Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
36, С. 250-254 опубликовано: 12 июля 2019г.


Содержание

КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь)
Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь)

Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь)
(празднование 21 февр.), прославилась чудесами в 1881 г. в имении графов Капнистов Козельщина Кобелякского у. Полтавской губ. (ныне пос. Козельщина Козельщинского р-на Полтавской обл., Украина). Чудотворные свойства К. и. сразу получили широкую известность, о чудесах оставлены свидетельства мн. очевидцев, но точных сведений о происхождении иконы нет. Существует 2 версии ранней истории образа, обе носят легендарный характер. Наиболее известна версия, восходящая к фамильному преданию графов Капнистов, которым в XIX в. принадлежала икона. Из записей гр. В. И. Капниста (внук поэта и драматурга В. В. Капниста) следует, что ранее образ был святыней одной из фрейлин «Государыни». Фрейлина происходила «из какого-то итальянского рода» и была обвенчана в С.-Петербурге «по желанию Государыни» с запорожским казаком полковым писарем Сиромахой, который числился начальником штаба у наказного гетмана П. Л. Полуботка (Сказание. 1999. С. 98). Эта милость была оказана казаку за то, что он не поддержал стремление Полуботка к расширению самоуправления Малороссии. Казаку был также дарован участок земли в Запорожье «между реками Ингулом и Вербовой», куда он отбыл с молодой супругой, взявшей с собой икону. Упоминаемые исторические реалии позволяют предположить, что данные события могли происходить с 1723 (призвание Полуботка имп. Петром I в С.-Петербург) до 1761 г. (конец правления имп. Елизаветы, возможно, она названа в тексте «Государыней»). Упоминание итал. рода фрейлины стало одним из оснований для того, чтобы связать икону с Италией. Наследство Сиромахи перешло по жен. линии к его внуку П. И. Козельскому († 1879), полковнику, отставному лейб-гвардии Гродненского Гусарского полка, владельцу имения Козельщина. От него же стала известна другая версия возникновения иконы. Ее услышал в 1863 или 1864 г. дворянин В. Ган (в 1909 письменно изложил первой игумении Козельщанского мон-ря Агнии - Архив игум. Козельщанского мон-ря Феофании (Зоновой (Зон)), Троицкая Симеонова обитель милосердия, пос. Саракташ Оренбургской обл.; опубл.: Предание о Козельщанской иконе Божией Матери / Подгот.: И. Земскова // Правосл. духовный вестн. Оренбург, 2012. № 1/2 (61/62). С. 110-113). Козельский сообщил, что икону в 10-х гг. XIX в. ему прислала из Херсонской губ. в Козельщину мать Прасковья Дмитриевна (урожд. Сиромаха), вышедшая замуж за казака Козельца. Вручил фамильную драгоценность доверенный его матери Омелька. Он же передал историю иконы, в к-рой ее обретение было связано с событиями, отстоящими от времени жизни казака Сиромахи на столетие,- со знаменательной для запорожского казачества операцией 1624 г. на Босфоре. Легендарный характер рассказа Омельки о набеге казаков на К-поль (подожгли город с 8 сторон, освободили христиан, завладели изрядной добычей и т. п.) подчеркивает и эпизод, как «один из запорожских реестровых казаков, ворвавшись вместе с другими в... Софиевский собор, рубя и убивая молившихся там турок, в пылу свалки нечаянно рукою наткнулся на висевшую на стенке... икону и, завладев ею, представил… в числе прочей отбитой у турок добычи» (Там же. С. 113). Тем не менее в русско-тур. военной кампании среди казаков, отличившихся в сражениях и представленных к повышению звания в 1790 г., упоминается имя секунд-майора Дмитрия Сиромахи (Сб. ист. мат-лов по истории Кубанского казачьего войска / Изд.: И. И. Дмитренко. СПб., 1896. Т. 2. С. 42-45). Др. сведения В. Гана также ошибочны. Так, он указывает, что икона и имение Козельщина были отданы в приданое старшей дочери Козельского, вышедшей замуж за гр. В. И. Капниста. Однако супругой гр. Капниста была Софья Михайловна Остроградская, дочь видного математика, академика С.-Петербургской АН. В сер.- кон. 50-х гг. XIX в. имение Козельщина, расположенное недалеко от родового села Остроградских, отошло ей по дарственной от Козельского (Сказание. 1999.С. 97).

Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь)
Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь)

Козельщанская икона Божией Матери (Козельщинский Рождества Богородицы мон-рь)
В семье Капнистов икона явила свое первое чудо исцеления. Старшая графская дочь Мария училась в Полтавском ин-те благородных девиц. В марте 1880 г., на Масляной неделе, семья получила весть о недомогании девицы, которая подвернула ногу. Харьковские доктора диагностировали вывих и дали соответствующие предписания. Однако улучшение не наступило, и спустя полтора месяца у Марии искривилась др. нога. Больную отправили на лечение на Кавказ, затем в Москву на консультацию к врачам, наконец, приняли решение показать парижскому проф. Ж. М. Шарко. Ожидая приезда профессора в Москву, графиня с дочерью отправилась в свое имение в Малороссию. 21 февр. 1881 г. граф вызвал их телеграммой обратно в связи с приездом Шарко. Начались приготовления к отъезду в Москву. О дальнейших событиях сохранились свидетельства самой Марии Владимировны (по мужу Армашевской), к-рые она в 1920 г., незадолго до своей кончины, сообщила прот. А. П. Введенскому: «Мама... приносит мне образ Божией Матери и говорит: «...вот наш фамильный образ. И в нашей семье живет такое предание: если кто из больных приложится к образу и почистит его, тот обязательно выздоровеет». Я образ… взяла и полотенцем отерла его и, усмотревшись в лик Божией Матери, стала молиться: «Пречистая Богомати! Я - калека. Мне горькая жизнь уготована. Возьми меня к Себе или восстави от одра болезни». В один миг сильная боль, появившаяся в позвоночнике, заставила меня закричать и лишила меня сознания. Все сбежались на мой крик. Я вскоре очнулась и почувствовала, что ко мне вернулась способность владеть ногами» (Письмо прот. А. П. Введенского мон. Антонии (Н. М. Желтовской). 1953 г.; Жук, Сердюк. 2004. С. 7-10; Электр. ресурс: www.vvedensky.com/razd_103). По приезде в Москву Марию осмотрели прежде лечившие ее доктора, а также проф. Шарко, все констатировали факт исцеления, отказавшись объяснить его с научной т. зр. (копии медицинских документов стали приложением к Сказанию: Сказание. 1999. С. 100-103. Прил.). В письме сестре гр. Капнист сообщил, что «религиозная Москва, заслышав о чуде от святой иконы» моментально отозвалась желанием «поклониться святыне», буквально засыпав просьбами об этом семью, поселившуюся в гостинице «Лоскутная» (находилась на пересечении улиц Охотный Ряд и Тверской). По благословению Алексия (Лаврова-Платонова), еп. Дмитровского, викария Московской епархии, в нач. марта 1881 г. икона была выставлена для поклонения в храме, куда приходили «тысячи молящихся… толпы давили друг друга за клочок ваты от иконы или за каплю святой воды» (Там же. С. 15). Были зафиксированы первые случаи исцеления. Происшедшее сильно повлияло на религ. чувства графа и его семьи.

По возвращении Капнистов в имение Козельщина из-за притока народа, желавшего увидеть икону, хранить образ дома стало невозможно. По благословению архиеп. Полтавского и Переяславского Иоанна (Петина) в саду имения гр. Капнист построил временную часовню, куда 23 апр. 1881 г. была перенесена икона. Службу перед ней, чередуясь, совершали 2 священника. 21 мая того же года гр. Капнист получил 1-е заверенное подписями письмо о чуде от иконы: мещанин М. К. Миргородский из селения Солоница Кременчугского у. сообщал об исцелении от падучей своего 10-летнего сына. Неск. подобных писем было получено только в течение июня. 4 июля в Козельщину прибыла комиссия для исследования чудес от иконы. Отчет о результатах дознания был отправлен на рассмотрение епархиального начальства (Сказание. 1999. С. 21-27). Всего с июня 1881 по июнь 1889 г. было отмечено 48 письменно заверенных случаев исцеления от К. и. Значительные денежные пожертвования сделали возможной скорую постройку храма. Закладка первого камня ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы была совершена 8 сент. 1881 г., спустя год освятили храм. Однако икона была перенесена из часовни в храм (находился почти в полукилометре от имения) только 3-4 июня 1886 г., после учреждения указом Синода при Богородице-Рождественском храме общины. Впосл. община была возведена в степень нештатного общежительного Козельщинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря (Указ Синода от 31 окт. 1890).

