Джу́рджеви сту́пови [серб. Ђурђеви ступови; рус. Георгиевы башни], муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен близ Беране (Черногория).
Ктитором Д. с. считается жупан Првослав (Ɨ ок. 1220). В церкви, в зап. компартименте, у юж. стены наоса, находится его могила, а надпись на стене сообщает, что здесь покоится «жупан Првослав, сын великого жупана Тихомира, племянник Симеона Немани и ктитор места сего» (опубл.: Ковачевић Љ. Неколико питања о Стефану Немањи // ГСКА. 1891. Књ. 58. С. 54). Из-за повреждений исследователи по-разному определяют время появления этой надписи. Л. Стоянович, а вслед за ним М. Васич датировали ее ок. 1220 г. (Стоjановић. Записи. Књ. 1. Бр. 10; Васић М. Жича и Лазарица: Студиjе из српске уметности средњег века. Београд, 1928. С. 49); Г. Милле - XVI-XVII вв. (Millet G. L'ancien art serbe. P., 1919. C. 164); по мнению Дж. Бошковича, надпись была обновлена в XVI в. (Бошковић Ђ. О jедном рељефу са натписом са Ђурђевих Ступова у Будимљу // Зб. Народног музеjа. Београд, 1975. Књ. 8. С. 415).
Согласно преданию, церковь построена ок. 1213 г. Но на основании стилистической близости ее архитектуры к архитектуре ряда серб. церквей 2-й пол. XII в. (напр., св. Петра в Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви), Пресв. Марии и св. Луки в Которе) совр. исследователи предполагают, что церковь была возведена в 80-90-х гг. XII в. Возможно, храм в Д. с. воздвиг отец Првослава, вел. жупан Тихомир. Бошкович постройку церкви в XII в. связывал с требинским жупаном Грдешей, т. к. в зап. стене 2-й припраты находится плита с упоминанием имени Мартина, по прозванию Грдеша. Однако использование этой плиты в строительстве припраты указывает скорее на то, что до перемещения она находилась на месте, не подобающем для захоронения ктитора.
В 1219 г. св. Савва I Сербский учредил в Д. с. кафедру 4-й по рангу Будимлянской епархии (см. ст. Будимлянско-Никшичская епархия). Сведения об истории мон-ря крайне скудны. Вероятно, при митр. Матфее (1552) кафедра епархии была перенесена в мон-рь Николяц. В 1653 г. на Соборе, проходившем в Д. с., было принято решение отправить митр. Паисия в Рим. Тур. власти, узнав об этом, казнили митр. Паисия и запретили избирать ему преемника. В 1738 г. турки опустошили мон-рь, но между 1760 и 1790 гг. он был восстановлен воеводой Радоней и черногорским родом Васоевичей. В этот период обитель была центром борьбы за освобождение от тур. владычества. Игум. Моисей (Зечевич) открыл монастырскую школу. В 1825, 1862 и 1875 гг. мон-рь вновь подвергался разорению. В 1898 г. турки пытались его сжечь, но в храме закрылись 28 чел. с намерением погибнуть ради защиты Д. с., и турки отступили.
Перед началом Балканской войны архим. Даниил (Радулович) подарил мон-рю 20 рала земли и построил братский корпус. В 1912 г. обитель вновь пострадала от пожара. Во время первой мировой войны австро-венг. армия разместила в стенах мон-ря конюшню, потом столовую и казарму. После войны мон-рь был обновлен, в 1925 г., при игум. Иосифе (Лекиче), смонтирован новый иконостас, а в 1927 г. игум. Иосиф пожертвовал мон-рю колокол. После второй мировой войны Д. с. был упразднен. Келейные корпуса не сохранились. В 70-х гг. ХХ в. церковь реставрировалась, черепичная крыша была заменена цинковой.
В мае 2001 г. в Д. с. была восстановлена кафедра Будимлянско-Никшичской епархии и возобновлен мон-рь. 4 мая 2002 г. здесь был возведен на кафедру еп. Будимлянско-Никшичский Иоанникий (Мичович). В наст. время при мон-ре проживают 115 изгнанников из Косова и Метохии.
Церковь возведена из серого известняка и красного камня. Наос храма - зальное сооружение, состоящее из подкупольного квадрата, небольших, поперечно растянутых компартиментов с запада и востока, перекрытых цилиндрическими сводами, и полуциркульной апсиды. Центральное пространство перекрыто куполом на 8-гранном барабане и имеет ниши в боковых стенах. Внутренний нартекс, иногда датируемый 20-30-ми гг. XIII в., был фланкирован с запада 2 башнями-колокольнями (столпами), что также характерно для храмов Сербии 2-й пол. XII в., таких как в монастыре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, в Куршумльском мон-ре. Позднее башни были перестроены, между ними возвели высокую колокольню. Купол церкви в Д. с., а также установка колокольни на продольной оси храма повторяют элементы архитектуры кафоликона мон-ря Жича (ок. 1220) и, возможно, были перестроены под его влиянием вскоре после учреждения в Д. с. кафедры. Наос и внутренний нартекс ранее разделяла стена, разрушенная, вероятно, в кон. XVII-XVIII в. при постройке внешнего нартекса. Снаружи нартекс имеет вид 3-нефной базилики, не соответствующий внутреннему виду прямоугольника. На его зап. фасаде находится мраморный рельеф «Поклонение Кресту» с поврежденной ктиторской надписью с именем Првослава, перенесенный сюда из древней части храма.
Церковь была расписана, в алтаре сохранились остатки фресок, близких по стилю к фрескам мон-ря Дечаны. Вероятно, они были выполнены в XIV в., при царе Стефане Душане. В 1609 г. в Д. с. работал серб. мастер Страхиня, ему приписывают фрагменты росписи, оставшиеся на внутренней припрате.