Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИСАМСКАЯ И СЕЛИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ
35, С. 59-64 опубликовано: 23 января 2019г.


КИСАМСКАЯ И СЕЛИНСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κισάμου κα Σελίνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата); охватывает зап. часть нома Ханья, кафедра расположена в г. Кисамос (в древности Кисам).

Существовавшее на этом месте в минойский период (III-II тыс. до Р. Х.) поселение было оставлено жителями и снова заселено в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.). В эллинистический период Кисам являлся портом крупного г. Полиррения. Расцвет Кисама начался в рим. период. В I в. по Р. Х. город был перестроен по гипподамовой системе. Высокохудожественные напольные мозаики с мифологическими сценами (II-III вв.) украшают виллу Фидия и строение к западу от нее, дом Орфея, здание у кафедрального собора и др. Землетрясение 365 г. нанесло серьезный ущерб городу. В ходе раскопок были обнаружены раннехрист. некрополь и здания, возведенные в VI в. на фундаментах римских построек, а также архитектурные детали, к-рые, видимо, принадлежали базилике.

История епархии

Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в.
Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в.

Церковь арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. VII–VIII, X в.
В раннехрист. период Кисамская епископия была одной из 20 епархий о-ва Крит. Первый упомянутый в источниках епископ Кисама Евкисс был участником Сардикийского Собора (343) (Mansi. T. 3. Col. 46). Епископы Кисамские Феопемпт и Лев присутствовали на Трулльском (Пято-Шестом) Соборе (691-692) и на VII Вселенском Соборе (787) (Mansi. T. 11. Col. 996; Т. 13. Col. 392). Моливдовул кон. VI или нач. VII в., хранящийся в музее в Ретимно, имеет надпись: «Кисамской Церкви». В VII в. Кисам являлся 17-м из 22 городов о-ва Крит (Parthey, ed. 1866. P. 14). После араб. набегов город пришел в упадок.

Критские епископии, входившие в подчиненный Риму диоцез Иллирик, вместе с ним в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польской Православной Церкви. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кисамская епископия, как правило, занимает 10-е (иногда 9-е) место среди критских епархий (Darrouzès. Notitiae. N 2, 3, 10, 13). В кон. Х в. епископская кафедра была перенесена в совр. сел. Эпископи, кафедральным собором служил храм арх. Михаила (Ротонда).

После освобождения Крита от арабов возрождением мон-рей и монашества на острове занимался прп. Иоанн Отшельник (Ксен). В конце жизни его деятельность распространилась и на Зап. Крит. Он построил близ совр. сел. Азойирес (к северо-востоку от Палеохоры) ц. вмч. Георгия Победоносца, подчиненную Мириокефальскому мон-рю. Согласно критским преданиям, Иоанн Отшельник нек-рое время жил близ совр. сел. Спилья (примерно в 15 км к западу от Кисама), где существует пещерный храм в его честь. Последние годы жизни преподобный провел в уединении на побережье Акта (побережье совр. зал. Ливадия). Местные жители считают, что он подвизался недалеко от совр. с. Кавуси. Там был сооружен 2-нефный храм во имя вмч. Евстафия Плакиды и прп. Иоанна Отшельника, вост. часть к-рого устроена в скале. В XIII в. храм был расширен к западу, росписи кон. XIII в. включают в т. ч. житийный цикл прп. Иоанна (сохр. фрагменты) и его фронтальное ростовое изображение. Снаружи с сев. стороны устроены 4 гробницы, крайняя восточная почитается как гробница прп. Иоанна Отшельника.

Границы епархии визант. периода точно не известны, но в любом случае она была меньше совр. К. и С. м., т. к. в ее юж. части существовала Кантанская епископия (Кантан находился близ совр. сел. Какодики в окрестностях Канданоса).

В венецианский период должность правосл. епископа была упразднена. Единственным епископом-греком при венецианцах был Герасим (в миру Георгий) из богатого и знатного кидонийского рода Палеокапасов. Он обладал графским титулом, получил образование в Падуе и впосл. стал эфором (инспектором) Падуанской гимназии. Будучи униатом, он принял монашеский постриг и стал игуменом мон-ря Анкарафу. На свои средства он отправлял критян на обучение в Падуанский ун-т. Венецианцы построили в городе укрепления, благодаря которым он получил новое имя - Кастелион (сохр. до 1969). В венецианский период основаны мон-ри св. Иоанна Предтечи в долине Гьона (XVI в.), Гонья (1618, на месте визант. обители) и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы (ранее 1637). Церкви вмч. Георгия Победоносца близ бухты Мениес (здание и фрески сер. XIV в.) и ап. Павла (здание кон. XIV в., фрески сер. XV в.) на мысе Спата в XV-XVI вв. были преобразованы в небольшие обители.