После закрытия мон-ря в 1929 г. К. и., к-рую хранили в специальном сейфе в нише, игум. Олимпиаде II (Вербецкой или Вербицкой) удалось тайно вынести из храма и спрятать в монастырском скиту Обиток близ с. Потоки на берегу р. Псёл (в 28 км от Козельщины). До 1932 г. образ находился в скиту, затем сохранялся сестрами обители в частном доме в Кобеляках, там К. и. пребывала и в период, когда сестрам представилась возможность вернуться в обитель (1941-1949). В послевоенное время до возобновления мон-ря икона хранилась в Киеве на квартире, где жила мон. Агапита, затем мон. Анфиса. В конце февр. 1993 г. митр. Полтавский и Миргородский Филипп (Осадченко, в то время игумен), свящ. Петр Дурко, игум. Ираида (Кравцова) сопровождали К. и. из Киева в родную обитель. На пути следования иконы останавливались для поклонения верующих в Троицком и Успенском храмах в Кременчуге, в Никольском храме в Комсомольске Полтавской обл. В каждом храме соборно служили водосвятные молебны с чтением акафиста. Вечером 23 февр. 1993 г. икона прибыла в Козельщинский мон-рь.

К. и. написана маслом на доске небольшого формата (34,5×23,5 см; размер, указанный в Сказании - 8×6 вершков, т. е. 35,5×26,7 см). Первая серебряная массивная риза была возложена на икону, возможно, Прасковьей Козельской (Сказание. 1999. С. 98). В 1881 г., после исцеления Марии Капнист, для К. и. была изготовлена позолоченная с эмалью рамка (10×8 вершков, т. е. 44,4×35,5 см) в Москве у А. М. Постникова «в серебряном ряду на Никольской» ул. (в Никитниковом пер.?). После 1884 г., но до 90-х гг. XIX в. был изготовлен серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями и жемчугом, к-рый возлагали на икону в дни больших церковных праздников (Сказание. 1999. Примеч. 3. С. 19). Икона не исследовалась. Гипотеза об итал. происхождении К. и. охотно рассматривалась в публикациях с кон. XIX в. в связи с тем, что ее иконография и живопись напоминают «итальянских мадонн». В то же время деревянная основа, композиция, стилистические особенности иконы близки к исполнению Богородичных образов XVIII - нач. XIX в. В пользу поздней датировки свидетельствует ориентированная на академическую живопись светотеневая моделировка формы, в частности личного письма. Возможно, К. и. была создана по западноевроп. образцу местным мастером. Пресв. Богородица изображена сидящей, поколенно, левой рукой придерживает полулежащего у Нее на коленях Младенца Христа. В положении правой руки Божией Матери прочитывается молитвенный жест, в то же время Она едва прикасается кистью к правой ручке Сына, в которой Он держит крест (т. н. лат. формы, 4-конечный, на высоком основании), словно прикрывает Его. В позе Богомладенца художник сделал попытку передать детскую непосредственность: левая ручка откинута, в сложном ракурсе ножек отмечается намек на движение. Божия Матерь облачена в хитон и мафорий, украшенный 8-конечными звездами, свободными складками спадающий с головы (под ним просматривается плат), Младенец - в длинный хитон. В левом нижнем углу композиции видна часть стола, на нем небольшая чаша (на плоском основании) и ложечка - мотив кормления матерью своего дитя, приобретший на иконе знак выражения радости, которую Богородица принесла миру: «Радуйся, Чаше, черпающая радость!» (Акафист. Икос 11); на списках К. и. чаша изображается в виде потира, тем самым акцентируется тема жертвенного приношения. По-видимому, живопись иконы поновлялась, особенно светло-оливковый фон со светлыми контурами нимбов и традиц. надписями (« :  :» и « :  :»), что затрудняет ее датировку. Серебряный с позолотой и эмалью оклад был создан в Москве; голова Божией Матери увенчана короной из камней и украшена бисерным венком. В наст. время К. и. находится в киоте (изготовлен в 2005) в левом приделе храма Рождества Пресв. Богородицы. Перед ней совершается ежедневное чтение Акафиста (Служба и Акафист предположительно были составлены в кон. XIX - нач. XX в. в Красногорском Покровском жен. мон-ре), а по воскресным дням молебное пение. После возвращения в обитель К. и. вывозилась для молитвенного предстояния в Кременчуг и Комсомольск.

