[итал. Basilica di San Clemente; лат. Titulus Sancti Clementis], средневек. церковь, посвященная сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 3-му после ап. Петра хранителю епископской кафедры Рима; расположена почти на одинаковом расстоянии от рим. холмов Латерана и Целия. К. б.- сложный архитектурный комплекс, включающий средневек. базилику XII в. (верхняя церковь) и расположенные в ее основании раннехрист. базилику, вероятно кон. IV в. (нижняя церковь), и 2 здания рим. времени (возможно, жилой дом, I-II вв., и храм Митры, II-III вв.).
Археологические раскопки на нижнем уровне средневековой базилики начал в 1857 г. доминиканский монах, археолог и настоятель К. б. Дж. Маллули (1812-1880); он же составил их 1-е описание. Фундаментальные исследования продолжены в XX в. Э. Хуньентом и Ф. Гвидобальди. Под полом раннехрист. базилики были открыты остатки прямоугольного в плане сооружения неизвестного назначения, стены которого сложены из крупных блоков туфа. К нему примыкает здание времени правления имп. Домициана (81-96; дата установлена по штампам на кирпичах), возведенное в технике opus mixtum. Оно состояло из небольшого размера помещений со сводчатыми потолками, сгруппированных вокруг центрального двора; предположительно являлось частным жилым домом. Во II-III вв. на месте внутреннего двора был устроен храм Митры (Mitreum). От языческого святилища сохранился пронаос, свод к-рого украшен орнаментальной стуковой декорацией, центральная часть храма (триклиний) и небольшая комната для новообращенных (катехуменов). Вдоль стен триклиния расположены каменные лавки для членов общины, в центре - мраморный алтарь с рельефным изображением Митры, убивающего быка, за алтарем в нише - статуя Митры.
Раннехристианская базилика находится на глубине 4,37 м относительно уровня пола средневековой базилики, поверх более ранних сооружений римского времени; ее алтарная часть совпадает с местоположением митраистского святилища. У исследователей нет единого мнения о времени возникновения раннехрист. базилики; оптимальной считается датировка кон. IV - нач. V в. (Р. Краутхаймер, Х. Бранденбург, Дж. Ллойд, Гвидобальди, М. Андалоро). Церковь представляла собой 3-нефную одноапсидную базилику (длина 35,95 м, ширина 29,5 м, высота 13,30 м), ориентированную по оси «запад-восток», с апсидой на западе. Справа от апсиды находилось небольшое помещение, предположительно пастофорий. Центральный неф базилики был отделен от боковых аркадой, опирающейся на античные колонны, по 8 с каждой стороны. Все колонны в К. б. вторичного использования (сполии), взяты из разрушенных рим. построек; они имеют разный размер и форму, выполнены из различных материалов. Верхние участки стены над аркадой (клеристорий) были прорезаны широкими окнами с полукруглым завершением, служившими источником естественного освещения. Центральный неф, очевидно, имел деревянное стропильное перекрытие. С вост. стороны был устроен вход с колонным портиком на 4 опорах; ему предшествовал просторный прямоугольный открытый двор-атриум.
Вплоть до XII в., когда раннехрист. базилика была оставлена, ее неоднократно перестраивали и украшали фресками. В VI в., при папе Иоанне II (532-535) и пресв. Меркурии, были сооружены новый престол и напрестольная сень, установлено ограждение вокруг алтаря-хоры (schola cantorum), от которого сохранились мраморные панели из проконесского мрамора с раннехрист. символикой и монограммами папы Иоанна II (после возведения в XII в. верхней базилики). Во 2-й пол. VIII в., при папе Адриане I (772-795), была переложена крыша, проведены масштабные живописные работы в центральном пространстве и в нартексе базилики. От этого времени на стене сев. нефа в нижнем ярусе сохранились полотенца, выше - ступни и нимбы святых, а также часть неизвестной сцены. Там же в маленькой узкой нише, предположительно отмечавшей место захоронения или алтаря,- Богородица на престоле с Младенцем Христом на коленях, в царских одеждах, с венцом на голове (иконографический извод «Богоматерь Царица», лат. Maria Regina); Ей предстоят царственные жены с коронами на головах, предположительно святые Евфимия Всехвальная и Екатерина Александрийская; изображения сохранились по плечи (датировка 2-й пол. VIII в. приведена по изд.: La Pittura Medievale a Roma: Atlante. 2006. P. 179; Г. Маттиэ относил композицию к сер. IX в.: Matthiae. 1987. P. 177). В главном нефе над аркадой - следы разгранки; в юж. нефе на вост. стене - сцены из Жития прп. Либертина. К этой группе росписей, вероятно, примыкает изображение неизвестного святого на зап. стене нартекса (сохр. верхняя часть фигуры).
