[греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Ϫοχειαρίου], муж. общежительный мон-рь, посвященный св. архангелам Михаилу и Гавриилу. Расположен на юж. побережье п-ова Афон (Айон-Орос), на склоне горы, в неск. десятках метров от моря.
В иерархии 20 афонских мон-рей Д. занимает 10-е место, представитель Д. каждый 5-й год участвует в работе Свящ. Эпистасии вместе с представителями Великой Лавры, Ксенофонта и Эсфигмена. Игумен - архим. Григорий (Зумис) (с 1980). Общее число братии: 20 монахов и 2 монаха в зависимой от Д. келлии. Главные праздники: Собор св. архангелов Михаила и Гавриила и Всех небесных сил бесплотных (8 нояб.); память свт. Николая Чудотворца (6 дек.); празднование иконе Божией Матери «Скоропослушница» (1 окт.). Во вторник Светлой седмицы проводится также крестный ход с этой иконой.
Монастырское предание об основании обители записано в позднейшей «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе». Согласно «Повести...», основателем Д. был мон. Евфимий, современник и друг прп. Афанасия Афонского († ок. 1000), с к-рым он познакомился во время пребывания того в К-поле. Евфимий выполнял в основанной прп. Афанасием Великой Лавре послушание дохиара (келаря). По благословению Афанасия Евфимий вместе с др. монахами основал рядом с совр. пристанью Дафни небольшой мон-рь, названный по прежней должности своего основателя Дохиаром. Эта обитель была вскоре разорена сарацинскими пиратами, и Евфимий воздвиг новый мон-рь, во имя свт. Николая Чудотворца, на месте совр. Д. с одобрения и благословения прота и Свящ. Кинота.
Если отождествить основателя с «Евфимием монахом и игуменом», подписавшим в 972 г. Типикон имп. Иоанна I Цимисхия (Meyer. Р. 150), то получается, что мон-рь возник между 963 (время основания Великой Лавры, где он был дохиаром) и 972 гг. (Παπαδόπουλος. Σ. 214). Др. исследователи, ссылаясь на отсутствие письменных упоминаний о Д. в X в., относят его основание к кон. X - нач. XI в. (Παρουσία. Σ. 39). По мнению Н. Икономидиса, 1-м игуменом Д. был Иоанн, дохиар мон-ря Ксиропотам (Actes de Docheiariou. P. 5, 23), подпись к-рого стоит на актах Великой Лавры 1016 и 1018 гг. (Actes de Lavra. Pt. 1. P., 1970. N 19. (ArAth; 5)). По мнению мон. Дорофея, Иоанн был игуменом после Евфимия (Ϫωρόθεος, μον. Σ. 179-180).
Так или иначе, 1-е письменное упоминание о первоначальной обители Д. относится к 1013 г., когда мон. Феодул поставил подпись под 2 документами Собрания в Карее; в 1015 г. он подписывался как «монах Дохиара», в 1020 г.- как «монах и игумен Дафни». Его же подпись как игумена Д. стоит под Типиконом имп. Константина IX Мономаха (1045/46), и, вероятно, он и был преемником игум. прп. Евфимия.
В документе N 1 архива Д. от 1037/38 г. отмечено, что «во имя свт. Николая воздвигнутая обитель, Дафни [называемая] и Дохиаром прозванная» (Actes de Docheiariou. N 1). Название Дафни (греч.- лавр), видимо, было дано обители по причине изобилия в том месте этих деревьев и перешло к совр. афонской пристани. На древность основания мон-ря, а также на раннее владение им собственностью за пределами Св. Горы указывает сообщение в документе от 1037 г. о том, что Д. «с незапамятных времен» принадлежит крупный надел в Перигардикии.
Сведения «Повести...» содержат нек-рые хронологические противоречия: Евфимий представлен современником прп. Афанасия Афонского и имп. Никифора III (1078-1081), а также дядей и предшественником игум. Неофита, управлявшего обителью в кон. XI - нач. XII в. Акты свидетельствуют о том, что перемещение мон-ря на совр. местоположение произошло при преемниках прп. Евфимия: разрешение прота Св. Горы на строительство новой укрепленной обители к западу от мон-ря Ксенофонт было получено между 1037 и 1089 гг. (Actes de Xénophon / Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (ArAth; 15). N 1). Прот Павел, защищая интересы Д., говорит о том, что ранее по желанию прота Иосифа ксенофонтский игум. Дионисий добровольно передал мон-рю «святителя Николая, или Дохиару» территориальные владения. Вероятно, эта земля была куплена Д. в 1-й пол. XI в., о чем свидетельствует др. документ, от 1344 г., где монахи Д. сообщают, что уже 300 лет эта земля, приобретенная ктитором, принадлежит им (Actes de Docheiariou. N 23). Владения Д. были небольшими и ограничивались пределами Ксенофонта и 2 др., впосл. исчезнувших мон-рей. Обитель Дафни служила подворьем Д. до 1880 г., когда по неизвестным причинам эта собственность была утеряна. Ее развалины южнее совр. построек Дафни, справа от дороги к мон-рю Симонопетра, сохранились до наст. времени.
Новым ктитором мон-ря считается прп. Неофит, сын великого дуки Иоанна. Согласно «Повести...», он занимал должность 1-го секретаря имп. Никифора III Вотаниата, а затем великого патрикия. После смерти родителей с разрешения императора он в возрасте 29 лет удалился на Афон к своему дяде, игумену Д., к-рого позднее сменил в должности игумена, употребив все отцовское и личное состояние на благоустройство обители. На эти деньги, а также на средства, полученные им от императора, он построил большую башню, кафоликон (соборный храм мон-ря) во имя арх. Михаила, парекклисион (придел или отдельный малый храм) во имя свт. Николая Чудотворца, келлии и проч., а также приобрел для обители подворья за пределами Св. Горы. Неофит сообщает, что он, «разобрав прежнюю церковь, от оснований воздвиг в честь архистратига Небесных Сил Михаила» прекрасный храм и всячески его украсил (Actes de Docheiariou. N 6).
В «Повести...» говорится, что, когда на роспись и украшение храма не хватало денег, произошло чудесное событие. На подворье мон-ря Лонгос (п-ов Ситония) стоял древний столп с бюстом некоего мужа наверху и надписью: «Кто ударит меня в голову, обретет множество золота». Местные жители, понимая эти слова буквально, безуспешно бросали в статую камнями. Послушник мон-ря Д. по имени Василий стал копать там, куда на восходе падает тень от головы статуи, и нашел клад золотых монет. Когда он сообщил об этом игум. Неофиту, тот дал ему 3 монахов для перевозки золота в обитель. Монахи погрузили сокровища в лодку, но по дороге поддались соблазну, привязали юноше камень на шею и бросили в море, а золото разделили между собой и спрятали недалеко от мон-ря. Василий, призвав св. архангелов, был чудесным образом перенесен ими в монастырский храм, где его нашел экклисиарх спящим с камнем на шее. Монахи сказали игумену, что послушник скрылся с кладом, но прп. Неофит обличил их в присутствии послушника и выслал из мон-ря. Василий принял постриг с именем Варнава и впосл. стал преемником прп. Неофита на игуменстве. Исследователи не отрицают исторической достоверности этого рассказа в силу не только множества произведенных в те годы дорогостоящих работ и приобретений, но и покупки весьма внушительных владений в зап. части п-ова Халкидики в 1112 и 1117 гг., причем 1-я сделка оплачивалась старинными золотыми монетами не менее 2-вековой давности (Actes de Docheiariou. N 3).