Козельщанская икона Божией Матери в ц.Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря
Козельщанская икона Божией Матери в ц.Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря

Козельщанская икона Божией Матери в ц.Рождества Пресвятой Богородицы Козельщинского мон-ря

Списки

Стремительный рост почитания К. и., к-рая после пребывания в Москве стала известной по всей России, обусловил появление мн. списков. В 1888 г., еще до возведения Козельщинской общины в мон-рь, была создана школа иконописания (существовала до закрытия мон-ря в 1929); не исключено, что нек-рые списки К. и. были монастырского письма. С Козельщинским мон-рем связан чтимый список, который при закрытии обители в 1949 г. был вывезен игум. Феофанией и насельницами в свт. Николая Чудотворца Лебединский женский монастырь. После закрытия Лебединского мон-ря в 60-х гг. XX в. монахини перевезли икону в Красногорский Покровский мон-рь близ Золотоноши (из этой обители вышла 1-я начальница общины, впосл. игумения Козельщинского мон-ря Олимпиада I (Дмитриева)); в наст. время икона пребывает в Покровском храме.

Распространению изображения К. и. способствовало его типографское тиражирование. Так, спустя 11 лет после прославления появилось литографическое воспроизведение иконы, достаточно точно передающее ее особенности: 21 февр. 1892 г. датировано разрешение С.-Петербургского духовного цензурного комитета на выпуск К. и., «приготовленных хромолитографским способом» на бумаге одесской типографией и хромолитографией Е. И. Фесенко. На изображении имеется отметка, что «издание принадлежит Рождество-Богородичному Козельщанскому женскому монастырю». К. и. вошла и в каталог хромолитографий за 1904/05 г. издания Ильинского скита Русского Свято-Пантелеимонова мон-ря на Афоне (отпечатаны на подворье мон-ря в Одессе; первое издание - 1898). Подобные оттиски наклеивали на доски и использовали в качестве икон.

Одной из самых почитаемых святынь гомельского Никольского монастыря в Белоруссии является список К. и., который был вручен архим. Антонию (Кузнецову; в 1994/95-2006 наместник Никольского монастыря) настоятельницей Козельщинской обители игум. Феофанией († 1968). В наст. время икона в серебряном позолоченном окладе, украшенном цветными эмалями и сканью (см.: ПЭ. Т. 12. С. 15), находится над царскими вратами Никольского храма и опускается для поклонения после богослужения. Еженедельно в среду перед иконой совершается акафистное пение.

Никольскому жен. мон-рю в с. Городок Ровненской обл. список К. и. был принесен в дар от Киево-Печерской лавры ее наместником митр. Вышгородским и Чернобыльским Павлом (Лебедем). День прибытия иконы в Городок (11 янв. 2000) стал для Николаевского мон-ря важным событием, по благословению архиеп. Ровненского и Острожского Варфоломея (Ващука) в этот день было установлено местное празднование К. и. В обители икона получила эпитет «Милосердная» по молитвенной надписи на окладе «Мати Божия Милосердная, спаси нас». В наст. время икона пребывает в монастырском храме прор. Илии в отдельно стоящем киоте.

