(III-IV вв.), св. (пам. зап. 10 окт.), 1-й еп. г. Намнеты (ныне Нант, Франция). Самые ранние упоминания о К. относятся к XI в.: о 1-м епископе г. Намнеты сообщается в перечне Намнетских (Нантских) епископов, составленном скорее всего в аббатстве св. Альбина (Сент-Обен) в г. Анже (1-я пол. XI в.; см.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 356-359; Nantes. 1985. P. 9). Преемниками К. в перечне названы Эмий (Эмилий) и Симилиан, но сведений о деятельности этих епископов нет. Первым Намнетским епископом, существование к-рого подтверждается др. источниками, является Дезидерий (7-й в перечне Намнетских епископов), он упомянут среди адресатов послания галльских епископов Льва, Виктория и Евстохия о недопустимости обращений клириков в светский суд (ок. 453; Concilia Galliae, A. 314 - A. 506 / Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 136. (CCSL; 148)). Исходя из этих данных, Л. Дюшен заключил, что деятельность К. датируется не ранее эпохи имп. Константина I Великого (306-337); вероятнее всего епископ жил в сер. IV в.
С XIII в. источники позволяют проследить формирование агиографического предания о К. как об основателе Нантской епископской кафедры. В ординале (чиновнике) Илии, кантора кафедрального собора в Нанте (1263), сообщается, что К. был направлен в Галлию папой Римским (имя не названо) для проповеди христианства. Святой привез с собой один из гвоздей из креста ап. Петра. По свидетельству Илии, память К. торжественно отмечалась в кафедральном соборе, хотя посвященного ему оффиция не было (совершалась общая служба епископу-исповеднику) (La Borderie. 1884. P. 3-4). Особый оффиций в день памяти К. содержится в Нантском бревиарии 1-й пол. XV в. (Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. Vol. 2. P. 278-281; см. также: Duine. 1906. P. 79). В чтениях оффиция приведены дополнительные сведения о К., к-рый был якобы учеником апостолов (sanctorum apostolorum consorcia consecutus), основал христ. общину в Намнетах и построил базилику во имя Пресв. Девы Марии и св. апостолов Петра и Павла; в церкви он поместил гвоздь из креста апостола и др. привезенные реликвии (BHL, N 1824; изд.: Cahour. 1883. P. 58-62; Richard. 1885. P. 31-34). Эти чтения (по-видимому, в них представлена лишь начальная часть предания о К.) сохранились также в др. богослужебных книгах XV в.: в лекционарии-легендарии еп-ства Трегье (Paris. lat. 1148) и в бревиарии аббатства св. Альбина (Angers. Bibl. municip. 108). В чтениях оффиция св. Феликсу (8 янв.) из Нантского бревиария упоминается помощник К., диак. Деодат (Адеодат), а также говорится о том, что ни К., ни его преемники из-за притеснений язычников не могли построить церковь внутри городских стен; только после обращения в христианство имп. Константина I в Намнетах был сооружен храм во имя св. апостолов Петра и Павла (Cahour. 1883. P. 63; La Borderie. 1884. P. 4-7). Пьер Ле Бо в «Истории Бретани» (редакция 1505 г.) также утверждал, что К. был учеником апостолов и отправился для проповеди христианства в Арморику (Бретань). Он основал епископскую кафедру в вымышленном г. Лексовия и назначил на нее Дреннала (Le Baud P. Histoire de Bretagne, avec les chroniques des maisons de Vitré et de Laval. P., 1638. P. 108).
Развернутое изложение легенды о К. принадлежит бретонскому агиографу доминиканцу Альберу ле Грану (1599-1641), согласно которому святой был послан в Арморику Римским папой Лином в год правления имп. Вителлия (69). Остановившись в Намнетах, К. обратил многих жителей города в христианство, основал епископскую кафедру и построил капеллу во имя ап. Петра. По указанию К. диак. Адеодат проповедовал в г. Венеты (ныне Ван) и в обл. Корнубия (Корнуай), к-рые в этот период якобы входили в Намнетское еп-ство. К., оставив вместо себя в Намнетах диак. Адеодата, отправился в путешествие по своему епископству, охватывавшему всю юж. часть Арморики. По дороге он скончался в сел. Регини (совр. деп. Морбиан) 10 окт. 96 г. Кольцо и посох епископа привезли в Намнеты и впосл. хранили в соборной церкви; в 386 г., после основания Венетского еп-ства, в Намнеты были вывезены и мощи святого. В 878 г., когда Арморика подвергалась нападениям норманнов, останки К. перенесли в г. Анже и поместили в аббатстве св. Альбина. Согласно Альберу ле Грану, в кафедральном соборе Нанта хранился реликварий с главой К., в сел. Регини находились частицы мощей святого, его гробница и св. источник, там совершались чудесные исцеления. По мнению болландиста Корнелиса де Бие, при участии Альбера ле Грана были составлены чтения в день памяти К. в проприи святых Нантского еп-ства (изд. в 1623), в которых содержится краткая версия легенды и упоминается о хранившихся в кафедральном соборе реликвиях - черепе святого и его пастырском кольце (ActaSS. Oct. T. 5. P. 61).