После османского завоевания Кисамская епископия была восстановлена. Во время греч. национально-освободительной революции 1821-1829 гг. поддерживавший связи с «Дружеским обществом» еп. Мелхиседек (Деспотакис) был арестован турками за то, что, объезжая свою епархию, побуждал народ к восстанию. 19 мая 1821 г. он был повешен на платане в г. Ханья (см. в ст. Критские новомученики). Неск. лет кафедра оставалась незамещенной. В 1831-1860 гг. Кисамская епископия была объединена с Кидонийской; в 1860 г. она получила название Кисамской и Селинской.

Важную роль в восстании 1866-1869 гг. на о-ве Крит играли Кисамский и Селинский еп. Герасим (Стратигакис), постриженики монастыря Гонья иером. Парфений (Перидис), ставший председателем Генеральной ассамблеи критян, и архим. Парфений (Келаидис). Правительство повстанцев возглавил свящ. Еммануил Касселос из исторической обл. Селинон. Во время восстания пострадал мон-рь Гонья, к-рый подожгли турки, его игумен был брошен в тюрьму. После подавления восстания архим. Парфений (Келаидис) бежал в Триест, где стал настоятелем храма греч. общины. Он принял деятельное участие в подготовке антитур. движения 1877 г. С 1878 г. Парфений проживал в Ливорно и возглавлял греч. общину. Когда в нояб. 1880 г. его избрали на Кисамскую и Селинскую кафедру, он не вернулся на остров. В 1882 г. Парфений отклонил свое избрание, заявив, что, ведя дипломатическую деятельность в европ. столицах, он будет больше способствовать освобождению о-ва Крит, чем на епископском престоле. В 1897 г. Кисамский и Селинский еп. Дорофей (Клонарис) был избран председателем повстанческой ассамблеи критян. Его преемник еп. Анфим (Леледакис) открыл педагогическое училище для женщин (1910-1930) в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и семинар для подготовки будущих клириков, участвовал в организации гимназии в Кастелионе (1924), построил епископскую резиденцию. Он издал службу прп. Иоанну Отшельнику (1929), покровительствовал развитию визант. музыки и иконографии.

Во время второй мировой войны Кисамская и Селинская епископия сильно пострадала из-за нем. оккупации. Для устрашения населения разорялись целые деревни. Напр., Канданос был уничтожен 2 июня 1941 г. в наказание за убийство местными жителями 25 нем. солдат. Кисамский и Селинский еп. Евдоким был арестован в авг. 1941 г., брошен в тюрьму, а потом выслан с Крита. Мн. клирики подверглись преследованиям. Мон-рь Гонья, насельники к-рого участвовали в движении сопротивления, был занят нем. войсками. Монахов заключили в тюрьму, иером. Парфений (Анагностакис), иеродиаконы Серафим (Маринакис) и Гервасий (Дусакис) были казнены, мон. Герасим (Вросимакис) умер от пыток, остальные впосл. были амнистированы.

В 1953 г. в Кисамской и Селинской епископии проживало 34 тыс. верующих, действовало 170 церквей, в которых служило 62 священника (Janin. 1953. Col. 844).

В 1962 г. Кисамская и Селинская епископия была возведена в ранг митрополии. Митр. Ириней (Галанакис) начал активное строительство по всей епархии (в т. ч. был сооружен кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы), много времени уделял социальной и просветительской деятельности: основал Православную академию Крита в Колимбари, интернаты в Кастели, Канданосе, Палеохоре, Колимбари, Вукольесе и др., дом престарелых «Аннусакион» в Пиргосе и школу для глухонемых в Кастели, типографию, духовно-просветительные центры, Центр сельскохозяйственного развития в Колимбари, уч-ща различного профиля, Центр профессионального технического обучения в Тавронитисе и школу домоводства. Были восстановлены мон-ри в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы. Митр. Ириней участвовал в организации судоходных компаний ANEK и ANEN, фондов развития районов Селино и Апокоронаса.

В наст. время в К. и С. м. насчитывается 80 приходских храмов, 442 парекклисиона, 297 экзокклисионов, 2 муж. мон-ря (Гонья и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы) и жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Δίπτυχα. 2014. Σ. 935-937). В епархии действуют культурный центр «Цацаронакион» (с лекционными залами, б-кой, компьютерными залами, мастерскими иконописи и мозаики, работают репетиторы, школа для родителей, здесь также размещается митрополичья консерватория, церковный радиоканал и книжный магазин), интернаты «Три святителя» (для мальчиков) и «Св. Ирина» для девочек, дом престарелых «Аннусакион» и медицинские пункты в Кисамосе, Вукольесе, Палеохоре и Канданосе, мобильные группы «Помощь на дому», прямая телефонная линия доверия для престарелых, благотворительная касса, жен. кружки и общества при приходах.

