(Бабинский-Соколов Николай Ильич; 18.09.1828, с. Слободка Юхновского у. Смоленской губ.- 16.04.1896, Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье свящ. Илии Соколова, фамилию Бабинский получил от деда по материнской линии - прот. Иоанна Бабинского. С 1841 г. обучался в Смоленском ДУ (поступил сразу в 3-й класс), в 1845-1851 гг.- в Смоленской ДС. По окончании семинарии был домашним учителем у одного из местных помещиков. 14 дек. 1852 г. рукоположен во иерея, приписан к ц. Всемилостивого Спаса Аркадиевского вяземского мон-ря. После смерти жены в 1853 г. поступил в СПбДА, к-рую окончил в 1857 г. по 1-му разряду. 3 марта 1858 г. ему была присвоена степень старшего кандидата с правом на получение степени магистра по выслуге 2 лет в духовно-училищном ведомстве, 28 марта 1860 г. получил магист. степень. 23 апр. 1855 г. пострижен в монашество, 18 апр. 1864 г. возведен в сан архимандрита, одновременно Святейший Синод присвоил Д. степень настоятеля 3-классного мон-ря.
17 дек. 1857 г. Д. был направлен в Архангельскую ДС преподавателем физики и математики. С 10 янв. по 12 февр. 1858 г. временно преподавал древнеевр. и греч. языки. 12 февр. того же года назначен на должность инспектора семинарии с переводом на преподавание нравственного, пастырского, обличительного и собеседовательного богословия и учения о рус. старообрядчестве. С 1 апр. по 3 июня 1858 г., а затем с 16 мая по 18 июля 1861 г. временно исполнял должность ректора и по должности преподавал догматическое богословие. С 24 сент. 1864 по 26 февр. 1866 г. преподавал каноническое право, а с 1 мая по 18 нояб. 1866 г.- педагогику. С 21 марта 1863 по 18 марта 1864 г. был членом комитета по преобразованию ДС. С 1858 г. являлся цензором проповедей городского духовенства. С целью подготовки учителей для народных уч-щ Архангельской епархии учредил практические занятия для семинаристов в приюте св. Петра, к-рые в 1863-1869 гг. проходили под его наблюдением. С 15 янв. 1864 по 1 июля 1870 г. наблюдатель за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Архангельска и сел. Соломбала. В 1866-1870 гг. цензор проповедей наставников Архангельских ДС и ДУ. 12 авг. 1866 г. стал ректором Архангельской ДС, профессором богословских наук и настоятелем архангельского во имя арх. Михаила мон-ря. В период ректорства с 18 нояб. 1866 г. преподавал педагогику, с 1 сент. 1869 г. переведен в класс богословия, с 5 апр. 1871 по 15 июля 1875 г. преподавал догматическое богословие, а с 19 янв. 1878 г. одновременно читал курсы догматического и нравственного богословия и истории рус. раскола. Записки Д. по основному и сравнительному богословию, по истории раскола долгое время служили учебниками для ДС. Впервые ввел в семинарии преподавание местных языков - карельского и зырянского. За время инспекторства и ректорства Д. из ДС за плохую успеваемость или поведение не был уволен ни один семинарист. По его инициативе 21 окт. 1863 г. было открыто Архангельское жен. епархиальное уч-ще, с 15 апр. 1865 по 1 июля 1870 г. являлся старшим членом совета этого уч-ща. В 1865 г. содействовал открытию Ломоносовской приходской школы в Архангельске, приуроченному к 100-летию со дня смерти М. В. Ломоносова.
4 сент. 1858 г. назначен членом Архангельской духовной консистории, главной сферой его деятельности была борьба со старообрядчеством. 20 сент. 1860 г. стал членом строительного комитета по перестройке одного из зданий при архиерейском доме для размещения там консистории. Впосл. еще неск. раз состоял членом строительных комитетов (в частности, с 7 нояб. по 31 дек. 1862 - комитета по исправлению зданий Архангельской ДС). С 14 июля 1861 по 1 мая 1879 г. был членом губ. статистического комитета. С 18 нояб. 1866 по 1 июля 1870 г. благочинный Троицкого кафедрального собора в Архангельске, Архангельского и холмогорского Успенского жен. мон-рей.
