(Фомин Дмитрий Кириллович; 5.11.1875, Москва - 25.07.1953, г. Сорочинск, Чкаловская (ныне Оренбургская) обл.), иером., оптинский старец. Из семьи извозчика. Окончил 4-классную школу в Сокольниках. Поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий. Господь неоднократно избавлял Своего избранника от скорбей и смерти: в 1896 г. в давке на Ходынском поле, во время военной службы, по молитве матери в бурю на Каспийском м. Д. был благословлен на монашество схим. Марфой из московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря и схимниками Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Получал наставление и обучение от духовника Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве игум. Герасима (Анциферова). В 1897 г. призван в армию, служил в учебной команде в Асхабаде (совр. Ашхабад) и Ташкенте, стал каптенармусом. Отбыв действительную службу, работал в Москве в мастерской серебряных и золотых изделий. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., после демобилизации испросил в Чудовом мон-ре благословение на монашеский путь у игум. Герасима и архим. Арсения (Жадановского). Через сестру Анастасию (впосл. мон. Архелая) принял приглашение посетить Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. Через старцев преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) получил указание от Господа остаться в обители. Духовно окормлялся у прп. Варсонофия (Плиханкова). Нес послушание в ювелирной мастерской. Исполнял обязанности письмоводителя у прп. Анатолия, под его диктовку отвечал на письма верующих. В 1914 г. призван в армию, в 1917 г. вернулся в Оптину пуст. Принял иноческий постриг с именем Даниил. В 1919 г. рукоположен во диакона, позднее - во иерея.
В нач. 1918 г. мон-рь был закрыт. Д. вместе с сестрой проживал в Козельске, где ему во время посещения Никольской ц. было явление свт. Николая Чудотворца, предсказавшего подвижнику тюремное заключение. В 1929 г. переехал в с. Вторая Михайловка Сорочинского у. Оренбургской губ., куда ранее переселились его родные. В 1930 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал под Архангельском. Вернулся в с. Вторая Михайловка, вопреки запретам продолжал совершать тайные богослужения. Из-за угроз и преследования властей в 1936 г. переехал в Калугу. 11 февр. 1940 г. арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме, где Д. перенес много скорбей и испытаний, но был утешаем от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись оптинские старцы преподобные Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17-19 авг. во время выездной сессии Тульского обл. суда в Калуге отказался признать себя виновным и был приговорен к 8 годам ссылки.
Отбывал ссылку в г. Уральске, где работал в ремесленной артели и служил в местном кладбищенском храме. Через 4 года был выслан в пос. Джамбейта (150 км от Уральска), где пробыл еще 3,5 года. После удовлетворения просьбы об освобождении старец ок. 1945 г. возвратился в с. Вторая Михайловка. По благословению архиеп. Чкаловского и Бузулукского Мануила (Лемешевского) Д. ок. года служил в молитвенном доме в с. Ивановка. Затем был арестован и сослан в г. Кзыл-Орда (Казахстан). Освобожден из ссылки в 1948 г., жил в с. Вторая Михайловка, зарабатывал на жизнь починкой обуви, металлической посуды, часов, изготовлял для верующих нательные крестики.
С 1952 г. Д. проживал в г. Сорочинске. Перед кончиной долго и тяжело болел; был напутствован Св. Таинами. В отпевании Д. участвовал иером. Иоанн (Снычёв, впосл. митрополит С.-Петербургский и Ладожский). Из Сорочинска гроб с телом Д. несли на руках, на всем пути его встречало множество народу. Старец был похоронен рядом с могилой матери на кладбище с. Вторая Михайловка. Его могила является местом поклонения и паломничества.
Безупречный монах и пастырь, Д. до конца жизни окормлял многочисленных духовных чад. Все отмечали его глубокое смирение, незлобие, послушание и нестяжательство. Он никогда не назначал платы за требы, сам помогал приходившим к нему. Имея великий дар рассуждения, утешал людей в трудных испытаниях, удерживал от отчаяния и греховных поступков. Разговаривал спокойно, вполголоса, вокруг него всегда было много детей. По благословению владыки Мануила дневники и записные книжки Д. были отпечатаны и расходились в машинописных копиях среди верующих.