(XVII в.), преподобные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкие, пустынники, подвизавшиеся на Б. Соловецком о-ве. Большинство названных святых упомянуто в древнейшем Соловецком патерике, составленном между 1682 и 1700 гг. (наиболее полный список - РНБ. Соф. № 452, 90-е гг. XVII в.), в связи с отшельническим подвигом прп. Дамиана (Диодора) Юрьегорского, встретившего монахов в начале своего подвижничества. В древнейшем Соловецком патерике сообщается, что прп. Дамиан, будучи насельником Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, услышал рассказы о подвигах прп. Андрея Соловецкого и др. соловецких пустынножителей и решил последовать их примеру. Отправившись в глубь Б. Соловецкого о-ва, прп. Дамиан встретил там 2 отшельников и неподалеку от их келий построил себе хижину. Прп. Дамиан часто ходил по острову, желая встретить и др. пустынножителей, поскольку «в то время мнози отшелницы на Соловецком и Анзерском островех в пустыни, мало кому ведоми, живяху» (цит. по: Петренко. 2001. С. 498). Прп. Дамиану удалось встретить инока Ефрема Чёрного, о к-ром агиограф пишет, что он был первый среди пустынножителей, «старец честен», мирянина Никифора Новгородца, Алексия Калужанина (см. Алексий Соловецкий), москвичей Тихона и Иосифа, Феодула Рязанца, Порфирия, Трифона, Иосифа Младого, Севастиана и др. Выходец из Алексина Тимофей («иже аггелоподобным своим житием, яко орел высокопарный, леташе» - Там же) рассказал прп. Дамиану о себе. В Смутное время прп. Тимофей оставил отеческий дом и на небольшой лодке из Архангельска приплыл на Б. Соловецкий о-в, где соорудил себе хижину, в к-рой прожил много лет, питаясь травой. В продолжение 3 лет прп. Тимофей терпел жестокие бесовские нападения, голод и холод, затем был утешен видением светлообразного старца, укрепившего подвижника и показавшего ему траву для еды и источник воды. Прп. Дамиан заботился о Соловецких пустынниках, своими руками хоронил скончавшихся.
В повести, посвященной прп. Никифору Новгородцу, рассказывается, что святой был, вероятно, сыном новгородского священника, поступил трудником в Соловецкую обитель в 1602 г., «юн леты, но стар разумом». Прп. Никифор проходил все монастырские послушания со смирением, имел дар слез. Святой просил настоятеля мон-ря о монашеском постриге, но из-за молодости и благообразия преподобного ему было отказано. Родители безуспешно просили юношу вернуться домой. Однажды во время чтения любимого св. Никифором Жития прп. Марка Фракийского прп. Никифор вскочил, снял с себя пояс и обувь и «во единой свитце серой потече в лес внутрь острова». 12 лет он жил отшельником, после чего принял постриг от пустынника иером. Мисаила и провел в пустыне еще 3 года до кончины в 1617 г. В 5-й повести сообщается, что при соловецком игум. Рафаиле (1632-1636), ок. 1632 г., в 10 верстах от мон-ря и в 6-7 верстах от монастырского сел. Реболда в лесах жили неск. особо строгих отшельников, «о нихже никтоже ведяше, токмо един промышляя о них Бог и неции боголюбивии иноци» (цит. по: Петренко. 2001. С. 505). Из этих пустынножителей по именам известны преподобные Адриан Соловецкий, Нестор и Савва. О последнем сообщается, что он был трудником в Соловецком мон-ре, затем «отъиде в пустыню... идеже подвизася на диавола жестоко 11 лет». Преподобные Нестор и Савва были похоронены близ Дамиановой пуст.
Помимо названных преподобных в лесах и близ озер на Б. Соловецком о-ве жили и др. пустынники, имена к-рых неизвестны. В 4-й повести рассказывается о «некоем пустынножителе, иже подвизашеся на Соловецком острове и многия от бесов претерпе напасти и биения, питаяся мохом белым квашеным с брусникою». О нем известно со слов прп. Кирика Соловецкого († 1656), встретившего отшельника в лесу. Пустынножитель рассказал, что он пребывал здесь уже более 10 лет. В первые 3 года его жестоко преследовали бесы, принимавшие обличье разбойников, но он получал утешение в явлениях светолепных старцев, укреплявших отшельника и подававших ему просфору и хлеб. Пустынножитель упомянул брата, жившего неподалеку, и другого, недавно преставившегося, но и их имен не назвал. Согласно преданиям, отразившимся в 4-й повести, отшельники жили и на Анзерском о-ве. Инок Киприан Простота видел старца-пустынника, шедшего по водам озера, др. насельники Анзерского Елеазарова во имя Св. Троицы скита также утверждали, что были свидетелями чудесных явлений отшельников.
«Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких...» было использовано сщмч. Никодимом (Кононовым) при подготовке к изданию Соловецкого патерика (Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1900). Тот же автор включил имена Соловецких преподобных в опубликованный им в следующем году Архангельский патерик (Никодим (Кононов). 1901). Канонизация Соловецких преподобных совершилась включением их имен в Собор Новгородских святых, известный с 1831 г. (празднование Собору подтверждено в 1981 по благословению митр. Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова)), и в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В иконописном подлиннике 20-х гг. XIX в. (РНБ. Погод. № 1931. Л. 199) под 3 авг. упомянут без описания облика прп. Никифор, подвизавшийся «на устье реки на брезе моря-окияна» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 180-181). В совр. композициях Соборов Соловецких святых встречаются образы пустынников, в частности на иконе (ок. 2005) из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) в верхних рядах представлены оплечно, в монашеской одежде и в куколе преподобные Ефрем и Севастиан, с куколем на плечах преподобные Нестор, Савва, Тихон. Имена мн. пустынников без прямого соотнесения с изображениями написаны на полях иконы «Собор преподобных отец Соловецких чудотворцев» нач. XXI в. из алтаря этого храма.