Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИРИЛЛ
34, С. 378-381 опубликовано: 30 октября 2018г.


КИРИЛЛ

(† нач. XVI в. (?), близ Вельского погоста (ныне г. Вельск Архангельской обл.)), блж. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших), Вельский.

Источники

Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей)
Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей)

Блж. Кирилл Вельский. Икона. Нач. XX в. (Вельский краевед. музей)
Описание явления нетленных мощей К. и совершавшихся при его гробнице чудес содержится в севернорус. «Сказании вкратце о святем Кириле чюдотворце, иже на реке на Ваге, на Вельском погосте». Известны 5 списков «Сказания...» XVII-XIX вв., относящихся к 2 редакциям.

Основная редакция, представленная 2 списками (РГБ. Собр. Никифорова. № 661, нач. XVII в.; Муз. № 4306, XIX в.), создана, видимо, в связи с установлением местного почитания К. (в тексте он назван «святым» и «праведным») после перенесения мощей святого 1 сент. 1587 г. в Никольский храм на Вельском посаде (до 1550 Вельский погост). Основу редакции составляют документальные источники: расспросные речи, записи чудесных исцелений, сделанные со слов священников вельского храма и жителей окрестных деревень. Основная редакция содержит описание 18 чудес: 10 относятся к периоду, предшествовавшему перенесению мощей (1563 - 1 сент. 1587), 8 зафиксированы сразу после перенесения мощей в Никольский храм (сент.-нояб. 1587).

Более поздняя Синодальная редакция «Сказания...» существенно отличается от Основной; она представлена 3 вариантами. Список 1783 г. (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 3-7 об.) является копией со «старинной рукописи», приложенной к донесению Архангелогородского и Холмогорского еп. Вениамина (Краснопевкова) от 20 окт. 1783 г. в Святейший Синод. В этом тексте описания чудес, относящихся к разному времени (до и после 1 сент. 1587), переставлены местами, в них указаны имена и прозвания исцеленных, их социальное положение, добавлено недатированное чудо об исцелении некоего Созонта, жителя Важского края. Второй вариант Синодальной редакции принадлежал священнику вельского Троицкого собора Димитрию Пахолкову, был включен в составленное им «Церковно-историческое и статистическое описание вельского Троицкого собора» (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 64-74 об., 1857 г.). Описание является частью «Исторического и статистического описания церквей г. Вельска и Вельского у. по благочинническим округам, составленного многими авторами в 1851-1857 гг.». В списке 1857 г. имеются примечания свящ. Димитрия и иереев 1-го благочиния Вельского у., церковно-исторический экскурс о христ. колонизации Важского края. Здесь же помещено предание о печальной участи вельских священников, препятствовавших почитанию К. и скрывавших место его погребения. Третий вариант Синодальной редакции отражен в списке вологодского краеведа свящ. Иоанна Верюжского, сделанном им 20 мая 1845 г. с дефектной копии текста 12-летнего мальчика из сев. мест. Нов. Погост (РНБ. ОСРК. F.I. № 778. Л. 17-22). Композиционно он сближается с 1-м вариантом, содержит пересказы и пространные комментарии Иоанна Верюжского, в т. ч. о новгородской колонизации Важского края.

Обретение мощей и почитание К.

Рассказ о явлении мощей безымянного святого на Вельском погосте типичен для севернорус. агиографии: мощи «вышли» из земли. К. явился в ночном видении местной жительнице Евлампии (в Синодальной редакции указано ее прозвище: Толщеболова или Толцеболова), попросил перезахоронить его мощи и построить над ними часовню. Тогда же произошло и 1-е освидетельствование останков К., к-рые оказались нетленными: местные священники «вскрыли гроб, узрешя мощи его целы и невредимыи от коегождо плотоятца, и погребалныа ризы его не истле никакоже» (РГБ. Собр. Никифорова. № 661. Л. 8-8 об.). Время обретения и 1-го освидетельствования мощей праведника из текста «Сказания...» остается неизвестным; в комментариях свящ. Димитрия Пахолкова указан 1551 г. (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 67).

