(Протопопов Дмитрий Алексеевич; 16.10.1866, с. Мольгино Сычёвского у. Смоленской губ.- 12.03.1942, Саратов), архиеп. бывш. Саратовский и Петровский. Из семьи священника. По окончании Смоленской ДС (1887) поступил в МДА, к-рую окончил в 1891 г. со степенью канд. богословия. В сент. того же года определен преподавателем Смоленского жен. епархиального уч-ща. В 1894 г. рукоположен во иерея, назначен законоучителем муж. прогимназии г. Егорьевска Рязанской губ. С 1903 г. преподавал Закон Божий в Егорьевской жен. гимназии. Овдовел. В 1904 г. пострижен в монашество с именем Досифей. С июля того же года служил при Рязанском архиерейском доме. В окт. назначен смотрителем Раненбургского ДУ (Рязанская губ.). В марте 1905 г. переведен инспектором в Новгородскую ДС. В апр. 1906 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС.
18 янв. 1909 г. хиротонисан в саратовском кафедральном соборе во имя св. кн. Александра Невского во епископа Вольского. Назначен викарием Саратовской епархии. В 1913 г. временно управлял Уфимской епархией. 14 авг. 1917 г. избран епархиальным собранием правящим архиереем Саратовской и Царицынской епархии (получил 248 из 277 голосов делегатов). 25 авг. его избрание было утверждено Синодом. С 4 окт. 1918 г. в связи с образованием Царицынской епархии именовался епископом Саратовским и Петровским.
Участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В 1919 г. был заключен на 4 месяца в саратовскую тюрьму в качестве заложника. В апр. 1922 г. арестован по групповому делу «саратовских церковников» за отказ подчиниться обновленческому Высшему церковному управлению. Первоначально находился под домашним арестом в архиерейском доме, в июне переведен в саратовскую тюрьму. В февр. 1923 г. привлекался в качестве свидетеля по делу Патриарха свт. Тихона. В том же году осужден Саратовским губ. ревтрибуналом на 5 лет лишения свободы. Отбывал срок в Бутырской тюрьме в Москве и в Томском окр. В заключении не терял силы духа. Он писал из Сибири саратовскому прот. Михаилу Сошественскому: «Со Господом и в тюрьме хорошо, и на этапе, и в ссылке... Около сотни епископов в ссылке или в тюрьме, но благодушны, а отступники на свободе мятутся, внутренне мучаясь, переходят из града во град, ища себе чад, но не находят, ибо сами они перестали быть чадами Святой Православной Церкви».
Освобожден досрочно. 6 марта 1926 г. вернулся к управлению епархией. В нач. 1927 г. упоминается в сане архиепископа. В февр. того же года приговорен к 3 годам ссылки. 27 окт. уволен на покой. В янв. 1929 г. пребывал в Покровске (ныне Энгельс Саратовской обл.). Тогда же в связи с заявлениями сторонников григорианского раскола о присоединении Д. к ним он обратился к Саратовскому митр. Серафиму (Александрову) с письмом, в к-ром заявил, что «григорианство положило в основание ложь, обман, и из лжи и обмана ничего доброго не может произрасти» (Акты свт. Тихона. С. 621). Д. призвал отделившихся от Церкви по самолюбию или расчету, если им дорого спасение, одуматься и вернуться в лоно Православия.
В 1930 г. проживал в Саратове в доме митр. Серафима. Приходил на молитву в собор в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. По воспоминаниям очевидцев, после захвата храма обновленцами призвал правосл. прихожан не ходить на службы, в результате чего собор простоял пустым до покаяния его клириков в расколе. В 1934 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Пользовался большим уважением и любовью верующих. Последние годы жизни был лишен средств к существованию, оглох, собирал милостыню вместе с нищими на паперти Духосошественского собора. Похоронен на Воскресенском «Старом» кладбище Саратова. Известны случаи благодатной помощи Божией после молитвы на могиле Д.