Христианские памятники

На юж. побережье в античных городах Сия (близ совр. Суйи) и Лисс археологи нашли неск. раннехрист. базилик. А. Орландос обнаружил в Сии под храмом вмч. Пантелеимона 3-нефную базилику с нартексом, одно из помещений с северо-запада, видимо, служило баптистерием. В алтаре сохранились основа св. престола и базы колонн кивория, в центральном нефе и в нартексе - мозаичные полы (VI в., выполнены мастерами из Аргоса) с преобладающими растительными и геометрическими орнаментами, а также с изображениями павлинов и оленя. В вост. части археологического комплекса расположены еще 3 базилики. В Лиссе находятся развалины двух 3-нефных базилик с незначительно выступающими поперечными нефами и с нартексами. Над алтарной частью прибрежной базилики в XIV в. была возведена однонефная с полуциркульным сводом ц. Пресв. Богородицы. На месте вимы др. базилики, расположенной рядом с храмом Асклепия, была построена однонефная сводчатая ц. мучеников Кирика и Иулитты. Напольные мозаики уцелели в юж. нефе базилики.

Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в.
Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в.

Арх. Михаил. Фрагмент росписи ц. арх. Михаила в с. Эпископи, Крит. Кон. XII в.

В отличие от раннехрист. памятников постройки средневизант. периода сохранились в сев. части К. и С. м. Уникальным сооружением является т. н. Ротонда, или ц. арх. Михаила в Эпископи, к-рая служила кафедральным собором. Этот храм возведен на месте постройки VI в. (возможно, баптистерия). Купольная ротонда VII-VIII вв. послужила центральным пространством для прямоугольного наоса 2-й пол. Х в. Ширина стен ротонды более 1 м, она имеет 6 арок (арка, ведущая в алтарную часть, выше и шире остальных). Кладка купола выполнена в виде 5 сокращающихся ступеней. Мнения исследователей расходятся относительно времени сооружения апсиды - одновременно с ротондой или немного позднее. К полукруглой апсиде пристроены 2 пастофория. В юж. пастофории сохранились мозаичный пол и купель. Другая, большего размера мраморная купель находится в нартексе (первоначально она была расположена в подкупольном пространстве наоса). Мозаичный пол наоса археологи датируют 2-й пол. VI в. Помимо нартекса Х в. с запада и севера к храму пристроены прямоугольные помещения, в т. ч. в османский период на месте атриума была возведена епископская резиденция. Сохранилось 5 слоев росписей: VII в., иконоборческой эпохи, позднекомниновского стиля кон. XII в., кон. XIII в. и сер. XIV в. (худож. Михаил Венерис).

К IX (или Х) в. относится небольшая однонефная с цилиндрическим сводом ц. первомч. Стефана в Драконе. Ее фрески М. Биссингер датировал ок. 1390 г. или кон. XIV в. (Bissinger. 1995. S. 201), но, по мнению Н. Пирру, они являются ранним образцом произведений «артели Меронаса» (расписавшей во 2-й пол. XIV в. ц. Пресв. Богородицы в Меронасе), к-рую М. Борбудакис считает к-польской (Πύρρου Ν. Οι τοιχογραφίες του ναού του Αγίου Στεφάνου στη Δρακώνα Κισσάμου και ο σπάνιος βιογραφικός κύκλος του επωνύμου αγίου // Πεπραγμένα του ΙΑ´ Διεθνούς Κρητολογικού Συνεδρίου (в печати)).

Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле. Худож. Николай Анагност. 1290/91 г.
Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле. Худож. Николай Анагност. 1290/91 г.

Вмч. Георгий Победоносец. Роспись ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле. Худож. Николай Анагност. 1290/91 г.