Согласно «Повести...», это чудо, явившее новых небесных покровителей Д., имело следствием посвящение кафоликона, ранее освященного во имя свт. Николая Чудотворца, св. архангелам. В «Распоряжении» прп. Неофита (после 1118) обитель названа мон-рем св. арх. Михаила. Упоминание архангелов Михаила и Гавриила встречается в документах с 1273 г. (Παρουσία. Σ. 46).
Г. Смирнакисом было высказано предположение, что после разорения 1-й обители монахи в поисках нового пристанища построили ц. свт. Николая Чудотворца выше совр. Д., а неск. позднее переселились на побережье в небольшой мон-рь св. Архистратига, игумен к-рого поставил свою подпись на 24-м месте под Типиконом имп. Константина IX Мономаха (1045/46) (Σμυρνάκης. Σ. 566). Однако наиболее вероятно, что это был не мон-рь, а ц. арх. Михаила (Παρουσία. Σ. 41).
На деньги из клада игум. Неофит расписал кафоликон, снабдил его великолепными сосудами, иконами, ценными ткаными покровами, рукописными книгами и приобрел для обители много движимого и недвижимого имущества. Известность игум. Неофита и его добродетели побудили отцов сделать его протом Св. Горы, и в этой должности, оставаясь игуменом Д., он долгое время служил афонским обителям. Память преподобных ктиторов Евфимия и Неофита, точная дата кончины которых неизвестна, в Д. празднуется 9 нояб., на следующий день после Собора св. архангелов.
Д. обладает одним из первых вариантов афонского монастырского устава в его простейшей форме. Прп. Неофит составил устав и назвал его «Распоряжение» (Ϫιάταξις). Время составления точно неизвестно, видимо значительно позднее 1118 г.- завершения строительства собора, к-рое представлено в уставе как событие давно прошедшее. Зная о приближении смерти, прп. Неофит хотел назначить себе преемника (имя его в документе не указывается, для него оставлено свободное место, но в числе подписавшихся был и мон. Варнава, буд. преемник прп. Неофита) и оставить распоряжения-заповеди для будущих игуменов (12 пунктов) и монахов (5 пунктов). Игумену он завещал славить Господа и арх. Михаила, соблюдать заповеди, быть добродетельным, хранить заветы отцов и уставы Св. Горы, наставлять монахов примером своей жизни, а также разумно распоряжаться имением мон-ря, напр. не продавать его без крайней нужды и без согласия прота и братии и т. д. Братия обязана слушаться игумена, как Самого Христа, утверждаться в добродетелях воздержания, веры и любви друг к другу, подражать бывшим прежде отцам и быть первыми в добрых делах, а также поминать прп. Неофита за то, что он сделал для обители. Здесь приводятся лишь общие принципы и пожелания ктитора в отношении обязанностей игумена и братии, за подробностями он отсылает их к Свящ. Писанию, канонам Церкви и уставам Св. Горы.
Первоначально Д. обладал небольшим наделом земли, с 1037 г. он владел обширными угодьями на побережье зал. Сингитикос (подворье в Перигардикии), в 1089 г. приобрел владение в Сатувле близ г. Иерисс. При прп. Неофите Д. обладал 3 подворьями со мн. землями на п-ове Ситония (где было найдено сокровище), фессалоникийским предместьем Исонос, а также целым кварталом в городе с 7 мастерскими, двором и проч. постройками. В 1117 г. прп. Неофит продал мастерские и с доплатой купил еще одно предместье (Росеон) со мн. землями и приписанными крестьянами.
Значительные вклады в Д. были сделаны имп. Андроником II Палеологом (1282-1328), о к-ром в «Повести...» говорится, что он передал Д. крупные владения в Перигардикии и сделал др. «многие дарения» (Κύριλλος Ϫοχειαρίτης. Σ. 18). Хотя указанным подворьем Д. владел и до 1037 г., благодеяния могли заключаться в возвращении утерянного и в защите прав обители. Имп. Андроник III (1328-1341) в особом хрисовуле подтвердил ктиторскую деятельность в отношении Д. своего деда, называемого в нек-рых документах «великий ктитор» (Actes de Docheiariou. N 16).
В кон. XIII в., при имп. Андронике II, разрешилась многолетняя проблема Д. с питьевой водой. До этого времени вода доставлялась из удаленных источников (ок. 5 км) по открытому наземному каналу, в результате чего она загрязнялась и вызывала у монахов разные болезни, гл. обр. распухание ног. Поэтому было решено проложить глубоко в земле керамические трубы, но чудесным вмешательством св. архангелов от обители не потребовалось столько затрат. Согласно «Повести...», назначенному ответственным за строительство мон. Феодулу по указанию св. архангелов было открыто о существовании источника воды слева от кафоликона. Монахи стали копать в указанном месте и, обнаружив обильный источник хорошей питьевой воды, построили колодец. Этот колодец стал святыней Д., от его воды происходили мн. исцеления (Κύριλλος Ϫοχειαρίτης. Σ. 16-18).
Д. также принадлежали различные угодья в Каламарии (Калокампос и позже огромные площади подворья Мариана), на п-ове Кассандра, 2 больших села с землями на о-ве Лемнос, плодородная земля в Амигдалеях и др.
Постепенно, отчасти благодаря своему влиянию в Протате, Д. приобрел владения соседних небольших опустевших мон-рей Неврокопу, Каллиграфу и Скамандрину. Это было непросто, потому что на освобождавшиеся земли претендовали и др. афонские обители. Так, по поводу владений Каллиграфу была тяжба с мон-рем Кастамонит, к-рый раньше начал прилагать усилия к их приобретению, так что потребовалось даже офиц. подтверждение прав Д. К-польским патриархом Каллистом I. Земля, перешедшая в ведение Протата, была продана им Д. в 1345 г. (Actes de Docheiariou. N 24), когда потребовалась немалая сумма денег для выкупа первых лиц Протата, взятых в плен пиратами. Буд. патриарх оказался тогда в числе пленников и в документе 1355 г., утверждавшем законность продажи, сообщал, что пираты обратились сначала за выкупом в Д., где монахи по собственной инициативе выплатили им более 300 из требуемых 500 золотых монет. И уже после этого Свящ. Кинот в качестве возмещения убытков Д. продал ему опустевшую обитель (Actes de Docheiariou. N 30). Серб. царь Стефан Душан подарил Д. 2 села в Македонии с землями и крестьянами, затем забрал их, а в 1349 г. в качестве возмещения передал крепость в Равеникее со всеми угодьями и жителями. Осенью 1350 г., во время гражданской войны в Византии, имп. Иоанн VI Кантакузин отобрал половину владений Д. в Диаволокампосе, Каламарии и Эрмилии и передал их одному из прониаров, о чем известно из грамоты имп. Иоанна V Палеолога 1355 г., возвращающей их мон-рю.
