(Виноградов Дмитрий Петрович; 1823 г., Москва - 24.11.1898, Данилов моск. муж. мон-рь), архим. Род. в семье диакона, служившего на моск. Даниловском кладбище. В 1846 г. окончил МДС, его сокурсниками были Костромской еп. Игнатий (Рождественский), протоиереи Г. П. Смирнов-Платонов, В. П. Рождественский и др. С 1846 г. преподавал в Донском ДУ в Москве. В 1850 г. принял монашество, был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха, в 1857 г.- в сан игумена, служил смотрителем Заиконоспасского ДУ. Указом Синода от 21 марта 1874 г. Д. был назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого можайского мон-ря. 30 марта 1874 г. в Москве, на Саввинском подворье, еп. Дмитровским Леонидом (Краснопевковым) был возведен в сан архимандрита.
По инициативе Д. в Лужецком мон-ре было установлено особое почитание основателя обители прп. Ферапонта Белозерского, напечатано Житие (1876), составлены акафист (1877; установлено его еженедельное пение у гроба преподобного), служба (1878), молитва святому (1883), собраны архивные материалы о преподобном, о лицах, с ним связанных. Вероятно, именно Д. составил и стихотворное житие прп. Ферапонта. В соборе и на паперти были выполнены настенные изображения, иллюстрирующие Житие святого. В 1877 г. по инициативе настоятеля была отреставрирована древняя икона прп. Ферапонта. С 1883 г. записываются чудеса, совершаемые предстательством прп. Ферапонта, а с 1873 г. по благословению еп. Можайского Игнатия (Рождественского) возобновлено двукратное в году празднование основателя обители: 27 мая и 27 дек. Также Д. установил соборное поминовение почившей монастырской братии - 15 янв.- и день пам. кн. Андрея Дмитриевича Можайского - 2 июня. С 1878 г. имя кн. Андрея стали регулярно поминать на заупокойных ектениях. В соборе мон-ря у юж. столпа была установлена копия изображения кн. Андрея из Архангельского собора в Москве, а на сев. столпе изображен сюжет основания Лужецкой обители прп. Ферапонтом и кн. Андреем. При Д. обитель посещали еп. Можайский Мисаил (Крылов), митр. Московский и Коломенский Макарий (Булгаков).
Д. издал неск. книг по истории Лужецкой обители. В 1892 г. Обществом любителей древней письменности был опубликован сб. документов, подготовленный Д.- «Можайские акты: 1506-1775 гг.». В сборник вошли копии док-тов и грамот о Лужецком и др. можайских мон-рях с 1506 по 1775 г., хранящихся в Московском архиве Мин-ва юстиции. Самой ранней является жалованная грамота 1506 г., данная Лужецкому мон-рю вел. кн. Василием III Иоанновичем. В Актах были также изданы 3 грамоты, данные в 1675 г. в Лужецкую обитель Патриархом Иоакимом, происходившим из рода можайских дворян Савёловых (усыпальница рода находилась в монастырской колокольне). Позднее Д. предоставил мировому судье г. Можайска М. П. Савёлову собранные в монастырском архиве материалы о роде дворян Савёловых, которые были изданы в кн. «Материалы для истории рода дворян Савеловых» (Острогожск, 1894-1896. 2 т.) и в ст. «Савеловы по документам Можайского Лужецкого монастыря» (Моск. ЦВед. 1899. № 3. С. 38).
Исследования Д. внесли существенный вклад в изучение деятельности митр. Московского св. Макария, бывшего в XVI в. настоятелем Лужецкого мон-ря. В трудах по истории обители Д. предложил датировать его настоятельство (1506), поставления на Новгородскую (1526) и первосвятительскую (1542) кафедры. Также Д. высказал предположение, что идея создания Великих Четьих Миней могла возникнуть у святителя уже в Можайске. Благодаря опубл. выпискам Д. из несохранившейся к 2007 г. монастырской вкладной книги удалось установить мирское имя свт. Макария - Михаил.