Церковь Успения Пресв. Богородицы в с. Захариана близ Платаноса, типа «свободного креста» и с куполом на тромпах, датируется исследователями приблизительно X-XI вв. (Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 196). В с. Вулгаро находится полуразрушенная крестово-купольная ц. вмц. Варвары 2-й пол. XI в. с фресками того же времени. В XII в. была построена однонефная с полуциркульным сводом ц. Пресв. Богородицы в Спилье, расписанная ок. 1380 или в нач. 80-х гг. XIV в. К XII в. предположительно относят сооружение ц. свт. Николая Чудотворца в Мури с поперечным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом (Πασαρέλι. 2005. Σ. 61). Фрески этой церкви искусствоведы датируют рубежом XII и XIII вв. (Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 197), однако если учитывать консервативные тенденции критской живописи XIII - нач. XIV в., ориентированной на образцы комниновского искусства XII в., то эти росписи можно отнести к XIII в. Архаичность стиля мн. фресок затрудняет их датировку (напр., хронология росписей ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе колеблется между XII, XIII и XIV вв.- Πασαρέλι. 2005. Σ. 83). Спорной остается гипотеза С. Мадеракиса, к-рый считает, что древнейший из 3 слоев росписей ц. Спасителя в Племениана был создан ранее 1200 г. (Μαδεράκης. 1998. Σ. 39-40) вопреки традиц. датировке нач. XIII в. (Μπορμπουδάκης. 1988. Σ. 39). На раннюю живопись ц. Спасителя ориентировались художники, работавшие над декорацией ц. Пресв. Богородицы в Родовани (кон. XIII в., часть фресок в Историческом музее Ираклио) (Ibid. Σ. 40). Фрески ц. вмч. Георгия Победоносца в Анисараки созданы, по мнению Мадеракиса, вскоре после 1250 г. и являются реминисценцией комниновской живописи (Μαδεράκης Σ. Ν. Η εκκλησία Αγίου Γεωργίου στην Κάντανο Σελίνου // Εικοστό πρώτο Συμπόσιο Βυζαντινής και Μεταβυζαντινής Αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 2001. Σ. 59-60). Биссингер выделяет в ц. Преображения Господня в Кефали близ Элоса помимо фресок 1319/20 г. ранний слой 1270 г. (Bissinger. 1995. S. 74, 106), но И. Спатаракис считает, что оба мастера работали одновременно (Spatharakis. 2001. P. 56-58).

Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г.
Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г.

Сцена из житийного цикла свт. Николая Чудотворца из ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони. Худож. Иоанн Пагомен. 1315 г.

Большинство церквей XIII-XV вв. на территории К. и С. м. относятся к простейшему архитектурному типу - однонефные с цилиндрическими (полуциркульными или с заостренными завершениями) сводами, покрытыми сверху черепичными крышами. Лишь в неск. случаях встречаются храмы типа «купольного зала» (напр., ц. вмц. Ирины близ Суйи, кон. XIII в.), крестово-купольные (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Нопийе, XIV (?) в.) или храмы с поперечным более высоким нефом. К последнему типу относится ц. вмч. Георгия Победоносца в Анидри (незадолго до 1323), в к-рой рукава нефа и трансепта покрыты пересекающимися цилиндрическими сводами. Эта церковь имеет еще одну особенность: к ней немного позже был пристроен др. однонефный храм, в к-рый из ц. вмч. Георгия ведут арки в юж. стене. В целом широко распространенные в венецианских владениях 2-нефные церкви именно на территории К. и С. м. в XIII - нач. XV в. не были частым явлением (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе). В этом регионе редко встречаются нартексы в форме купольного зала (такой нартекс пристроен в XIV в. к ц. Преображения Господня близ Темении кон. XIII в.). Иногда цилиндрический свод нартекса пересекается под прямым углом со сводом наоса (напр., нартекс, пристроенный в нач. XIV в. к ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони, кон. XIII в.). Кладка некоторых храмов XIII-XIV вв. включает сполии раннехрист. базилик (ц. Пресв. Богородицы в сел. Скудиана и ап. Иоанна Богослова в Трахиньякосе близ Канданоса, ц. Спасителя в сел. Племениана). Из ктиторских надписей явствует, что часто в оплате строительства и росписи церквей принимали участие сразу неск. семей или даже все жители деревни.

С кон. XIII в. известны имена некоторых художников, работавших в зап. части о-ва Крит. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле в ктиторской надписи 1290/91 г. названо имя мастера, расписавшего этот храм,- анагност Николай (хотя над декорацией храма работали 2 живописца: Николай и художник из круга Феодора-Даниила Венериса - Bissinger. 1995. S. 71-72; Μαδεράκης. 1998. Σ. 390; Spatharakis. 2001. P. 12-13). Стиль Николая похож на стиль анонимного художника, к-рый расписал ц. вмч. Георгия Победоносца в Вати (1283/84), и восходит к традициям XII в. Его определяют такие черты, как линеарность, каллиграфичность, плоскостность, сдержанная цветовая гамма (Μαδεράκης. 1998. Σ. 40). По мнению Спатаракиса, в этих церквах работала одна и та же артель, возглавляемая Николаем (Spatharakis. 2001. P. 10, 13).

