Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДОБРОВЭЦ
15, С. 471-472 опубликовано: 24 июля 2012г.


ДОБРОВЭЦ

Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг.
Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг.

Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг.
Добровэ́ц [румын. Dobrovăţ], С. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. Этот храм является последним, основанным молдав. господарем св. Стефаном Великим (1457-1504). В кон. XIV в. здесь уже существовал мон-рь Преображения Господня, которому в 1499 г. господарь пожаловал 3 села в долине р. Добровэц. 27 апр. 1503 г. был заложен каменный Свято-Духовский храм 2-го мон-ря, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на его зап. стене справа от входа. В окт. того же года обители были дарованы великим господарем 5 близлежащих сел. В 1607 г. господарь Симеон Мовилэ (1606-1607) построил рядом с ц. Св. Духа небольшой храм, где был похоронен умерший в том же году его сын Павел. Храм рухнул в 1986 г., но в 1992 г. был восстановлен; по формам он близок к главной церкви мон-ря. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу с согласия митр. Варлаама подчинил обитель афонскому мон-рю Зограф. В 1743 г. в мон-ре была построена монументальная 8-гранная 3-ярусная надвратная колокольня, в среднем ярусе к-рой была устроена небольшая ц. св. Георгия. В 1863 г. мон-рь был упразднен. Мон-рь действовал в 1930-1948 гг. В 1990 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение возродить мон-рь как женский, затем он стал мужским.

Прямоугольная в плане церковь (32×8 м) традиционна для храмов Молдавского княжества и восходит к собору Нямецкого мон-ря (1497-1498): это триконх с обширным нартексом, а также с помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей, где похоронены Анастасия, жена господаря Богдана III (1504-1517), и представители семейства Раковицэ. С востока храм имеет полуциркульную апсиду, боковые же конхи снаружи не выявлены. Барабана и купола нет, т. к. над зданием возвышается кровля с большим выносом, понижающаяся над апсидой. Среди близких параллелей монастырской церкви в молдав. архитектуре XV-XVI вв.- церковь мон-ря Арборе (1503) на Буковине, построенная одним из бояр св. Стефана Великого. Стены храма укреплены 6 контрфорсами. По верхней части стен вокруг всего храма идет фриз из 2 рядов полуциркульных в завершении ниш, причем нижние в 2 раза шире верхних. Немногочисленные оконные проемы имеют готические формы. В XVIII в. храм перестроили: возвели 3 массивные главы на цилиндрических барабанах, тесно поставленные в ряд; фасады оштукатурили. В 1975 г. в результате проведенной реставрации храму вернули первоначальный облик.

Храм расписан в 1527-1531 гг., в правление господаря Петра Рареша (1527-1538). Для фресок характерна экспрессивность рисунка и строгая утонченность цветовой гаммы, фрагментарно появляется цвет, близкий к прозрачному синему в росписях ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец (1547). В конхе алтаря помещен образ Богоматери с Младенцем Христом, ниже - «Евхаристия»; в наосе - Страсти Господни (особенно выделяются «Отречение ап. Петра» и «Метание жребия о ризе»). В росписях погребальной камеры отражена тема мученичества, представленная сюжетами настенного минология, впосл. ставшего художественным образцом для др. молдав. церквей. Присутствуют также характерные для монастырских храмов композиции «Лествица прп. Иоанна», «Чудо св. Саввы Освященного» и др. В отличие от обычных вотивных композиций, представляющих семейство ктитора, здесь имеется изображение неких 3 юношей. По мнению историка Н. Йорги, это образы господарей Стефана Великого (в руках держит модель церкви), его наследника Богдана III Слепого и Петра Рареша. На правителях богатые парчовые одеяния, их главы увенчаны коронами. В 1930 г. росписи были промыты и удалены более поздние слои живописи.

Лит.: Biserica Coborîrea Sfîntului Duh - Mănăstirea Dobrovăţ // Repertoriul monumentelor şi obiectelor de arta din timpul lui Ştefan Cel Mare. Bucur., 1958. P. 190-195; Grigoraş N. Biserica Dobrovăţ // Monumente istorice bisericeşti din Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1974. P. 143-146; Drăguţ V. Dicţionar enciclopedic de artă medievală românească. Bucur., 1976. P. 128-129; Giurescu C. C., Giurescu D. C. Istoria românilor. Bucur., 1976. Vol. 2. P. 182.
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Храмы (Румыния) Памятники архитектуры. Румыния Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Румыния) Добровэц, село и монастырь (Румыния)
См.также:
ДОРОХОЙ г. в Румынии
АРБОРЕ ц. в честь Усекновения Главы св. Иоанна Крестителя в Румынии, XVI в.
АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс
БАКЭУ г. в Вост. Румынии
БАРНОВСКИ (1-ая треть XVII в.), ц. Успения Божией Матери в г. Яссы (Румыния)
БАЯ столица Молдавского княжества
БЕЗДИН ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви
БОРЗЕШТИ р-н в Зап. Румынии, где расположена ц. Успения Божией Матери