С началом тур. господства на Афоне (1423) Д. обезлюдел и находился в упадке примерно в течение столетия. В «Повествовании...» говорится о 72-летнем запустении Д. вплоть до 1500 или 1505 г. Об этом свидетельствует, в частности, полное отсутствие архивных документов с 1424 по 1496 г. В это время в Д. число монахов было небольшим или даже в какой-то момент их не было в мон-ре. Сохранилось известие, относящееся к 1527 г., об опустошении мон-ря агарянами (турками) и захвате его монахами Ксенофонта, похитившими архивы (Οἰκονομίδης. 1979. N 76). Однако совр. исследования показывают, что хотя Д. находился в тяжелом положении, но его запустение в этот период не было длительным и непрерывным: в 1436 г. кафоликон был покрыт листовым свинцом, монахи Д. упоминаются в документах в качестве свидетелей (1452, 1471 и 1489), а по румын. источникам правители Дунайских княжеств с кон. XV по 20-е гг. XVI в. оказывали Д. материальную помощь. В рассказе инока Исаии об Афоне, записанном в 1489 г. в Москве, Д. назван в числе серб. мон-рей, что представляется маловероятным (Фотић. С. 101). В документах 1481-1496 гг. излагается спор Д., Дионисиата и Ксиропотама о подворье в Дафни (Actes de Docheiariou. N 61). Имение Д. в Дафни какое-то время являлось подворьем для выращивания плодов, но вскоре обработка этой земли за ненадобностью или по недостатку сил прекратилась, и ее стали использовать соседние мон-ри. В 1424 г. иноки мон-ря Дионисиат просили у Д. позволения обрабатывать эту землю, был заключен договор о передаче ими Д. ежегодно, начиная с 4-го года, 5-й части урожая как платы за землю (Actes de Docheiariou. N 59). Во 2-й пол. XV в. Д. разрешил мон-рю Ксиропотам насадить там цитрусовые, а в конце столетия даже потребовалось совместное совещание представителей 3 мон-рей, поскольку возникли разногласия по поводу воды для полива (Actes de Docheiariou. N 61). В 1553 г. Зограф получил от Д. разрешение построить в Дафни мельницу за определенную ежегодную плату воском с условием возможности ее использования дохиарскими монахами. В 1588 г. права Д. на Дафни были подтверждены указом султана, в 1643 г. мон-рь Симонопетра при помощи тур. чиновников и Великого Собрания добился отчуждения этой земли в свою собственность (небольшая часть перешла к др. мон-рям), в то время как во владении Д. остались только старые масличные деревья, к-рыми Д. пользовался до 1880 г. (Χριστόφορος (Κτενᾶς), ἀρχιμ. 1926. Σ. 49).
Д. владел представительством в Карее до XV в. В 1496 г. в результате прошения игумена Д. о возвращении этой келлии прот признал незаконность ее передачи его предшественником монахам Иоанникию и Малахии и распорядился после их смерти вернуть ее Д. Однако это распоряжение не было выполнено. В 1514 г., когда келлия не только разрушилась, но даже было забыто место, где она находилась, Д. снова обратился с просьбой вернуть эту собственность и после ее удовлетворения заложил основание новой келлии.
В 1470-1500 гг. в принадлежавшей Д. келлии Таксиархов (Чиноначальников), называвшейся Кофу, подвизался прп. Нектарий Карейский († 1500). Прмч. Иаков Касторийский († 1519 или 1520), принявший постриг в Д., был аскетом и непрестанно творил Иисусову молитву, сподобился дара откровения, рассуждения и прозорливости.
Возведение нового кафоликона вместо обрушившегося (1554) состоялось позднее, уже после смерти игум. Германа, при молдав. господаре Александру Лэпушняну. Об этом кроме исторических источников свидетельствуют ктиторская надпись кафоликона: «Сей божественный храм… воздвигнут от основания и расписан иждивением благовернейшего господина Иоанна Александра, воеводы всей Молдовлахии, при игумене Феофиле в 1568 г.» - и фреска, где он изображен с супругой и 3 сыновьями. За ходом работ следил Молдавский митрополит Феофан, на покое поселившийся в келлии Д. в Карее и числившийся в братии; его гробница находится в левой части кафоликона Д. Согласно монастырскому преданию, господарь Александру позднее принял постриг с именем Пахомий и был погребен в Д. (Κύριλλος Ϫοχειαρίτης. Σ. 21-26), впрочем, др. источники приписывают постриг с тем же именем Петру Рарешу (Lambros. 1895. Vol. 1. P. 256). Еще одним ктитором Д. был Прохор, архиеп. Охридский (1528-1550), о чем свидетельствуют рукописи, помянники Д., ктиторские и дарственные надписи. Крупнейшим его вкладом помимо передачи многочисленных богослужебных книг является строительство монастырского крыла, где в наст. время располагается трапезная.
В 1568 г., сразу после окончания строительства храма, монахи Д. были вынуждены вновь обратиться за помощью к молдав. правителям, когда тур. султан Селим II конфисковал всю движимую и недвижимую собственность Д. и продал ее светским лицам. Господарь Богдан и его мать Роксандра выделили 165 тыс. аспров на выкуп имущества Д. В 1570 г. был составлен торжественный договор при условии, что монахи ежегодно на праздник свт. Николая Чудотворца будут совершать всенощное бдение в память ктиторов и устраивать трапезу для всех оказавшихся в этот день в обители (Χριστόφορος (Κτενᾶς), ἀρχιμ. 1928. T. 5. Σ. 108-111).
В 1560-1567 гг. игуменом Д. был прп. Феофан. Когда турки взяли в плен и вынудили принять ислам его племянника, прп. Феофан поехал в К-поль, освободил его, привез в мон-рь и постриг в монахи. По законам Османской империи за обращение мусульман в христианство полагалась смертная казнь, и потому братия, убоявшись угроз турок, просила прп. Феофана удалиться из обители. Вместе с племянником он отправился в скит св. Иоанна Предтечи близ Веррии (после 1570), построил там храм во имя Пресв. Богородицы и собрал большую братию. В 1593 г. он, оставив там игуменом племянника, основал недалеко от г. Науса мон-рь во имя арх. Михаила.