Феодор-Даниил Венерис выполнил росписи разрушенной ц. вмч. Георгия Победоносца в Бенудиана близ Канданоса (1290/91), наоса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (кон. XIII в.- Μαδεράκης. 1980. Σ. 155-156, 159), ц. вмц. Ирины близ Суйи (кон. XIII в.), ц. прав. Анны в Агрилесе (3-я четв. XIII в.) и ц. вмц. Марины в Равдухе (нач. XIV в.). Хотя Феодор-Даниил был знаком с новыми художественными веяниями, но в целом остался верен старым традициям (Idem. 1998. Σ. 40). Пропорции фигур персонажей не особенно изящны, но и не тяжеловесны. Некоторая безыскусность в попытке разнообразить ракурсы фигур с избытком компенсируется вниманием к жесту (кисти рук нередко преувеличены), что дополняет психологическую характеристику образов. В живописном решении немаловажную роль играет линия, словно резец скульптора, она создает энергичный, чрезвычайно пластичный рисунок и напряжение в общей спокойной гамме сближенных по спектру тонов. Его племяннику Михаилу Венерису, по мнению М. Андрианакиса, принадлежат фрески ц. св. Иоанна Предтечи в сел. Делиана (нач. XIV в.) и последний слой росписей Ротонды в Эпископи (сер. XIV в.). Его творчество характеризуется появлением нек-рых элементов палеологовского искусства.

Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г.
Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г.

Вознесение Господне. Роспись ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, Крит. Худож. Иоанн Пагомен (?). 1315/16 г.

Наиболее плодовитым из работавших в зап. части Крита художников был Иоанн Пагомен (фрески нартекса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (1315), храма вмч. Георгия Победоносца в Анидри (1323), кладбищенской ц. арх. Михаила в сел. Кавалариана близ Канданоса (1327/28), церквей Пресв. Богородицы в Какодики (1331/32) и ап. Иоанна Богослова в Каламосе (немного позже 1340 - Μαδεράκης. 1986. Σ. 36)). В ц. вмч. Георгия Победоносца в Продроми над росписями в 1337 или 1340 г. вместе с Пагоменом работал худож. Николай (к-рый принимал участие в декорации еще 5 церквей в исторической обл. Селинон, напр. ц. прав. Анны в Канданосе, 1357/58). Иоанну Пагомену также можно атрибутировать фрески ц. апостолов Петра и Павла в Копети (1334/35) и ц. арх. Михаила близ Саракины, построенной на развалинах византийской 3-нефной базилики. Калокирис приписывал Пагомену фрески церквей ап. Иоанна Богослова (1328/29) в Трахиньякосе близ Канданоса (Καλοκύρης. 1958. Σ. 355) и Рождества Пресв. Богородицы близ Кадроса (Ibid. Σ. 356), но Биссингер различает в них работу 2 мастеров, один из к-рых подражал стилю Пагомена (Bissinger. 1995. S. 99-101, 110). Предположительно к произведениям Пагомена относят росписи церквей свт. Николая Чудотворца в Канданосе, прор. Илии в Трахиньякосе (по Биссингеру, ок. 1350 - Bissinger. 1995. S. 102), вмч. Пантелеимона в Продроми (Καλοκύρης. 1958. Σ. 356), ап. Иоанна Богослова в Элосе, прмц. Параскевы Римской в Анисараки (Биссингер предлагает датировку ок. 1325 - Bissinger. 1995. S. 100, Мадеракис - 1370-1380 и относит эти фрески к работам последователей Пагомена - Μαδεράκης. 1986. Σ. 37) и др. Автором росписи ц. Пресв. Богородицы Скафидиани близ Продроми (1347) в ктиторской надписи назван худож. Иоаким, однако по стилю фресок очевидно, что они выполнены неск. мастерами, в числе которых, вероятно, был и Пагомен (Bissinger. 1995. S. 100. Not. 25).