В период правления папы Льва IV (847-855), предположительно после землетрясения 847 г., часть вост. фасада (между крайней левой колонной и юж. стеной центрального нефа) заложили. На образовавшемся участке стены в интерьере церкви были выполнены росписи, к-рые датируют сер. IX в. благодаря портрету заказчика, папы Льва IV. Сохранились несколько сцен, составляющих краткий христологический цикл: «Брак в Кане», «Распятие», «Сошествие во ад», «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Вознесение Господне». Сцена, расположенная под «Распятием», практически полностью утрачена. Композиция «Вознесение Господне» занимает доминирующее положение в цикле и выделена размером. Слева и справа от групп апостолов представлены соответственно фронтальные ростовые фигуры донатора росписи папы Льва IV с квадратным нимбом и св. Вита. На стене под изображением Богоматери - ниша овальной формы, возможно отмечающая местоположение реликвии (ныне отсутствует) - камня Елеонской горы, на к-рой произошло Вознесение Спасителя. Отдельные иконографические детали в сценах евангельского цикла, по мнению Маттиэ, свидетельствуют о влиянии искусства сиро-палестинского круга (Ibid. P. 180). На вост. стене на пилястре изображен св. Проспер Аквитанский (нижняя часть фигуры утрачена). 2-й пол. IX в. датируется фреска «Сошествие во ад» в центральном нефе, на небольшом участке стены, примыкающем справа к алтарю. В нижнем левом углу композиции представлено изображение неизвестного в монашеском облачении с квадратным нимбом, в левой руке - кодекс, возможно это равноап. Кирилл (Константин Философ), просветитель славян. Существует предположение, что фреска отмечает место его погребения (869; см. подробно в ст. Кирилл, равноап.).
Масштабные изменения в облике нижней базилики произошли в XI в. Они прежде всего коснулись вост. фасада и юж. части церкви. Правая и левая арки колонного портика по сторонам главного входа были заложены; юж. стена укреплена (заполнены 2 свободных участка между колоннами); 2 колонны в левой части центрального нефа были обложены кирпичом и, т. о., превращены в широкие, мощные опоры. Чем были обусловлены данные работы по реконструкции здания, неизвестно. Принято считать, что К. б. пострадала во время пожара 1084 г. в районе Латеранского холма и Колизея, спровоцированного вторгшимися в Рим норманнскими войсками во главе с Робертом Гвискаром, правителем Апулии (1057-1085). Однако достоверных археологических фактов и следов пожара в нижней церкви не обнаружено (Lloyd. 1989. P. 103). Ллойд предположил, что работы по укреплению восточного фасада и юж. стены базилики в кон. XI в. могли быть вызваны естественными причинами, напр. ветхостью постройки IV в., или последствиями землетрясения, случившегося в Риме в 1091 г.
