[Греч. ῾Ιερὰ Μητρόπολις Κισάμου κα Σελίνου], епархия полуавтономной Критской Православной Церкви (в составе К-польского Патриархата); охватывает зап. часть нома Ханья, кафедра расположена в г. Кисамос (в древности Кисам).
Существовавшее на этом месте в минойский период (III-II тыс. до Р. Х.) поселение было оставлено жителями и снова заселено в эпоху поздней классики (IV в. до Р. Х.). В эллинистический период Кисам являлся портом крупного г. Полиррения. Расцвет Кисама начался в рим. период. В I в. по Р. Х. город был перестроен по гипподамовой системе. Высокохудожественные напольные мозаики с мифологическими сценами (II-III вв.) украшают виллу Фидия и строение к западу от нее, дом Орфея, здание у кафедрального собора и др. Землетрясение 365 г. нанесло серьезный ущерб городу. В ходе раскопок были обнаружены раннехрист. некрополь и здания, возведенные в VI в. на фундаментах римских построек, а также архитектурные детали, к-рые, видимо, принадлежали базилике.
В раннехрист. период Кисамская епископия была одной из 20 епархий о-ва Крит. Первый упомянутый в источниках епископ Кисама Евкисс был участником Сардикийского Собора (343) (Mansi. T. 3. Col. 46). Епископы Кисамские Феопемпт и Лев присутствовали на Трулльском (Пято-Шестом) Соборе (691-692) и на VII Вселенском Соборе (787) (Mansi. T. 11. Col. 996; Т. 13. Col. 392). Моливдовул кон. VI или нач. VII в., хранящийся в музее в Ретимно, имеет надпись: «Кисамской Церкви». В VII в. Кисам являлся 17-м из 22 городов о-ва Крит (Parthey, ed. 1866. P. 14). После араб. набегов город пришел в упадок.
Критские епископии, входившие в подчиненный Риму диоцез Иллирик, вместе с ним в 731/2 г. перешли в юрисдикцию К-польской Православной Церкви. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Кисамская епископия, как правило, занимает 10-е (иногда 9-е) место среди критских епархий (Darrouzès. Notitiae. N 2, 3, 10, 13). В кон. Х в. епископская кафедра была перенесена в совр. сел. Эпископи, кафедральным собором служил храм арх. Михаила (Ротонда).
После освобождения Крита от арабов возрождением мон-рей и монашества на острове занимался прп. Иоанн Отшельник (Ксен). В конце жизни его деятельность распространилась и на Зап. Крит. Он построил близ совр. сел. Азойирес (к северо-востоку от Палеохоры) ц. вмч. Георгия Победоносца, подчиненную Мириокефальскому мон-рю. Согласно критским преданиям, Иоанн Отшельник нек-рое время жил близ совр. сел. Спилья (примерно в 15 км к западу от Кисама), где существует пещерный храм в его честь. Последние годы жизни преподобный провел в уединении на побережье Акта (побережье совр. зал. Ливадия). Местные жители считают, что он подвизался недалеко от совр. с. Кавуси. Там был сооружен 2-нефный храм во имя вмч. Евстафия Плакиды и прп. Иоанна Отшельника, вост. часть к-рого устроена в скале. В XIII в. храм был расширен к западу, росписи кон. XIII в. включают в т. ч. житийный цикл прп. Иоанна (сохр. фрагменты) и его фронтальное ростовое изображение. Снаружи с сев. стороны устроены 4 гробницы, крайняя восточная почитается как гробница прп. Иоанна Отшельника.
Границы епархии визант. периода точно не известны, но в любом случае она была меньше совр. К. и С. м., т. к. в ее юж. части существовала Кантанская епископия (Кантан находился близ совр. сел. Какодики в окрестностях Канданоса).