Недавно Д. Цунгаракис обнаружил подпись Пагомена в ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса с фресками 1315/16 г. (Τσουγκαράκης. 2007; он опровергает более ранние датировки 1292/93 или 1295/96, предложенные Спатаракисом - Spatharakis. 2001. P. 17). Эти росписи отражают сильное зап. влияние, поэтому Спатаракис, не зная об авторстве Пагомена, высказал мнение, что художник учился у итал. мастеров (Ibid. P. 58). Для этих росписей характерна утонченность, не свойственная провинциальной живописи. Принадлежность фресок кисти Пагомена показывает, что художник в один и тот же период творчества мог работать в разных манерах в зависимости от требований заказчика (Τσουγκαράκης. 2007. Σ. 300-301): ведь ранее считалось, что Пагомен, «хотя и нарочито упрощенно, вводит и адаптирует наиболее развитые формы и течения палеологовского искусства, главным образом приходящие из Македонии» (Μαδεράκης. 1986. Σ. 37), а эволюция его творчества выражалась в переходе примерно с 1330 г. к т. н. красивому стилю, к-рый господствовал на Крите до 80-х гг. XIV в. (Ibid.). Еще до отождествления с Пагоменом мастера, расписавшего ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, исследователи благодаря зап. манере выделили ряд стилистически родственных фресковых ансамблей в ц. Преображения Господня близ Темении, в зап. части ц. св. Фотия в Айи-Теодори и в вост. части ц. Преображения Господня (1319/20) в Кефали близ Элоса (Μαδεράκης Σ. Ν. Βυζαντινά Μνημεία του Νομού Χανίων: Ο ´Αγιος Δημήτριος στο Λειβαδά Σελίνου και οι τοιχογραφίες του // Χανιά. Χανιά, 1986. Σ. 69; Παπαδάκη-Oekland Σ. Δυτικοτρόπες τοιχογραφίες του 14ου αι. στην Κρήτη: Η άλλη όψη μιας αμφίδρομης σχέση // Ευφρόσυνον: Αφιέρωμα στον Μανόλη Χατζηδάκη. Αθήνα, 1991. Τ. 2. Σ. 491-513). Следов., относительно и этих росписей встает вопрос о возможном авторстве Пагомена.

Влияние стиля Пагомена прослеживается до 70-80-х гг. XIV в. (Μαδεράκης. 1986. Σ. 36). Кругу Пагомена принадлежат 1-й слой росписей ц. прав. Анны в Анисараки (1-я пол. XIV в.), фрески церквей вмц. Ирины в Айия-Ирини (1368) и Пресв. Богородицы в Анисараки (80-е гг. XIV в.).

Искусствоведы выделяют среди памятников XIV в. группы храмов, расписанные одним и тем же мастером или одной и той же артелью, однако имена художников остаются неизвестными. Напр., образцами грубого провинциального искусства служат произведения мастера, работавшего в церквах Спасителя во Влитьясе (1358/59) и Пресв. Богородицы в Палья-Румате (1359/60), а примером изысканной палеологовской живописи являются выполненные одним художником фрески церквей свт. Афанасия Великого близ Кефали (1393) и Успения Пресв. Богородицы в Склавопуле (ок. 1395). Их стиль, по мнению Спатаракиса, близок к стилю росписей храмов в номе Ретимно: Пресв. Богородицы в Рустике (1391) и вмч. Георгия Победоносца в Айос-Констандиносе (1401) (Spatharakis. 2001. P. 146).

В XV в. в Селиноне работали художники Николай Мастрахас (ц. арх. Михаила в Принесе, 1410), свящ. Георгий Партзалий (ц. вмч. Георгия Победоносца в Каламьосе, 1441), Ксенос Дигенис из Мореи (ц. св. Отцов в Апано-Флория, 1470, в росписи участвовал еще один мастер - Ibid. P. 216), Георгий Проватопул (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кустойерако (1488), вмч. Георгия Победоносца в Като-Флория (1497), прп. Онуфрия в Камбаносе (кон. XV в.)).