Параллельно с реставрацией здания были выполнены новые росписи. В центральном нефе на опоре, расположенной ближе к алтарю, на широкой, обращенной в наос стороне, находятся 2 сцены из Жития сщмч. Климента: в верхнем ярусе - «Поставление Климента в папы» (сохр. нижняя часть сцены), в среднем - «Климент совершает литургию»; на узких торцах - ростовое изображение прп. Антония (верхняя часть утрачена), «Прор. Даниил во рву львином», зооморфные и орнаментальные мотивы. На 2-й опоре наверху изображен восседающий на престоле Христос с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, сщмч. Климентом и свт. Николаем Чудотворцем (верхняя половина композиции не сохр.), ниже - 2 сцены из Жития прп. Алексия, человека Божия,- «Возвращение Алексия в Рим» и «Преставление Алексия», орнаментальная декорация; на торцах - в рост св. Бьяджо (Власий) и сцена «Чудо св. Бьяджо». Житийный цикл сщмч. Климента продолжен еще неск. сценами в нартексе: на зап. стене на месте заложенных арок слева от входа - «Перенесение мощей сщмч. Климента»; справа - «Чудо сщмч. Климента в храме»; ниже - медальон с погрудным образом сщмч. Климента и изображения предстоящих святому заказчиков росписи Бено де Рапицы и его супруги Марии Мачелларии с детьми; над сценой «Чудо в храме» находилась композиция «Ангел, сооружающий гробницу сщмч. Климента на дне моря» (утрачена, известна благодаря акварелям Й. Вильперта 1916 г.). Напротив, на вост. стене нартекса, помещена композиция «Деисус» - Христос на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, со святыми ап. Андреем и сщмч. Климентом и с коленопреклоненными преподобными, предположительно равноапостольными Кириллом и Мефодием (фреска снята со стены нартекса и перенесена в сев. неф верхней церкви; в лит-ре она получила определение «частный «Посмертный суд»»). Фрагментарно сохранились история святых Валериана и Цецилии (зап. стена юж. нефа), композиция «Страшный Суд» и ветхозаветные сцены (история праотца Авраама) (вост. стена сев. нефа), образ Христа в медальоне (на своде). Данная группа фресок, заказчиками к-рых (в нартексе и центральном нефе) являлись представители семейства де Рапица, датирована XI в. на основании стилистического сопоставления росписей с романской живописью Рима и его окрестностей в Лацио, произведениями, созданными под влиянием искусства аббатства Монте-Кассино в Кампании.
Вероятно, последним значительным событием в истории нижней церкви К. б. был совет 1099 г., на котором титулярный кардинал базилики Райнерий-ди-Бледа был избран главой Римской Церкви (папа Пасхалий II (1099-1118)). Сразу после выборов папы древняя базилика оказалась заброшена, ее засыпали, на ее основании возвели базилику, освященную в 1118-1119 гг.
Средневековая базилика является примером возрождения в рим. архитектуре XII в. раннехристианских традиций. Надпись на епископском троне в алтаре сообщает, что «начал и завершил работы» в базилике кард. Анастасий († ок. 1125); освящение, очевидно, совершил папа Геласий II (1118-1119).
Трехнефная одноапсидная (диаметр апсиды 8,47 м) базилика по плану аналогична нижней церкви, но значительно меньше по размеру: она занимает центральный и юж. нефы раннехрист. предшественницы. Вход устроен с зап. стороны. Центральный неф (ширина 21,69 м) отделен от боковых (ширина южного 5,73 м, северного 3,74 м) аркадой, опирающейся на 8 колонн с каждой стороны. В центре ряд колонн прерывается мощными прямоугольными опорами (столпами), что характерно для средневековых рим. храмов. Все колонны, базы и капители, так же как в нижнем храме,- античные сполии. Высокие стены клеристория в верхней части прорезаны большими прямоугольной формы окнами - по 3 с каждой стороны (первоначально были более узкие, с циркульными завершениями, по 5 справа и слева; переделаны в XVIII в.).
Посреди центрального нефа напротив главного престола расположен средневек. хор, окруженный мраморными плитами (VI в.). Внутри хора с левой стороны - мраморный амвон (XII в.). Сень над престолом - произведение XIX в. Пол базилики (XII в.) выложен полихромным камнем в технике opus sectile в стиле косматеско.