В венецианский период должность правосл. епископа была упразднена. Единственным епископом-греком при венецианцах был Герасим (в миру Георгий) из богатого и знатного кидонийского рода Палеокапасов. Он обладал графским титулом, получил образование в Падуе и впосл. стал эфором (инспектором) Падуанской гимназии. Будучи униатом, он принял монашеский постриг и стал игуменом мон-ря Анкарафу. На свои средства он отправлял критян на обучение в Падуанский ун-т. Венецианцы построили в городе укрепления, благодаря которым он получил новое имя - Кастелион (сохр. до 1969). В венецианский период основаны мон-ри св. Иоанна Предтечи в долине Гьона (XVI в.), Гонья (1618, на месте визант. обители) и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы (ранее 1637). Церкви вмч. Георгия Победоносца близ бухты Мениес (здание и фрески сер. XIV в.) и ап. Павла (здание кон. XIV в., фрески сер. XV в.) на мысе Спата в XV-XVI вв. были преобразованы в небольшие обители.
После османского завоевания Кисамская епископия была восстановлена. Во время греч. национально-освободительной революции 1821-1829 гг. поддерживавший связи с «Дружеским обществом» еп. Мелхиседек (Деспотакис) был арестован турками за то, что, объезжая свою епархию, побуждал народ к восстанию. 19 мая 1821 г. он был повешен на платане в г. Ханья (см. в ст. Критские новомученики). Неск. лет кафедра оставалась незамещенной. В 1831-1860 гг. Кисамская епископия была объединена с Кидонийской; в 1860 г. она получила название Кисамской и Селинской.
Важную роль в восстании 1866-1869 гг. на о-ве Крит играли Кисамский и Селинский еп. Герасим (Стратигакис), постриженики монастыря Гонья иером. Парфений (Перидис), ставший председателем Генеральной ассамблеи критян, и архим. Парфений (Келаидис). Правительство повстанцев возглавил свящ. Еммануил Касселос из исторической обл. Селинон. Во время восстания пострадал мон-рь Гонья, к-рый подожгли турки, его игумен был брошен в тюрьму. После подавления восстания архим. Парфений (Келаидис) бежал в Триест, где стал настоятелем храма греч. общины. Он принял деятельное участие в подготовке антитур. движения 1877 г. С 1878 г. Парфений проживал в Ливорно и возглавлял греч. общину. Когда в нояб. 1880 г. его избрали на Кисамскую и Селинскую кафедру, он не вернулся на остров. В 1882 г. Парфений отклонил свое избрание, заявив, что, ведя дипломатическую деятельность в европ. столицах, он будет больше способствовать освобождению о-ва Крит, чем на епископском престоле. В 1897 г. Кисамский и Селинский еп. Дорофей (Клонарис) был избран председателем повстанческой ассамблеи критян. Его преемник еп. Анфим (Леледакис) открыл педагогическое училище для женщин (1910-1930) в мон-ре в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и семинар для подготовки будущих клириков, участвовал в организации гимназии в Кастелионе (1924), построил епископскую резиденцию. Он издал службу прп. Иоанну Отшельнику (1929), покровительствовал развитию визант. музыки и иконографии.
Во время второй мировой войны Кисамская и Селинская епископия сильно пострадала из-за нем. оккупации. Для устрашения населения разорялись целые деревни. Напр., Канданос был уничтожен 2 июня 1941 г. в наказание за убийство местными жителями 25 нем. солдат. Кисамский и Селинский еп. Евдоким был арестован в авг. 1941 г., брошен в тюрьму, а потом выслан с Крита. Мн. клирики подверглись преследованиям. Мон-рь Гонья, насельники к-рого участвовали в движении сопротивления, был занят нем. войсками. Монахов заключили в тюрьму, иером. Парфений (Анагностакис), иеродиаконы Серафим (Маринакис) и Гервасий (Дусакис) были казнены, мон. Герасим (Вросимакис) умер от пыток, остальные впосл. были амнистированы.
В 1953 г. в Кисамской и Селинской епископии проживало 34 тыс. верующих, действовало 170 церквей, в которых служило 62 священника (Janin. 1953. Col. 844).