В 1-й пол. XVII в. благосостояние Д. улучшилось: в 1617 г. в башне возвели 4 новых этажа, в 1636 г. был построен парекклисион во имя 40 мучеников Севастийских. Д. получил в Валахии в качестве подворий мон-ри Слобозия (1626) и Апостолаке (1652) с огромными земельными наделами и проч. имуществом. Валашский господарь Константин Шербан (1654-1658) вместе с постельником Евстратием подарил Д. треть с. Слатина с угодьями. Тогда же Д. получил конак в Карее и законное место среди представителей мон-рей в Собрании. Из-за того что прежняя келлия по какой-то причине была утрачена, в 1643 г. Д. вынужден был снова просить себе келлию для представительства, и Протат выделил ему келлию Кохлиара (во имя свт. Николая Чудотворца) с садом, виноградником и мельницей (Οἰκονομίδης. 1979. Ν 91). В наст. время представительством Д. в Карее служит келлия Всех святых, к-рую Д. получил от Хиландара в обмен на Кохлиару.
В окт. 1629 г. архим. Климент из Д. приезжал в Москву за «милостыней» (Бантыш-Каменский Н. Н. «Реестры Греческим делам» Московского архива Коллегии иностранных дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 59).
Расцвет обители был следствием ее причисления к ставропигиальным мон-рям (1660) при патриархе Парфении IV. Монахи обязывались жить по общежительному уставу и подчиняться выбираемому игумену, а также выплачивать Патриархии 1 золотую монету в год.
В 1664 г. монахи были вынуждены просить правительство об уменьшении налогов. Их просьба была удовлетворена: налог был снижен с 55 до 30%, а все прошлые долги прощены. Это позволило обители произвести ряд работ: расписать трапезную (1676 и 1700), изготовить храмовые принадлежности - бронзовое паникадило (1681), игуменский трон (1685) и др., соорудить парекклисионы в честь Благовещения Пресв. Богородицы (1715), в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1723), Преображения Господня (1727). В 1736 г. было завершено начатое в 1723 г. строительство сев.-вост. крыла обители и воздвигнута колокольня. К этому времени в Д. фактически был особножительный (идиоритмический) устав. Власть игумена постепенно потеряла силу, а главенствующую роль в хозяйственных и адм. делах Д. со 2-й пол. XVII в. стал играть дикей или скевофилакс.
По подсчетам серб. исследователей, выполненным на основании различных источников (преимущественно свидетельств паломников и монастырских посольств), число братии Д. на протяжении XVI - 2-й пол. XVIII в. заметно колебалось. В 1530/31 г. в Д. было 20 иноков, в 1561 г.- 36 (в т. ч. 6 в скитах и келлиях), в 1582/83 г.- 82 (из них 22 вне стен обители), в 1634/35 г.- 175, в 1661 г.- 60, в 1709 г.- 30 и в 1765 г.- 120 иноков (Фотић. С. 99).
Афонский инок прмч. Роман († 1694), пострадавший за Христа в К-поле, нек-рое время пребывал в Д.
Сбор милостыни в период тур. господства являлся для афонских мон-рей основным источником доходов и выплаты долгов. Назначенные монахи, имея с собой мощи святых, иконы и др. святыни, объезжали правосл. епархии, служили молебны, проповедовали и исповедовали, включали имена усопших в списки для поминовения на Афоне и собирали пожертвования на свой мон-рь. Сборщиками была охвачена огромная территория - от Крита до Дуная и Чёрного м. Наиболее активные сборы пожертвований проходили в 1739-1821 и 1831-1857 гг. Опись недвижимого имущества Д. приводится в вакуф-наме 1588 г., она включает 55 пунктов (Παρουσία. Σ. 68-70). Большое количество подворий, домов и имений принадлежало Д. на Балканском п-ове, островах Эгейского м. и на зап. побережье М. Азии.
Доход Д. от сборов дополнялся поступлениями от подворий, а также от денежных ссуд под проценты монахам, как Д., так и др. мон-рей. Впрочем, множество долговых обязательств, необходимость поддерживать строения обители и подворий и содержать монахов, а также неумелое хозяйствование нек-рых экономов не раз приводили Д. к экономическому кризису, так что становилось необходимым вмешательство экзархов Патриархии. Так, в 1799 г. по просьбе монахов Патриархия создала комиссию из 5 святогорских отцов для переписи доходов и расходов за время служения скевофилакса Кирилла Хиосского с целью передачи этой должности др. лицу. Однако произведенные перемены не принесли желаемого результата, и в 1810 г. для исправления ситуации были назначены 3 патриарших экзарха-святогорца.
В годы национально-освободительной революции 1821-1829 гг. монахи Д. приняли участие в вооруженном сопротивлении, войдя в состав тысячного святогорского отряда. После поражения восстания в Сев. Греции для получения амнистии Д. был вынужден отправить в К-поль в качестве заложника мон. Гавриила, уплатить двойные налоги за время восстания и на свои средства содержать разместившийся в обители тур. гарнизон. Поскольку Д. был не в состоянии платить жалованье начальнику гарнизона (2,5 тыс. грошей), тот отправился на подворье в Эрмилии и побоями и истязаниями заставил его эконома мон. Мефодия продать подворье в 1832 г. (позднее оно было возвращено Д. через суд). Начальствующая братия с казной и святынями временно покинула мон-рь. Из 150 монахов, проживавших в обители до восстания, осталось 38. За время тур. оккупации Афона Д. лишился всех невывезенных ценностей, в т. ч. серебряных рак и мощевиков, подворья были разграблены, а скот отобран.
Для укрепления дисциплины в обители было решено письменно просить Патриархию о замене идиоритмического устава киновиальным. Прошение это, подкрепленное личным присутствием в столице игум. Феоны, было удовлетворено на Синоде в 1834 г. Патриарх Константин I, зная трудности подобного перехода, прислал монахам письмо, в к-ром оговаривал правила и назначал на год временного игумена - Стефана из Дионисиата. Однако это начинание не увенчалось успехом из-за сопротивления ряда должностных лиц мон-ря.
В 30-х гг. XIX в. началось возрождение Д., связанное с хозяйственной реорганизацией и возобновлением сборов по епархиям Турции и новообразованной Греции. В архиве Д. хранится большое количество писем митрополитов, где они благодарят обитель за труды ее миссионеров и просят посылать духовников в свои епархии. В результате прошения Д. о смягчении налогов султан Абдул-Меджид в 1841 г. издал фирман, строго запрещавший взимать с мон-ря любые виды налогов, кроме десятины.
Есть свидетельства, что в 1837-1861 гг. Д. был местом ссылки осужденных клириков и мирян. Позднее бывший в числе сосланных епископ Траянопольский Анфим (1837) стал монахом Д. и выполнял нек-рые ответственные поручения.
Стефан, иером. дохиарского подворья в Сливене, укреплял на мученический подвиг находившегося в тюрьме нмч. Димитрия Сливенского († 1841), а перед казнью исповедал его и причастил Св. Таин.
В 1843 г. на румын. подворье Д. Слобозия был издан «Проскинитарион» (описание святынь Д.), составленный Кириллом Дохиаритом, еп. Смирнским.
Свидетельством экономического преуспевания Д. явилось строительство ныне не существующих парекклисионов св. Димитрия (1841), Св. Троицы (1843), а также свт. Николая Чудотворца на кладбище (1894), нового архондарика, последнего этажа башни и входа в обитель, а также хозяйственных построек (стойл для скота, дома для рабочих, жилья для виноградарей, кузницы, конной мельницы, зернохранилища и проч.).
