(XIV-XV вв.?), прп. (пам. 24 янв., 26 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Цилибинский, Вологодский. Точное время жизни святого неизвестно. Сведения о нем, отразившиеся в изданных в XIX - нач. XX в. справочных трудах по агиографии, рус. мон-рям и церковной иерархии, имели источником устные предания, зафиксированные в XIX в., и запись в несохранившемся синодике 7173 (1664/65) г., свидетельствовавшую о том, что к 1664/65 г. над местом погребения святого стояла часовня с гробницей, и о существовании местного почитания Д. в сер. XVII в.
Согласно преданию, в 28 верстах к юго-западу от г. Яренска (ныне село), на левом берегу р. Вычегды, Д. основал Цилибинскую Михаило-Архангельскую пуст. (К нач. XIX в. на месте пустыни находилось с. Цилибское (Цилиб, Цилибинское), к сер. XX в.- дер. Цилиба (ныне нежилая, в Ленском р-не Архангельской обл.).) Д. построил там храм, «выкопав под храмом пещеру... подвизался в ней в посте и молитве и выходил из нее для совершения богослужения и для проповеди слова Божия в окрестных селениях» (Верюжский. С. 348). По сообщению еп. Амвросия (Орнатского), Д. был иеромонахом.
Д. почитается как ученик Пермского еп. св. Стефана, проповедовавшего христианство язычникам Вычегодской Перми. По мнению прот. И. Верюжского, Д. был из тех зырян, обращенных в христианство свт. Стефаном и принявших священство, о которых говорит Житие первого Пермского епископа. В обоснование этого предположения агиограф указывал на освящение храма во имя арх. Михаила в основанной Д. пустыни (такое же посвящение имел кафедральный храм в Усть-Выми, возведенный по инициативе свт. Стефана). Кроме того, места близ дер. Цилибы предание связывало с именем свт. Стефана - здесь его особенно чтили. В Свято-Троицкой ц. в расположенном на др. берегу Вычегды, напротив Цилибы, с. Вожем (храм построен в 1772, закрыт в 1931) хранилась икона Св. Троицы, по преданию оставленная в этих местах свт. Стефаном. Икону трижды уносили на противоположный берег Вычегды в свою приходскую ц. в честь Рождества Христова в с. Цилибском представители купеческого рода Осколковых (род известен в Цилибском с 1608), но икона опять являлась в Вожеме. В 1802 г. еп. Арсений (Тодорский) перенес икону в вологодский кафедральный собор (ныне она хранится в ВГИАХМЗ).
Д. похоронен рядом с основанной им церковью. Впосл., по-видимому в 1-й пол. XVII в., над его могилой была устроена деревянная часовня с гробницей. В часовне имелись 2 иконы преподобного: на гробнице и рядом с ней.
Погост Цилибская Гора известен со 2-й пол. XV в.: он назван в 3 жалованных грамотах вел. кн. Иоанна III Васильевича (1482/83, 1484/85 и 1490 гг.) (Доронин П. Документы по истории коми // Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 241-271). Однако свидетельств существования здесь мон-ря нет ни в этот период, ни в более позднее время. По-видимому, пустынь была очень небольшой и, возможно, прекратила существование вскоре после смерти основателя. (В справочнике В. В. Зверинского названы настоятели Цилибинской пуст. в кон. XVII - нач. XVIII в. (Зверинский. Т. 3. № 1382. С. 18). Однако упомянутые монахи были настоятелями Михаило-Архангельского монастыря в Яренске (Строев. Списки иерархов. Стб. 782. № 59); о Яренском мон-ре см.: Воскобойникова Н. П., Мацук М. А. Документы по истории народа коми: Писцовая и переписные книги Яренского у. XVII в. Сыктывкар, 1985. С. 36.)
В описаниях XVI-XVII вв. на погосте Цилибская Гора упоминается ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, а рядом, на городище (бывш. городок Вожемский),- ц. во имя арх. Михаила. В сотной с писцовых книг И. Г. Огарёва и подьячего Ф. Юрьева 1585/86 г. записано: «А в церквах образы, и книги, и свечи, и ризы, и сосуды церковные, и колокола, и клепало на колокольнице - все церковное строенье мирское» (Зимин А. А., Копанев А. И. Мат-лы по истории Вымской и Вычегодской земли кон. XVI в. // Мат-лы по истории Европ. Севера СССР. Вологда, 1970. С. 446. (Сев. археогр. сб.; Вып. 1)). В писцовой книге 1678 г. описан «погост Цылибская Гора, а на погосте у церкви Рождества Христова поп Василей Федотов… Да на погосте ж 5 изб» (Воскобойникова, Мацук. Документы по истории народа коми. С. 220). Деревянная шатровая Михаило-Архангельская ц., существовавшая в 1646 г. на Вожемском городище (Там же. С. 53), в описании 1678 г. не упоминается, возможно, к тому времени она сгорела.
В 1712 г. Рождественский храм в с. Цилибском сгорел, на его месте на средства купца П. А. Осколкова был построен каменный 2-этажный храм с нижней теплой ц. в честь Рождества Христова и верхней холодной - во имя арх. Михаила и прочих Сил бесплотных, храм был освящен в 1714 г. Часовня над местом погребения Д. находилась неподалеку от него. В 1934 г. храм был закрыт, часовню увезли и приспособили под клуб, ок. 1950 г. она сгорела. Память о Д. чтилась местными жителями, которые сберегли могилу святого. В 1968 г. в собр. ЦМиАР поступило 6 икон из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл., в т. ч. «Рождество Христово», 1-я пол. XVII в. (возможно, храмовый образ), «Сошествие во ад», XVII в., «Свт. Стефан Пермский, с Деисусом и святыми», 1717 г., и др. (Дары Музею им. Андрея Рублёва, 1957-2003: Кат. М., 2003. С. 33, 36-39. Ил. 25, 39). С 1999 г. на Цилибу совершаются паломнические поездки из Яренска, на могиле Д. служатся молебны.
Краткое предписание об изображении Д. содержится в иконописном подлиннике посл. трети XVII в. (РНБ. Погод. № 1930. Л. 130) в списке Вологодских чудотворцев без указания дня памяти: «Сед, брада Сергиева, власы просты» (Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 96). На иконах Спаса Вседержителя с Собором Вологодских святых (известны со 2-й пол. XVII в.) образ Д. не встречается (более 10 икон из собр. ВГИАХМЗ).