В 1962 г. Кисамская и Селинская епископия была возведена в ранг митрополии. Митр. Ириней (Галанакис) начал активное строительство по всей епархии (в т. ч. был сооружен кафедральный собор Благовещения Пресв. Богородицы), много времени уделял социальной и просветительской деятельности: основал Православную академию Крита в Колимбари, интернаты в Кастели, Канданосе, Палеохоре, Колимбари, Вукольесе и др., дом престарелых «Аннусакион» в Пиргосе и школу для глухонемых в Кастели, типографию, духовно-просветительные центры, Центр сельскохозяйственного развития в Колимбари, уч-ща различного профиля, Центр профессионального технического обучения в Тавронитисе и школу домоводства. Были восстановлены мон-ри в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы. Митр. Ириней участвовал в организации судоходных компаний ANEK и ANEN, фондов развития районов Селино и Апокоронаса.
В наст. время в К. и С. м. насчитывается 80 приходских храмов, 442 парекклисиона, 297 экзокклисионов, 2 муж. мон-ря (Гонья и Пресв. Богородицы Хрисоскалитиссы) и жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (Δίπτυχα. 2014. Σ. 935-937). В епархии действуют культурный центр «Цацаронакион» (с лекционными залами, б-кой, компьютерными залами, мастерскими иконописи и мозаики, работают репетиторы, школа для родителей, здесь также размещается митрополичья консерватория, церковный радиоканал и книжный магазин), интернаты «Три святителя» (для мальчиков) и «Св. Ирина» для девочек, дом престарелых «Аннусакион» и медицинские пункты в Кисамосе, Вукольесе, Палеохоре и Канданосе, мобильные группы «Помощь на дому», прямая телефонная линия доверия для престарелых, благотворительная касса, жен. кружки и общества при приходах.
На юж. побережье в античных городах Сия (близ совр. Суйи) и Лисс археологи нашли неск. раннехрист. базилик. А. Орландос обнаружил в Сии под храмом вмч. Пантелеимона 3-нефную базилику с нартексом, одно из помещений с северо-запада, видимо, служило баптистерием. В алтаре сохранились основа св. престола и базы колонн кивория, в центральном нефе и в нартексе - мозаичные полы (VI в., выполнены мастерами из Аргоса) с преобладающими растительными и геометрическими орнаментами, а также с изображениями павлинов и оленя. В вост. части археологического комплекса расположены еще 3 базилики. В Лиссе находятся развалины двух 3-нефных базилик с незначительно выступающими поперечными нефами и с нартексами. Над алтарной частью прибрежной базилики в XIV в. была возведена однонефная с полуциркульным сводом ц. Пресв. Богородицы. На месте вимы др. базилики, расположенной рядом с храмом Асклепия, была построена однонефная сводчатая ц. мучеников Кирика и Иулитты. Напольные мозаики уцелели в юж. нефе базилики.
В отличие от раннехрист. памятников постройки средневизант. периода сохранились в сев. части К. и С. м. Уникальным сооружением является т. н. Ротонда, или ц. арх. Михаила в Эпископи, к-рая служила кафедральным собором. Этот храм возведен на месте постройки VI в. (возможно, баптистерия). Купольная ротонда VII-VIII вв. послужила центральным пространством для прямоугольного наоса 2-й пол. Х в. Ширина стен ротонды более 1 м, она имеет 6 арок (арка, ведущая в алтарную часть, выше и шире остальных). Кладка купола выполнена в виде 5 сокращающихся ступеней. Мнения исследователей расходятся относительно времени сооружения апсиды - одновременно с ротондой или немного позднее. К полукруглой апсиде пристроены 2 пастофория. В юж. пастофории сохранились мозаичный пол и купель. Другая, большего размера мраморная купель находится в нартексе (первоначально она была расположена в подкупольном пространстве наоса). Мозаичный пол наоса археологи датируют 2-й пол. VI в. Помимо нартекса Х в. с запада и севера к храму пристроены прямоугольные помещения, в т. ч. в османский период на месте атриума была возведена епископская резиденция. Сохранилось 5 слоев росписей: VII в., иконоборческой эпохи, позднекомниновского стиля кон. XII в., кон. XIII в. и сер. XIV в. (худож. Михаил Венерис).