В этот период начинается постепенное лишение Д. его недвижимости: в 1863 г. господарь Александру Куза отобрал у него владения в Румынии (мон-рь Слобозию и др.); с присоединением к Болгарии Вост. Румелии Д. утратил владения в этом регионе; Балканские войны (1912-1913), первая мировая война и греко-тур. война лишили Д. имений в Вост. Фракии и М. Азии; были утеряны мн. подворья даже в греч. землях. В 1910 г. мон-рь потерпел значительный урон от мощного наводнения, разрушившего большую часть сада и кладбище.
В кон. XIX - нач. XX в. братья мон-ря принимали прямое и косвенное участие в национальной борьбе Греческого гос-ва. Так, в 1897 г. в греко-тур. 30-дневной войне в качестве добровольцев воевали 3 монаха-дохиарита, причем один из них продолжил борьбу вместе с партизанами на тур. территории. Во время Балканских войн монахи Д. предоставляли греч. повстанцам подворья на п-ове Халкидики, за что нередко подвергались преследованиям.
Когда в 1922 г. греч. правительству было необходимо разместить на территории Греции 1,3 млн беженцев из М. Азии и оно обратилось с просьбой предоставить во временную аренду монастырские подворья, отцы Д. оставили для своих нужд 2 подворья, а остальное передали в аренду (22 сент. 1923). Процесс оформления «аренды» продлился 10 лет, в результате чего Д. почти полностью лишился крупнейших подворий, не удержав даже того, что собирался оставить. Постепенно были проданы по низким ценам и др., более мелкие владения, средства от их продажи Д. не смог выгодно вложить (как правило, в строительство зданий в Фессалонике, к-рые в наст. время не приносят Д. заметного дохода).
В 1926 г., вскоре после принятия «Уставной хартии» (1924), Свящ. Кинот обратился ко всем афонским мон-рям с требованием составить устав внутренней жизни и самоуправления, согласовав его с общими правилами. Этим уставом, утвержденным Свящ. Кинотом в 1927 г., Д. руководствовался в течение 53 лет. Новый внутренний устав Д. из 64 пунктов, составленный в 1944 г. в конце периода нем. оккупации и во время захвата Афона отрядами коммунистической оппозиции, просуществовал лишь неск. месяцев, затем стал действовать прежний устав.
В посл. трети XX в. в связи с сокращением числа приходящих в мон-рь для пострига, постепенным уходом из жизни старых насельников, уменьшением доходов и продолжением процесса продажи монастырской собственности возникла необходимость введения в Д. общежительного устава - преобразования, давшего результат в др. святогорских обителях. В 1975 г. рассматривался вопрос о заселении Д. путем приема иноков из мон-ря Филофей с условием, что при переходе обители на общежительный устав образ жизни старых монахов не изменится. Однако у этого проекта нашлись противники, и он не был осуществлен. Попытки начальствующих Д. решить проблему нехватки людей путем приема сомнительных братьев (зилотов из мон-ря Эсфигмен и др.) привели руководство мон-ря к противостоянию с правлением Св. Горы. В ответ на это и нек-рые др. действия, противоречащие внутреннему уставу Д., Свящ. Кинот в сент. 1979 г. назначил комиссию из 3 членов для принятия участия в собраниях старцев Д. с целью решить вопрос заселения обители. После достижения согласия среди членов собрания был назначен 15-дневный срок для переговоров с различными обителями, и в сент. 1980 г. с благословения игумена мон-ря Кутлумуш архим. Христодула в Д. перешли 6 монахов и 2 послушника. Затем был поднят и положительно решен вопрос о переходе на киновийный устав, к-рый был официально утвержден патриаршим сигиллием от 26 февр. 1980 г. с назначением наместником Д. иером. Кирилла.
Однако братии в Д. по-прежнему не хватало, поэтому было решено просить к.-н. обитель о дополнительном заселении Д. Готовность переселиться в Д. изъявили иноки мон-ря Прусу (Эвритания). Игумен этого мон-ря архим. Григорий, посетив Д., убедил начальствующих в благонамеренности братии и гарантировал уважительное отношение к отцам и заведенным порядкам. В апр. 1980 г. вся братия мон-ря Прусу в составе архимандрита, иеромонаха, 6 монахов и 3 послушников была принята в Д. Во 2-й пол. того же года был утвержден в Свящ. Киноте новый внутренний устав Д. В авг. состоялись выборы нового игумена, где из 2 кандидатов - иером. Кирилла из Кутлумуша и архим. Григория из Прусу - был избран последний, а 15 сент. 1980 г. состоялась торжественная интронизация 1-го игумена киновии. Монахи, пришедшие из Кутлумуша, возвратились в свою обитель.
Одновременно с возрождением киновии началось активное восстановление изрядно к тому времени обветшавшей обители. Были заменены кровли трапезной, парекклисионов иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя 40 мучеников Севастийских, юж. крыла, отреставрированы фрески трапезной, отремонтирована колокольня, надвратная башня, восстановлены мн. др. помещения и здания как внутри, так и вне мон-ря.
Д. ведет издательскую деятельность. Наиболее примечательными из книг являются «Житие и чудеса новоявленного исихаста Ромила Пустынника» (1998) (новогреч. перевод с комментариями ркп. Жития, хранящейся в монастырской б-ке,- Ath. Doch. 73) и 2-томное изд. «Икона Божией Матери «Скоропослушница»» (Св. Гора, 1999), содержащее все исторические сведения, иконографию и литургические тексты, посвященные чудотворной иконе. Наиболее фундаментальным и исчерпывающим трудом стало изд. Παρουσία ῾Ιερᾶς Μονῆς Ϫοχειαρίου (Представление священной обители Дохиар) (2001) - иллюстрированный альбом-сборник научных статей по истории, по искусству и архитектуре и о реликвиях Д. (25 авторов).
На внешней стороне вост. стены трапезной, справа от входа, находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», представляющая собой фреску, датируемую 1563 г. Слева от лика Пресв. Богородицы есть надпись: «Скороуслышительница, Врефократуса (Держащая Младенца), Страшное Предстательство». В 1664 г. в мон-ре произошло чудо с иконой Пресв. Богородицы «Скоропослушница». Повар мон. Нил был наказан слепотой за то, что и после предупреждения Владычицы закоптил Ее икону. Раскаявшись, он получил от Нее исцеление. При этом услышал голос от иконы: «Объяви остальным отцам и братьям, подвизающимся в монастыре, что Я - Матерь Бога Слова и сей обители святых архангелов после Бога Покров и сильная Заступница, предопределенная для нее как непобедимая Правительница. И отныне пусть прибегают ко Мне монахи при любой нужде, Я быстро услышу их и всех с благоговением прибегающих ко Мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь». В 1723 г. в честь иконы, прославившейся множеством чудес, монахи построили парекклисион. В 1919 г. по решению собора старцев Д. празднование иконе было перенесено с 9 нояб., когда оно отмечалось с Собором дохиарских святых, на 1 окт. В парекклисионе иконы Божией Матери «Скоропослушница» дважды в неделю служат Божественную литургию, а также совершают монашеские постриги. В июле 1996 г. древняя фреска была помещена в парекклисионе «Скоропослушница» в особом киоте, а на ее месте сделана копия иконописцем и реставратором Антонием Глиносом († 1998).
