Место, к-рое К. выбрал для устройства мон-ря, называлось Сырья Гора и располагалось в 9 верстах от Чекуева (ныне Онежского р-на Архангельской обл.). На высоком берегу р. Кодина, недалеко от ее впадения в Онегу, он построил храм в честь Успения Пресв. Богородицы и кельи для пришедшей к нему братии. По-видимому, Сырьинский мон-рь был основан в 1-й трети XVI в. Самое раннее упоминание обители содержится в платежной книге Каргопольского у. 1555-1556 гг. Я. И. Сабурова и И. А. Кутузова (Северный археогр. сб. Вологда, 1972. Вып. 2. С. 285-286). В отписи дьяков Казарина Дубровского и Леонтия Ананьина 1559 г. сообщается: «В Турчасовском же уезде монастырь на Сырье, а в нем церковь Успения Пречистые да теплая церковь Никола Чудотворец» (Акты социально-экономической истории Европейской России кон. ХV-ХVI в.: Акты Соловецкого мон-ря. Л., 1988. С. 156). По преданию, К. скончался в сане игумена «в маститой старости», погребен у сев. стены Успенской ц. (в дореволюционных трудах и справочных изданиях ошибочно указывалось, что каргопольский подвижник скончался в 1402). Позднее над его могилой построили часовню.
В 1600 г. в мон-ре возвели деревянную Успенскую ц., антиминс которой был подписан в том же году Новгородским архиеп. Питиримом; в церкви освятили 2 придела: во имя ап. Иоанна Богослова (антиминс 1602 г.) и вмц. Екатерины (антиминс 1605 г.) (ГААО. Ф. 29. Оп. 37. Д. 26. Л. 169). Успенский храм существовал до сер. ХIХ в. К 1842 г. он обветшал, в 1843 г. его опечатали, утварь перенесли в Никольскую ц. (Там же. Оп. 4. Т. 2. Д. 1652. Л. 62). В 1846-1847 гг. Успенский храм перенесли в Польский приход на р. Кодина и освятили в честь Богоявления. Никольская ц., построенная в 1661 г. (антиминс подписан Новгородским митр. Корнилием в 1670), к сер. ХIХ в. также обветшала. Новый Никольский храм был построен в 1865 г., освящен в 1867 г., в теплой трапезе устроили придел во имя вмц. Екатерины. В ХIХ в. в часовне над могилой К. ежегодно 10 июня служили по нему панихиду (ГААО. Ф. 464. Оп. 1. Д. 2. Л. 117-118).
В 1658 г. Сырьинский монастырь вместе с принадлежавшими ему 22 крестьянскими дворами был приписан к Кий-Островскому Крестному Онежскому муж. монастырю, незадолго до этого учрежденному патриархом Никоном; т. о., сырьинские иноки положили начало монашеской жизни на Кий-Острове. В 1764 г. Сырьинскую обитель упразднили и преобразовали в приход; до 1836 г. приход был самостоятельным, затем его храмы входили в состав Чекуевского, Верхнемудьюжского и Нижнемудьюжского приходов Онежского у. К нач. XXI в. на месте бывш. Успенского Сырьинского мон-ря уцелели Никольская ц. (не действует) и Кирилловская часовня, где под спудом почивают мощи К. Среди окрестных жителей сложилась традиция паломничества «на Сырью» к раке К.
Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372). Канонизация подтверждена включением преподобного с мирским именем Кириак в Собор Карельских святых, новое празднование которому (21 мая) установлено по благословению патриарха Алексия II в 2004 г.
По документам изображения К. в Сырьинском мон-ре не значатся. В часовне над мощами К. в разное время упоминаются иконы соименных ему святых: свт. Кирилла Александрийского и прп. Кирилла Белозерского. Уже в нач. ХVIII в. была «в монастыре на северной стороне соборныя Успенския церкви над началником тоя ж обители игуменом Кириллом часовня ветхая деревянная, а в ней образа Афанасия и Кирилла Александрийских» (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 1. Д. 642. Л. 13. Переписная книга Сырьенской пустыни. 1702 г.). Эту информацию подтверждают все последующие описи часовни, напр. 1738-1740 гг. («образ Афанасия и Кирилла Александрийских древянной» - ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 367. Л. 46 об. Ведомости Крестного мон-ря и приписной к нему пустыни. 1738-1740 гг.).