С 19 мая 1858 г. Д. являлся старшим членом попечительства о бедных духовного звания Архангельской епархии. С 18 марта по 31 дек. 1863 г. входил в состав епархиального комитета по улучшению быта правосл. белого духовенства. 28 июля 1865 г. назначен членом одноименного губ. комитета, в котором трудился до закрытия в 1871 г. В 1873 г. пожертвовал собственные средства в пользу пострадавших от неурожая лиц духовного звания.
В 1879 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 31 марта 1879 г. указом Святейшего Синода Д. был хиротонисан во епископа Брестского, викария Литовской епархии. Хиротонию 27 мая того же года в Александро-Невской лавре возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский), который постоянно поддерживал общение с Д., помогал ему советами. В Гродно по инициативе Д. было открыто правосл. братство. Вскоре Д. стал известен и за пределами епархии благодаря обличительной проповеди на текст «Людие Мои, что сотворих вам?» по поводу убийства имп. Александра II, произнесенной 2 марта 1881 г. перед панихидой в Софийском кафедральном соборе в Гродно. Проповедь была помещена в «Гродненских ГВ», перепечатана в крупнейших российских газетах и журналах, переведена на франц. и польск. языки, издана отдельно тиражом неск. тыс. экз. для раздачи по церквам (также опубл. во 2-м вып. «Поучений...» Д.).
14 мая 1881 г. Д. был назначен епископом Ковенским, викарием Литовской епархии, и управляющим Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, где и жил. Затем переехал в Вильну. Из-за болезни Литовского архиеп. Александра (Добрынина) фактически осуществлял управление епархией. В Литве боролся с попытками католич. духовенства обращать правосл. паству в свою веру. С 6 марта 1882 г. епископ Рижский и Митавский. Проявил активность в деле обращения в Православие латышей, эстонцев, а также литовцев и шведов, большую помощь ему оказал эстляндский губернатор кн. С. В. Шаховской. Всего при Д. приняли Православие 15 652 чел., особенно массовым в этот период было обращение эстонцев (более 12 тыс.). По ходатайству епископа новоприсоединенные освобождались от повинностей на содержание лютеран. пасторов, для них было открыто 17 новых приходов, 51 церковноприходская школа. При Д. было завершено строительство Христорождественского кафедрального собора в Риге, к-рый был освящен в 1884 г. В том же году был принят новый устав Рижской ДС, согласно к-рому расширялось преподавание истории католичества и лютеранства, практического руководства для пастырей, гомилетики, латыш. и эст. языков, преподавание нем. языка стало обязательным.
С 28 марта 1887 г. Д.- епископ Подольский и Брацлавский. В 1888 г. построил в Каменце-Подольске свечной завод. В 1889 г. открыл в городе внебогослужебные собеседования с простым народом - в крестовой церкви, с интеллигенцией - в церкви Каменецкого ДУ. Для ослабления влияния католицизма 17 апр. 1890 г. учредил при Ушицком уездном отд-нии Подольского епархиального училищного совета правосл. братство в честь Иверской иконы Божией Матери. Одной из целей братства было ограждение народа от проникновения в его дома светских картин безнравственного содержания, изображений католич. святых, а также неканонически написанных правосл. икон. Боролся со штундизмом, напечатал «Послание к православным христианам Подольской епархии (проживающим в тех селах, где есть сектанты, именуемые штундисты)» (Подольские ЕВ. 1890. № 1. С. 2-17). 16 окт. 1890 г. открыл при Подольской ДС миссионерские курсы и миссионерский комитет для борьбы со штундизмом и др. религ. течениями. 13 дек. того же года назначен на Литовскую и Виленскую кафедру с возведением в сан архиепископа и настоятелем виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря. Много внимания уделял миссионерской деятельности среди евреев. Активно участвовал в организации IX археологического съезда в 1893 г. в Вильне и был его председателем.
30 апр. 1894 г. Д. был переведен на Донскую и Новочеркасскую кафедру. Прибыл в Новочеркасск 26 мая того же года, уже будучи больным, и сразу объявил пастве, что просил Святейший Синод дать ему отпуск на 2 месяца, а вместо себя оставил управлять епархией викария, Аксайского еп. Иоанна (Митропольского). Из-за прогрессирующей болезни 12 нояб. 1894 г. по прошению был уволен на покой, жил в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре.
Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1868), той же степени, украшенный имп. короной (1871), 1-й степени (1884); св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1881) степени. Погребен в Угрешском мон-ре под жертвенником Преображенского собора.