[сир. ; араб. - сын Марии] (VII в.), несторианский церковный историк. Впервые о Д. б. М. упоминает в письме патриарх ассир. Церкви Востока Тимофей I (799-804), а затем - Ишодад Мервский (сер. IX в.). Амр ибн Матта в «Книге спорщика» (Maris, Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria / Ed. H. Gismondi. R., 1896. T. 2. P. 56(33)) пишет, что Д. б. М. был современником несторианского католикоса Ишоява III (649-660). Возможно, Д. б. М.- это учитель Миха Бет-Гармайский, также упоминавшийся в труде Амра. Тезис Ж. Б. Шабо о тождестве Д. б. М. и Даниила бар Туваниты, выдвинутый в 1896 г. и принимавшийся многими, в наст. время считается в науке недоказанным.
Д. б. М. написал «Церковную историю» ( ) в 4 ч. и кн. «истолкование хроники» (вероятно, нечто вроде пособия по сравнительной хронологии). «Церковная история» не сохранилась, однако известно, что она охватывала период от Рождества Христова до 1-й четв. V в. Как считал Э. Захау, эта книга послужила основным источником для «Хроники Сеерта», но с выводами Захау согласны не все ученые. Для сир. историографической традиции важными считались сохраненные Д. б. М. сведения о гонениях на христиан в Иране в V в.