Ивановна Оболенская (6.03. 1889, г. Грубешов, ныне Хрубешув, Польша - 17.12.1937, г. Боровичи Ленинградской, ныне Новгородской, обл.), мц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из рода князей Оболенских, дочь штабс-ротмистра полкового адъютанта 13-го Гусарского Нарвского полка, впосл. чиновника городской управы. В 1899 г. поступила в Смольный ин-т благородных девиц в С.-Петербурге. 26 мая 1904 г. окончила его с серебряной медалью.
В 1906 г. семья Оболенских переехала в С.-Петербург. В 1906-1910 гг. К. давала частные уроки. С 1910 г. преподавала в бесплатной школе для бедных и в др. школах в рабочих районах С.-Петербурга: на Лиговской ул., при железнодорожной ст. Поповка, на заводе «Треугольник», в городском уч-ще на ул. Бронницкой и т. д. В мае 1917 г. окончила высшие курсы франц. языка при об-ве «Alliance Francaise de Petrograd». С 1918 г. работала преподавателем и библиотекарем в советских школах № 32, 84, 73. В сер. 20-х гг. XX в. была членом Александро-Невского братства; была духовной дочерью архим. Варлаама (Сацердотского).
14 сент. 1930 г. была арестована по делу дворянок вместе с бывш. фрейлиной императрицы Н. П. Дурново и дворянкой О. А. Эльбен. На допросе заявила о своем несогласии с политикой советской власти по отношению к Церкви, негативно отзывалась о коллективизации. Карательные меры властей на допросе назвала террором, неприемлемым для гуманного и цивилизованного гос-ва. Отрицала свою причастность к к.-л. враждебным советской власти орг-циям. К. заявила: «Называть какие бы то ни было фамилии, если бы речь шла об их причастности к политической критике против сов. власти, считаю недостойной себя». 5 окт. 1930 г. сестра В. И. Ленина А. И. Елизарова-Ульянова (знавшая К. по работе в школе на ст. Поповка) прислала в ОГПУ письмо, в котором отрекомендовала ее как человека, трудящегося со школьной скамьи, ничем не проявлявшего своего княжеского происхождения. Тем не менее 15 янв. 1931 г. К. была приговорена Особой тройкой Постоянного представительства ОГПУ в Ленинградском военном окр. за «контрреволюционную агитацию» к заключению в ИТЛ на 5 лет. После вынесения приговора отправлена этапом в г. Кемь. Определена в Беломоро-Балтийский ИТЛ; работала педагогом и медсестрой в больнице лагеря. В 1933 г. переведена в ИТЛ в Свирь.
В 1932 г. освобождена досрочно с запретом проживать ближе 100 км от Ленинграда. В 1934-1935 гг. работала в Маловишерской и Солецкой больницах Ленинградской обл. Жила в деревне на поселении, но нелегально посещала Ленинград, чтобы проведать престарелую мать и больную сестру. С сент. 1936 г. проживала в г. Боровичи, где работала учителем нем. языка. 21 окт. 1937 г. арестована органами НКВД по одному делу с духовенством Боровичей, со ссыльными священнослужителями Ленинграда и с членами Александро-Невского братства. Они обвинялись в создании контрреволюционной орг-ции. Всего по этому делу проходило ок. 60 чел., руководящая роль отводилась Полоцкому и Витебскому архиеп. Гавриилу (Воеводину). К. обвинили в участии в «контрреволюционной организации церковников, активной борьбе с советской властью и пропаганде за установление фашистского строя в СССР, агитации против колхозного строительства, агитации за проведение в Верховный Совет своих единомышленников». К. виновной себя не признала. 10 дек. 1937 г. Особой тройкой УНКВД по Ленинградской обл. приговорена к смертной казни; расстреляна через неделю. Реабилитирована в 1958 г. Прославлена в лике святых определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.