В 1702-1715 гг. по заказу папы Климента XI (1700-1721) базилика была отреставрирована. Новая орнаментальная декорация в стиле барокко выполнена по проекту архит. К. С. Фонтаны. Первоначально мраморные разные по форме и стилю капители заменены стуковыми и однотипными ионическими. На стенах клеристория между окнами появились живописные панно со сценами из Жития сщмч. Климента и сщмч. Игнатия Богоносца. В XVIII в. был сделан деревянный кессонированный потолок.
Лучше мн. средневековых мозаик Рима сохранились мозаики верхней церкви: незначительные реставрационные вмешательства в декорацию конхи, связанные с устройством деревянного кессонированного потолка, относятся к 1715 г. и не коснулись основной части композиции. В 1994-1995 гг. специалисты Центрального института реставрации удалили поверхностные загрязнения и следы вмешательства предшествующих реставраций.
В конхе апсиды представлена колоссального размера композиция «Распятие Христа». Спасителю предстоят Богоматерь (слева) и ап. Иоанн Богослов (справа). На широких темно-синего цвета перекладинах креста - 12 белых голубей, символизирующих апостолов. Основанием креста служит пышный куст аканфа, из центра к-рого в разные стороны отходят длинные побеги. Два из них поднимаются вверх, соединяются под перекрестием, образуя удлиненные овалы вокруг вертикальной перекладины. В нижний, больший по размеру, заключены фигуры Богоматери и ап. Иоанна. Два другие отростка отходят в обе стороны, заполняют всю поверхность алтарной ниши, образуя 5 рядов симметрично расположенных спиралевидных завитков. Их размер уменьшается постепенно снизу вверх. Внутри каждого завитка и на золотом поле между ними - миниатюрные фигурки людей, животных, птицы, цветы, корзины с фруктами, зажженные лампады. Из-под аканфового куста истекают 4 водных потока - реки «живой воды». В них плещутся рыбы, утоляют жажду земные твари (олени, павлины, цапли и др.). Сцены повседневной жизни - пастыри со стадами, рыболовы и ловцы птиц, женщина, кормящая домашних птиц,- помещены в том же ярусе под 1-м рядом завитков. Над ним на золоте - фигуры отцов Церкви: святителей Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского и Григория Великого. Они представлены в иконографии евангелистов: в креслах, с раскрытыми кодексами в руках и письменными принадлежностями. Между ними находятся изображения монаха, кормящего попугая, 3 юношей, семейной пары с ребенком и др., вероятно носящие аллегорический характер. Над 3-м рядом - крылатые путти, оседлавшие дельфинов или трубящие в рожки и трубы; предположительно они олицетворяют природные стихии (воду, воздух, ветры и проч.). В одном ряду с ними представлены птицы, сидящие в гнездах и питающие птенцов. Пространство между следующими 3 верхними ярусами завитков заселено многочисленными и разнообразными пернатыми. В верхней части конхи помещена декоративная раковина; в ее основании непосредственно над перекладиной креста - божественная десница, сегмент неба с яркими синими, оранжевыми, белыми облаками и с мученическим венцом. Обрамлением мозаики алтарной ниши служат 2 растительные гирлянды, поднимающиеся из высоких двуручных кувшинов и скрепленные в зените арки монограммой «Х Р». По нижнему краю конхи проходит лат. надпись (без разделения на предложения): «Ecclessiam Christi viti simulabimus / isti de legno crucis Jacobi dens, Ignatiiq. insupra scripti requiescunt corpore Christi / quam lex arentem sed Crux facit esse virentem» (Церковь Христова подобна лозе, которую Закон иссушает, а Крест Христов животворит. В этом месте под изображением тела Иисуса Христа хранятся древо Животворящего Креста, зубы Иакова и Игнатия). Первая часть текста раскрывает богословское содержание алтарной композиции: в образе разветвленного куста аканфа, произрастающего из земли, орошенной кровью распятого на кресте Господа, представлена христ. Церковь. Образ мира, воплощенный в алтарной мозаике, соотносится с главным церковным таинством - Евхаристией, в к-ром осуществляется общение Бога со Своим творением.