Сведения о жизни К. сообщаются в «Сказании...» в форме предания, услышанного от старых людей местной слепой старицей Акилиной по прозвищу Накапа, которая в подтверждение своего рассказа подошла к гробу К., приложилась к мощам и прозрела. Она рассказала, что К. был «наместничий тиун» новгородских посадников. По неизвестной причине наместник «роскручинился» на него, и К. побежал топиться в р. Ваге, но вода чудесным образом расступилась от него во все стороны на 3 саж. Наместник, увидев чудо, начал просить у К. прощения. К. ответил: «Бог простит и помилует», перекрестился и упал в воду. Наместник со слугами нашел тело К.; его похоронили с почестями «близ церкве на обычном кладбище, неподалеку от реки Ваги, близ слияния ея с Велью» (РНБ. ОСРК. F. I. № 778. Л. 17 об.). В Основной редакции «Сказания...» событие отнесено к нач. XVI в. (РГБ. Собр. Никифорова. № 661. Л. 9); в комментариях свящ. Димитрия Пахолкова указан XIV в. (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 9 об.).

1 сент. 1587 г. мощи К. были перенесены из небольшой часовни, где они находились, в Никольскую ц. на Вельском посаде при участии священников Феодота (в Синодальной редакции - Феодота Козмина), Михаила и диак. Симеона. Гроб был поставлен справа от алтаря. В Основной редакции не говорится об освидетельствовании мощей К.; в Синодальной редакции описаны нетленные мощи святого: «…и узреша его мощи во гробу во плоти, ничимъже не вредимы, а губу верхнюю земли отдал… а саван и срачица на нем якоже вчера положена, и не истле никакоже, а гроб его не изгни и не вредим ничимъже». Здесь же впервые сообщается о возрасте К.: «...образом млад» (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 5). В чуде о явлении святого Созонту также говорится, что блаженный по виду «юноша млад» (РНБ. ОСРК. F.I. № 778. Л. 21 об.). Это описание противоречит преданию о жизни К.: вряд ли «наместничий тиун» мог быть молодым человеком. Возможно, эта деталь в «Сказании...» объясняется влиянием иконописной традиции: на иконах, распространенных в Важском крае, К. изображался в виде юноши в белой одежде, стоящего на берегу Ваги (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 63).

В Смутное время ц. свт. Николая Чудотворца была сожжена. Впосл., видимо, был построен храм в честь Положения Ризы Господней в Москве с приделом во имя прп. Кирилла Белозерского, где находились мощи К. Посвящение престола прп. Кириллу Белозерскому было неслучайным: почитание канонизированного святого являлось формой почитания не прославленного в то время тезоименитого ему местного святого. В день памяти прп. Кирилла Белозерского (9 июня) местные жители, приходившие в храм на престольный праздник, ставили свечи у гробницы К. «пред образом, на коем изображение въверху Пресвятыя Живоначальныя Троицы, под оным в средине на той же дске святителей Николая Чюдотворца и Иоанна Милостиваго, по сторонам Прокопия Устьянскаго и Кирилла Велскаго» (РГИА. Ф. 796. Оп. 64. Д. 483. Л. 1).

В 1783 г. протопоп вельского Троицкого собора обратился к Архангелогородскому и Холмогорскому еп. Вениамину с просьбой рассмотреть вопрос «о уничтожении или поновлении состоящей в новоучрежденном городе Велске деревянной ветхой Положения Ризы Господни церкви и о перенесении из оной в другую церковь гробницы преподобнаго Кирилла Вельскаго». Епископ «истребовал... описание о житии праведнаго Кирилла Велского» и сведения о его почитании. Ему была прислана «рукописная тетрадка стариннаго писма о житии и чюдесах» святого. Как оказалось, у гробницы К. не служили ни молебнов, ни панихид, но его поминали на всенощном бдении и на утрене на молитве «Спаси, Боже, люди Твоя» по установившейся традиции: «Упоминают и Кирилла, Велскаго чюдотворца, по той причине, что и прежние священники и диаконы упоминали». «Образ праведнаго Кирилла Велскаго, на холсте писанной» находился на раке святого. В 1783 г. еп. Вениамин повелел «благочинному и той церкви священнику и диакону» произвести «наедине и без огласки» новое освидетельствование мощей К. Священнослужители обнаружили «вънутри гробницы покров белаго холсту с крестом, чернилами написанным, и другия два покровца - холщевой и китайчатой алой, мешечик холщевой, а в нем кости человеческия от главы и от других членов, горелые» (Там же. Л. 1-2).

