[араб. - обманщик, фальшивый, ложный; ; ал-Маси́:х ад-даджжа́:л, ал-Маси́:х ал-Казза́:б, букв.- ложный мессия от сир. - антихрист], согласно легенде, возникшей у мусульман под влиянием христ. представлений об антихристе, слуга Иблиса, враг Аллаха и всех верующих в него. В Коране Д. не упоминается, однако в хадисах ему уделено значительное место. В самых популярных у мусульман-суннитов сборниках аль-Бухари и ат-Тирмизи, носящих одинаковое название «ас-Сахих», Д. посвящено по неск. глав в разд. «Китаб аль-фитан» (Книга об искушениях): у аль-Бухари - «Упоминание о Даджжале» и «О том, что Даджжал не войдет в Медину», а у ат-Тирмизи - «О Даджжале», «О признаке Даджжала», «Откуда придет Даджжал», «О признаках пришествия Даджжала», «Из искушений Даджжала», «Об описании Даджжала», «О том, что Даджжал не войдет в Медину», «Об убиении Исой, сыном Мариам (Иисусом, сыном Марии), Даджжала».
Д.- один из излюбленных персонажей малахим, ислам. сказаний о конце света, незадолго перед к-рым он должен появиться. Пока же он прикован к скале на берегу острова в Индийском океане, откуда до плывущих мимо доносятся звуки музыки и куда демоны приносят ему еду. По-видимому, в этой части легенды нашел отражение древнегреч. миф о Прометее.
Д. крив (истинный пророк крив быть не может), причем его незрячий глаз, похожий на виноградину, неестественно выпучен. Он отличается массивным телосложением, красноватым оттенком кожи, курчавыми волосами, а между глаз у него - слово «кяфир» (неверный) (по др. версиям, не связанные между собой араб. буквы «каф», «фа'», «ра'» или один «каф»).
Согласно преданию, восходящему еще к прп. Ефрему Сирину, местом, откуда начнется пришествие Д., будет Хорасан; в шиитской традиции в этой связи, кроме того, упоминают Куфу либо евр. квартал Исфахана; в соответствии с нек-рыми произведениями поздней мусульм. эсхатологической традиции он явится с запада. Д. приедет на огромном осле, после того как йаджудж и маджудж (см. Гог и Магог) разрушат стену, возведенную против них Александром Македонским, будет соблазнять людей чудесами, выдавая себя за Ису (Иисуса) или мусульм. мессию аль-Махди (однако не сможет воскрешать мертвых), за ним последуют неверующие и лицемеры (араб. аль-мунафикун). Он принесет с собой гору хлеба и реку воды, а также огонь, но эта вода будет подобна огню, а огонь - ледяной воде. Он воцарится на земле, начнет страшное гонение на верующих и разрушение храмов. Медине, у к-рой тогда будет 7 ворот, придется пережить 3 его атаки, однако все они будут отбиты, ибо в каждых воротах встанут по 2 ангела, и Д. никогда не вступит в «город Пророка», а также в Мекку.
Господство Д. продлится 40 дней или лет (ср.: Откр 13. 5), после чего он будет убит Иисусом у ворот (или в воротах) палестинского г. Лудд (Лидда); по др. версиям, Д. погибнет от руки аль-Махди или Иисуса и аль-Махди. Затем состоится Второе пришествие, в к-рое мусульмане также верят, воскрешение мертвых и Страшный Суд.
В Аравии накануне возникновения ислама термином «Д.» обозначали лжепророка, или лжесвидетеля. Во времена Мухаммада так называли иудея-прорицателя из Медины Ибн Сайяда, а позднее - легендарного древнеарав. прорицателя Шикку.