Нек-рые труды Д. не были опубликованы. В 1881 г. он составил для гр. С. Д. Шереметева рукописную кн. «Фотографические снимки с некоторых ризничих предметов Лужецкого монастыря». Фотографии были «сделаны в самом монастыре проезжим фотографом на счет архимандрита Дионисия и даны вкладом в Лужецкий монастырь» (Краткая летопись. С. 93). Др. комплект фотографий был подарен графу Шереметеву. Под 7-м номером он описал в ней напрестольное Евангелие 1681 г.- вклад в Лужецкую обитель Патриарха Иоакима на вечное поминание о своих родителях. Утраченное в связи с закрытием мон-ря после революции ценное Евангелие вернулось в обитель в день памяти свт. Макария в 2000 г. и ныне хранится в Лужецком мон-ре (Борис (Петрухин). С. 262-263).
Лужецкий настоятель занимался обработкой и изучением монастырского архива. В 1877 г. были разобраны рукописные столбцы «и переплетены в 3 книги с описанием содержания бумаг в каждом году и с общим для них алфавитным указателем» (Краткая летопись. С. 90). Д. описал также древнюю монастырскую вкладную книгу, рукописную Следованную Псалтирь XVI в. (Там же. С. 92). Сохранились книги из Лужецкой обители с пометами Д.: Требник XVII в., Минея за месяц дек., Минея за месяц окт., Минея за месяц нояб. Д пожертвовал в монастырскую библиотеку 60 книг (рукописных и печатных). Стоимость вложенных им рукописных книг - 646 р., печатных - 226 р. (Список настоятелей. С. 186).
Сохранившийся материал позволяет говорить о Д. как о гимнографе. Он написал акафисты сщмч. Дионисию Ареопагиту, прп. Ферапонту Можайскому (27 мая 1877 г., в день памяти прп. Ферапонта, «начато употребление его при святом гробе преподобного» (Там же. С. 89)). В 1878 г. Д. составил службу преподобному (РГАДА. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 103), к-рая впервые стала совершаться в обители в день его памяти в 1878 г. (Краткая летопись. С. 91). Служба и акафист вместе были напечатаны в Московской Синодальной типографии в 1890 г. (Там же. С. 106). В 1877-1892 гг. Д. составил также ряд др. акафистов и служб, в т. ч. акафисты Колочской иконе Божией Матери, праведным Иоакиму и Анне, прп. Иоанну Лествичнику, блгв. кн. Даниилу Московскому, службу и акафист ап. Павлу, прав. Филарету Милостивому, священномученикам Херсонесским, свт. Московскому Петру, акафист и службу с малой вечерней равноап. Марии Магдалине. Особый интерес представляют гимнограф. произведения, посвященные историческому событию, современником к-рого был автор. Это «служба Триипостасному Богу в возблагодарение о спасении государя императора Александра III в 17 день октября 1888 г.», а также акафист, посвященный тому же событию. В мон-ре во Введенском храме имелась «икона спасения Государя Императора 17-го октября 1888 г.» (Список настоятелей. С. 178). А. Попов приводит перечень акафистов, которые не были утверждены к изданию С.-Петербургским комитетом духовной печати. Среди них есть ряд акафистов без указания авторства, но к-рые, очевидно, были составлены Д. (Попов. С. 427, 428, 433, 435, 437, 440, 443). Одной из причин отклонения было предложение неск. акафистов, посвященных одному и тому же лицу.
В авг. 1893 г. Д. был уволен на покой (по болезни) в Данилов во имя прп. Даниила Столпника московский муж. мон-рь. Можайский городской голова с депутацией вручил ему на прощание Евангелие. В годы пребывания на покое Д. написал исследования: «Даниловский мужской монастырь 3-го класса Московской епархии» (М., 1898), «О святом благоверном Данииле великом князе московском и чудотворце» (М., 1898).