Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КИПРИАН
33, С. 700-702 опубликовано: 20 августа 2018г.


КИПРИАН

Киприан, архиеп. Кипрский. Портрет. Кон. XVIII в. (Махерасский мон-рь)
Киприан, архиеп. Кипрский. Портрет. Кон. XVIII в. (Махерасский мон-рь)

Киприан, архиеп. Кипрский. Портрет. Кон. XVIII в. (Махерасский мон-рь)
[греч. Κυπριανός] (1756, Строволос, Кипр - 9.07.1821, Никосия), архиеп. Кипрский (июнь 1810 - 9 июля 1821), этномартир. Традиционно местом рождения К. считалось либо никосийское предместье Строволос (ныне в городской черте), откуда происходил его отец, либо сел. Камбия, откуда была родом его мать (Παυλίδης. 1987. Σ. 376). Недавнее исследование К. Коккинофтаса показало, что К. несомненно род. в Строволосе (᾿Αρχιεπίσκοπος Κύπρου Κυπριανός. 2009. Τ. 2. Σ. 606-610). В отроческом возрасте К. стал послушником в Махерасском мон-ре, где подвизался его дядя по материнской линии - иером. Харалампий. К. получил образование в школе Махерасского монастыря, в к-рой в т. ч. преподавал один из учеников Евгения (Булгариса). В 1769 г. К. переселился на монастырское подворье в Строволосе и в течение 3 лет обучался в архиепископской школе Эллиномусион (Греческий музей) в Никосии. В возрасте 25 (по др. сведениям, 27) лет он был рукоположен во диакона. В нач. 1783 г. игум. Иоанникий отправил К. и его дядю, архим. Харалампия, исполнявшего тогда должность эконома Махерасского монастыря, в Дунайские княжества для сбора пожертвований. Харалампий спустя 2 года вернулся в обитель, а К. остался в Валахии и по инициативе господаря Михая III Старшего Суцу (господарь Валахии в 1783-1786, 1791-1793, 1801-1802, господарь Молдавии под именем Михаил IV в 1792-1795) был рукоположен во иерея и в 1785 г. назначен служить в господарской ц. Трех святителей в Яссах. В Яссах К. продолжил образование в Господарской академии. К. возвратился на Кипр только в 1802 г., с собой он привез церковную утварь, книги и 3 портрета - собственный, дяди Харалампия и своего покровителя господаря Михаила IV Суцу (из которых сохр. только первый).

Нек-рое время К. прожил в Махерасском монастыре, а затем был назначен управляющим подворьем в Строволосе. Вскоре деятельный и дипломатичный К. стал экономом архиепископии. В 1804 г. К. учредил в Никосии подворье Махерасского мон-ря, храм которого был освящен в 1806 г. во имя сщмч. Елевферия и прп. Стилиана. К. долго скрывал строительство храма от турок, говоря им, что сооружает амбар для хранения пшеницы.

В марте 1804 г. на Кипре из-за повышения налогов и голода вспыхнуло восстание, в к-ром участвовали гл. обр. турки и тайные христиане, а также некоторые греки. Только дипломатический талант К. спас архиепископскую резиденцию от разграбления. Содержание тур. войск, пришедших из М. Азии для подавления восстания, легло тяжелым бременем на христ. общину острова, и долг архиепископии увеличился с 1,5 до 2 млн гроссов.

В последние годы архиепископства престарелого Хрисанфа, к-рый из-за болезни не мог двигаться, К. сосредоточил в своих руках фактическое управление Кипрской Церковью. Мн. греки-киприоты были недовольны, что Пафосскую и Китийскую митрополичьи кафедры занимали 2 племянника архиепископа, к-рые также именовались Хрисанфами. В мае 1810 г. султан отдал распоряжение отправить в ссылку архиепископа и митрополита Китийского. Традиционно исследователи считали К. виновником смещения архиепископа, однако К. Коккинофтас, проанализировав многолетние связи К. с семьей Хрисанфа, продолжавшиеся и после его ссылки, опроверг эти обвинения (Ibid. Σ. 583-596).

1 сент. (по др. сведениям, 1 окт.) 1810 г. архиеп. Хрисанф скончался на о-ве Эвбея. Султан назначил К. предстоятелем Кипрской Церкви, 30 окт. 1810 г. он был хиротонисан прибывшим на Кипр Синайским архиеп. Констанцием II с одобрения К-польского патриарха.

Одной из задач нового архиепископа стала выплата долга архиепископии. Несмотря на сложное экономическое положение, К. выделял средства для основанной им в 1811-1812 гг. «Греческой школы» в Никосии и в 1819 г. обязался ежегодно выплачивать по 500 гроссов школе в Лимасоле. В 1813 г. он подарил Махерасскому мон-рю поместье в Тимву и владения в сел. Прастио на равнине Месаория. К. также оказывал помощь и др. обителям, напр. Киккскому мон-рю после пожара 1813 г., Неофита Затворника преподобного мон-рю близ Пафоса и Варнавы апостола мон-рю близ Фамагусты. Одна из энциклик К. посвящена отлучению от Церкви масонов (2 февр. 1815).

В 1820-1821 гг. по заказу К. были изготовлены сотни икон мч. Трифона и переданы в церкви районов, наиболее страдающих от нашествий саранчи. В наст. время сохранилось более 100 таких икон. Известно, что и К. занимался иконописанием.

К. поддерживал связи с членами «Дружеского общества», в окт. 1820 г. А. Ипсиланти предупредил архиепископа о скором начале восстания, однако тот считал киприотов не готовыми к вооруженной борьбе. Тем не менее он обещал материальную помощь «Дружескому обществу» (Ibid. Σ. 59). К. не имел отношения к распространению на острове воззваний повстанцев, к-рым занимался его племянник архим. Феофилакт (Фисевс), и к перевозке пороха. В 1821 г. в энциклике от 22 апр. К. призвал киприотов подчиниться требованию тур. властей сдать оружие, а в энциклике от 16 мая - быть крайне осмотрительными в своих поступках, чтобы не вызвать репрессии.

Несмотря на отсутствие предпосылок вооруженного восстания на Кипре, наместник острова Кючюк-Мехмет принял жестокие меры против христианского населения и составил список 486 греков-киприотов, к-рых считал целесообразным казнить. В этот список входили архиепископ, митрополиты, игумены и проигумены мон-рей и другие представители духовенства, знатные и влиятельные греки, старосты сельских общин. Османское правительство одобрило эту инициативу, а также экспроприацию имущества казненных и продажу в рабство их жен и детей. Указанные в списке греки-киприоты были приглашены в Никосию, а частные лица, к-рые не присутствовали на собраниях, были арестованы 12 июня в церквах по месту жительства во время воскресной службы. Из 486 чел. удалось схватить и заключить в тюрьму 470.

В нач. июля 1821 г. турками был схвачен пастух Хадзи-Петрос, несший К. письмо «Дружеского общества». По словам современников, К. осознавал, что дни его сочтены (об этом, напр., свидетельствует англ. писатель Джон Карн, посетивший его за неск. дней до казни - Ibid. Σ. 310), но, несмотря на грозящую ему опасность, архиепископ не укрылся в консульствах европ. держав, желая «поддерживать свой народ до конца и принести себя в жертву за него» (Ibid. Σ. 311). Вскоре К. был схвачен по приказу наместника Кючюк-Мехмета, к-рый трижды предлагал даровать ему жизнь, если тот отречется от христ. веры (Ibid. Σ. 316-317). В ответ К. обличил жестокость и несправедливость тур. наместника. 9 июля 1821 г. К. был повешен на тутовом дереве на площади перед входом в сераль. Вместе с ним были казнены Пафосский, Китийский и Киринийский митрополиты, к-рым отсекли головы. Тело К. также обезглавили, и головы иерархов были отосланы султану. В этот день было казнено 470 знатных киприотов, в т. ч. 2 брата К.- эконом архиепископии Хадзи-Савва и протосинкелл Лаврентий. Тела К. и др. убиенных были погребены за алтарем ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии. После перестройки церкви в 1873 г. мощи К. были помещены в каменной гробнице под алтарем, а в 1930 г. был сооружен мраморный мавзолей рядом с храмом, куда перенесли останки этномартиров (дословно «мучеников за нацию»).

К. почитался в народе не только как этномартир, но и как священномученик. В 1936 г. народный поэт Хадзиадамос Христофору составил службу в честь К. и др. мученически скончавшихся в 1821 г. В 1961 г. архим. Фотий (Константинидис) передал в Свящ. Синод Кипрской Православной Церкви обоснование почитания К. в качестве святого. Запрос о канонизации К. был направлен в 1972 г. архим. Леонтием (Хадзикостасом). В февр. 1984, в февр. 1993 и в авг. 2001 г. вопрос о причислении к лику святых К. и др. убиенных в 1821 г. рассматривался Свящ. Синодом. В июле 2007 г. Кипрский архиеп. Хризостом II поручил Лидрскому епископу и махерасскому игум. Епифанию собрать материалы, обосновывающие канонизацию К. Сбор документов был завершен в июле 2009 г.

Лит.: Σπυριδάκης Κ. ῾Ο ᾿Εθνομάρτυς ᾿Αρχιεπίσκοπος Κύπρου Κυπριανός. Λευκωσία, 1954; Κληρίδης Ν. ῾Ο ᾿Εθνομάρτυς Κυπριανός. Λευκωσία, 1957; Θώτιος (Κωνσταντινίδης), ἀρχιμ. ῾Η θυσία τοῦ ᾿Εθνομάρτυρος ᾿Αρχιεπισκόπου Κυπριανοῦ. Λευκωσία, 1961; Παυλίδης Α. Κυπριανός αρχιεπίσκοπος // ΜΚΕ. 1987. Τ. 7. Σ. 376-381; ᾿Αρχιεπίσκοπος Κύπρου Κυπριανός: ῾Ο Μάρτυρας τῆς Πίστεως κα τῆς Πατρίδος. Μονὴ Μαχαιρᾶ, 2008. Τ. 1: Θωτογραφικὸν λεύκωμα; 2009. Τ. 2: ᾿Αρχεῖον κειμένων.
О. В. Л.
Ключевые слова:
Архиепископы Кипрской Православной Церкви Киприан (1756-1821), архиепископ Кипрский, этномартир
См.также:
АРКАДИЙ I архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), предстоятель Кипрской Церкви (625/6 - 641/2), свт. (пам. кипр. 29 авг.)
АРКАДИЙ II архиеп. Констанции Кипрской (Саламин), Предстоятель Кипрской Церкви (сер. VII в.)
АФАНАСИЙ I архиеп. Кипрский (1592-1602)
АФАНАСИЙ II архиеп. Кипрский — см. Афанасий III Даббас, Патриарх Антиохийский