К IX (или Х) в. относится небольшая однонефная с цилиндрическим сводом ц. первомч. Стефана в Драконе. Ее фрески М. Биссингер датировал ок. 1390 г. или кон. XIV в. (Bissinger. 1995. S. 201), но, по мнению Н. Пирру, они являются ранним образцом произведений «артели Меронаса» (расписавшей во 2-й пол. XIV в. ц. Пресв. Богородицы в Меронасе), к-рую М. Борбудакис считает к-польской (Πύρρου Ν. Οι τοιχογραφίες του ναού του Αγίου Στεφάνου στη Δρακώνα Κισσάμου και ο σπάνιος βιογραφικός κύκλος του επωνύμου αγίου // Πεπραγμένα του ΙΑ´ Διεθνούς Κρητολογικού Συνεδρίου (в печати)).
Церковь Успения Пресв. Богородицы в с. Захариана близ Платаноса, типа «свободного креста» и с куполом на тромпах, датируется исследователями приблизительно X-XI вв. (Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 196). В с. Вулгаро находится полуразрушенная крестово-купольная ц. вмц. Варвары 2-й пол. XI в. с фресками того же времени. В XII в. была построена однонефная с полуциркульным сводом ц. Пресв. Богородицы в Спилье, расписанная ок. 1380 или в нач. 80-х гг. XIV в. К XII в. предположительно относят сооружение ц. свт. Николая Чудотворца в Мури с поперечным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом (Πασαρέλι. 2005. Σ. 61). Фрески этой церкви искусствоведы датируют рубежом XII и XIII вв. (Borboudakis, Gallas, Wessel. 1983. S. 197), однако если учитывать консервативные тенденции критской живописи XIII - нач. XIV в., ориентированной на образцы комниновского искусства XII в., то эти росписи можно отнести к XIII в. Архаичность стиля мн. фресок затрудняет их датировку (напр., хронология росписей ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе колеблется между XII, XIII и XIV вв.- Πασαρέλι. 2005. Σ. 83). Спорной остается гипотеза С. Мадеракиса, к-рый считает, что древнейший из 3 слоев росписей ц. Спасителя в Племениана был создан ранее 1200 г. (Μαδεράκης. 1998. Σ. 39-40) вопреки традиц. датировке нач. XIII в. (Μπορμπουδάκης. 1988. Σ. 39). На раннюю живопись ц. Спасителя ориентировались художники, работавшие над декорацией ц. Пресв. Богородицы в Родовани (кон. XIII в., часть фресок в Историческом музее Ираклио) (Ibid. Σ. 40). Фрески ц. вмч. Георгия Победоносца в Анисараки созданы, по мнению Мадеракиса, вскоре после 1250 г. и являются реминисценцией комниновской живописи (Μαδεράκης Σ. Ν. Η εκκλησία Αγίου Γεωργίου στην Κάντανο Σελίνου // Εικοστό πρώτο Συμπόσιο Βυζαντινής και Μεταβυζαντινής Αρχαιολογίας και τέχνης. Αθήνα, 2001. Σ. 59-60). Биссингер выделяет в ц. Преображения Господня в Кефали близ Элоса помимо фресок 1319/20 г. ранний слой 1270 г. (Bissinger. 1995. S. 74, 106), но И. Спатаракис считает, что оба мастера работали одновременно (Spatharakis. 2001. P. 56-58).