В наст. время в Д. хранятся мощи 75 святых, не считая анонимных частиц мощей в крестах, употребляемых для водосвятия.
В отдельных мощевиках находятся главы сщмч. Дионисия Ареопагита, вмч. Феодора Тирона, свт. Митрофана, патриарха К-польского, св. бессребреника Космы; мч. Евпла; прп. Феодора Начертанного и нмч. Георгия Нового († 1801).
Самый большой мощевик в форме ковчега содержит крест с Животворящим Древом, украшенный драгоценными камнями,- дар имп. Андроника II Палеолога, а также барельефные изображения святых, держащих в объятиях частицы мощей: свт. Иоанна Милостивого, мч. Елевферия, вмч. Феодора Тирона, равноап. Марии Магдалины, свт. Модеста, вмц. Марины, свт. Василия Амасийского, мц. Параскевы, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Евстафия Плакиды и вмч. Артемия (мастер Иоанн Смирнский, 1806). Им же выполнен и кивот с мощами прмч. Стефана Нового, вмч. Феодора Тирона, прп. Герасима, мц. Иулитты, сщмч. Антипы, вмч. Пантелеимона, свт. Иоанна Златоуста, вмч. Никиты и сщмч. Власия. Золотой крест с частью Животворящего Древа, вклад молдав. господаря Александру Лэпушняну, украшенный рубинами, хранится в ковчеге с мощами вмч. Феодора Стратилата, сщмч. Харалампия, мч. Ермолая, вмч. Пантелеимона, мч. Трифона, вмч. Артемия и мц. Параскевы. Подобных мощевиков с крестами и частицами мощей еще 6, форму ковчега имеет мощевик с большой частью кожи прпмч. Стефана Нового. В Д. хранится плат, обагренный кровью вмч. Димитрия Солунского, подаренный господарем Александру Лэпушняну в 1560 г., упоминаемый в неск. источниках. Однако после того как мн. святыни Д. остались без драгоценных мощевиков, произошло их смешение, и в наст. время считается, что этот плат имеет отношение к мч. Роману, но в переписях 1921-1977 гг. присутствует приписка о том, что под платом была «найдена бумажка, где написано, что этот плат омочен в крови великомученика Димитрия».
В мощевиках в форме руки хранятся десница с кожей мц. Параскевы и кость руки вмц. Марины, имя к-рой выгравировано по-гречески и по-славянски. В деревянном ковчеге, украшенном перламутровой инкрустацией, находится часть мраморной плиты, имеющей отношение к 1-му чуду св. архангелов: ей был прикрыт клад и ее же привязали на шею спасенному чудесным образом послушнику. В алтаре хранятся также мощи новомучеников Иакова Дохиарского, Иоанна и Герасима, часть главы равноап. Космы Этолийского и прп. Арсения Паросского. Часть мощей прп. Феофана, игум. Д., была получена от Веррийского еп. Софрония в 1927 г.
Д.- один из самых живописных мон-рей Афона. Вытянутый с запада на восток, он имеет близкие к прямоугольным очертания. Из-за сильного повышения рельефа сразу за алтарем кафоликона линия сев. и юж. стен имеет заметный излом. Стены Д. восходят к 1-й пол. XVI в., в наст. время полностью включены в состав монастырских построек. В центре комплекса находится кафоликон, в юго-зап. углу мон-ря - трапезная. Главный вход с надвратной башней расположен в центре юж. стены, главная башня выступает за линию вост. стены.
освященный во имя св. архангелов Михаила и Гавриила, сооружен к 1568 г. на основаниях храма кон. XI в. От последнего сохранились 4 рельефные мраморные плиты, в т. ч. со сценой «Вознесение Александра Македонского», вделанные в сев. и юж. внешние стены кафоликона.
Размеры нового кафоликона (39×18,5 м, высота 21,5 м) делают его самым высоким на Афоне; по длине он уступает только кафоликону мон-ря Хиландар. Он, как и большинство кафоликонов Афона, является в основе крестово-купольным триконхом; в центральной апсиде расположен алтарь, в сев. и юж.- хоры. С запада к основному пространству храма примыкает лити - просторное помещение, заменяющее во всех афонских кафоликонах, кроме самых ранних, нартекс. В отличие от всех предшествующих афонских храмов пространство лити не 2-, а 4-столпное; подобные обширные лити стали характерными для Св. Горы только в XVIII-XIX вв. С запада к лити примыкает 2-этажный экзонартекс. Храм увенчан центральным куполом, меньшие купола расположены над боковыми помещениями алтаря (2) и над лити (2). Мн. черты архитектуры кафоликона Д.- сильно вытянутый в длину план, обширный лити и неглубокий закрытый экзонартекс, наличие вертикальных контрфорсов на внешних стенах наоса и невыявленность вовне боковых апсид - являются типичными формами молдав. церковной архитектуры кон. XV - нач. XVII в. Примечательно, что эти черты проявились на Афоне только в кафоликоне Д., в то время как на средства молдав. и валашских господарей в 30-60-х гг. XVI в. был построен или отремонтирован целый ряд святогорских кафоликонов.
Храм был расписан в 1568 г. критским иконописцем Джорджи. Это самые хорошие по сохранности фрески XVI в. на Афоне, лишь 2 нижних ряда росписи наоса были поновлены, согласно надписи, живописцем Геннадием Кареотом в 1855 г. По множеству сцен и разнообразию изображений кафоликон Д. превосходит все соборные храмы Афона.
В конхе алтаря помещен тронный образ Богоматери с Младенцем «Платитера» (Ширшая небес) между 2 ангелами. Далее по нисходящей следуют регистры с изображениями Божественной литургии; причащения апостолов; иерархов и святых; святительского чина. В своде алтаря - «Вознесение» и «Пятидесятница», разделяемые изображениями пророков, южнее и севернее - чудеса Христа. В куполе жертвенника - благословляющий Христос Еммануил во славе, окруженный символами евангелистов. В конхе жертвенника - иллюстрация тропаря Великой субботы «Во гробе плотски», где Христос изображен сидящим на престоле и ниже - лежащим во гробе, по сторонам в рост - фигуры прав. Иакова и прор. Исаии; под окном - «Раздробление Агнца» (Младенец Христос на дискосе), образы иерархов. В куполе диаконника - Богородица типа «Платитера» и ангелы в рост, в конхе - «Гостеприимство Авраама», под окном, как и в жертвеннике,- «Раздробление Агнца», образы иерархов и святых. В пределах алтаря располагаются также др. сюжеты, связанные с Евхаристией: «Три отрока в пещи», «Видение свт. Петра Александрийского», «Прор. Даниил во рву львином», «Жертвоприношение Авраама» (жертвенник), «Христос - Виноградная Лоза», «Жертвоприношение Авеля и Каина» (диаконник) и др.
