Ду́ла [греч. Δουλᾶς], прп. (пам. 15 июня), страстотерпец Египетский; время жизни не известно. Согласно рассказу, входящему в корпус греч. текстов о прп. Данииле, игум. Скитском († после 576) (BHG, N 2101a-2101c), Д. был насельником одного из егип. мон-рей и в течение 20 лет подвергался глумлению и клевете со стороны нек-рых братьев, но, отличаясь особым смирением, молился за обидчиков. Однажды его несправедливо обвинили в краже церковной утвари, и, поскольку он не отрицал свою вину, игумен передал его на суд светским властям. Д. пытали так же жестоко, как и мучеников за веру. Когда епарх приговорил его к смерти, истинный виновник кражи раскаялся и успел предотвратить казнь. Избежав смерти, Д. закрылся в келлии и через 3 дня умер. Раскаявшиеся монахи устроили давку, чтобы прикоснуться к телу святого, а когда они вновь пришли, чтобы предать его тело земле, обнаружили только сандалии и одежды Д.
В Apophthegmata Patrum имя Дула встречается дважды. Сначала «авва Дула» представлен как рассказчик о чудесах, совершенных его наставником и духовным отцом прп. Виссарионом, чудотворцем Египетским (2-я пол. IV в.?), к-рый сумел остановить заходящее солнце, чтобы ночь не застала их с учеником в пути, прошел по воде, не замочив ног, предсказал разрушение языческих капищ и сделал морскую воду пригодной для питья (Col. 137-141). Далее приводятся наставления «аввы Дулы» о безмолвии (Col. 162). Негреч. источники, копт. синаксарь под 25 месори (18 авг.) (Synaxarium Alexandrinum. P. 278) и его эфиоп. версия (Wallis Budge. Col. 1250-1252), сообщающие о Виссарионе, также упоминают имя Д. Тем не менее с уверенностью говорить о тождестве Д. и «аввы Дулы» из вышеупомянутых патериков невозможно (Sauget. P. 856).