Под главным изображением в апсиде представлен фриз из 12 агнцев, символизирующих апостолов. Они выходят из ворот Вифлеема и Иерусалима (города представлены на триумфальной арке) и направляются к божественному Агнцу - Христу, стоящему в центре, на одной оси с «Распятием».
На предалтарной арке наверху помещен небесного цвета медальон с погрудным образом Христа Пантократора. Он облачен в золотые ризы, держит в левой руке закрытое Евангелие и правой двуперстно благословляет. По сторонам Христа Пантократора в цветных облаках - изображения тетраморфов, символов евангелистов: ангела и льва (Матфея и Марка) - слева, орла и тельца (Иоанна и Луки) - справа; они несут венцы и закрытые кодексы. Ниже - восседающие на престолах: апостолы Петр и Павел, сщмч. Климент и архидиак. Лаврентий. Апостолы держат свитки; у мучеников - атрибуты и орудия страстей: у св. Климента - якорь (в руке) и весельная лодка (в виде подножия), у архидиак. Лаврентия - процессионный крест и кодекс (в руках), решетка над раскаленными углями (под ногами). Примечательно, что сщмч. Климент представлен не в традиционном для него облачении святителя, а в тунике и гиматии, подобно апостолам, на ногах сандалии. На узких участках арки, под фигурами святых, в 3/4-ных поворотах - ростовые образы пророков Исаии (слева) и Иеремии (справа); на развернутых вверх, к образу Христа, свитках тексты пророчеств: у прор. Исаии - «Vidi Dominum sedentem super Solium» (Видел я Господа, сидящего на престоле) (Ис 6. 1), у прор. Иеремии - «Hic est Deus Noster et non estimabitur alius absque Illo» (Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним) (Вар 3. 36). Изображения на предалтарной арке объединены надписью, проходящей по ее внутреннему краю: «Gloria in Excelsis Deo sedentis supe(er) thronum et in terra pax hominibus bone voluntatis» (Слава в Вышних Богу, сидящему на престоле, и на земле мир, в людях благоволение); в тексте великого славословия выражена главная идея декорации арки - благодарение, к-рое приносит мир своему Творцу.
Мозаика верхней церкви - пример рим. искусства, вдохновленного реформами папы Григория VII. Использованные в ней изобразительные мотивы являются узнаваемыми «цитатами» из произведений раннехрист. и каролингского искусства. Напр., центральная для К. б. иконографическая тема триумфа Креста присутствовала в рим. мозаиках в базиликах Санта-Пуденциана (ок. 400), Санто-Стефано-Ротондо (642-649), Санти-Нерео-э-Акиллео (795-816, не сохр.), Сан-Джованни-ин-Латерано (1883-1884; вероятно, воспроизводят декорацию 461-468 гг.). Мотив вьющейся виноградной (аканфовой) лозы был использован в мозаиках сводов мавзолея Санта-Костанца (1-я пол. IV в.), атриума Латеранского баптистерия (V в.; в нишах), в апсиде базилики Санта-Мария Маджоре в Капуе (V в.; не сохр.), на сводах мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (425-450) и т. д. Изображения городов Иерусалима и Вифлеема находятся на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432-440) и в капелле Сан-Венанцио (640-649) в Риме; в сочетании с композицией «Поклонение Агнцу» - в апсиде рим. базилики Санти-Козма-э-Дамиано (526-530). Однако общая композиция мозаики верхней церкви оригинальна. Возможно, при создании мозаики ее авторы ориентировались на несохранившуюся декорацию главной церкви монастыря Монте-Кассино - исследователи подчеркивают влияние идей Монте-Кассино и «церковного возрождения» на символический замысел мозаичной декорации К. б. Время создания мозаики продолжает обсуждаться. Тем не менее стилистические особенности и косвенные исторические данные позволяют датировать ее временем ок. 1120/25 г.