Несмотря на утверждение Альбера ле Грана об использовании им многочисленных источников (средневек. легендариев и бревиариев, сочинений Ле Бо и др. историков, архивных документов), представленная им версия сказания о К. в значительной степени вымышлена агиографом. Г. А. Лобино полагал, что К. жил в III в. По-видимому, эта датировка согласована с раннесредневек. легендой о 7 христ. проповедниках, направленных в Галлию папой Римским Фабианом (236-250) (Greg. Turon. Hist. Franc. I 30). Схожее мнение высказал де Бие, который датировал деятельность К. III-IV вв. (ActaSS. Oct. T. 5. P. 62-63). Критика агиографического сказания о К. оказала влияние на чтения в день памяти святого, включенные в новую редакцию проприя святых Нантского еп-ства (изд. в 1782). В них сообщалось, что К. был направлен в Галлию неким Римским понтификом в правление имп. Проба (276-282), проповедовал язычникам, исцелял больных и основал христ. общину в Намнетах. В проприи святых диоцеза Сен-Бриё (1783) деятельность К. также отнесена к III в., сделана попытка связать предание о К. со сведениями о мучениках Донатиане и Рогатиане, пострадавших в Намнетах в кон. III или нач. IV в.: К. прибыл в Арморику (откуда - не сообщается) вскоре после гибели мучеников, обратил ко Христу множество язычников и мирно скончался (Auctarium. 1852. P. 22-23).
Попытки критического пересмотра предания о К. вызвали сопротивление церковных исследователей, которые высказались за признание достоверности средневек. агиографических сказаний. В 1856 г. литургическая комиссия, созданная для редакции диоцезального проприя, пришла к выводу об апостольском происхождении Нантской кафедры, т. к. К. якобы был учеником апостолов Петра и Павла. Среди др. католич. авторов в защиту средневек. сказания выступил Ф. Плен, предположив, что легенда о К., изложенная в литургических чтениях XV в., была составлена не позднее IX в. (Plaine. 1881. P. 124-125). Развернутая критика этой гипотезы представлена в трудах А. де Ла Бордери, согласно которому сведения о К. и об апостольском происхождении Нантской кафедры имеют позднее происхождение и полностью недостоверны (см.: Houtin. 1903. P. 86-87; Guigon P. «La course à la publication hagiographique»: L'exemple des Vies de saint Tudual // Annales de Bretagne et des Pays de l'Ouest. 2003. T. 110. N 3. P. 33-35). Ла Бордери отметил, что самые ранние упоминания о К. относятся к XI в., а краткие сведения о нем приведены лишь в 1263 г. кантором Илией. Сказание, положенное в основу литургических чтений, было составлено скорее всего в XV в., подробное сказание Альбера ле Грана полностью вымышлено и является «благочестивым мифотворчеством» (La Borderie. 1884. P. 4; Idem. 1905. P. 192-195). Согласно А. И. Буржесу, происхождение легенды о миссии К. связано с тем, что в источниках сер. XV в. Нантская кафедра названа древнейшей из христианских общин, основанных ап. Петром, после Римской и Антиохийской (Bourgès. 2013. P. 45-46).
Ла Бордери отождествил К. с главой христ. общины г. Намнеты, епископом или пресвитером (sacerdos), о котором упоминается в Мученичестве Донатиана и Рогатиана (имя этого священнослужителя в Мученичестве не названо). Согласно Мученичеству, он покинул город из страха перед гонителями, поэтому мч. Рогатиан не смог принять крещение перед казнью. Т. о., Ла Бордери датировал деятельность К. рубежом III и IV вв. (La Borderie. 1884. P. 28-32; Idem. 1905. P. 194). В вопросе о происхождении Намнетской кафедры историк опирался на послание епископов Турской церковной провинции св. Радегунде (567); среди авторов послания был еп. Феликс Намнетский. По мнению исследователя, составители послания связывали христианизацию этих областей Галлии с деятельностью св. Мартина, еп. г. Туроны (ныне Тур) († 397) (Greg. Turon. Hist. Franc. IX 39; Concilia Galliae, A. 511 - A. 695 / Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 195-196. (CCSL; 148A); см.: La Borderie. 1884. P. 23-27). По предположению Ла Бордери, до 2-й пол. IV в. христ. община в Намнетах была немногочисленна и вряд ли имела собственного епископа. Совр. исследователи в целом согласны с мнением Ла Бордери: есть основания полагать, что христианские проповедники, скорее всего прибывшие из г. Туроны, появились в Намнетах в III в., но возникновение церковной организации относится к более позднему времени (Nantes. 1985. P. 7-8).