С ХIХ в. в описях указывалась и рака святого: «На гробнице одежда набойки пестрой» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 124. Л. 213. Описи Онежской округи. 1802 г.); «…один образ Афанасия и Кирилла Александрийских пятничный, на гробнице одежда выбойчата» (ГААО. Ф. 29. Оп. 31. Д. 458. Л. 2 об. Опись церк. имущества Сырьенского прихода, приписанного к Верхнемудьюгскому приходу Онежского у. за 1842 г.). В 20-х гг. XX в. в дер. Сырья около ц. свт. Николая Чудотворца стояла часовня «в одной ограде, иконостас в ней 1-поставной, на стенах северной и южной, вся живопись ветхая и простая. Гробница простая крашеная с изображением, над ней балдахин на 4 колоннах» (ГААО. Ф. Р-3412. Оп. 1. Д. 4. Л. 6 об. Заявление о регистрации Сырьенского культа. 1925-1928 гг.). В ХХ в. часовня и рака К. с балдахином сохранялись местными жителями неприкосновенными. В этот период из Никольской ц. была перенесена в часовню икона прп. Кирилла Белозерского посл. трети ХVII в. и установлена в возглавии над ракой К. (в наст. время в собрании АМИИ - Кольцова Т. М. Иконы Северного Поонежья. М., 2005. С. 273).
Уникальные изображения К. имеются на 3 иконах «Собор святых, в земле Карельской просиявших» 1876 г., хранящихся в Финляндии. Композиция и иконографические типы мн. местных подвижников для этого извода были разработаны в мастерской В. М. Пешехонова в С.-Петербурге (см. Пешехоновы) или в Преображенском мон-ре на Валааме. Образ из местного ряда ц. Всех преподобных, в посте просиявших, на игуменском кладбище этой обители хранится в домовой церкви Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио (упом. в описях имущества 1912 и 1942 гг.- АФВМ. Go: 6/1. Л. 159. № 18; Bd: 15. Л. 6(11). № 121). К. представлен оплечно в 6-м ряду крайним слева; у него крупные черты лица, впалые щеки и окладистая борода с едва заметной проседью, темно-русые волосы разделены на прямой пробор; на нимбе надпись: «С. Кирiакъ Сыринскiй». Две одинаковые по иконографии иконы-пядницы этого извода, подписанные как «труд валаамских иноков», были созданы тогда же в мастерской Валаамского мон-ря (Преображенский собор Нововалаамского монастыря и Музей Православной Церкви в Куопио, Финляндия). К. также написан в верхней части левой группы: седовласый старец с бородой средней величины, без куколя. Лики исполнены в академической светотеневой манере, фон золотой.
В составе Собора русских святых К. представлен в одной из композиций, выполненных первоначально иеродиаконами Паисием и Анатолием, в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (кон. 60-х - 70-е гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010). К. в мантии и черном клобуке с крестом в руках изображен первым в группе подвижников XV в. (ошибочно помещен под 1402 г.).
Примером совр. иконографии является поясной образ святого на иконе «Господь Вседержитель, с преподобными Трифоном Печенгским, Варлаамом Важским и Кириллом Сырьинским» (2011, иконописец И. И. Лапин), созданной для ц. Сийских святых Антониева Сийского мон-ря. К.- старец с окладистой седой бородой в монашеской мантии, куколь на плечах, в руке - игуменский посох. Его образ (голова не покрыта, в руке четки, надпись: «Св. Кириак Каргопольский») имеется также на иконе «Собор Олонецких святых» кон. XX - нач. XXI в. в соборе блгв. кн. Александра Невского в Петрозаводске (Православная Карелия: Издание посвящено 15-летию возрождения Петрозаводской и Карельской епархии. Петрозаводск, 2005. С. 2).