Церкви и люди, причастные к гос. финансам: кардинал и примас Испании Педро Гонсалес де Мендоса, исповедник королевы Эрнандо де Талавера, воспитатель наследного принца и буд. великий инквизитор Диего де Деса, Луис де ла Серда и де ла Вега, герц. Мединасели, финансист Луис де Сантанхель и др. В это же время у К. от связи с незнатной девушкой Беатрис Энрикес де Арана род. сын Фернандо (Эрнандо), впосл. знаменитый космограф и историк, автор биографии К.
Не будучи уверен в благоприятном решении своего дела в Испании, в февр. 1488 г. К. через брата Бартоломео (Бартоломе) предложил проект англ. кор. Генриху VII, но получил отказ; в 1489 г. переговоры велись при франц. дворе. В кон. 1488 г. К. побывал в Португалии и познакомился там с результатами плавания Бартоломеу Диаша, достигшего мыса Доброй Надежды на юге Африки. Фердинанд и Изабелла воздерживались от окончательного ответа, сомневаясь в осуществимости проекта и опасаясь спровоцировать конфликт с Португалией в условиях тяжелой войны с Гранадским эмиратом (1482-1492). Однако осенью 1491 г. К. нашел поддержку у Хуана Переса, настоятеля монастыря Ла-Рабида и исповедника кор. Изабеллы I. Считается, что именно Перес убедил королеву принять план К. 17 апр. 1492 г. был подписан договор (т. н. Капитуляция в Санта-Фе), по к-рому К. были пожалованы титулы и звания адмирала моря-океана, вице-короля и правителя всех земель, к-рые будут им открыты, 1/10 часть доходов, полученных с новых земель, и 1/8 часть прибылей от торговли, если К. такую же часть будет вносить в ее финансирование. 30 апр. К. были дарованы наследственное дворянство и право передачи по наследству званий вице-короля и правителя. В тот же день испан. монархи подписали верительную грамоту, адресованную великому хану.
Корабли экспедиции снаряжались в г. Палос (ныне Палос-де-ла-Фронтера). Ок. половины стоимости плавания оплатили из королевской казны, часть - городские власти Палоса, более 1/4 - сам К., к-рому ссудили деньги заинтересованные в проекте банкиры Сантанхель и Пинело (Пинелли). 3 авг. 1492 г. из Палоса под командованием К. вышли 3 корабля - «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта» с общим экипажем ок. 90 чел. Два из них были каравеллами, но флагманская «Санта-Мария» вопреки распространенному мнению была не каравеллой, а кораблем типа «нао». Благодаря подробному журналу, к-рый вел К. и к-рый сохранился в пересказе Б. де Лас Касаса, ход плавания хорошо известен. Задержавшись на Канарских о-вах для устранения неисправностей, флотилия в нач. сент. отплыла на запад в открытый океан. 12 окт. 1492 г. была открыта 1-я новая земля за океаном - один из Багамских о-вов, названный Сан-Сальвадором (индейское название - Гуанахани), затем были открыты еще неск. островов юж. части архипелага, а в кон. окт.-дек.- о-в Куба и о-в Гаити (К. назвал его Эспаньола). Будучи уверен, что открытые им земли находятся сравнительно недалеко от Индии, К. именовал их обитателей индейцами (indios). 21 нояб. капитан «Пинты» М. А. Пинсон со своим кораблем самовольно отделился от остальных, вероятно, надеясь сделать самостоятельные открытия и затмить славу К. В ночь на 25 дек. у берегов Эспаньолы затонула «Санта-Мария», и К., оставшись с 1 кораблем, принял решение о возвращении в Испанию. Большую часть экипажа ему пришлось оставить в спешно возведенной на Эспаньоле крепости Ла-Навидад. «Нинья», встретившись на обратном пути с «Пинтой», в марте 1493 г. вернулась в Испанию. К. был с почетом принят испан. монархами в Барселоне; ему подтвердили все привилегии. Чтобы закрепить за Испанией открытые земли (К. считал, что они находятся рядом с Японией и Китаем), был заключен Тордесильясский договор (1494) с Португалией, пересмотревший условия ранее действовавшего Алкасовашского договора (1479) и установивший в Атлантике новую разграничительную линию.
Вторая экспедиция К. (1493-1496) насчитывала 17 судов и более 1,5 тыс. чел. и предполагала уже не только поиски новых земель, но и начало колонизации. Плавание из Испании на Эспаньолу продолжалось с 25 сент. по 27 нояб. 1493 г., в ходе него К. открыл о-в Пуэрто-Рико и М. Антильские о-ва. Весной-осенью 1494 г. К. совершил плавание с Эспаньолы на запад, открыв Ямайку и обследовав южный берег Кубы. Затем К. жил на Эспаньоле, занимаясь делами управления. На о-ве начались волнения как индейцев, так и колонистов, недовольных трудностями жизни. Поскольку золота на Эспаньоле было немного, К. предложил компенсировать расходы на снаряжение экспедиции, продавая в рабство индейцев. Сначала согласившись с этим, Фердинанд и Изабелла вскоре изменили решение и запретили обращать в рабство индейцев Эспаньолы (хотя допускали это для каннибалов М. Антильских о-вов), К. и позже допускал возможность продажи индейцев в рабство. Отношения между К. и испан. «католическими королями» портились по мере того, как расходы на колонизацию возрастали, а сам К., претендуя на власть, был неспособен справиться с колонистами. Одной из причин конфликта являлось разное понимание характера колонизации новых земель: К., опираясь на средиземноморский опыт Генуи, считал ее основой торговые фактории, в то время как «католические короли» приняли модель земледельческой колонизации.
В ходе 3-й экспедиции, начавшейся в кон. мая 1498 г., были открыты о-в Тринидад, залив Пария (вода в нем была почти пресной) и земля к югу от него. К. сделал вывод, что в залив с юга впадает огромная река и, следов., это не остров, а континент (он предположил, что это - отдаленная часть Азии). Так были открыты устье р. Ориноко и часть побережья Юж. Америки. Описывая плавание в письме «католическим королям», К. уподобил форму земли не шару, а груше: вост. полушарие округлое, западное немного более вытянутое, близ его самой возвышенной части, расположенной рядом с заливом Пария, находится земной рай, к-рого он не достиг лишь потому, что без соизволения Божия смертным туда попасть не дано. Свое мнение К. подтвердил ссылками на труды Страбона, Исидора Севильского, Беды Достопочтенного и др. авторитетных авторов (см.: Путешествия Христофора Колумба. 1961. C. 391-396).
Колонисты на Эспаньоле, недовольные правлением К. и его брата Бартоломео, обращались к монархам с жалобами, подчеркивая бесполезность новооткрытых земель и плохое управление ими; К. получил презрительное прозвище «адмирала москитов» (almirante de los mosquitos). Поскольку он был не в силах навести порядок на Эспаньоле, монархи приняли решение отстранить его от власти. Прибывший туда представитель испан. короны Франсиско де Бобадилья арестовал К. и его братьев Бартоломео и Джакомо (Диего) и в кандалах отправил их в Испанию; их прибытие в Кадис 25 нояб. 1500 г. считается концом 3-й экспедиции. Хотя в Испании кандалы с К. сразу сняли, а монархи принесли ему извинения, обвинив Бобадилью в превышении полномочий, прежней власти ему не вернули. Пытаясь оправдаться и защитить свои права, К. составил «Книгу пророчеств» (Libro de las profecías) - свод извлечений из Библии, творений отцов Церкви и средневек. теологов, обосновав видение своих открытий как пролога обращения стран Востока в христианство, важнейшего события в деле спасения человечества и 1-го шага к освобождению Иерусалима от власти мусульман. В это время религиозность и уверенность К. в том, что он избран орудием Божия Промысла, укрепились. Он постоянно носил монашеское одеяние францисканцев. У К. вера в Божественный Промысел, чудесные предзнаменования и мессианизм соединялись с рационализмом человека эпохи Ренессанса, который умел производить строгие расчеты океанских маршрутов, интересовался законами природы, обладал талантом натуралиста, был прагматиком и честолюбцем и страстно хотел найти золото. Мистические настроения К. особенно усилились после 3-го плавания, повлекшего за собой арест, кандалы и утрату власти. Весной 1502 г. К., давно уже болевший (в частности, полиартритом) и опасавшийся, что не вернется из плавания, распорядился скопировать и нотариально заверить все полученные им королевские привилегии и пожалования. Он объединил их в «Книгу привилегий» (Libro de los privilegios) и передал ее близким друзьям, чтобы его потомки смогли защитить права на наследство.
В ходе 4-й экспедиции планировалось пройти от Кубы дальше на запад и достичь Востока. Считалась возможной встреча с португальцами в Юж. Азии; во избежание дипломатических осложнений К. получил рекомендательное письмо к португ. представителю в Индии. К. отплыл 11 мая 1502 г., в конце июля достиг территории совр. Гондураса, а затем последовал на восток и юг вдоль побережья Центр. Америки до берегов совр. Панамы. Уверенный, что находится близ Малакки и что до Индии остались считанные недели пути, К. так и не нашел пролива, к-рый бы вел на запад (его не существует), и 16 апр. 1503 г. был вынужден повернуть корабли назад. На обратном пути из-за необходимости ремонта кораблей ему пришлось провести на Ямайке год, и в Испанию он вернулся 7 нояб.1504 г.
Последние полтора года жизни К. провел в хлопотах о восстановлении своих прав и привилегий, ранее частично у него отобранных. Умер в опале, хотя и не в бедности. Видимо, до конца своих дней был уверен, что открыл морской путь в страны Востока. Похоронен во францисканском монастыре в Вальядолиде, в 1509 г. его останки перенесли в картузианский мон-рь Санта-Мария-де-лас-Куэвас близ Севильи, а в нач. 40-х гг. XVI в.- в собор Санто-Доминго (Гаити). В 1795 г., после утраты испанцами Гаити, останки К. перевезли в Гавану, а когда Испания в 1898 г. потеряла и Кубу,- в кафедральный собор Севильи, где они покоятся и в наст. время. По одной из версий, в 1795 г. кости К. были перепутаны с останками одного из его родственников, также покоившимися в семейной усыпальнице, и потому остались на Эспаньоле.