20 окт. 1783 г. еп. Вениамин отправил в Синод донесение об освидетельствовании мощей К., присоединив к нему «рукописную тетрадку о житии и чюдесах» святого. 22 нояб. 1783 г. состоялось заседание Синода, на к-ром было заслушано донесение еп. Вениамина. Синод постановил прекратить почитание мощей К.: «Об оных Кирилла Вельского мощах ни одним словом не показано, и Святейшему Синоду доныне об них ни малейшего сведения не было. А представленная тетрадка, которая кем и когда составлена, неизвестно, с учиненным ныне означенной гробницы освидетельствованием оказалась совсем не сходственна, ибо в оной показано, что по обретении гробницы мощи в ней были неврежденны, а ныне оказались одни кости, и те обгорелые, а чьи, и кем, где, и когда собраны и в гробницу положены, неизвестно, то по таковому крайнему сумнительству найденные кости за святые почесть по силе «Духовнаго регламента» 2-й части 6-го пункта на листу 14-м отнюдь не можно» (Там же. Л. 12-12 об.). Наличие «горелых костей» в гробнице святого объясняется, видимо, тем, что мощи пострадали в Смутное время, когда был сожжен Никольский храм, но Синод не принял это во внимание. Еп. Вениамину предписывалось «означенную с костьми гробницу, не делая никакой разгласки, по отпетии панихиды опустить в землю в том же самом месте, где ныне состоит, и сверху положить по обыкновению камень. Имеющиеся же у той гробницы иконы, на которых Кирилл Вельский изображен, взять и хранить в архиерейской ризнице за печатью, и на молитвах «Спаси, Боже, люди твоя» и прочая оного Кирилла Вельского не воспоминать» (Там же. Л. 12 об.- 13). 27 нояб. 1783 г. указ был подписан Синодом, 2 дек.- имп. Екатериной II, 4 дек. отправлен еп. Вениамину. 28 мая 1784 г. мощи святого были положены тайно под спуд: «Избрали для могилы в той же церкви, где гробница стояла, под полом место», и «по литоргии, отпев над гробницею панихиду, опустили оную в могилу, и при себе зарыли оную всю землею, и на земле по обыкновению камень положили» (Там же. Л. 17 об., 21-21 об.). Иконы К. перевезли в Шенкурск для передачи в архиерейскую ризницу и хранения там «за печатью». «Репорт о действительном исполнении по присланному указу» еп. Вениамина датирован 7 июня 1784 г.; промедление архиерей объяснил большим стечением народа в Вельске зимой и весной на храмовые праздники.

В 1810 г. ц. Положения Ризы Господней была разобрана из-за ветхости. Над погребением К. поставили памятник, перед ним постоянно горела неугасимая лампада. В 1907-1909 гг. над надгробным памятником К. на средства прихожан построили «неуставную» (без офиц. церковного разрешения) часовню во имя К., освятили 1 сент. 1909 г. В сер. 20-х гг. XX в. она была разрушена. Несмотря на запрещение почитания святого, в XIX в. в Важском крае повсеместно были распространены иконы с изображением К. и списки «Сказания...» о святом. Согласно сообщениям священников Димитрия Пахолкова и Иоанна Верюжского, в вельском Троицком соборе имелась икона К. (ГАВО. Ф. 883. Д. 162. Л. 63; Верюжский. Вологодские святые. С. 374-375). В нач. XX в. на Соборной пл. Вельска 9 июня ежегодно проходила ярмарка - Кирилловский торжок; Кириллов день праздновался в городе до кон. 30-х гг. XX в.

Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор Всех святых, в Земле Российской просиявших, состав которого был определен в сер. 70-х гг. XX в., при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 378). В месяцеслове июньской Минеи память святого указана под 9 июня (Там же. Июнь. Ч. 1. С. 660). К. был канонизирован как блаженный, несмотря на почитание его в предшествующий период в лике праведных. 12 апр. 1986 г. в Успенском храме Вельска один из престолов был освящен во имя К., в храме хранится чудотворная икона святого. 19-22 июня 1999 г. в городе прошел 1-й международный фестиваль «Кириллов день», в 2000 г. состоялся 2-й фестиваль. В 2000-х гг. на месте бывш. часовни проводились археологические исследования, но мощи святого обретены не были.

Ист.: Рыжова Е. А. Сказание о явлении мощей и чудесах прав. Кирилла Вельского: История текста памятника и почитание святого // Русская агиография: Исслед., мат-лы, публ. Т. 3 (в печати).
Лит.: Мясников М. Н. Нечто о пятинах Новгородских и в особенности о стране, известной издревле под именем Ваги // Сев. архив. 1827. Ч. 27. № 9. С. 21; он же. Ист. черты о г. Вельске, собр. из древних летописей, старинных книг и архивных бумаг / Подгот. к публ. и коммент. Ю. С. Васильев // Важский край: Источниковедение, история, культура. Вельск, 2006. Вып. 3. С. 214; Верюжский. Вологодские святые. С. 366-375; Голубинский. Канонизация святых. С. 150; Дмитриев Л. А. Жанр севернорус. житий // ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 192; Поважье в XVIII-XX вв.: (Важский у.- Вельский у.- Вельский р-н): Аннот. библиогр. указ. Вельск, 1999. С. 10; Биланчук Р. П. Церковно-ист. и стат. описание Вологодской епархии 1850-1880-х гг. и развитие ист.-церк. краеведения // Рус. культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 82-89; он же. Древности сев. прихода: Взгляд «изнутри»: (По мат-лам церк.-ист. и стат. описаний Сольвычегодского у. сер. XIX в.) // Двинская земля. Котлас, 2003. Вып. 2: Мат-лы 2 межрегион. обществ.-науч. ист.-краевед. Стефановских чт. «Проблемы истории Северного края». С. 132-140; Верёвкина Г. А. Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций // Ист. вестн. 2001. № 2/3. С. 231-238; Васильев Ю. С. Описание Вельского посада в переписной книге Верховажской четверти Важского у. переписи писца Ф. Л. Караулова и подъячего А. Хрущева 1682 г. // Важский край. Вельск, 2002. [Вып. 1]. С. 181; Романова А. А., Рыжова Е. А. Сказание о Кирилле Вельском // СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 867-869; Едовин А. Г. Археологические исслед. на месте часовни Кирилла Вельского (2002 г.) // Важский край: Источниковедение, история, культура: Исслед. и мат-лы. Вельск, 2006. Вып. 3. С. 33-38; Черкасова М. С. Актовые источники в составе нек-рых «историко-статистических описаний» церк. приходов Севера // Там же. С. 155-176; Рыжова Е. А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма»: (Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции) // Там же. 2009. Т. 60. С. 51-84.
Е. А. Рыжова

Иконография

К. складывалась под влиянием косвенных сведений о его внешности из Жития: старица Акилина помнила, что святой был «тиун новгородских наместников» (т. е. имел достаточно зрелый возраст); Евлампии Толщеболовой (Толцеболовой) было видение неизвестного молодого человека, просившего перенести к храму его тело (после чего священники обнаружили на берегу Ваги гроб с нетленными мощами в одежде); больному Созонту К. тоже явился молодым (Верюжский. Вологодские святые. С. 367, 374).

Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский. Икона. Сер. XVIII в. (Вельский краевед. музей)
Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский. Икона. Сер. XVIII в. (Вельский краевед. музей)

Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский. Икона. Сер. XVIII в. (Вельский краевед. музей)

Икон К. сохранилось крайне мало. Практически все написаны сев. мастерами и бытовали на территории Вельского у. Вологодской губ., где находились мощи святого. Известно, что икона К. с неугасимой лампадой стояла в квадратном углублении каменного памятника в виде башенки над местом погребения обгоревших останков К. Когда в 1907-1909 гг. там была возведена часовня, иконы для нее исполнил важский иконописец А. В. Куклин (1883-1954), обучавшийся в живописной школе Соловецкого мон-ря. В часовне был образ К. и прп. Серафима Саровского (Летопись Вельского Троицкого собора // Вельский краеведческий музей. КП № 2138. Л. 98 об.). Икона блаженного находилась в иконостасе каменного Троицкого собора в Вельске (освящен в 1756). Известно много преданий об иконах К.: напр., в Прибавлении к историко-статистическому описанию вельского Троицкого собора, составленном свящ. Д. В. Пахолковым в 50-х гг. XIX в., отмечено, что «во многих домах, как городских, так и деревенских, даже в присутственных местах и в самом вельском соборе находятся иконы и изображения Кирилла Вельского. Он изображается младым, безбрадым, в сорочке, опоясанной поясом» (ГАВО. Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. Л. 63).

Блж. Кирилл Вельский. Нач. XX в. (ц. Успения Богородицы в Вельске)
Блж. Кирилл Вельский. Нач. XX в. (ц. Успения Богородицы в Вельске)

Блж. Кирилл Вельский. Нач. XX в. (ц. Успения Богородицы в Вельске)

Наиболее ранний сохранившийся образ К. на иконе «Вмч. Пантелеимон и блж. Кирилл Вельский», выполненной темперой на доске, относится к сер. XVIII в. (27×24,1 см; Вельский краеведческий музей). Святые представлены в рост вполоборота к центру, в молении Божией Матери с Младенцем, изображенной в овальном клейме в верхней части композиции. К.- юноша с короткими вьющимися коричневыми волосами; он в белых портах и подпоясанной рубахе, украшенной по кайме красным орнаментом; руки сложены на груди крестообразно; в надписи именуется праведным. В Житии К. приводятся многочисленные исцеления больных у его мощей. Вероятно, именно это позволило объединить на иконе его образ с всенародно чтимым св. целителем Пантелеимоном, что привело к созданию уникального извода.

Блж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. Лапин
Блж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. Лапин

Блж. Кирилл Вельский. Роспись ц. Успения Богородицы в Архангельске. 2010 г. Иконописцы С. Егоров и И. Лапин

Три иконы К. кон. ХIХ - нач. ХХ в. пядничного размера схожи между собой. Более ранним можно считать образ, хранившийся в напольном киоте в сев. приделе преподобных Кирилла Белозерского и Симеона Столпника ц. Успения Богородицы в Вельске (1795). Икона была похищена из храма, но остались ее фотографии и описания (45×35 см; Архив АМИИ. Ф. 3-Н. Д. 410. Опись и альбом фотографий Успенской ц. г. Вельска. 1987 г.). Она была исполнена мастером из Поважья в масляной технике и покрыта серебряным позолоченным окладом-рамой, декорированным цветными эмалями, к-рый был изготовлен в одной из мастерских Центр. России. Святой написан юношей с разделенными на прямой пробор волосами; на нем штаны и белая рубаха с отложным воротником. К. в молении обращается к Иисусу Христу в облаках в левом верхнем углу средника. Пейзаж примечателен точными географическими мотивами: К. стоит на мысу при впадении р. Вель в Вагу, что является напоминанием об указанном в Житии месте захоронения; пологие берега соответствуют реальному пейзажу. Блаженный изображен скорее мальчиком, а не молодым человеком, как описано в Житии. Этот образ очень похож на иконы прав. Прокопия Устьянского, созданные на рубеже ХIХ и ХХ вв. Поскольку регионы почитания святых соседствуют (до 1929 оба входили в состав Вельского у.) и события обретения мощей прав. Прокопия и К. имеют много общего, то в крестьянском сознании могли объединиться традиции изображения этих святых. Местные иконописцы, работая над образом К. в кон. ХIХ - нач. ХХ в., ориентировались на иконографию прав. Прокопия, к-рая к тому времени была более устоявшейся и разнообразной.

