Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ДАВИД АГИОРИТ
13, С. 574-575 опубликовано: 13 ноября 2011г.


ДАВИД АГИОРИТ

[Ϫαυῒδ, Ϫαβὶδ μοναχὸς ῾Αϒιορείτης], мон. Под именем Давида монаха в греч. певч. рукописях XVIII в. известно небольшое число произведений: в Анфологии XVIII в. (Ath. Vatop. Dimitr. 41. Fol. 331) содержатся седмичные прокимны (Αἱ δοχαὶ τῆς βδομάδος, τοῦ Ϫαυΐδ, ἦχος πλ. δ´ - см.: Lamberz, Λίτσας), в Анфологии 1760 г. письма иером. Паисия (Ath. Doch. 332. Fol. 296-327) - прокимен (Ϫαβὶδ μοναχοῦ - см.: Στάθης. Χειρόϒραφα. Τ. 1. Σ. 388). В др. греч. певч. рукописях, судя по описаниям Г. Статиса, М. Хадзиякумиса, Н. Веиса, Д. Софианоса и изд. «Monumenta musicae Byzantinae», в диссертациях, опубликованных Элладской Православной Церковью в серии ῞Ιδρυμα Βυζαντινῆς μουσικολοϒίας, и в вышедших к наст. времени статьях мелург с таким именем не упоминается ни в XVIII в., ни в предшествующих или последующих веках.

Очевидно, 2 приведенных выше указания являются следствием недосмотра писцов или составителей каталогов. Кроме того, эти прокимны (δοχαί) являются творениями известного мелурга мон. Даниила Агиорита Фессалоникийского (ок. кон. XVII в.), широко представленными в муз. источниках (вероятнее всего, имела место путаница в прочтении имени: Ϫαυΐδ вместо Ϫανιήλ из-за схожести сочетаний букв αυ и αν). Из др. источников известно, что причастен на глас βαρύς из дохиарской рукописи является произведением более раннего мелурга - мон. Давида Редестского, доместика афонского мон-ря Пантократор (XV в., до падения К-поля). Следов., путаница объясняется еще и тем, что писцы не могли разделить 2 мелургов по времени. Кроме того, этот причастен переписывался вместе с соответствующими произведениями мелургов XV в.- Иоанна Клады и Мануила Хрисафа. По этим причинам несомненно, что упоминание в «Теоретиконе» Хрисанфа из Мадита некоего мелурга Давида монаха (без к.-л. уточнений) также относится к Давиду Редестскому.

Следует отметить, что в 1-й пол. XVIII в. жил еще один талантливый мелург - иером. Давид, более известный как создатель муз. рукописей. Но в греч. муз. источниках он упоминается как Давид Скопелит (Σκοπελίτης) или Давид Бернардис (Μπερναρδής), но не как монах или Агиорит (см.: Καραϒκούνης).

Лит.: Χρύσανθος ἐκ Μαδύτων, ἐπ. Ϫυρραχίου. Θεωρητικὸν Μέϒα τῆς Μουσικῆς, ᾿Αφήϒησις περὶ ἀρχῆς καὶ προόδου τῆς μουσικῆς. Τερϒέστη, 1832. Σ. 35. Παράϒραφος 54; Lamberz E., Λίτσας Ε. Κ. Κατάλοϒος χειροϒράφων της Βατοπεδινής Σκήτης Αϒίου Ϫημητρίου. Θεσσαλονίκη, 1978. Σ. 82. (Κατάλοϒοι Ελληνικών Χειροϒράφων Αϒίου ´Ορους; 1); Καραϒκούνης Κ. Χ. Η Ψαλτική Παράδοση της Σκοπέλου - Μία πρώτη προσέϒϒιση // Θεσσαλικό Ημερολόϒιο. Λάρισα, 2003. Τ. 43. Σ. 140-142.
К. Х. Карангунис
Ключевые слова:
Мелурги греческие Давид Агиорит, монах
См.также:
АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
АНАСТАСИЙ РАПСАНИОТ Ларисский (2-я пол. XVIII в.), греч. мелург
АНТОНИЙ иконом Великой церкви в К-поле, греч. кодикограф и мелург (раб. в период с 1680 по 1725 гг.)
АНФИМ МЕСОЛОНГИТ († 1879), архидиак., греч. церковный певчий, дидаскал, мелург