Николай Михайлович (1849 - 10.01.1919), правосл. богослов, библеист. Д. род. в Рязанской губ. в семье священника. Обучался в Рязанской ДС, в 1876 г. окончил Киевскую ДА со степенью кандидата богословия и был утвержден в звании магистра и определен доцентом Киевской ДА по кафедре лат. языка. С 1883 г. экстраординарный профессор, с 1901 г. заслуженный экстраординарный профессор. После защиты в 1902 г. докт. дис. «О происхождении книги Товита» (К., 1901) утвержден в степени д-ра богословия. С 1910 г. заслуженный экстраординарный профессор.
В магист. дис. «Исторический характер книги Иудифь» (К., 1876) Д. приходит к выводам, что историческим основанием написания книги были события времени царствования сир. царя Антиоха III Великого (223-187 до Р. Х.), однако «автором были допущены... аллегорические приемы, изменение собственных имен и тому подобные отступления от действительности» (С. 147-148). Позицию Д. в этом сочинении можно охарактеризовать как умеренно критическую.
Докт. диссертация Д. представляет собой единственное в рус. библеистике фундаментальное исследование Книги Товита. Работа состоит из 2 ч.: в 1-й Д. рассмотрел все сохранившиеся источники, во 2-й доказал исторический характер книги. В результате текстологического анализа Д. пришел к выводу, что книга была написана первоначально на арам. языке, при этом наиболее близким к предполагаемому оригиналу он считал греч. текст Синайского кодекса (IV в. по Р. Х.) (С. 247). Опираясь на свидетельства отцов и писателей древней Церкви (С. 264-270), Д. отстаивает каноническое достоинство книги и признает за ней «характер достоверного исторического повествования о действительных лицах и событиях», считая, что «первые 13 глав были написаны самим Товитом в Ассирии» и впосл. сохранились в редакции неизвестного писателя, к-рый «выполнил свой труд в Ассирии или Мидии вскоре после смерти Товии, но до разрушения Соломонова храма, т. е. между 598-586 гг. до Р. Х.» (С. 637-638). Выводы Д. критиковал проф. МДА В. Н. Мышцын, по мнению к-рого, Д. не учел все выводы историко-критического исследования Книги Товита.
Д. определил метод своего исследования как «сочетание научного критицизма с православной точкой зрения» (В защиту свободного науч. исслед. в области библиологии. С. 488). Он не признавал крайних методов зап. библейской критики и считал, что необходимо сформировать собственную школу правосл. библеистики для изучения текста Свящ. Писания (Там же. С. 305), а также древних и новых языков, в противном случае - «православные богословы лишают себя возможности сознательного и критического отношения к тенденциозным суждениям западных ученых и обрекают себя на рабское подчинение им» (Там же. С. 308). Д. участвовал в переводах трудов св. отцов, издаваемых при КДА, прежде всего творений блаженных Августина и Иеронима; перевел и снабдил текстологическими комментариями трактат апологета Арнобия Старшего «Против язычников». Д.- автор мн. статей в ТКДА по богословию.