(† 22.05.1299), архиеп. Новгородский (1275/76-1299). К 1273 г. К. имел сан игумена, был духовником Новгородского архиеп. Далмата. Перед кончиной архиеп. Далмат († 21 окт. 1273) по просьбе «мужей старейших» (бояр) назвал 2 кандидатов на Новгородскую кафедру: К. и настоятеля Юрьева новгородского муж. мон-ря архим. Иоанна. Судя по тому, что К. в новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов) назван «Богом назнаменанным», он был избран по жребию (с некоторым нарушением сложившейся традиции: и ранее и впосл. выбор осуществлялся, как правило, из 3 кандидатов, определенных не архиепископом, а вечем). Архиеп. Далмат благословил своего преемника. После смерти архиеп. Далмата в том же году К. отправился для поставления в Киев. Хиротонию К. зимой 1275/76 г. возглавил св. митр. Кирилл II (вероятно, задержка была связана с отсутствием в Киеве митрополита, в то время подолгу пребывавшего в Сев.-Вост. Руси). В Новгород К. вернулся 2 авг. 1276 г. (о датировке см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 286-288; Щапов. 1978. С. 183-184), проведя несколько месяцев скорее всего при митрополите в Киеве.
На время пребывания К. на Новгородской кафедре приходится борьба за великое княжение (и соответственно за княжение в Новгороде, как это установилось с сер. XIII в.) между сыновьями св. кн. Александра Ярославича Невского - св. кн. Димитрием Александровичем и Андреем Александровичем. Об участии К. в этих событиях источники, за единственным исключением, умалчивают. 6 (или 7) дек. 1280 г. в Переяславле (где была резиденция вел. кн. Димитрия Александровича) скончался митр. Кирилл II. Новгородский владыка присутствовал при его кончине и отпевании наряду с епископами Игнатием Ростовским и Феодором Владимиро-Суздальским (не исключено, что иерархи Сев. Руси собрались для решения вопросов, касающихся канонического права и Кормчей). Зимой 1280/81 (6789) г. Владимирский вел. кн. Димитрий Александрович начал боевые действия против Новгорода. Согласно НПЛ, ко князю «новгородци же послаша владыку с молбою, и не послуша и». Владимиро-суздальские войска вторглись на Новгородскую землю, дошли до р. Шелони, «много пакости створи» (НПЛ. С. 324). Однако по Троицкой летописи, отразившей великокняжеское летописание XIII в., «князь же великий, послушав епископа, приа их (новгородцев.- М. П.) челобитье, поима от них дары, с своею братьею възвратися назад въсвояси» (Присёлков. С. 338). В целом новгородское владычное летописание того времени при освещении княжеских междоусобиц занимает нейтральную позицию. В 1285 г. в Новгород приезжал Киевский митр. Максим, подробности визита в источниках не приводятся.
Согласно записи на Служебной Минее на ноябрь (XII в.), выполненной диаконом собора Св. Софии Скоренем в кон. XIII в. (ГИМ. Син. № 161. Л. 260 об.), в 1296 г. («лета 6804 индикта 10»), «при владыце Клименте», наместники кн. Андрея Александровича были изгнаны из Новгорода, просьба о княжении была отправлена к московскому св. кн. Даниилу Александровичу, к-рый прислал своего малолетнего сына Иоанна (см. Иоанн I Данилович Калита) (СКСРК, XI-XIII. № 81. С. 120). К этому времени следует отнести договор Новгорода с Тверским вел. кн. св. Михаилом Ярославичем, к-рый выступил как союзник Новгорода и кн. Даниила против вел. кн. Андрея. Тверской экземпляр договора составлен в виде обращения кн. Михаила к «отьцю ко владыце», т. е., вероятно, к К., с сообщением о достигнутых договоренностях (ГВНиП. С. 14. № 4; обоснование датировки: Зимин А. А. О хронологии договорных грамот Вел. Новгорода с князьями XIII-XV вв. // ПИ. 1956. Вып. 5. С. 306-307; Янин. 1991. С. 150-151). По этому договору Михаил должен был выступить в помощь Новгороду в случае «тяготы» не только от Андрея, но и от «татарина» (вел. кн. Андрей нередко приводил на Русь ордынские рати). В 1298-1299 гг., накануне кончины К., Андрей Александрович вновь занял новгородский стол, отправив туда наместником своего сына Бориса.
В 1287 г., во время вооруженного выступления новгородцев против посадника Семена Михайловича, тот «прибежа к владыце, и владыка провади в святую Софею (укрыл его в соборе Св. Софии.- М. П.); и тако ублюде Бог, и заутра снидошася в любовь» (НПЛ. С. 326). В 1291 г., во время Великого поста, на владычном дворе после заутрени был убит боярин (?) Самуил Ратшинич, что спровоцировало новые волнения. Новгородцы, собравшись в доспехах у собора Св. Софии (на Софийской стороне) и у Николо-Дворищенского собора (на Торговой стороне), напали на Прусскую ул., разграбили дома и сожгли ц. во имя Пресв. Богородицы (видимо, это явилось следствием обвинения влиятельных бояр-«прушан» Загородского конца в убийстве Самуила Ратшинича). На этот раз К., по всей видимости, не смог предотвратить насилие.
