пригородное дворцовое село, загородная резиденция московских князей и рус. царей, тесно связанная с развитием Российского гос-ва и Русской Православной Церкви; исторически сложившаяся зона на юго-востоке совр. Москвы. Район К. с 1-й пол. I тыс. до Р. Х. был заселен земледельческими племенами; их укрепленный поселок, известный как Дьяково городище, просуществовал ок. тысячелетия - до VI-VII вв.; слав. селища появились в XI-XIII вв. Точное время оформления великокняжеского села К. с его приселком Дьяково не установлено. В духовных грамотах (1336, 1339) московского кн. Иоанна Даниловича Калиты К. названо селом; в актах XIV-XV вв. устойчиво упоминается как часть великокняжеского хозяйства. До нач. XVI в. К. не выделялось среди др. великокняжеских дворов. 8 сент. 1527 г. вел. кн. Василий III впервые останавливался в К. во время похода против войск царевича Ислам-Гирея I. Кроме того, источники сообщают о приезде в К. вел. кн. Василия III 3 сент. 1532 г. в связи с освящением Вознесения Господня церкви в Коломенском. С этого момента Московские вел. князья начинают проводить в К. много времени.
С превращением К. в XVI в. в офиц. царскую резиденцию связана постройка 2 каменных церквей: храма-колокольни во имя вмч. Георгия Победоносца (предположительно изначально посвящена арх. Гавриилу) при ц. в честь Вознесения Господня, на месте древнего сельского кладбища, и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове (60-70-е гг. XVI в.). Строительство 3 каменных храмов в течение XVI в. в дворцовом селе, даже с учетом формирования в нем царской резиденции, крайне редкое явление. Загородный двор Московских вел. князей окончательно превратился в их парадную резиденцию и оставался ей до нач. XIX в. и даже позднее.
Царь Иоанн IV Грозный охотно бывал в К.: справлял именины, проводил летние месяцы, иногда принимал послов и купцов. Из К. он отправился в поход на Казань (1552) и в «поход» с казной и вооруженной свитой (3 дек. 1564), останавливался здесь на 2 недели перед началом опричнины; сюда послал царицу Анастасию во время пожара Москвы (1560); здесь назначал воевод, отбывавших к «берегу» (1570), сюда приехал из Москвы, подожженной крымским ханом Девлет-Гиреем (1572).
К. постоянно упоминается также как ставка, пункт сбора войск и обороны: здесь стояли армия крымского хана Казы-Гирея и вышедшие против него рус. полки (1591). Летом 1601 г. Лжедмитрий I, подойдя к Москве, построил в К. небольшое укрепление. Казаки И. И. Болотникова в дек. 1606 г. укрепили К., окружив его острогом из обледенелых возов. Сюда летом 1610 г. подступал Лжедмитрий II.
После Смутного времени К. почти на 2 десятилетия исчезло из политической истории и служило хозяйственным владением. Однако с кон. 30-х гг. XVII в. цари династии Романовых возобновили посещения К. К осени 1640 г. в К. на новом месте строятся царские хоромы, каменная ограда, службы Государева двора (Кормовой двор), деревянный дворец (в основном 70-80-е гг. XVII в.). Для частных богослужений царской семьи ставят домашнюю ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этой церкви в 1651 г. патриарх Иосиф дал 3 антиминса: на престолы в честь Казанской иконы Божией Матери, свт. Аверкия Иерапольского и вмч. Димитрия Солунского. В 1653 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери и ц. в честь Вознесения Господня уравняли в статусе. С 30-х гг. XVII в. источники упоминают имена клира (поп Никита, попы Михайло Афанасьев, Гаврило Михайлов, Артемий и Давыд Мартыновы, диак. Демид Мартынов, пономари Федоско Алексеев и Гришко Фёдоров, просвирница Анна Петрова), говорится об их земельных владениях, где стояли дворы прижившихся бобылей. С причта в патриаршую казну до 1650 г. брали дань по числу приходских дворов (к сер. XVII в. в К. считалось «крестьян и бобылей 52 двора»), четям церковной земли и сенных покосов, но после 30-летней переписки, к 1680 г., выяснилось, что земля Церкви «взята в государеву десятинную пашню, а попы с причетники живут на руге». Т. о., в XVIII в. приходская жизнь сосредоточилась вокруг церкви с. Дьякова, а церкви К. сохраняли исключительно дворцовый статус.
Цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич особенно любили К., ценили художественное оформление двора. В К. постоянно работали строители, художники и др. мастера. Царь Феодор Алексеевич посещал К. чаще др. сел, любил праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, когда на Москве-реке готовили «Иорданную сень». Царские «коломенские походы» следовали церковному календарю и порядку церковных служб. Жизнь в К. была скромнее и свободнее, чем в Кремле, царь был доступнее для семьи и ближнего круга.
Со 2-й пол. XVII в. К. не только место летнего отдыха, но и своего рода «летний Кремль». Здесь царь принимал послов, представлял ко двору высших офицеров (особенно иностранцев), проводил воинские смотры. Дворцовая усадьба также выполняла функции царской приемной: местное духовенство и земские дьячки, имевшие доступ во дворец, помогали составлять, писать и подавать челобитные, давали приют ходокам. «Походы» царя в К. в сопровождении думных и ближних людей были особой процедурой, в которой участвовали «походные» стольники и стряпчие, допущенные к руке государя московские чины подавали челобитные; следовали назначения и награждения. Именно поэтому в XVII в. К. не раз становилось ареной социальной борьбы. В июне 1648 г., во время Соляного бунта, в церквах К. солдаты хранили деньги и оружие, в дни Медного бунта (1662) в К. явились москвичи требовать от царя изменений в денежной политике, но были рассеяны войсками.
К. играло важную роль в начале правления царя Петра Алексеевича: он рос и подолгу жил в К. На окрестных полях разворачивались его потешные полки, проводились маневры, на реке появились первые корабли. Даже после начала строительства С.-Петербурга царь Петр Алексеевич не оставил забот о родительском дворце. В 1722 г. он отдал распоряжение укрепить его, в 1724 г. обновили дворцовый фундамент. Преемницы Петра также посещали К. Особенно полюбила К. имп. Екатерина II. После разборки старого дворца (по распоряжению 1767) она приказала возвести новый, в духе классицизма. Он находился над рекой с сев. стороны от ц. в честь Вознесения Господня. В эпоху имп. Александра I дворец отстроили заново на прежнем месте (в 1825 по проекту архит. Е. Д. Тюрина; сохр. Дворцовый павильон).
В XIX в. К. постепенно превратилось в район сельскохозяйственного производства для быстро растущей Москвы (фрукты, ягоды и овощи поставляли в город в промышленном масштабе).
В XVIII в. зародилось, а в XIX в. быстро развивалось представление о К. как о колыбели Московского царства и Российской империи, складывались легенды, свойственные эпохе романтизма: рассказы о дубовой роще кн. Димитрия Донского, о троне царя Василия III, о «столбе для челобитных» царя Алексея Михайловича, о рождении в К. Петра I, о составлении имп. Екатериной II «Наказа» для комиссии об Уложении, о дереве имп. Александра I, о «библиотеке Ивана Грозного» и др.
Архитектурные постройки начали реставрировать, последний большой проект перестройки дворцов составлен в эпоху имп. Николая I. С реставрацией и исследованием церквей и дворцовых построек К. связаны имена рус. ученых и архитекторов И. Е. Забелина, Тюрина, Б. Н. Засыпкина, П. Д. Барановского, Г. П. Гольца, Н. Н. Свешникова, М. А. Ильина.
Новый этап в истории К. наступил после 1917 г. В 1923 г. Барановский организовал в К. музей, превратившийся в архитектурный заповедник. Здесь сохранялись еще стоявшие памятники, в К. свозили детали из разрушенных храмов Москвы и др. городов: напр., белокаменные рельефы ц. свт. Николая «Большой Крест», Сухаревой башни, Львиных ворот в Кремле, каменные и целые деревянные постройки (Медоварня, XVII в., из бывш. с. Преображенского, Моховая башня Сумского острога, XVII в., «Домик» Петра I, XVIII в., из-под Архангельска). Барановский заложил основу коллекции икон с изображениями рус. городов, храмов и мон-рей. В К. сложилось большое, сопоставимое с коллекцией ГИМ собрание церковных древностей, элементов архитектурных строительных конструкций и церковного декора. В XX в. в К. работали художник-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры И. Ф. Барщевский, коллекционер и главный хранитель музея В. Е. Суздалев.