От XIV-XV вв. сохранилось значительное количество памятников монументальной живописи, при этом большое число церквей в этот период украшены фресками в исторической обл. Селинон, особенно в окрестностях Канданоса. Наиболее интересные фресковые ансамбли представлены в следующих храмах: мучеников Кирика и Иулитты на территории древнего Лисса (до 1306, в зап. манере), св. Зосимы в Ахладиакесе (1-й слой росписей в алтаре нач. XIV в., 2-й слой - 60-х гг. XIV в.), арх. Михаила в Вати (по мнению К. Ласситиотакиса, 1-я четв. XIV в.- Λασσιθιωτάκης Κ. Ε. Δύο ἐκκλησίες στὸ Νομὸ Χανιῶν // ΔΧΑΕ. 1962. Τ. 2. Σ. 9-56; согласно Биссингеру, после 1350 (?) - Bissinger. 1995. S. 102), вмч. Георгия Победоносца в сел. Цуруниана (1327), ап. Иоанна Богослова в Асфендилесе (ок. 1330), равноап. Константина в Вутасе (ок. 1340), свт. Иоанна Златоуста в Саракине (1343 или 1346), великомучеников Феодоров в Мертесе (1344, от здания XIV в. сохр. только вост. стена, включенная в позднейшую постройку), Пресв. Богородицы Миртиотиссы в Ефире близ сел. Племениана (1-я (?) пол. XIV в.), свт. Николая Чудотворца (пристроенная к ц. вмч. Георгия Победоносца) в Анидри (сер. XIV в.), прмц. Параскевы Римской в Тополии (50-е гг. XIV в.), мч. Маманта в Лофосе близ Канданоса (1355/56, от здания XIV в. сохр. только сев. половина), Спасителя в Айия-Ирини (1357/58), прмц. Параскевы Римской в Трахиньякосе (1362), Спасителя в Вутасе (60-е гг. XIV в.), вмч. Георгия Победоносца в Эпископи (2-я пол. XIV в.), вмч. Димитрия Солунского в Платанесе (1372/73), прмц. Параскевы Римской в Китиросе (1372/73), св. Апостолов близ Дриса (1382-1391), прп. Антония Великого в Суйе (1383), арх. Михаила в Какодики (нач. 80-х гг. XIV в.), св. Апостолов в Роке (80-е гг. XIV в.), Пресв. Богородицы в Калатенесе (ок. 1390 или вскоре после этой даты), арх. Михаила в Какопетро (1392), вмч. Прокопия в Ливадасе (90-е гг. XIV в.), свт. Иоанна Златоуста в Хаси (кон. XIV в.), св. Иоанна в Анисараки (XIV в.), Пресв. Богородицы и Христа в Кустойерако (XIV в.), Пресв. Богородицы в Скудиане близ Канданоса (XIV в., по мнению Г. Пасарели, XV в.- Πασαρέλι. 2005. Σ. 74), Пресв. Богородицы в Айия-Ирини (XIV (?) в.), Спасителя в Склавопуле (нач. XV в.), арх. Михаила в Малатиросе (нач. XV в.), вмч. Георгия Победоносца в сел. Племениана (1409/10), св. Евтихия в сел. Цискиана (ок. 1410), мч. Исидора в Какодики (1420/21), прмц. Параскевы Римской в Хондросе (ок. 1420), св. Апостолов в Сирикари (1427), свт. Иоанна Златоуста в Кадросе (ок. 1430), арх. Михаила в сел. Камилиана (1439/40), вмч. Георгия Победоносца близ Нопийи (1-я пол. XV в.), Благовещения Пресв. Богородицы в Зимбрагосе (ок. 1440-1450), равноап. Константина в Нембросе (1452-1461), прав. Анны в Анисараки (2-й слой росписей 1457-1462), вмч. Георгия Победоносца в Айия-Ирини (1460/61), Спасителя в Палья-Румате (1466), вмч. Георгия Победоносца между селениями Кукунара и Хорефтиана (60-е гг. XIV в.), мц. Кириакии в сел. Ламбриана (XV в.), вмц. Ирины в Малатиросе (ок. 1500), арх. Михаила в Айи-Теодори (ок. 1500 (?)).

Особо чтимые святые К. и С. м.

прп. Иоанн Отшельник и 99 св. отцов, сщмч. Мелхиседек, еп. Кисамский († 1821), новомученики Мануил, Георгий, Анезина и Мария из с. Мелисурьо († 1861), прп. Никифор Прокаженный (уроженец с. Сирикари, † 1964, канонизирован в 2012).

Епископы Кисамские: Евкисс (упом. в 343), Феопемпт (упом. в 691-692), Лев (упом. в 787), Герасим (Палеокапас) (?-1590), Филофей (упом. в 1684), Мисаил (?), Герасим (1711-1725), Парфений (1725-1731), Анфим (?), Парфений (1751-1770), Софроний (1777-1796), Гедеон (?), Игнатий (?), Паисий (кон. XVIII или нач. XIX в.), Серафим (нач. XIX в.), Иоанникий (?-1811), Мелхиседек (Деспотакис) (1818-1821).

Епископы Кидонийские и Кисамские: Артемий (1831-1846), Каллист (Финтикис) (1846-1858).

Епископы Кисамские и Селинские: Герасим (Стратигакис) (1860-1868), Мисаил (1868-1875), Панарет (1875 - до 1880), Парфений (Келаидис) (1880-1882, избран, но не интронизирован), Парфений (Бицакис) (1887-1892), Дорофей (Клонарис) (1893-1902), Анфим (Леледакис) (1903-1935), Хризостом (Ангелидакис) (1936-1937), Евдоким (Синкелакис) (1938-1956), Ириней (Галанакис) (1957-1962).

