[Лесбосский, Митилинский; греч. Κλήμης ῾Αγιορείτης Λέσβιος, Μυτιληναῖος], иером., греч. мелург (нач. XVII в.). Расцвет непрерывавшейся на протяжении мн. веков церковнопевч. традиции о-ва Лесбос пришелся на XVII в., когда в монастыре Лимонос весьма плодотворно действовал скрипторий, одним из наиболее известных представителей к-рого был К. А. В источниках он упоминается обычно как «Климент, иеромонах Лесбосский» или «Климент, иеромонах Митилинский», иногда как «Климент, иеромонах и дидаскал», а также как «Климент, иеромонах Святогорский и Митилинский». Биографических сведений о нем не сохранилось. Исходя из факта, что в рукописи Lesb. Leim. 221, принадлежавшей К. А. (судя по его собственноручной записи - Fol. 7), содержатся его песнопения прп. Афанасию Афонскому, (на вклеенных позднее листах - Fol. 1-4v) можно предположить, что он подвизался в Великой Лавре на Афоне.
К. известен как писец и составитель 3 рукописей, созданных ок. 1600 г.: Lesb. Leim. 288 (Анастасиматарий; единственная ркп., собственноручно подписанная К.: «Это написано смиренным Климентом» - Fol. 88v; см.: Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 45-47; idem. 1980. Σ. 123, φωτογρ. 19), Lesb. Leim. 212 (сборник богородичных матим; см.: Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 47-48) и Athen. Bibl. Nat. 2796 (Икиматарий Иоанна Клады; см.: Touliatos-Miles. 2010. P. 508-509). Кодексы, созданные К. А., весьма своеобразны: они небольшого размера, написаны красивым, достаточно крупным и уверенным почерком, весьма характерным для той эпохи. По-видимому, под влиянием К. А. сформировалась особая школа письма; все рукописи, по почерку напоминающие рукописи К. А., вероятно, происходят из одного скриптория; в мон-ре Лимонос обнаружено еще неск. певч. рукописей, предположительно принадлежащих перу К. А. (Lesb. Leim. 287, 326 ια, 274, 284, все - ок. 1600 г.; Ibid. 350, 286, обе - после 1600 г.; Ibid. 285, 1-я треть XVIII в.; описание: Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 46-47, 47-60).
К. А. известен как автор песнопений (см.: Στάθης. Χειρόγραφα; Jakovljević. Cyprus Catalogue; Герцман. 1996), большая часть к-рых написана в пападическом стиле (см. перечень в изд.: Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Τ. 1. Σ. 313-314). Среди его произведений обычно выделяют: аллилуиарий 4-го гласа, цикл херувимских на 8 гласов (см.: Καραγκούνης. 2003. Σ. 322-326), 2 воскресных причастна 1-го гласа, причастен Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» 2-го плагального (6-го) гласа, кратиму 2-го плагального гласа с надписанием: «νάϊον» (от «най» - названия арабо-иран. флейты; Ath. Xeropot. 260. Fol. 34-35, нач. XVIII в.), а также оригинальный цикл богородичных матим: «Всецарице, Всепетая, Девоматерь Дева» (Παντάνασσα, πανύμνητε, παρθενομῆτορ Κόρη) и «Неугасимую лампаду» (Τὴν ἀνέσπερον λαμπάδα) 1-го гласа, «На Тебя, украшение дев, Благодатную» (Σοί, τῇ παρθένων καλλονῇ, τῇ κεχαριτομένῇ) и «Призри, Владыко, с вышних» (᾿Επίβλεψον, δέσποτα, ἐξ ὕφους) 2-го гласа, «И третий вслед за вторым пою Тебе гимн, Дево» (Κα τρίτην μετὰ δεύτερον ὕμνον σο μέλπο, Κόρη) 3-го гласа, «Вонми и четвертой песни, всех веселие» (Πρόσχες κα ὕμνον τέταρτον, ἡ πανάτων θυμιδία) 4-го гласа. Наиболее известное из его сочинений - 15-сложник «Величаем Тя, сущую Богородицу, врата небесные, златосиянную лампаду» (Σὲ μεγαλύνομεν, τὴν ὄντως Θεωτόκον, τὴν πύλην τὴν οὐράνιον, τὴν χρυσαυγὴ λυχνία), часто сопровождаемый в рукописях надписанием: «Слова и мелос господина Климента, иеромонаха с острова Митилины, стихи и музыка (ποίημα κα τόνισμα), глас 1-й τετράφωνος». Отдельного упоминания заслуживают созданные К. А. пасапноарии утрени (хвалитные стихи): цикл из 8 песнопений (на все гласы) и отдельный осмогласник, «весьма искусный, сложный и со фторами» (πανὺ ἔντεχνον δύσκολον κα φθορικόν); лучший список этого цикла - автограф К. А., сохранившийся в рукописи Athen. Bibl. Nat. 2796 (Fol. 20-27v) и имеющий надписание: «Настоящее сочинено мной, Климентом, и названо «гимническим» (ὑμνωδικόν), создано же по заказу господина Космы Критского».