С кон. 80-х гг. XX в. и особенно с организацией на базе К. общегородского музейного объединения в 2005 г. (Московский гос. объединенный музей-заповедник) возможности музейной, реставрационной и проч. деятельности возросли. В нач. XXI в. прошла реставрация памятников К.: церкви Вознесения Господня, комплекса Передних ворот, Дворцового павильона, колокольни и ц. вмч. Георгия Победоносца. С 80-х гг. XX в. на территории К. ведутся археологические исследования. В зоне с. Дьякова в 2010 г. проведена историко-художественная реконструкция деревянного дворца царя Алексея Михайловича вместе с интерьерами. С 80-х гг. XX в. в музее издается непериодический научный сб. «Коломенское: Материалы и исследования», разнообразная просветительская и научно-популярная лит-ра.
В К. восстановлена церковная жизнь. В обоих храмах XVI в. (ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Дьякове и ц. в честь Вознесения Господня), закрытых в 20-х гг. XX в., но сохранявшихся в качестве памятников старины, возобновилось богослужение. РПЦ возвращена трапезная ц. вмч. Георгия Победоносца, в к-рой освящен алтарь (древнейшая часть сохр. музейные функции). Церковь в честь Вознесения Господня (с 1994 памятник архитектуры ЮНЕСКО) получила статус Патриаршего подворья. Богослужение в ц. Казанской иконы Божией Матери (1649-1653) в советское время не прекращалось.
Колокольня была построена ок. сер. XVI в., возможно на месте звонницы перед юж. крыльцом ц. Вознесения Господня. В 1640 г. на нее был повешен благовестный колокол, отлитый мастером Даниилом Матвеевым. Ее переоборудование и освящение в ней престола во имя вмч. Георгия Победоносца произошли в 1678 г., в нач. 40-х гг. XIX в. нек-рые каменные и деревянные стены разобрали частично с фундаментами, с запада пристроили кирпичную трапезную, внутри нижнего яруса столпа был устроен свод. Под рук. Барановского с 20-х гг. XX в. были разобраны поздние пристройки, после реставрации 1966-1967 гг. храм приобрел древний облик. В плане колокольня представляет собой круглую 2-ярусную башню, перекрытую купольным сводом и увенчанную малой главкой, в декоре варьируются большой и малый ордеры, круглые формы кокошников разного размера.
с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и свт. Аверкия Иерапольского была выстроена на месте обветшавшей деревянной церкви того же посвящения и соединялась с дворцовыми покоями переходом, разобранным, как и дворец, в 1767 г. Двухсветный четверик храма увенчан пятиглавием, световым является лишь барабан центральной главы. Приделы, примыкающие к северу и югу, имеют вид четвериков, перекрытых декоративными главками; они включены в пространство 2-го этажа галереи вокруг четверика, в зап. части к-рой устроены лестницы со всходами, юж. крыльцо украшено рундуком, северное - колокольней. Кирпичная декорация фасадов выполнена в стиле московского узорочья сер. XVII в. с использованием многопрофильных элементов. Интересна пространственная композиция внутри храма: его алтарь, наос и трапезная почти равны по площади, что усиливает эффект центричности, а обилие света в пространстве наоса составляет контраст с затемненной трапезной. В 2 столпах, поддерживающих арки и своды церкви, были устроены ниши для размещения тронов царя и царицы, деревянных царских мест, к-рые в 1870 г. стояли у зап. стены храма. От иконостаса посл. четв. XVII в. уцелели царские врата и большая часть икон; верхние ярусы - XVIII в.; иконостас в сев. приделе - 1-й четв. XIX в., в юж. приделе - кон. XIX в. Храм был расписан, видимо, после постройки; в 1684 г. по указу царевны Софии Алексеевны для осмотра и поновления «стенного письма» сюда был послан царский изограф Ф. Зубов (см. в ст. Зубовы). В храме сохранилась первоначальная вымостка полов квадратными железными плитами производства тульских заводов.