Большинство церквей XIII-XV вв. на территории К. и С. м. относятся к простейшему архитектурному типу - однонефные с цилиндрическими (полуциркульными или с заостренными завершениями) сводами, покрытыми сверху черепичными крышами. Лишь в неск. случаях встречаются храмы типа «купольного зала» (напр., ц. вмц. Ирины близ Суйи, кон. XIII в.), крестово-купольные (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Нопийе, XIV (?) в.) или храмы с поперечным более высоким нефом. К последнему типу относится ц. вмч. Георгия Победоносца в Анидри (незадолго до 1323), в к-рой рукава нефа и трансепта покрыты пересекающимися цилиндрическими сводами. Эта церковь имеет еще одну особенность: к ней немного позже был пристроен др. однонефный храм, в к-рый из ц. вмч. Георгия ведут арки в юж. стене. В целом широко распространенные в венецианских владениях 2-нефные церкви именно на территории К. и С. м. в XIII - нач. XV в. не были частым явлением (напр., ц. вмч. Пантелеимона в Айкирьянисе). В этом регионе редко встречаются нартексы в форме купольного зала (такой нартекс пристроен в XIV в. к ц. Преображения Господня близ Темении кон. XIII в.). Иногда цилиндрический свод нартекса пересекается под прямым углом со сводом наоса (напр., нартекс, пристроенный в нач. XIV в. к ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони, кон. XIII в.). Кладка некоторых храмов XIII-XIV вв. включает сполии раннехрист. базилик (ц. Пресв. Богородицы в сел. Скудиана и ап. Иоанна Богослова в Трахиньякосе близ Канданоса, ц. Спасителя в сел. Племениана). Из ктиторских надписей явствует, что часто в оплате строительства и росписи церквей принимали участие сразу неск. семей или даже все жители деревни.
С кон. XIII в. известны имена некоторых художников, работавших в зап. части о-ва Крит. В ц. вмч. Георгия Победоносца в Склавопуле в ктиторской надписи 1290/91 г. названо имя мастера, расписавшего этот храм,- анагност Николай (хотя над декорацией храма работали 2 живописца: Николай и художник из круга Феодора-Даниила Венериса - Bissinger. 1995. S. 71-72; Μαδεράκης. 1998. Σ. 390; Spatharakis. 2001. P. 12-13). Стиль Николая похож на стиль анонимного художника, к-рый расписал ц. вмч. Георгия Победоносца в Вати (1283/84), и восходит к традициям XII в. Его определяют такие черты, как линеарность, каллиграфичность, плоскостность, сдержанная цветовая гамма (Μαδεράκης. 1998. Σ. 40). По мнению Спатаракиса, в этих церквах работала одна и та же артель, возглавляемая Николаем (Spatharakis. 2001. P. 10, 13).
Феодор-Даниил Венерис выполнил росписи разрушенной ц. вмч. Георгия Победоносца в Бенудиана близ Канданоса (1290/91), наоса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (кон. XIII в.- Μαδεράκης. 1980. Σ. 155-156, 159), ц. вмц. Ирины близ Суйи (кон. XIII в.), ц. прав. Анны в Агрилесе (3-я четв. XIII в.) и ц. вмц. Марины в Равдухе (нач. XIV в.). Хотя Феодор-Даниил был знаком с новыми художественными веяниями, но в целом остался верен старым традициям (Idem. 1998. Σ. 40). Пропорции фигур персонажей не особенно изящны, но и не тяжеловесны. Некоторая безыскусность в попытке разнообразить ракурсы фигур с избытком компенсируется вниманием к жесту (кисти рук нередко преувеличены), что дополняет психологическую характеристику образов. В живописном решении немаловажную роль играет линия, словно резец скульптора, она создает энергичный, чрезвычайно пластичный рисунок и напряжение в общей спокойной гамме сближенных по спектру тонов. Его племяннику Михаилу Венерису, по мнению М. Андрианакиса, принадлежат фрески ц. св. Иоанна Предтечи в сел. Делиана (нач. XIV в.) и последний слой росписей Ротонды в Эпископи (сер. XIV в.). Его творчество характеризуется появлением нек-рых элементов палеологовского искусства.
Наиболее плодовитым из работавших в зап. части Крита художников был Иоанн Пагомен (фрески нартекса ц. свт. Николая Чудотворца близ Мони (1315), храма вмч. Георгия Победоносца в Анидри (1323), кладбищенской ц. арх. Михаила в сел. Кавалариана близ Канданоса (1327/28), церквей Пресв. Богородицы в Какодики (1331/32) и ап. Иоанна Богослова в Каламосе (немного позже 1340 - Μαδεράκης. 1986. Σ. 36)). В ц. вмч. Георгия Победоносца в Продроми над росписями в 1337 или 1340 г. вместе с Пагоменом работал худож. Николай (к-рый принимал участие в декорации еще 5 церквей в исторической обл. Селинон, напр. ц. прав. Анны в Канданосе, 1357/58). Иоанну Пагомену также можно атрибутировать фрески ц. апостолов Петра и Павла в Копети (1334/35) и ц. арх. Михаила близ Саракины, построенной на развалинах византийской 3-нефной базилики. Калокирис приписывал Пагомену фрески церквей ап. Иоанна Богослова (1328/29) в Трахиньякосе близ Канданоса (Καλοκύρης. 1958. Σ. 355) и Рождества Пресв. Богородицы близ Кадроса (Ibid. Σ. 356), но Биссингер различает в них работу 2 мастеров, один из к-рых подражал стилю Пагомена (Bissinger. 1995. S. 99-101, 110). Предположительно к произведениям Пагомена относят росписи церквей свт. Николая Чудотворца в Канданосе, прор. Илии в Трахиньякосе (по Биссингеру, ок. 1350 - Bissinger. 1995. S. 102), вмч. Пантелеимона в Продроми (Καλοκύρης. 1958. Σ. 356), ап. Иоанна Богослова в Элосе, прмц. Параскевы Римской в Анисараки (Биссингер предлагает датировку ок. 1325 - Bissinger. 1995. S. 100, Мадеракис - 1370-1380 и относит эти фрески к работам последователей Пагомена - Μαδεράκης. 1986. Σ. 37) и др. Автором росписи ц. Пресв. Богородицы Скафидиани близ Продроми (1347) в ктиторской надписи назван худож. Иоаким, однако по стилю фресок очевидно, что они выполнены неск. мастерами, в числе которых, вероятно, был и Пагомен (Bissinger. 1995. S. 100. Not. 25).
Недавно Д. Цунгаракис обнаружил подпись Пагомена в ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса с фресками 1315/16 г. (Τσουγκαράκης. 2007; он опровергает более ранние датировки 1292/93 или 1295/96, предложенные Спатаракисом - Spatharakis. 2001. P. 17). Эти росписи отражают сильное зап. влияние, поэтому Спатаракис, не зная об авторстве Пагомена, высказал мнение, что художник учился у итал. мастеров (Ibid. P. 58). Для этих росписей характерна утонченность, не свойственная провинциальной живописи. Принадлежность фресок кисти Пагомена показывает, что художник в один и тот же период творчества мог работать в разных манерах в зависимости от требований заказчика (Τσουγκαράκης. 2007. Σ. 300-301): ведь ранее считалось, что Пагомен, «хотя и нарочито упрощенно, вводит и адаптирует наиболее развитые формы и течения палеологовского искусства, главным образом приходящие из Македонии» (Μαδεράκης. 1986. Σ. 37), а эволюция его творчества выражалась в переходе примерно с 1330 г. к т. н. красивому стилю, к-рый господствовал на Крите до 80-х гг. XIV в. (Ibid.). Еще до отождествления с Пагоменом мастера, расписавшего ц. вмч. Димитрия Солунского близ Ливадаса, исследователи благодаря зап. манере выделили ряд стилистически родственных фресковых ансамблей в ц. Преображения Господня близ Темении, в зап. части ц. св. Фотия в Айи-Теодори и в вост. части ц. Преображения Господня (1319/20) в Кефали близ Элоса (Μαδεράκης Σ. Ν. Βυζαντινά Μνημεία του Νομού Χανίων: Ο ´Αγιος Δημήτριος στο Λειβαδά Σελίνου και οι τοιχογραφίες του // Χανιά. Χανιά, 1986. Σ. 69; Παπαδάκη-Oekland Σ. Δυτικοτρόπες τοιχογραφίες του 14ου αι. στην Κρήτη: Η άλλη όψη μιας αμφίδρομης σχέση // Ευφρόσυνον: Αφιέρωμα στον Μανόλη Χατζηδάκη. Αθήνα, 1991. Τ. 2. Σ. 491-513). Следов., относительно и этих росписей встает вопрос о возможном авторстве Пагомена.
