Дида́скал [дидаска́л; греч. διδάσκαλος], букв.- учитель. У разных народов и в разные эпохи термин, сохраняя основное значение, приобретал различные смысловые оттенки; менялось и место Д. в обществе.
Первоначально (в Греции начиная с гомеровских гимнов; Hymni Homerici. In Mercurium. 556) слово «Д.» обозначало учителя вообще (см., напр.: Aeshyl. Prometheus vinctus. 110; Idem. Eumenid. 279), профессию школьного учителя (Plat. Apol. Socr. 33ab, cf. 19de; Epict. Diss. I 9, 12), а также театрального деятеля - специалиста по обучению хоров. Хоровой Д. организовывал выступления хоров во время общественных празднеств. В V-IV вв. до Р. Х. Д. этого вида становятся также авторами и постановщиками театральных произведений - дифирамбов, трагедий и комедий (свидетельства античных авторов об этом см.: Reisch E. Ϫιδάσκαλος. Sp. 402). Однако уже во 2-й пол. IV в. до Р. Х. греч. драматурги получают название ποιητής. За Д. остаются функции подготовки хора и отчасти театральной режиссуры.
В Септуагинте слово «Д.» используется только 2 раза, обозначая учителя в общем смысле (Есф 6. 1) либо религ. наставника (2 Макк 1. 10). В новозаветных текстах оно выступает аналогом евр. , (равви, почетный титул проповедника религиозно-нравственного учения) и в этом значении употребляется в основном по отношению к Иисусу Христу (Didaskalos // TDNT. Vol. 4. P. 164-165). В отдельных случаях Д. называются Иоанн Креститель (Лк 3. 12), иудейские книжники (Ин 3. 10 - о Никодиме), апостолы (1 Тим 2. 7) и др. Кроме того, в раннехрист. период термин «Д.» применялся для обозначения особого, харизматического служения в церковных общинах. О таких Д. наряду с пророками впервые говорится у ап. Павла (1 Кор 12. 28), а далее - в «Дидахе», у Ермa и др. (Lampe. Lexicon. P. 364-365; Didaskalos // TDNT. Vol. 4. P. 166). Пророки и Д. в отличие от епископов и диаконов, постоянно путешествовали, переходя из одной христ. общины в другую. Христиане должны были отличать истинных Д. от ложных (проповедников еретических учений, см.: Didache. 11. 1-2; 13. 2). При этом «Дидахе» показывает, что уже к нач. II в. харизматическое служение Д. исчезает и становится одной из функций епископов и диаконов (Ibid. 15. 1-2). Однако у Ерма Д. все еще упоминаются параллельно с епископами и диаконами (Herma. Pastor. III 5; Sim. IX 15. 16. 25) (см. подробнее о харизматических Д. в I-II вв.: Лебедев. 1904; Zimmermann. 1988; Neymeyr. 1989).
Во II-III вв. Д. стали называть лиц, преимущественно занятых катехизацией, в т. ч. в специальных огласительных уч-щах. Из подобных уч-щ наиболее известно Александрийское, где главами Д. последовательно были Пантен (ок. 180 - ок. 200), Климент Александрийский (ок. 200 - ок. 211) и Ориген (10-е гг. III в.- 231). Надо отметить, что эти раннехрист. Д. являлись, как правило, мирянами, хотя иногда в источниках (в актах мц. Перпетуи, у Киприана Карфагенского; Cypr. Carth. Ep. XXVIII) встречается выражение presbyter doctor, т. е. Д. в сане священника. Назначение на должность Д. в огласительном уч-ще происходило, видимо, по решению местного епископа. Употребление же термина «Д.» по отношению к самому епископу (см., напр.: Ign. Martyr. Polyc. 12. 2; 16. 2) имеет более общий смысл, восходящий к новозаветному (епископ, как и апостол, является проповедником христ. учения).
до XI в. могли называться любые школьные преподаватели; даже титул «вселенский дидаскал» (οἰκουμενικὸς διδάσκαλος) принадлежал светским преподавателям. Епископы и богословы (напр., Максим Исповедник) могли называться Д., но только в общем смысле, как проповедники христианства (Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 66-70). Специфический смысл, связанный с церковным образованием, слово «Д.» приобретает только на рубеже XI и XII вв., когда при К-польском патриархе появились должности Д. Следует различать 2 основных вида церковных Д.: группу Д. в патриаршей школе при Великой ц. и 3 Д., занимавшихся экзегезой Свящ. Писания.
В 1107 г. имп. Алексей I Комнин издал новеллу (RegImp, N 1168b [1236]), к-рая юридически закрепляла должность церковного Д. при Великой ц. и определяла статус такого лица. Существуют также упоминания о том, что патриарх Николай III Грамматик между 1085 и 1105 гг. издал акт, устанавливавший должность церковного Д. (RegPatr, N 938f). На должность Д. могло быть назначено лицо, отличающееся выдающимися научными познаниями, безупречное в нравственном отношении и впосл. способное к занятию высших адм. должностей в К-польской Патриархии. Д. могли назначаться как из числа клириков Великой ц., так и из мирян и монахов; назначение осуществлялось патриархом по общим правилам, принятым при назначении на церковные должности. Д. мог получить сан священника, если желал этого и отвечал требованиям, предъявляемым к кандидатам на рукоположение. Д. подчинялись К-польскому патриарху и его Синоду и получали от гос-ва жалованье деньгами и продовольствием (3 номисмы и 50 модиев пшеницы в год). Становясь священником, Д. получал прибавку к жалованью (до 4 номисм). Во время торжественных патриарших выходов Д. занимали место рядом с патриаршими чиновниками. Помимо религ. обучения мирян и монахов Д. могли произносить проповеди, надзирать за школьным образованием в столице и выполнять иные поручения патриарха. Число Д. не ограничивалось, однако есть свидетельства, что фактически Д. было 12 (Anselmus Havelbergensis. Dialogi // PL. 188. Col. 1141ab, 1162cd). Феодор IV Вальсамон отмечает, что со смертью патриарха прекращались полномочия Д., поскольку считалось, что право церковного учения принадлежит патриарху и осуществляется Д. от его имени (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταϒμα. Τ. 2. Σ. 348).
С XI в. известны также 3 Д., занимавшиеся толкованием Свящ. Писания, а именно: Д. Псалтири (διδάσκαλος τοῦ ψαλτηρίου), Д. Апостола (διδάσκαλος τοῦ ἀποστόλου) и Д. Евангелия (διδάσκαλος τοῦ εὐαϒϒελίου), причем Д. Евангелия мог называться просто Д. или вселенским Д. (см.: Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 71). Эти Д. всегда имели сан диаконов и занимали достаточно высокое место в списках патриарших чиновников. Согласно Псевдо-Кодину, Д. Евангелия, Апостола и Псалтири занимали соответственно 2, 3 и 4-е места в 4-й пентаде патриарших чиновников (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταϒμα. T. 5. Σ. 532). В более позднем каталоге должностей Великой ц. упоминается только Д. Евангелия, замыкающий 3-ю пентаду (Ibid. Σ. 538). В различных поздневизант. списках церковных должностей, изданных Ж. Даррузесом, Д. также фигурируют в 3-й или 4-й пентаде (Darrouzès. ΟΘΘΙΚΙΑ. Append. P. 553-573 passim).
Лит. произведения визант. церковных Д. назывались «дидаскалии» (διδασκαλίαι). Рукописи и издания ряда дидаскалий XII-XIII вв. указаны Даррузесом и Х. Хунгером (Idem. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 77-78; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 153-155). К XIV в., по словам Никифора Григоры, деятельность Д. в К-поле пришла в упадок (Niceph. Greg. Hist. VI 5-6).
Лица, преподающие грамматику и др. науки в светских школах, могли при этом быть клириками и тоже назывались Д. (о таких Д. упом. Вальсамон - Ράλλης, Ποτλής. Σύνταϒμα. Τ. 2. Σ. 681-682). В послании патриарха Мануила I (1217-1219; текст не сохр.) упоминается особая разновидность Д.- διδάσκαλος τῆς ϒύρας (букв.- разъездной Д.). Как поясняет В. Лоран, речь может идти о специальных лицах, к-рые должны были проповедовать, переезжая с места на место, и инспектировать местные церковные общины (RegPatr, N 1221).
О богословском значении термина «Д.» см. в ст. Учитель Церкви.