впервые была отнесена к XVI в. И. М. Снегирёвым. Уточнить датировку помогло сопоставление памятника, его пространственно-планировочной структуры и стилистических особенностей с произведениями архитектуры сер.- 2-й пол. XVI в., предпринятое А. Л. Баталовым, к-рый показал, что храм был построен в 60-70-х гг. и представляет собой произведение рус. мастеров «по мотивам» собора Покрова Пресв. Богородицы на Рву (св. Василия Блаженного). До постройки каменного храма на его месте существовала деревянная церковь, что подтверждается использованием в кладке основания храма и его пола могильных плит 30-х гг. XVI в. Церковь принадлежит к типу столпообразных. К центральному 8-гранному столпу высотой 34,5 м примыкают объемы 4 приделов, также 8-гранные, но они вдвое меньше по габаритам (высота каждого 17 м). Приделы соединены крытой обходной галереей, которая на зап. фасаде имеет 2 яруса и несет по центру открытую звонницу. Вост. приделы примыкают к центральному одной из граней и слегка сдвинуты на восток т. о., что оказываются на одной линии с апсидой главного придела. Благодаря этому с востока храм выглядит 3-апсидным, с пониженной центральной апсидой и гранеными высокими боковыми. Зап. приделы в отличие от восточных оторваны от основного объема: между ними и угловыми гранями центрального столпа образованы узкие проходы. Необычно для рус. архитектуры оформлена верхняя часть храма. Огромный барабан окружают 8 коротких 3/4-ных колонн, между ними помещены узкие окна; колонны напоминают апсидиолы. Переход от основания к завершению столпов оформлен неск. рядами кокошников-фронтонов (в приделах) и более сложным сочетанием полукруглых и треугольных кокошников (в центральном столпе). Основными элементами композиции фасадов церкви являются мотивы, типичные для русского зодчества XVI в., однако они отличаются упрощенностью деталей: копьеобразных наличников окон, порталов из 2 пилястр, поддерживающих карниз с треугольными фронтонами. Порталы центрального столпа более сложны и лучше проработаны. Зап. фасад, на к-рый выходят 3 портала (уникальный для древнерус. храмов случай) с ломаными линиями вимпергов над ними, отдаленно напоминает главные фасады европ. соборов. Хотя использованные в архитектуре церкви элементы по отдельности распространены, художественный образ храма в целом не имеет прямых аналогов и отличается крайним геометризмом, доходящей до вычурности усложненностью композиции и обилием архитектурных деталей, не оставляющих места для плоскости стены и напоминающих в этом отношении позднеготические здания.
Храм имеет сложный состав престолов. Ранние упоминания о 6 престолах и посвящении главного из них «Усекновению Чесныя Главы Ивана Предотечи» содержатся в Ладанных книгах 7093 (1585) г. Посвящения придельных престолов известны по упоминаниям в Ладанных книгах 1-й трети XVII в., фиксирующих выдачу ладана на их освящение, видимо, после большого обновления всех приделов при Михаиле Феодоровиче и в начале царствования Алексея Михайловича. Кроме основного, центрального объема храм имел изначально 2 придельных восточных (Зачатия св. Иоанна Предтечи - южный; Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы - северный), 2 придельных западных (ап. Фомы - южный; свт. Петра - северный); один придел - на 2-м ярусе зап. галереи - равноапостольных Константина и Елены. К 1722 г. престолы некоторых приделов были переосвящены: вместо придела ап. Фомы появился придел 12 апостолов, вместо придела свт. Петра - престол 3 святителей Московских (вероятная дата переосвящения - 23 марта 1695, когда по указу патриарха в церковь было дано 2 антиминса).
Храм подвергся значительным переделкам в XIX в. В 1820 г. в сев.-вост. приделе и сев. галерее был устроен теплый храм, галерея расширена в сев. направлении; вероятно, были растесаны окна и обрублена большая часть наличников, устроен деревянный оштукатуренный потолок. Эти работы привели к тому, что древний цоколь по всей вост. части был заменен кирпичной кладкой, значительная часть древнего фасада оказалась закрыта; уничтожены закомары, соответствовавшие сводам палаток на хорах (в одной из них находился придел равноапостольных Константина и Елены), переделаны окна в столпах. Научная реставрация храма началась в 20-х гг. ХХ в. и продолжалась до 1964 г.
В архитектурный ансамбль К. также входят: Водовзводная башня 2-й пол. XVII в., кирпичное 2-ярусное сооружение на южной границе дворцовой усадьбы; Передние ворота (1672-1673), 3-ярусное сооружение с арочным проездом, галереями-гульбищами и шатром, перед ними были поставлены фигуры «рыкающих» львов, судя по сведениям о ремонтах внутреннего механизма, он был изготовлен иноземцем часовых дел мастером Оружейной палаты П. Высоцким (работал до 1761); Приказные палаты, одноэтажное сооружение на одной линии с Передними воротами, расширенное в 1-й пол. XVIII в. пристройкой со стороны Москвы-реки и отреставрированное после 1925-1930 гг.; Сытный дворец и Полковничьи палаты - с юго-востока, некогда на углу Государева двора; Задние (Спасские) ворота 70-х гг. XVII в.; Дворцовый павильон от деревянного на каменном основании дворца имп. Александра I (1825, архит. Тюрин, снесен в 1873, отреставрирован в 1970-1971).