Влияние стиля Пагомена прослеживается до 70-80-х гг. XIV в. (Μαδεράκης. 1986. Σ. 36). Кругу Пагомена принадлежат 1-й слой росписей ц. прав. Анны в Анисараки (1-я пол. XIV в.), фрески церквей вмц. Ирины в Айия-Ирини (1368) и Пресв. Богородицы в Анисараки (80-е гг. XIV в.).
Искусствоведы выделяют среди памятников XIV в. группы храмов, расписанные одним и тем же мастером или одной и той же артелью, однако имена художников остаются неизвестными. Напр., образцами грубого провинциального искусства служат произведения мастера, работавшего в церквах Спасителя во Влитьясе (1358/59) и Пресв. Богородицы в Палья-Румате (1359/60), а примером изысканной палеологовской живописи являются выполненные одним художником фрески церквей свт. Афанасия Великого близ Кефали (1393) и Успения Пресв. Богородицы в Склавопуле (ок. 1395). Их стиль, по мнению Спатаракиса, близок к стилю росписей храмов в номе Ретимно: Пресв. Богородицы в Рустике (1391) и вмч. Георгия Победоносца в Айос-Констандиносе (1401) (Spatharakis. 2001. P. 146).
В XV в. в Селиноне работали художники Николай Мастрахас (ц. арх. Михаила в Принесе, 1410), свящ. Георгий Партзалий (ц. вмч. Георгия Победоносца в Каламьосе, 1441), Ксенос Дигенис из Мореи (ц. св. Отцов в Апано-Флория, 1470, в росписи участвовал еще один мастер - Ibid. P. 216), Георгий Проватопул (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кустойерако (1488), вмч. Георгия Победоносца в Като-Флория (1497), прп. Онуфрия в Камбаносе (кон. XV в.)).
От XIV-XV вв. сохранилось значительное количество памятников монументальной живописи, при этом большое число церквей в этот период украшены фресками в исторической обл. Селинон, особенно в окрестностях Канданоса. Наиболее интересные фресковые ансамбли представлены в следующих храмах: мучеников Кирика и Иулитты на территории древнего Лисса (до 1306, в зап. манере), св. Зосимы в Ахладиакесе (1-й слой росписей в алтаре нач. XIV в., 2-й слой - 60-х гг. XIV в.), арх. Михаила в Вати (по мнению К. Ласситиотакиса, 1-я четв. XIV в.- Λασσιθιωτάκης Κ. Ε. Δύο ἐκκλησίες στὸ Νομὸ Χανιῶν // ΔΧΑΕ. 1962. Τ. 2. Σ. 9-56; согласно Биссингеру, после 1350 (?) - Bissinger. 1995. S. 102), вмч. Георгия Победоносца в сел. Цуруниана (1327), ап. Иоанна Богослова в Асфендилесе (ок. 1330), равноап. Константина в Вутасе (ок. 1340), свт. Иоанна Златоуста в Саракине (1343 или 1346), великомучеников Феодоров в Мертесе (1344, от здания XIV в. сохр. только вост. стена, включенная в позднейшую постройку), Пресв. Богородицы Миртиотиссы в Ефире близ сел. Племениана (1-я (?) пол. XIV в.), свт. Николая Чудотворца (пристроенная к ц. вмч. Георгия Победоносца) в Анидри (сер. XIV в.), прмц. Параскевы Римской в Тополии (50-е гг. XIV в.), мч. Маманта в Лофосе близ Канданоса (1355/56, от здания XIV в. сохр. только сев. половина), Спасителя в Айия-Ирини (1357/58), прмц. Параскевы Римской в Трахиньякосе (1362), Спасителя в Вутасе (60-е гг. XIV в.), вмч. Георгия Победоносца в