Козельщанская икона Божией Матери в Успенском соборе в Хельсинки
Козельщанская икона Божией Матери в Успенском соборе в Хельсинки

Козельщанская икона Божией Матери в Успенском соборе в Хельсинки
В честь Козельщанской иконы Божией Матери построен храм в Донецке (6 окт. 2007 состоялась закладка, 6 марта 2013 - освящение). Там находится список кон. XIX - нач. XX в., переданный в 2005 г. в дар общине архим. Елисеем (Ивановым) (ныне архиепископ Изюмский и Купянский).

Список К. и. в Успенском соборе Хельсинки является одной из самых почитаемых икон Финляндии. История иконы связана с прав. Иоанном Кронштадтским. Так, семья Кравотинских из Выборга отправила к о. Иоанну свою старшую дочь с просьбой прибыть к ним, чтобы помочь неизлечимо больной младшей дочери Анне. О. Иоанн смог лишь заочно помолиться о больной и передать ей свое благословение - список К. и. Вскоре после появления в семье иконы и отслуженного перед ней молебна Анна выздоровела. Кравотинские сочли недостойным оставлять чудотворный образ у себя дома и передали его в ц. Успения Пресв. Богородицы на о-ве Сорвали (ныне в черте Выборга), мн. верующие приходили к иконе. Перед иконой служились молебны, прихожане носили икону в свои дома для молитвы; тогда же появилась шитая золотыми нитками риза и первые приклады - драгоценные пожертвования образу, из которых изготовили золотую раму. Традиция принесения прикладов к иконе продолжилась и на новом месте, после того как во время Великой Отечественной войны икона была перевезена в Хельсинки и помещена в Успенский собор. Маленькая по размерам икона покрыта шитой жемчужной ризой и вставлена в большой киот, вокруг нее размещены многочисленные приклады (кресты, медальоны, драгоценные украшения). Летом 2010 г. икона вместе с драгоценными пожертвованиями была украдена из собора, но уже в февр. 2011 г. ее местонахождение в тайнике в лесу указал сам раскаявшийся похититель, и образ был возвращен в храм. В нач. 2013 г. финская правосл. община доставляла икону из Хельсинки для поклонения в Таллин, Тарту и Пярну. Список К. и. «в меру» чудотворной (35,5´ 26,5 см), вывезенный с Валаама, указан в описи Нововалаамского монастыря 1940 г. (АФВМ. Bd. 15. Л. 35(69). № 795).

О широком распространении почитания К. и. свидетельствуют ее многочисленные списки, созданные в разных художественных центрах на рубеже XIX и XX вв. Нек-рые были выполнены ведущими иконописцами и владельцами мастерских Москвы и С.-Петербурга, напр. икона в серебряном со сканью окладе нач. XX в., изготовленная на московской фабрике Г. М. Сбитнева (ГМИР; см.: Серебряная кладовая Музея истории религии. СПб., 2004. С. 48-49), образ, написанный В. П. Гурьяновым (частное собрание). Так, в традиц. иконописной стилистике, по-видимому в Мстёре, исполнена икона из коллекции ЦМиАР: пропорции фигур немного удлиненные, отсутствуют едва уловимый наклон головы Богоматери и поворот лица Младенца к зрителю, зато сохранились такие особенности извода, как разделенные на прямой пробор волосы Богоматери, темно-красный мафорий со звездами, 4-конечный крест и лжица, отложной воротник и немного приподнятая рубашка на левой ноге Младенца, светлый плат под Его фигурой. На 2 золотофонных иконах (ГТГ, частное собрание; см.: Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее / Авт.-сост.: А. М. Лидов, Г. В. Сидоренко. М., 2001. С. 90-91. Кат. 43) воспроизводятся пропорции, цветовое решение и детали рисунка оригинала, даже форма чаши на столе. Наиболее близким к чудотворной иконе по иконографии и стилю является список из ц. Ризоположения на Донской ул. в Москве. К группе колористически точных повторений относятся также иконы и иконы-хромолитографии из экспозиции Художественно-мемориального музея И. Е. Репина в Чугуеве, кафедрального Благовещенского собора в Харькове, Марфо-Мариинского мон-ря в Белгороде, частного собрания в Москве. Небольшим паломническим образком является икона из частного собрания (Цодикович В. К. Традиции народной культуры и сюжетообразование в рус. иконописи, парсуне, пластике 14-20 вв. Ульяновск, 2010. С. 113, 582. Ил. 112. Кат. 455).