В наосе в центральном куполе - Господь Вседержитель, окруженный ангельскими силами во главе с Богородицей и св. Иоанном Предтечей, в барабане - 12 пророков в рост, в парусах - символы евангелистов. На стенах наоса представлены сцены из ВЗ, пророки; цикл земной жизни Христа; поясные и ростовые изображения святых. В хорах наоса в верхних зонах помещен цикл двунадесятых праздников, ниже - чудеса и притчи Христа, затем - поясные и ростовые изображения святых. Сев. конху занимает композиция «Сошествие Христа во ад», юж.- «Преображение». Во 2-м сверху поясе зап. части сев. и юж. стен помещены циклы Богородицы и св. Иоанна Предтечи, соответственно имеющие продолжение на зап. стене.
Искусно выполненный резной позолоченный иконостас датируется 1783 г.
Лити был расписан теми же мастерами одновременно с основным объемом кафоликона. На вост. стене, по обе стороны от центрального входа, размещен Деисус, где образу св. Иоанна Предтечи парным является изображение свт. Николая Чудотворца, в арке над входом - Собор небесных сил бесплотных. Над сев. и юж. дверями - «Благовещение» и апостолы Петр и Павел. Верхние зоны стен и своды расписаны многочисленными сценами из житий мучеников. Активное обращение к теме мученичества характерно для эпохи тур. владычества на Балканах. В росписи представлены также циклы земной жизни Христа, Богородицы, истории Адама и Евы и иллюстрации 24 икосов Акафиста Богородицы. Примерно половину сев. стены занимает композиция «Корень Иессеев». На зап. стене выделяются композиции «Христос - Виноградная Лоза» и «Лествица св. Иоанна», на юж.- «Крещение Христа» и «Этимасия» над ним. В проемах центрального сводчатого окна юж. стены помещены изображения ктитора и его семьи - молдавского господаря Александру Лэпушняну с супругой Роксандрой и 3 детьми, в т. ч. наследником престола Богданом. Лики выписаны тщательно, переданы индивидуальные черты.
В экзонартексе помещен цикл из 21 композиции на тему Откровения ап. Иоанна Богослова по 21 гравюре Х. Хольбейна Младшего. Созданный в 1676 г., он является 3-м по времени создания из 10 аналогичных циклов, сохранившихся на Св. Горе. Первые 2 - в кафоликоне мон-ря прп. Дионисия (1563-1568) и написанный по его образцу цикл в старом кафоликоне мон-ря Ксенофонт (1637) - совмещают детали серии гравюр Л. Кранаха Старшего, подготовленной в 1522 г. для 1-го издания нем. перевода НЗ М. Лютера («Сентябрьский Новый Завет»), с деталями созданной на ее основе (с незначительными изменениями) в 1523 г. серии Хольбейна. Цикл в Д. опирается исключительно на гравюры Хольбейна, что говорит о независимом от 2 предыдущих циклов обращении к первоисточнику, попавшему на Афон через ктиторов Д.- валашского господаря Александру и его жену Роксандру (Huber P. Athos: Leben. Glaube. Kunst. Zürich, 19823. S. 367-382; см. также в ст. Дионисия преподобного монастырь). Здесь же - 5 сцен, иллюстрирующих чудо архангелов с обретением клада. В центре зап. стены расположена композиция «Что Тебе принесем, Христе», на сев. стене - «Успение прп. Ефрема Сирина», на юж.- житие прп. Герасима Иорданского.
С севера к кафоликону примыкает низкая пристройка с парекклисионом 40 мучеников Севастийских, с северо-запада - колокольня (1736). Крытая галерея перед экзонартексом соединяет кафоликон со входом в трапезную.
построена предположительно в 1547 г., когда она являлась частью оборонительной системы, и потому ее форма не совсем обычна - юж. часть с местом игумена имеет форму трапеции. Совр. трапезная, расположенная над старой, расписана в 2 этапа - в 1676 и 1700 гг. (от первоначальной росписи уцелели незначительные фрагменты фигур). Роспись 1676 г. была выполнена в юж., трапециевидной части трапезной и состоит из 2 параллельных циклов - Акафиста Богородицы (верхний ряд) и Откровения Иоанна Богослова (нижний). Между основными рядами помещен поясной ряд мучеников (50 изображений). Продольная часть трапезной расписана в 1700 г. и состоит из 2 основных тем: «Житие свт. Николая Чудотворца» (зап. стена) и «Чудеса архангелов» (вост. стена), под которыми по периметру расположены ростовые фигуры преподобных.
(надкладезная часовня) был построен в 1765 г. на месте обретения в 1300 г. чудотворного источника св. архангелов. Он представляет собой осеняющее колодец и мраморную водосвятную чашу строение с купольным сводом, примыкающее к сев. стене. Внутренние поверхности покрыты живописью, выполненной худож. Митрофаном в 1773-1774 гг. На одной части свода изображена Богоматерь «Живоносный Источник» с чудесами вокруг, центром др. части является «Крещение Христово» с соответствующими пророчествами. Ниже по периметру - чудеса архангелов в истории мон-ря: случай с сокровищем, обретение источника, исцеление от воды иерея, а также чудеса архангелов в Свящ. истории, отдельные святые.
На территории мон-ря находится 9 парекклисионов. Парекклисион во имя св. Иоанна Предтечи помещается на 2-м этаже экзонартекса кафоликона с юж. стороны. Парекклисион во имя 40 мучеников Севастийских сооружен в 1636 г. и примыкает к лити с северо-востока, являясь вост. частью сев. пристройки кафоликона. Он перекрыт купольным сводом, имеет небольшой нартекс и 3-апсидный алтарь. Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1723) расположен в комплексе построек зап. части мон-ря, слева от коридора, ведущего в трапезную. Это небольшой купольный храм, единственный из парекклисионов Д., имеющий росписи (1744); резной иконостас относится к 1760 г. С правой стороны от того же коридора расположены парекклисионы во имя св. Бессребреников (перекрыт купольным сводом) и под ним во имя Трех святителей. Парекклисион во имя св. Георгия (1792) расположен в юго-зап. углу двора, образованном стенами трапезной и др. построек. В юж. надвратной башне расположен парекклисион в честь Благовещения (1715), в примыкающем к ней с востока корпусе - в честь Успения; на последнем этаже главной вост. башни - во имя св. Архангелов. К юго-востоку от главного входа в мон-рь расположено здание парекклисиона во имя преподобных Онуфрия, Макария и Петра Афонского - купольный храм с небольшим нартексом. Близкое по архитектуре сооружение представляет собой парекклисион во имя св. Николая Чудотворца, возведенный в 1894 г. на кладбище к северо-западу от мон-ря. Наконец, в келлии к юго-востоку от мон-ря устроен парекклисион в честь Преображения Господня (1727), перекрытый купольным сводом.
