[греч. Ϫιονύσιος] († 1520), прмч. (пам. греч. 1, 2 нояб.). Ученик прмч. Иакова из Кастории, пострадавшего в Адрианополе (совр. Эдирне, Турция). В Житии Иакова, вошедшем в состав «Нового Мартиролога» прп. Никодима Святогорца, рассказывается, что Д. вместе с учителем и др. учениками покинул Св. Гору и направился в Этолию (область в Ср. Греции). Они посетили г. Петра, затем побывали в Метеорах и, наконец, прибыли в Нафпактос в мон-рь св. Иоанна Предтечи, находившийся недалеко от дер. Тревекиста. Местный архиерей Акакий позавидовал монахам, стяжавшим славу у жителей окрестных деревень, и донес на них тур. властям, что они якобы настраивают христиан против мусульман. Д., его учитель Иаков и диак. Иаков были схвачены и доставлены в Дидимотихон (Фракия), где их подвергли жестоким мучениям. Не сумев доказать вину монахов, паша отправил Д., Иакова и диак. Иакова в Адрианополь к султану Селиму. В течение 17 дней мученики претерпевали жестокие пытки: их секли бичами, сжимали головы бинтами, раздирали ноги железными когтями, опаляли огнем бока, поливали раны уксусом, смешанным с солью. Монахи не отреклись от Христа и были приговорены к смерти через повешение. Помолившись Господу, Д. и диак. Иаков причастились Св. Таин Христовых из рук учителя, после чего Иаков скончался. Узнав об этом, султан приказал повесить умершего, а по правую и по левую сторону от него казнить Д. и диак. Иакова. Христиане выкупили тела мучеников и похоронили в сел. Албани близ Адрианополя. Позже их мощи были перенесены в мон-рь вмц. Анастасии Узорешительницы в мест. Галатиста близ Фессалоники, где они находятся в наст. время.
Жития Д., Иакова и диак. Иакова были написаны Феофаном Фессалоникийским, современником мучеников, он же автор последования мученикам.