Др. группа икон (вероятно, восходит к одному из чтимых списков) отличается от первообраза колоритом: мафорий Богоматери синего цвета, платье теплых оттенков. На сравнительно ранней и большой иконе из кафедрального Благовещенского собора в Харькове фигуры представлены ниже колен, рубашка Богомладенца и плат почти белые, на столике высокий потир, на темном фоне сонм херувимов. Большого формата образ письма палестинского мастера из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Иерусалиме необычен: одеяния голубых и белых тонов, стол и фон золотые с типичным для местной иконописи орнаментом (Зеленина Я. Э., Белик Ж. Г. Первые рус. храмы в Иерусалиме: Троицкий собор и церковь мц. Александры: История создания, худож. убранство. М., 2011. С. 128). Скорее всего икона была заказана в Иерусалиме паломником, пожелавшим оставить на Св. земле список святыни из родных мест. Целый ряд произведений этой группы был создан иконописцами, работавшими на укр. и южнорус. землях: использование приемов академического письма сочетается с чертами народного примитива, как на иконах из ц. Успения Пресв. Богородицы Марфо-Мариинского монастыря в Белгороде, из Омского обл. музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999. С. 114, 255. Ил. 75). На одной из икон из собрания Художественно-мемориального музея И. Е. Репина в Чугуеве на голове Божией Матери белый плат, фон темный. Нек-рые оклады из фольги на списках К. и. изготавливались, возможно, в мастерских «иконообдельщиц» слободы Борисовка Курской губ. (Харьковский исторический музей). Один из дешевых окладов украшен по кайме мафория полосой из драгоценных камней (ц. арх. Михаила в Торжке). Близкий композиционно к К. и., рельефный, с остатками раскраски образ Богоматери XIX в. находился в собрании частного музея «Духовные сокровища Украины» в Киеве (фигура Младенца обнажена, стол и крест в Его руке отсутствуют). Эта икона свидетельствует о распространении на Украине подобного извода, вероятно, еще до прославления К. и.

Списки К. и. имеются также в Троицком кафедральном соборе в Днепропетровске, в Горненском мон-ре близ Иерусалима и т. д.

Ист.: Николай II, имп. Дневник. Берлин, 1923. П., 1980. С. 147; Таврические ЕВ. 1881. № 13-14; Сказание о явлении и чудесах козельщанской иконы Пресв. Богородицы с прил. акафиста. [М.], 1999.
Лит.: [Выписка из протокола заседания Физико-мед. об-ва] // Моск. вед. 1881. 16 марта; Гаврилков С. Ф., прот. Козельщанский образ Божией Матери. Полтава, 18848; [он же]. 4 июня 1886 г., или день открытия при Козельщанской Рождество-Богородичной ц. жен. общины, и слово на литургии по сему случаю в той же церкви произнесенное. Полтава, 1886; Ковалевский А. Ф. Путешествие богомольца в Козельщину и в Киев. М., 1884; СУРП. 1885. № 57; Победоносцев К. П. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Свят. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887. С. 190; Открытие школы при Козельщанской общине в Полтавской губ. // ПрибЦВед. 1889. № 2. С. 42; Козельщанский Рождество-Богородичный мон-рь Полтавской епархии. М., 1895; Цельбоносная Козельщанская икона Божией Матери / Сост.: А. И. Корольков. М., 1895; Козельщанская икона Божией Матери. М., 1900; Волынец А., псевд. (Липранди А. П.) Божий уголок // Моск. вед. 1903. № 166. 19 июня; Вечная память почившим!: [Феофания (Зонова), игум., бывш. настоятельница Козельщанского мон-ря Полтавской епархии] // ЖМП. 1969. № 6. С. 21; Поселянин Е. Богоматерь. С. 167; Жук В. Н., Сердюк Г. Д. Перлина Козельщини: Сторiнки з iсторiï Козельщинського Рiздва Богородицi жiночого мон-ря. Полтава, 20042; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. С. 206-207.
Э. В. Шевченко,прот. Георгий Бруско, Я. Э. З.