Б-ка Д. насчитывает 620 рукописей, из к-рых 395 описаны в каталоге С. Лампроса и 87 певч. только упомянуты. Эти и др. певч. рукописи (всего 119) описал Г. Статис. Ок. 190 рукописей Д. не входит ни в один из каталогов. Большинство книг Д. представляет собой бумажные кодексы, но есть 63 пергаменных и даже 2 шелковых. Древнейшая из рукописей относится к IХ в., 7 манускриптов - к XI в., 21 - к XII в., 20 - к XIII в., 36 -к XIV в., 20 - к XV в., 30 - к XVI в., 96 - к XVII в., 63 - к XVIII в., 10 манускриптов - к XIX в. По содержанию это гл. обр. используемые в богослужении книги, а также святоотеческая и житийная лит-ра. Из наиболее примечательных книг можно назвать украшенный миниатюрами Минологий XII в. (Cod. 5), Евангелие XIII в. (Cod. 7) с толкованиями на полях, бумажный кодекс XIV в. (Cod. 268), включающий творения свт. Василия Великого, отрывки из «Этики» Плутарха, уникальные произведения древнегреч. писателя Лукиана и др. Из старопечатных изданий стоит отметить 5 книг 1498-1499 гг. и, в частности, «Этимологический словарь» - 1-ю книгу, напечатанную греками на Западе. 85 книг изданы в XVI в., 120 - в XVII в., 320 - в XVIII в.
Систематизация богатейшего хранилища архивных документов Д. проходила в неск. этапов: составление в 1920 г. Кодекса, состоящего из текстов 75 древних рукописей; систематизация в 1924 г. более чем 6 тыс. позднейших документов (XVIII - нач. XX в.) и, наконец, окончательный ее этап в 1960 г., после чего документы N 1-145 (1037-1496) были изданы Н. Икономидисом в серии «Archives de l'Athos» (Actes de Docheiariou. P., 1984. T. 13. P. 3-29). Одну из ранних попыток сохранения архива по просьбе отцов Д. предпринял в 1791 г. прп. Никодим Святогорец, точно переписавший 10 визант. документов, касающихся привилегий и владений обители.
Наиболее древним визант. документом является грамота имп. нотария Иоанна Каматира 1037 г., определяющая границы Д. и подтверждающая его владения за пределами Афона. Есть и др. подлинные исторические документы, по большей части указы императоров, напр. Алексея I Комнина (1089), хрисовулы Михаила VIII Палеолога (1267 и 1280), Андроника III Палеолога (между 1325 и 1332), Иоанна V Палеолога (1343, 1351 и 1355), Иоанна VI Кантакузина (1349), Мануила II Палеолога (1409), серб. кор. Стефана Душана (1349) и др., а также 2 поддельных хрисовула Иоанна Палеолога (1355). Имеется немалое количество патриарших грамот, 4 из к-рых относятся к визант. эпохе (3 патриарха Каллиста I (1355) и 1 - Филофея Коккина (1375)). Кроме множества более поздних патриарших документов, среди к-рых можно отметить сигиллий патриарха Парфения IV об учреждении ставропигии (1660) и не имевшее результата синодальное послание Константина I о введении киновии (1834), в архиве хранится большое число распоряжений митрополитов, епископов и Протата, монастырские акты. Архив оттоманских документов насчитывает более 1,2 тыс. единиц на тур. языке, охватывающих период с кон. XV до кон. XIX в. Имеется также ок. 10 слав. рукописей: серб. Четвероевангелие сер. XIV в.; болг. Четвероевангелие 1489-1503 гг., перевод на слав. язык «Повести о чудесах великих чиноначальников Михаила и Гавриила в святой великой обители Дохиар на Святой Горе», выполненный, как ранее считалось, протом болг. происхождения Серафимом ок. 1505 г., и др. серб. и болг. тексты. Румын. отдел архива объемен - 933 документа, охватывающие период с нач. XVII в. по 2-ю треть XIX в., причем только 11 из них выполнено на пергамене, а остальные - на бумаге. Наиболее древние рукописи (14) по большей части написаны на слав. языке, 11 - на греческом, а остальные - на румынском. Самый древний документ датируется 1579 г. и принадлежит валашскому господарю Александру II Мирче, другой - Михнею Потурченному (1579), наиболее поздний датируется 1863 г.
Повесть о Д. получила широкое распространение в средневек. слав. письменности, в особенности - в рус. книжности XV-XVII вв. и в позднейшей старообрядческой традиции. Вероятно, это древнейшее из сказаний об афонских мон-рях, дважды переведенное на слав. язык не позднее сер. XV в. Старшие южнослав. (ресавские по орфографии) списки (подробнее о них см.: Pavlikianov. P. 61-85) содержатся в минейном Торжественнике 3-й четв. XV в., частично переписанном Владиславом Грамматиком (Бухарест. БАН Румынии. Слав. № 152 - см.: Христова. С. 111-112) и в рильском сборнике того же писца 1479 г. (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. № 4/8 - Там же. С. 103), старший рус. список находится в сборнике 3-й четв. XV в. ГИМ. Чуд. № 263. Южнослав. и рус. версии представляют разные переводы отличных друг от друга версий Повести (в научной лит-ре они не сопоставлялись). Южнослав. вариант озаглавлен «Повесть бывшаго чюдесе чиноначалника Михаила и Гавриила... в обители, нарицаемой Дохиарь», с инципитом: «В царство Никифора Вотаниата преподобньн некыи инок Еуфимие нарицаем...» (Христова. С. 103); древнерус. вариант назван «Чюдо архистратига Михаила, бывшее во Святей горе» и начинается словами: «Елма убо извыче божественная благодать, мужи достоверными похвалятися...» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. СПб., 1868. Стб. 295). При общей сюжетной канве версии имеют целый ряд отличий. Так, в рус. версии полностью отсутствуют к.-л. имена, анонимный дохиар, в честь к-рого мон-рь получил свое имя, назван сановником болг. царя, и т. п. В то же время вызывает сильное сомнение бытующая в лит-ре версия о переводе памятника (даже повторном) в нач. XVI в. болгарином протом Серафимом (Χρυσοχοΐδης. Σ. 110-113, 123-126, 131; Pavlikianov. P. 91-92). Сравнение дефектного дохиарского слав. списка Повести с более ранним рильским (Pavlikianov. P. 93-94) показывает, что речь может идти не более чем о незначительном редактировании выполненного ранее перевода. В качестве чтения на праздник Чуда архистратига Михаила в Хонех (6 сент.) рус. версия Повести включена в Великие Минеи-Четьи митр. Макария (см.: ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 295-299). Свт. Димитрий Ростовский поместил пересказ Повести в числе Чудес архангела Михаила в 1-м т. «Книги жития святых» (К., 1689). В 1640-1641 гг. артелью московских, костромских, нижегородских и ярославских мастеров под рук. Иоакима (Любима) Аггева Елепенкова в приделе Благовещения ц. Николы Надеина в Ярославле был выполнен фресковый цикл из 15 композиций на сюжет древнерус. версии Повести (см.: Брюсова. С. 35, 37-41).