Митрополиты Кисамские и Селинские: Ириней (Галанакис) (1962-1971, в 1971-1981 митрополит Германский), Кирилл (Киприотакис) (1975-1979, впосл. митрополит Гортинский и Аркадийский), Ириней (Галанакис) (1981-2005 повторно), Амфилохий (Андроникакис) (с 2005 по наст. время).

Ист.: Darrouzès. Notitiae. P. 221-222, 235, 324-325, 497. N 2, 3, 10, 13; Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866.
Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 271-272; Janin R. Cisamus // DHGE. 1953. Vol. 12. Col. 844-845; Τωμαδάκης Ν. Β. ᾿Επισκοπὴ κα ἐπίσκοποι Κυδωνίας (῾Αγιᾶς, Κυδωνίας (κα Κισάμου) κα ᾿Αποκορώνου) // Κρητικὰ Χρονικά. ῾Ηράκλειον, 1957. Τ. 11. Σ. 23-26; idem. Κισάμου κα Σελίνου, Μητρόπολις // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 589-590; Καλοκύρης Κ. Δ. ᾿Ιωάννης Παγωμένος ὁ βυζαντινὸς ζωγράφος τοῦ ΙΔ´ου αἰῶνος // Κρητικὰ χρονικά. ῾Ηράκλειον, 1958. Τ. 12. Σ. 347-367; Μαδεράκης Σ. Ν. Οἱ Κρητικο ἁγιογράφοι Θεόδωρος - Δανιὴλ Βενέρης κα Μιχαὴλ Βενέρης //Πεπραγμένα τοῦ Δ´ Διεθνοῦς Κρητολογικοῦ Συνεδρίου. ᾿Αθῆναι, 1980. Τ. 2. Σ. 155-179; idem. Ιωάννης ο Παγωμένος τάχα και ζωγράφος // ´Εκτο Συμπόσιο Βυζαντινής και Μεταβυζαντινής Αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 1986. Σ. 36-37; idem. Παρατηρήσεις στην τέχνη του 13ου αιώνα στην Κρήτη // Δέκατο όγδοο Συμπόσιο Βυζαντινής και Μεταβυζαντινής Αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 1998. Σ. 39-40; Borboudakis M., Gallas K., Wessel K. Byzantinisches Kreta. Münch., 1983; Ανδριανάκης Μ. Γ. Ο ναός του Μιχαήλ Αρχαγγέλου στην Επισκοπή Κισσάμου Χανιών // Τέταρτο Συμπόσιο Βυζαντινής και Μεταβυζαντινής Αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 1984. Σ. 6-7; idem. Εικονογραφικά του Αγίου Ιωάννη του Ξένου // Εικοστό πρώτο Συμπόσιο Βυζαντινής και Μεταβυζαντινής Αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 2001. Σ. 12-13; Μπορμπουδάκης Μ. Η βυζαντινὴ τέχνη ὥς τὴν πρώϊμη βενετοκρατία // Κρήτη: ῾Ιστορία κα πολιτισμός. ῾Ηράκλειον, 1988. Τ. 2. Σ. 11-102; Fedalto. Hierarchia. P. 540-541; Παχυγιαννάκης Ε., πρωτοπρ. ῾Ο ἱερὸς κλῆρος τῆς ̓Εκκλησίας Κρήτης στὴν ᾿Επανάσταση τοῦ 1821. Νεάπολη, 1992r; Bissinger M. Kreta Byzantinische Wandmalerei. Münch., 1995; Spatharakis I. Dated Byzantine Wall Paintings of Crete. Leiden, 2001; ᾿Ανδρέας (Νανάκης), μητρ. ᾿Αρχιερεῖς τῆς Κρήτης κατὰ τὸν 20ὸ αἰώνα // Οἰκουμενικοῦ Πατριαρχείου νεώτερα ἱστορικά. Θεσσαλονίκη, 2004. Τ. 2. Σ. 245-247; idem. ῾Ο Παρθένιος Κελαϊδῆς κα τὰ τῆς παραιτήσεώς του (1882) ὡς ἐψηφισμένου ἐπισκόπου Κισάμου κα Σελίνου // Ibid. Σ. 197-209; Πασαρέλι Γκ. Βυζαντινή Κρήτη. Αθήνα, 2005; Τσουγκαράκης Δ. Ο ζωγράφος της εκκλησίας του Αγ. Δημητρίου στο Λειβαδά Σελίνου // Ιόνιος λόγος. Κέρκυρα, 2007. Τ. 1. Σ. 295-301; Δίπτυχα. 2014. Σ. 934-939; www.imks.gr [офиц. сайт К. и С. м.].
О. В. Л.