(† до 362), свт. (пам. зап. 25 мая), еп. г. Медиолан (совр. Милан, Италия), борец с арианской ересью.
Д. известен благодаря участию в Медиоланском Соборе 355 г., созванном по инициативе имп. Констанция II (337-361) для осуждения свт. Афанасия I Великого. После Арелатского Собора 353 г. (см. ст. Арелатские Соборы) и протеста св. Либерия, еп. Римского, Констанций повелел созвать новый Собор в Медиолане, где находилась имп. резиденция. По его замыслу Собор должен был разобрать выдвинутые в адрес свт. Афанасия обвинения в гос. измене и колдовстве. Главными обвинителями стали доверенные лица имп. Валент, еп. г. Мурса (совр. Осиек, Хорватия), и Урсакий, еп. г. Сингидун (совр. Белград) (см. ст. Валент и Урсакий).
Д. и свт. Евсевий, еп. г. Верцеллы (совр. Верчелли, Италия), понимая связь обвинения свт. Афанасия с догматической полемикой, предложили сначала обсудить вопрос о вере. Еп. Валент заявил, что речь идет только о канонических нарушениях, допущенных свт. Афанасием, и обвинение не касается догматических споров. Д. не был удовлетворен объяснением Валента и предложил участникам Собора провозгласить Никейский Символ веры. Епископы стали подписывать грамоту с Символом, однако Валент вырвал ее из рук Д.
Когда имп. Констанций узнал об этом инциденте, он приказал перевести заседания Собора из церкви в свою резиденцию, чтобы следить за происходящим. После того как Валент снова стал спорить с Д., император откинул занавес, отделявший его от участников Собора, и заявил, что сам является обвинителем свт. Афанасия, поэтому Валенту необходимо верить. По требованию императора Д. подписал осуждение свт. Афанасия, однако вскоре под влиянием свт. Евсевия отозвал свою подпись, объявив, что дело Афанасия можно рассмотреть только после подтверждения Никейского Символа веры.
Констанций издал приказ об аресте Д. Святитель был схвачен в церкви после литургии, хотя народ пытался защитить его. Д., свт. Евсевий и Луцифер, еп. г. Каралы (совр. Кальяри, Италия), папский легат на Соборе, были объявлены личными врагами императора. Д. был сослан в Армению, где и скончался. Очевидно, это произошло до 362 г., когда имп. Юлиан Отступник разрешил всем изгнанным епископам вернуться на свои кафедры. О возвращении Д. на Медиоланскую кафедру, к-рую занял арианский еп. Авксентий, неизвестно.
Свт. Амвросий, заняв Медиоланскую кафедру, предпринял поиски могилы Д. в 375 г. После его запроса свт. Василий Великий обнаружил могилу Д. в Каппадокии и организовал перенесение мощей святителя в Медиолан. Мощи Д. были погребены в кладбищенской часовне Всех святых Ветхого Завета. В 475 г. часовня носила имя Д. Память святителя значится в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима, составленной в 1-й пол. V в. Впосл. на месте погребения Д. была построена церковь во имя святителя (Сан-Диониджи), при к-рой архиеп. Ариберт основал мон-рь в 1023 г. Архиепископ велел поместить мощи Д. в порфировый саркофаг. После разорения мон-ря франц. войском (1527) саркофаг был перенесен в кафедральный собор. В 1738 г. ц. Сан-Диониджи была окончательно разрушена.