Сведения о перенесении мощей К. противоречивы. Согласно Ле Бо, мощи святых К. из Нанта и Мелания из Рена были перенесены в Бурж, по более распространенной версии, мощи К. были доставлены в Анже (ActaSS. Oct. T. 5. P. 63; Albert le Grand. 1901. P. 501). Высказывались предположения, что перенесение мощей К. произошло при Карле Толстом (король зап. франков в 884-887), когда Нантский еп. Ландрамн укрылся от норманнов в Анже. По другой версии, реликвии были вывезены из Нанта после смерти короля Бретани Алана Великого (890-907), когда норманны вновь завладели Нантом, а еп. Адальхард бежал в Бургундию (La Borderie. 1884. P. 17-20).
О почитании К. в Анже известно с XI в. Под 1070 г. в Хронике аббатства св. Альбина упоминается о перенесении мощей святых Альбина и К. (Chroniques des églises d'Anjou / Éd. P. Marchegay, É. Mabille. P., 1869. P. 26). В Псалтири XI в. из Анже (Angers. Bibl. municip. 15) приводится гимн К., который назван здесь епископом и св. покровителем Нанта (AHMA. T. 11. N 163). Оффиций К. сохранился в бревиарии XV в. из аббатства св. Альбина (Angers. Bibl. municip. 108. Fol. 357v - 363r) (Duine. 1922. P. 262; Leroquais V. Les Bréviaires manuscrits des bibliothèques publiques de France. P., 1934. Vol. 1. P. 27-28). В календаре бревиария кроме памяти К. 10 окт. указано перенесение мощей святого 1 марта. Согласно другим источникам, перенесение мощей К. праздновалось в мон-ре 25 окт. Впосл. раки с мощами Альбина и К. были установлены по сторонам главного алтаря монастырской церкви (La Borderie. 1884. P. 21-22; Auctarium. 1852. P. 24). В годы Французской революции (1789-1799) мощи К., хранившиеся в Анже, и череп святого, почитавшийся в Нанте, были утрачены.
По др. версии, мощи (или часть мощей) К. были перенесены в аббатство св. Мартина в г. Тюль (с 1317 епископская кафедра). О том, что в мон-ре почивали останки Клара, Лауда и других святых, упоминается в грамотах X в.; с XIII в. в монастырских богослужебных книгах Клара, почитавшегося в Тюле, отождествляли со св. Кларом, еп. Альби. Согласно документу 1153 г., мощи св. Лауда были доставлены в Тюль из Анже, куда их перенесли из г. Кутанс в связи с нападениями норманнов (Cartulaire des abbayes de Tulle et de Roc-Amadour / Éd. J.-B. Champeval. Brive, 1903. N 614). Т. о., в Тюль из Анже могла быть вывезена также часть мощей К. (Aubrun M. L'ancien diocèse de Limoges des origines au milieu du XIe siècle. Clermont-Ferrand, 1981. P. 158; Maureille P. La fondation de l'abbaye de Tulle // Lemouzi. 1985. N 96. P. 224-227).
Поминовение К. указано в ряде бретонских богослужебных книг начиная с XII в., самые ранние примеры - в миссале аббатства св. Мелания в Рене (Paris. lat. 9439; Duine. 1906. P. 22-23) и в календаре миссала из Барбеша близ Нанта (Ibid. P. 93, 103; Idem. 1922. P. 72). К XV в. относятся сведения о литургическом поминовении К. в епископствах Нант (Idem. 1906. P. 106) и Трегье (Ibid. P. 176-177). В календаре печатного бревиария еп-ства Леон (1516) поминовение К. как епископа и мученика ошибочно указано под 4 нояб. (Ibid. P. 155). Известно о почитании К. за пределами Бретани, память святого значится в календаре миссала из Пуатье (1498 - Ibid. P. 151).
Местное почитание К. сложилось в сел. Регини, где, по преданию, святой скончался и был похоронен. Рядом с приходской церковью в Регини находилась 8-гранная готическая капелла (XVI в.?) с гробницей К. в виде массивной плиты на опорах. На плите была помещена рельефная фигура епископа в митре и с посохом, а также надпись, согласно которой К. был похоронен 10 окт. 96 г. Рельеф и надпись датируются XVII в., но структура гробницы может относиться к более раннему времени. Капелла была разобрана в связи со строительством новой приходской церкви во имя К. (1899-1906), гробница перенесена в храм. В церкви хранится реликварий с главой К., о к-рой впервые упоминается в сочинении Альбера ле Грана; поблизости находится св. источник, названный в честь К., вода, по преданию, исцеляла слепоту. В день памяти К. (10 окт.) в Регини совершались паломничества. По мнению Ла Бордери, св. Клар, почитавшийся в Регини, мог быть местным подвижником, которого следует отличать от 1-го Нантского епископа (La Borderie. 1884. P. 14-17).
Возрождение почитания К. в Нанте относится к сер. XIX в., отчасти оно связано с полемикой о времени и обстоятельствах основания Нантской епископской кафедры. В Нанте действует приходская ц. во имя К. (1854-1856), построенная в неороманском стиле по проекту Г. Ле Прево де Буржереля. В наст. время поминовение К. как 1-го епископа Нантского совершается 10 окт. в еп-ствах Нант, Ван и Сен-Бриё. Под этой датой память святого указана в Римском Мартирологе (изд. 2001).