[от греч. κυνοκέφαλοι - собакоголовый], отраженное в античной и средневек. лит. и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах), повлиявшее на христ. иконографию. Упоминание о кинокефалах стало обязательным сюжетом географических и исторических описаний Земли греческими, а затем западноевроп. авторами (вплоть до XVIII в.). Они служили образом дикого, варварского народа и соответственно наделялись такими чертами, как неумение говорить или общение на смеси человеческих слов и собачьего лая, имели одежды из звериных шкур и т. п. Начало традиции положил Геродот, согласно к-рому кинокефалы обитали на северо-востоке Африки (Herod. Hist. IV 191). Симмий Родосский (кон. IV - нач. III в. до Р. Х.) считал, что они живут на неких островах в мифологической Гиперборее (Ioannis Tzetzae Historiarum variarum Chiliades. Lipsiae, 1826. P. 266). Соч. «Индика» Ктесия Книдского (кон. V - нач. IV в. до Р. Х.) содержит сведения об одном из народов Индии, представители к-рого имели собачьи головы (Nichols A. The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Transl. and Comment. with an Introd.: Diss. Gainesville (Florida), 2008. P. 113-114). В отличие от Ктесия, к-рый пользовался сведениями, полученными от персов, др. автор IV в. до Р. Х., Мегасфен, посетил Индию в качестве посла Селевка I Никатора в правление Чандрагупты Маурьи, поэтому современники и потомки считали, что он лично видел кинокефалов. Тексты обоих авторов сохранились только в цитатах, в частности у Гая Юлия Солина и Плиния Старшего, чьи произведения пользовались наибольшим авторитетом (Plin. Sen. Natur. hist. VII 2. 23).
Среди античных сочинений, содержащих описания собакоголовых людей, наибольшую популярность получил «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена, повествующий о многочисленных народах, встреченных Александром Великим на пути в Индию. В романе кинокефалы описаны как дикий народ, гиганты-людоеды, обитающие на границе мира. Переводы, вариации и пересказы «Романа об Александре» послужили главным источником сведений о фантастических народах в средневековье. Описание Псевдо-Каллисфена позволило Псевдо-Мефодию Патарскому отождествить кинокефалов с армиями Гога и Магога (Истрин В. М. Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в визант. и славяно-рус. литературах. М., 1897. С. 20). В Зап. Европе кинокефалов могли связывать с гуннами, с парфянами, со скифами, с аланами, с монголами и др. народами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона рассказано о том, как лангобарды успешно использовали слух о присутствии в своем войске свирепых кинокефалов, чтобы напугать противников (Paul. Diac. Hist. Langobard. I 11-13). По мере того как расширялась известная европейцам география, множились и предположительные места обитания кинокефалов. Помимо традиц. размещения в Индии (Гонорий Отёнский, Марко Поло, Иордан из Северака, Одорик из Порденоне) назывались некий сев. остров («Космография Этика Истра», VIII в.; Чекин. 1999. С. 200-201), возможно находящийся в Балтийском м. (XI в.; Адам Бременский. Деяния архиепископов гамбургской церкви // Из ранней истории шведского народа и гос-ва. М., 1999. С. 91), мыс на Скандинавском п-ове (Херефордская карта мира; ок. 1285, собор г. Херефорд, Великобритания), юг Африки (Эбсторфская карта мира; XIII в., не сохр.), северо-восток Руси (карта Пьера Деселье; 1550, Lond. Brit. Lib. Add. 24065). Дж. дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк, участники дипломатической миссии к монг. хану в сер. XIII в., упоминали кинокефалов в рассказе о завоеваниях монголов (Плано Карпини Дж., дель. История Монгалов. Рубрук Г., де. Путешествие в Восточные страны / Пер.: А. И. Малеин. М., 1957. С. 42). Известие о собакоголовом народе включил в описание своего путешествия Христофор Колумб. Изображения кинокефалов помещались на средневек. картах мира (лат. mappae mundi), иллюстрациях к географическим трактатам и энциклопедиям (напр., миниатюра сер. XIV в. из кн. «La fontaine de toutes sciences» - Amsterdam. Bibliotheca Philosophica Hermetica. MS 116. Fol. 1).
Из греч. лит-ры, гл. обр. из христианизированных вариантов «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, сведения о кинокефалах попали в христ. апокрифические предания. Часто этому способствовали ошибки перевода и языковые совпадения. В одном из вариантов сир. перевода текста раннехрист. апокрифа «Деяния апостолов Андрея и Матфея» упоминается город собакоголовых людоедов, крещенных апостолами. Его название происходит от араб. названия племени халибов (kalbin), к-рое было понято как производное от араб. kalb - собака. В копт. и эфиоп. вариантах апокрифического текста «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея» рассказывается о кинокефале, посланном на помощь апостолам и их защиту. