Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КЛАВДИЙ
Т. 35, С. 223-224 опубликовано: 11 февраля 2019г.


КЛАВДИЙ

[копт. klaudios ], мч. Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня)). Агиографическое «досье» К. включает тексты на копт., араб. и эфиоп. языках. Мученичество К. и 3 энкомия в его честь сохранились полностью в единственном кодексе (М 587, б-ка Пирпонта Моргана, ок. IX в.) на саидском диалекте копт. языка. В 1970 г. Ж. Годрон опубликовал эти тексты с учетом изданных ранее, а также неизданных фрагментов из 6 др. кодексов и перевел их на франц. язык (впосл. он издал еще неск. новонайденных фрагментов - Godron. 1976). Два энкомия принадлежат Константину, еп. Асьютскому (2-я пол. VI - 1-я четв. VII в.), 3-й приписывается Севиру, патриарху Антиохийскому (нач. VI в.; вероятно, псевдоэпиграф). Известны также средневек. переводы Мученичества и энкомиев на араб. язык и с арабского на эфиопский. Краткое сказание о К. содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версии, где вместе с К. прославляются еще 2167 мучеников (это упоминание не находит подтверждения в других источниках). Литургические тексты в честь К. представлены рядом песнопений в копт. Антифонарии (Дифнаре) и эфиоп. величаний-саламов.

Мученичество К. имеет обширную вводную часть, в к-рой излагается один из вариантов (возможно, наиболее ранний) копт. легенды о рим. имп. Диоклетиане (284-305). Согласно копт. традиции, Диоклетиан был пастухом из Египта; он стал императором благодаря случаю и первоначально исповедовал христианство. В Мученичестве К. рассказывается, как произошло его отречение от веры. Во время войны с персами император взял в плен персид. царевича Никомеда и отдал его на попечение Антиохийскому епископу (в позднейших текстах приводится легендарное имя епископа - Гаий). Тот был подкуплен персами и тайно вернул им пленника, объявив императору о смерти царевича. Когда Никомед был повторно схвачен, предательство епископа обнаружилось. Диоклетиан его казнил, перешел в язычество, издал эдикт против христиан и начал гонения. К. был военачальником и ритором, с к-рым император часто советовался. За отказ принести жертву богам Диоклетиан отправил его в Египет к правителю Антинои (столицы Фиваиды) Ариану, к-рый повсюду искал христиан и казнил их. Ожидая, что К. одумается, правитель возил его с собой в качестве заключенного. Следя за их путешествием, читатель узнаёт о мн. мучениках (солдаты, школьный учитель и его ученики со своими матерями, дочь чиновника и др.). Наконец в сел. Похе близ Асьюта (предположительно отождествлялось с совр. Ком-Буха-эль-Абид - Drescher. 1942. P. 80; однако данная идентификация сомнительна - Meinardus. 1972. P. 321) К. по приказу Ариана был распят и пронзен копьем; его останки похоронили у стен языческого храма (согласно синаксарной версии, К. пострадал в Антиное). Автором Мученичества назван Анастасий, слуга К., к-рый сопровождал его в Египте.

Константин Асьютский в 2 энкомиях описывает добродетели К. и добавляет нек-рые факты к его биографии. По словам Константина, К. происходил из царского рода: его отец Птолемей был братом имп. Нумериана (283-284); К. отличался красотой и статностью; у правителя Рима висел его портрет, а в самом городе был поставлен памятник в его честь (в синаксарной версии упом., что изображением К. были украшены ворота Антиохии). К. участвовал в неск. битвах и один раз спас Диоклетиана. Важно, что автор устанавливает связь К. с др. копт. мучеником - Виктором (пам. копт. 27 пармуте (22 апр.)), изображая их как близких друзей (Виктору было лишь 15 лет, поэтому его не принуждали к жертвоприношениям; он претерпел мученичество позже). Упоминается Феогноста, сестра К., тяжело переживавшая казнь брата. Подробно описываются посмертные чудеса К.: исцеление бесноватого; наказание имп. посланника, к-рый бесчинствовал в храме К., и воров, посягнувших на церковную утварь; чудесное обращение к истинной вере еретика (священника из мелитиан), язычника и мага.

По мнению Т. Орланди, Константин Асьютский, сделав героем своих энкомиев К., следовал тенденции, проявившейся в Коптской Церкви в Патриаршество Дамиана (578-607) и направленной на сближение с Антиохией. Автор энкомия почти дословно использовал отрывок коптского перевода «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VII 32. 6-8), посвященный еп. Анатолию Лаодикийскому, заменив главного героя Клавдием (Orlandi. 1995). Помимо этого энкомии Константина Асьютского включают элементы, которые позднее получили развитие и стали основополагающими в копт. лит. цикле о мч. Василиде-стратилате (пам. копт. 11 тоута (8 сент.)). К ним относятся указание на Антиохию и Египет как на места действия и гибели героя соответственно, упоминание императоров Нумериана и Диоклетиана, мч. Виктора, его отца Романа, Псоте из Псоя и др. (Idem. Hagiography. 1991. P. 1192-1193). Важная для цикла Василида легенда о Диоклетиане не находит отражения в энкомиях Константина, но присутствует в Мученичестве К. Это позволяет Орланди сделать вывод о том, что циклы появились в результате творческого переосмысления уже существовавших текстов, а Мученичество К. входит в один из самых ранних циклов (т. н. древнеантиохийский), из которого впосл. развились другие. Герои этих текстов объединены родственными и дружественными отношениями, так что в определенный момент К. становится частью разветвленного генеалогического древа (Galtier. 1905. P. 127-129; Winstedt. 1910. P. XX-XXVII).

Третий энкомий посвящен перенесению мощей К. Автор рассказывает о своем путешествии в Египет, чудесном обнаружении мощей и строительстве на месте языческого храма мартирия в честь К. Константин Асьютский также кратко упоминает об этом; по его словам, после неск. неудачных попыток откопать тело К. мученик в видении своему слуге Анастасию объяснил, что его мощи должны остаться в Египте. Их пребывание в этой стране засвидетельствовано и в араб. переводе Мученичества. Однако в копто-араб. Синаксаре содержится др. предание: после казни тело К. было погребено рядом с телом мч. Виктора, а по окончании гонений мать последнего забрала их останки в Антиохию. В эфиоп. Синаксаре приведены обе версии. Мощи К. в ц. св. Виктора в Асьюте видел один из составителей «Истории Александрийских патриархов», александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (XI в.).

Копт. свящ. Абу-ль-Макарим, автор полного перечня современных ему храмов и мон-рей Египта (сост. в 1177-1204), упоминает 3 церкви, посвященные К.: в мон-ре Эль-Асаль, располагавшемся близ совр. г. Эль-Минья, в Ишнине и в Эль-Каландимуне близ Ансины. В XIX в. в дер. Бакур (в 12 км от Асьюта) был построен храм во имя К. на месте старого, освящение которого отмечено в копто-араб. Синаксаре под 11 кихака (20 дек.) и о котором упоминал мусульм. автор аль-Макризи (1364-1442) (Meinardus. 1972. P. 322).

Ист.: Histoire du martyre Claude / Trad. É. Amelineau // Contes et romans de l'Égypte chrétienne. P., 1888. T. 2. P. 1-54 [франц. пер. араб. версии 1-го энкомия Константина Асьютского]; Acta Martyrum / Ed., interpr. F. M. Esteves Pereira. R.; P.; Lpz., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 193-226; Vol. 2: [Versio]. P. 175-204. (CSCO; 37-38) [изд. и лат. пер. эфиоп. версии Мученичества и саламов]; Textes coptes relatifs à Saint Claude d'Antioche / Éd., trad. G. Godron. Turnhout, 1970. (PO; T. 35. Fasc. 4); SynAlex (Forget). 1912. Vol. 2: [Textus]. P. 163-164; SynAlex. 1923. Vol. 5. P. 552-555; Le Synaxaire éthiopien / Éd., trad. I. Guidi. P., 1907. Vol. 1. P. 578-583. (PO; T. 1. Fasc. 4); The Book of the Saints of the Ethiopian Church / Ed. E. A. W. Budge. Camb., 1928. Vol. 4. P. 983-986; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries, Attributed to Abû Sâlih, the Armenian / Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. P. 248, 253-254, 256, 344; The Difnar (Antiphonarium) of the Coptic Church / Ed. E. De Lacy O'Leary. L., 1926. Vol. 1. P. 17; History of the Patriarchs of the Egyptian Church / Ed., transl. O. H. E. Burmester, A. Atiya, Y. (?)lsquo;Abd al-Ması h Cairo, 1959. Vol. 2. Pt. 3. P. 227 (text), 360 (Eng. transl.).
Лит.: Galtier E. Contribution à l'étude de la littérature arabo-copte // BIFAO. 1905. Vol. 4. P. 105-221; Winstedt E. O. Introduction // Coptic Texts on Saint Theodore the General, Saint Theodore the Eastern, Chamoul and Justus / Ed., transl. E. O. Winstedt. L.; Oxf., 1910. P. I-XXX; Drescher J. Apa Claudius and the Thieves. Le Caire, 1942; Graf. Geschichte. 1944. Bd. 1. S. 535; Sauget J.-M. Claudio // BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 12-13; Meinardus O. F. A. Martyria of Saints: The Wall-paintings of the Church of St. Antony in the Eastern Desert // Medieval and Middle Eastern Studies: In Honor of Aziz Suryal Atiya / Ed. S. A. Hanna. Leiden, 1972. P. 311-343; Godron G. Recherches sur les textes coptes relatifs à Saint Claude d'Antioche. Louvain, 1976; Orlandi T. Cycle // CoptE. 1991. Vol. 3. Р. 666-668; idem. Hagiography, Coptic // Ibid. Vol. 4. Р. 1191-1197; idem. Claudio Martire e Anatolio di Laodicea: Un problema letterario fra III e VI secolo // Divitiae Aegypti: Koptologische und verwandte Studien zu Ehren von M. Krause / Hrsg. C. Fluck e. a. Wiesbaden, 1995. P. 237-245.
Л. Р. Франгулян
Ключевые слова:
Мученики Коптской Церкви Святые Коптской Церкви Клавдий, мученик Антиохийский (пам. копт. 11 паоне (эфиоп. сане; 5 июня))
См.также:
АВСАНИЙ, ФИЛИМОН и ЛУКИЯ мч. (пам. копт. 19 февр.)
АГАФОН мч. Александрийский (пам. зап. 7 дек.; копт. 17 дек.)
АЗИРИАН И ЕПИМАХ мученики Египетские (пам. копт. 31 окт.)
АНАТОЛИЙ ПЕРС († ок. 303), мч. (пам. копт. 5 или 4 янв.)
АНУВИЙ (III в.), мч. Александрийский (пам. копт. 18 июля)
АПАТЕР (нач. IV в.), коптский мученик (пам. копт. 25 сент.)