патриарх Антиохийский (29 июня 1287 - ок. 1308). После разорения Антиохии мамлюкским султаном Бейбарсом (1268) патриархи Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) в течение столетия не имели постоянной резиденции. Территория Патриархата была разделена между гос-вами крестоносцев («франков») на сир. побережье, Киликийской Арменией и мамлюкским султанатом, контролировавшим внутреннюю Сирию. Большое влияние на АПЦ продолжала оказывать Византия. В сложившейся политической ситуации епископы Патриархата ориентировались на разные центры власти, что периодически приводило к расколам.
Предшественник К. патриарх Арсений (1283/84-1286), ранее занимавший кафедру Триполи, был ставленником епископов прибрежных городов, возможно склонных к сотрудничеству с крестоносцами. Существовала договоренность епископов АПЦ, что преемник Арсения будет избран совместным решением представителей всех епархий. Однако после смерти патриарха архиереи «франкских» городов собрались в Триполи и избрали преемника из своей среды - еп. Тира К. В ответ епископы Киликийской Армении выдвинули собственного кандидата - Дионисия, еп. Помпейополя (впосл. Антиохийский патриарх Дионисий I). Однако, когда в 1288 г. К. прибыл в К-поль, чтобы заручиться поддержкой светских и церковных властей Византии, Дионисий отказался от борьбы за престол.
Все последующие годы правления К. провел в визант. столице, гл. обр. в мон-ре Одигон, служившем подворьем Антиохийских патриархов. В 1289 г. К-польским патриархом стал свт. Афанасий I, к-рый много лет отказывал К. в офиц. признании, ссылаясь на канонические нарушения, распространенные в АПЦ, в первую очередь на проведение совместных богослужений с инославными. В. Лоран предположил, что речь шла о киликийских армянах, однако, по мнению Ж. Насраллы, К. подозревали в церковном общении с «франками». На эти обвинения наложились и споры 2 патриархов о юрисдикции выходцев из Антиохии, проживавших в К-поле. В какой-то момент К. был даже выдворен из мон-ря Одигон.
Положение К. укрепилось только после отречения свт. Афанасия в 1293 г. Новый К-польский патриарх Иоанн XII в 1296 г. включил имя К. в диптихи и вернул ему мон-рь Одигон. Нек-рые исследователи связывают это с заключенным в том же году династическим браком визант. имп. Андроника II Палеолога и Марии, дочери кор. Киликийской Армении Левона III. Это предположение подразумевает, что правосл. епископы Киликии признавали К. главой их Церкви. В связи с этим представляется неверной гипотеза Насраллы, что Дионисий и киликийские архиереи пребывали в расколе с К.
После возвращения свт. Афанасия на К-польскую кафедру (1303) К. сохранил свои позиции. Его правление представляет собой самый яркий пример тесных связей, к-рые существовали в кон. XIII - 1-й пол. XIV в. между Византией и ближневост. Патриархатами. Во многом К. похож на анатолийских митрополитов XIV в., предпочитавших жить в К-поле и не возвращаться в свои разоренные епархии, захваченные мусульманами. Антиохийский патриарх пребывал в византийской столице, как представляется, в полном отрыве от собственной паствы, к-рая в эти десятилетия пережила целый ряд военно-политических катаклизмов.
В апр. 1289 г. при нападении мамлюков пало графство Триполи, в мае 1291 г.- Акра, после чего им сдались остальные города крестоносцев на побережье. Опасаясь новой высадки «франков», мусульмане разрушили большинство сир. портов и предприняли неск. военных экспедиций (1292, 1300, 1305) против ливанских горцев: друзов, алавитов и христиан-маронитов, к-рых считали потенциальными союзниками крестоносцев и монголов. Киликийская Армения перенесла ряд опустошительных вторжений мамлюков (1283, 1284, 1297, 1305), была вынуждена платить им тяжелую дань и уступить ряд пограничных территорий. Т. о., киликийская и «франкская» партии в АПЦ все более слабели, уступая место епископам городов внутренней Сирии, прежде всего митрополиту Дамаска. Христиане мамлюкского султаната, впрочем, тоже были в непростом положении и периодически подвергались преследованиям властей. В частности, выступления против христ. чиновников произошли в 1293 г.; жесткие меры против инаковерующих были приняты в 1301 г. по инициативе эмира Бейбарса аль-Джашнакира, фактического правителя гос-ва при малолетнем султане. Хотя эпицентром антихрист. волнений был Каир, дискриминационное законодательство проводилось в жизнь на всей территории султаната. В 1299-1303 гг. в Сирию неск. раз вторгались монголы. В янв. 1300 г. они разграбили Дамаск. Весной мамлюки вернули город под свой контроль и жестоко казнили всех, уличенных в сотрудничестве с завоевателями, в т. ч. христиан.
Ряд араб. источников, в первую очередь биографический словарь Ибн ас-Сукаи (ум. в 1325), дает общее представление о состоянии правосл. общин Сирии на рубеже XIII и XIV вв. Митрополитами нередко становились выходцы из светской элиты; складывалась традиция передачи архиерейской власти по наследству внутри неск. знатных родов. Ведущую роль в жизни христ. сообщества играли представители корпорации врачей, к-рые принадлежали к космополитической арабоязычной городской культуре. Так, митрополитом Дамаска при К. был потомственный врач ас-Сайфи ибн аль-Арши († 1303/04). Его сменил Давуд ибн аль-Матран («сын митрополита»), занимавший кафедру в 1304-1318/19 гг. Следующим Дамасским архиереем стал сын ас-Сайфи врач Абу-н-Наджм ибн аль-Арши, впосл. претендовавший на Патриаршество.
Высказывалось предположение (PLP, N 14053), что, судя по нек-рым формулировкам Георгия Пахимера (Georg. Pachym. Hist. XIII 8, 23), в 1308 г. К., возможно, не умер, а лишь был смещен и впосл., при К-польском патриархе Нифонте I (1310-1314), восстановлен на престоле. В таком случае именно его вместе с Иерусалимским патриархом Афанасием III (IV) в это время встретил в К-поле игумен Хиландарского монастыря св. Никодим (впосл. архиепископ Сербский). Впрочем, эта гипотеза не находит надежного подтверждения в источниках.