Эпископи (2-я пол. XIV в.), вмч. Димитрия Солунского в Платанесе (1372/73), прмц. Параскевы Римской в Китиросе (1372/73), св. Апостолов близ Дриса (1382-1391), прп. Антония Великого в Суйе (1383), арх. Михаила в Какодики (нач. 80-х гг. XIV в.), св. Апостолов в Роке (80-е гг. XIV в.), Пресв. Богородицы в Калатенесе (ок. 1390 или вскоре после этой даты), арх. Михаила в Какопетро (1392), вмч. Прокопия в Ливадасе (90-е гг. XIV в.), свт. Иоанна Златоуста в Хаси (кон. XIV в.), св. Иоанна в Анисараки (XIV в.), Пресв. Богородицы и Христа в Кустойерако (XIV в.), Пресв. Богородицы в Скудиане близ Канданоса (XIV в., по мнению Г. Пасарели, XV в.- Πασαρέλι. 2005. Σ. 74), Пресв. Богородицы в Айия-Ирини (XIV (?) в.), Спасителя в Склавопуле (нач. XV в.), арх. Михаила в Малатиросе (нач. XV в.), вмч. Георгия Победоносца в сел. Племениана (1409/10), св. Евтихия в сел. Цискиана (ок. 1410), мч. Исидора в Какодики (1420/21), прмц. Параскевы Римской в Хондросе (ок. 1420), св. Апостолов в Сирикари (1427), свт. Иоанна Златоуста в Кадросе (ок. 1430), арх. Михаила в сел. Камилиана (1439/40), вмч. Георгия Победоносца близ Нопийи (1-я пол. XV в.), Благовещения Пресв. Богородицы в Зимбрагосе (ок. 1440-1450), равноап. Константина в Нембросе (1452-1461), прав. Анны в Анисараки (2-й слой росписей 1457-1462), вмч. Георгия Победоносца в Айия-Ирини (1460/61), Спасителя в Палья-Румате (1466), вмч. Георгия Победоносца между селениями Кукунара и Хорефтиана (60-е гг. XIV в.), мц. Кириакии в сел. Ламбриана (XV в.), вмц. Ирины в Малатиросе (ок. 1500), арх. Михаила в Айи-Теодори (ок. 1500 (?)).
прп. Иоанн Отшельник и 99 св. отцов, сщмч. Мелхиседек, еп. Кисамский († 1821), новомученики Мануил, Георгий, Анезина и Мария из с. Мелисурьо († 1861), прп. Никифор Прокаженный (уроженец с. Сирикари, † 1964, канонизирован в 2012).
Епископы Кисамские: Евкисс (упом. в 343), Феопемпт (упом. в 691-692), Лев (упом. в 787), Герасим (Палеокапас) (?-1590), Филофей (упом. в 1684), Мисаил (?), Герасим (1711-1725), Парфений (1725-1731), Анфим (?), Парфений (1751-1770), Софроний (1777-1796), Гедеон (?), Игнатий (?), Паисий (кон. XVIII или нач. XIX в.), Серафим (нач. XIX в.), Иоанникий (?-1811), Мелхиседек (Деспотакис) (1818-1821).
Епископы Кидонийские и Кисамские: Артемий (1831-1846), Каллист (Финтикис) (1846-1858).
Епископы Кисамские и Селинские: Герасим (Стратигакис) (1860-1868), Мисаил (1868-1875), Панарет (1875 - до 1880), Парфений (Келаидис) (1880-1882, избран, но не интронизирован), Парфений (Бицакис) (1887-1892), Дорофей (Клонарис) (1893-1902), Анфим (Леледакис) (1903-1935), Хризостом (Ангелидакис) (1936-1937), Евдоким (Синкелакис) (1938-1956), Ириней (Галанакис) (1957-1962).
Митрополиты Кисамские и Селинские: Ириней (Галанакис) (1962-1971, в 1971-1981 митрополит Германский), Кирилл (Киприотакис) (1975-1979, впосл. митрополит Гортинский и Аркадийский), Ириней (Галанакис) (1981-2005 повторно), Амфилохий (Андроникакис) (с 2005 по наст. время).