В 1292 г. К. заложил ц. во имя свт. Николая Чудотворца (на Липне) - 1-й каменный храм, построенный в Новгороде после монг. нашествия на Русь. Вскоре после смерти К. на юго-вост. столбе храма была сделана надпись-граффити с сообщением об этом событии и точной датой (22 мая). 18 окт. 1294 г. К. освятил ц. во имя вмч. Феодора Стратилата на Софийской стороне, заложенную в 1292 г., после обрушения прежней. В 1296 г. К. «постави» ц. Воскресения на воротах Детинца.
«Стяжаниемь» (т. е. на средства) К. и «повелениемь» кн. Димитрия Александровича в 1280-1291 гг. (точная датировка является предметом дискуссии) в Новгороде была создана Синодальная (Климентовская) Кормчая русской редакции, ставшая офиц. сводом канонического права для Новгородской кафедры (ГИМ. Син. № 132). В отличие от канонических сборников, бытовавших в Юж. и Сев.-Вост. Руси, в данную редакцию Кормчей вошли помимо церковных канонов «Русская Правда» (в пространной редакции) - свод русского светского (княжеского) законодательства XII-XIII вв., а также русские канонические памятники XII-XIII вв., причем для мн. памятников Синодальная Кормчая является старшим списком. По мнению Я. Н. Щапова, это было обусловлено тем, что к кон. XIII в. «сфера юрисдикции Новгородского владыки расширилась очень значительно, и в нее вошли не только традиционно принадлежавшие Церкви внутренне-административные и судебные функции, но и внешнеполитические дела, отношения с другими русскими землями, а также большая сфера суда по гражданским делам, прежде никогда не принадлежавшая Церкви» (Щапов. 1978. С. 223, 248). Ок. 1290 г. «боголюбивымь архиепископомь Новгородьскымь» К. был «списан» «Устав великы церкви святыя София», о чем сообщается в записи с молитвой об упокоении души К., сделанной, по-видимому, вскоре после его кончины (ГИМ. Хлуд. № 16-д. Л. 1 об.; Столярова. 2000. № 506. С. 439).
Очевидно, при К., в кон. XIII в., в Новгородской архиепископии появилась должность владычного наместника, обязанности которого были связаны прежде всего с церковным судопроизводством. Вероятно, ок. 1282 г. (после похода на Ладогу псковского кн. св. Довмонта (Тимофея) в помощь новгородцам против кн. Димитрия) было учреждено Ладожское наместничество Новгородского архиепископа. Ранее, при св. кн. Димитрии, финно-угорское население на зап. границе Новгородского гос-ва лишилось автономии (знаком чего стало строительство князем в 1279 крепости в Копорье). Все это должно было усилить процесс христианизации приладожских земель. С учреждением наместничества связано появление печати ладожских наместников с изображением свт. Климента, папы Римского (5 экз. печатей эпохи К. см.: Янин. 1970. С. 60, 66-67, 185-186, 328; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси Х-XV вв. М., 1998. Т. 3. С. 79-83, 289, 434; Мусин А. Е. Христианизация Новгородской земли в IX-XIV вв.: Погребальный обряд и христ. древности. СПб., 2002. С. 104, 115).
Сохранившиеся печати К. 6 разновидностей относятся к тому же типу, что и печати его предшественника на кафедре - архиеп. Далмата. На их лицевой стороне имеется обозначение имени и титула, на оборотной - изображение Богоматери «Знамение» в рост с титлами МР-ѲУ и СО-ѲИ (последнее - по сторонам диска с Младенцем) (Янин. 1970. С. 46-47, 174-175, 316-317; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси. Т. 3. С. 78, 178-179, 285, 416).
К. был погребен в зап. притворе (Корсунская паперть) кафедрального Софийского собора (по предположению В. Л. Янина, в находившемся там в то время Стефановском приделе).
Неск. миниатюр с изображением К. помещено в 1-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1). Облик К. на миниатюрах слабо персонализирован, т. к. близок к большинству изображений др. архиереев - это седой старец с окладистой бородой до середины груди. На л. 78 об. показано посольство новгородцев в Киев к митр. Кириллу II с прошением о поставлении К. в епископы. Облаченный в монашескую мантию и куколь К. изображен трижды: в центре композиции он держит совет с новгородскими боярами, в левой части - выезжает за городские стены во главе посольства, в левом верхнем углу - уже находясь в Киеве, направляется в церковь (вероятно, собор Св. Софии) вслед за митр. Кириллом. На миниатюре, иллюстрирующей хиротонию К. во архиепископа Новгорода (Л. 85), он изображен склонившимся перед митр. Кириллом в интерьере собора в парадном облачении - в короткой охристой фелони, под к-рой виден зеленоватый подризник с епитрахилью, и омофоре. На л. 118 изображена поездка К. в Киев: на переднем плане в центре композиции К. в походном облачении со свитой покидает городские ворота, на заднем плане - прибывает в Киев и склоняется перед благословляющим его митрополитом. На миниатюрах, иллюстрирующих отпевание и положение во гроб митр. Кирилла, К. показан в числе др. архиереев (Л. 119 об., 120). Завершается цикл, посвященный К., сценой его преставления (Л. 187 об.).