Вторая икона К. (нач. ХХ в.) описанного извода хранится в приделе во имя К. и прп. Кирилла Белозерского ц. Успения Пресв. Богородицы в Вельске (27×22 см). Еще один образ того же времени находится в собрании Вельского краеведческого музея (27×24,3 см). Не исключено, что какая-то из этих икон была написана Куклиным.

В монументальной живописи необычный образ К. встречается за пределами сев. региона - в одной из настенных композиций галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре, в группе подвижников XV в. (живопись в академической манере кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в., ок. 2010). Создатели росписи не были знакомы с традиц. иконографией святого и фактами его Жития - К. написан старцем в монашеском куколе, с округлой седой бородой.

Известны примеры совр. иконографии К. Так, мон. Саломия (Дербина) из пос. Ерцево Архангельской обл. написала в 2003 г. для Успенской ц. в Вельске икону блаженного, взяв за образец хранящуюся в храме. Оплечный образ К. в медальоне включен в стенопись ц. Успения Пресв. Богородицы в Архангельске (2010, иконописцы С. Г. Егоров, И. И. Лапин). Святой изображен юношей с короткими волосами коричневого цвета, одет в бордовый с орнаментами плащ, сколотый фибулой на плече, в руке держит свиток.

Ист.: Архив Вельского КМ. Ф. 5. Мат-лы по подготовке к изданию рукописи из фондов ГАВО (Ф. 883. Оп. 1. Д. 162. 530 л.) «Историческое и статистическое описание церквей г. Вельска и Вельского уезда, 1851-1857 гг.»: Тексты, коммент., ввод. статьи. Л. 1-100.
Лит.: Верёвкина Г. А. Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций // Ист. вестн. 2001. № 2/3. Спец. вып.: Мат-лы междунар. науч. симпозиума «Православие и культура этноса». Москва, 9-13 окт. 2000 г. С. 231-238 (то же: Кириллов день в Вельске: Возрождение традиций // Вельские вести. 2001. 19, 22 июня); она же. Храмовое строительство в г. Вельске Вологодской губ. на рубеже XIX-XX вв. // Уездные города России: ист.-культ. процессы и совр. тенденции: Мат-лы X Каргопольской науч. конф. / Сост.: И. В. Онучина. Каргополь, 2009. С. 111-118 (то же: Храмовое строительство в г. Вельске Вологодской губ. на рубеже XIX-XX вв. // Музейный летописец № 17 (Вельские вести). 2009. 6 февр. С. 6; 20 февр. С. 12).
Т. М. Кольцова
Ключевые слова:
Христа ради юродивые Почитание православных святых Собор всех святых в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице) Мощи, в современном руссском языке - останки человека, причисленного к лику святых, являющиеся объектом почитания Иконография Христа ради юродивых (блаженных) Кирилл († нач. XVI в. (?)), Вельский, блаженный (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в Земле Российской просиявших)
См.также:
ПРОКОПИЙ († до 1641), Христа ради юродивый, Устьянский (Усьянский), блж. (пам. 8 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых и 19 окт. в Соборе святых Архангельской митрополии)
АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)
АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ (V или IХ-X вв.), прп., блж. (пам. 2 окт., пам. греч. 28 мая)
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВАРНАВА († ок. 57), ап. от 70 ( пам. 11 июня и в Соборе 70 апостолов)
ВАРФОЛОМЕЙ ап. от 12 (пам. 22 апреля, 11 июня, 25 авг. и 30 июня - в Соборе 12 апостолов)
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)
ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
ВСЕВОЛОД (ДИМИТРИЙ) ГЕОРГИЕВИЧ (1212 - 1238), кн. мч. (пам. 4 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых)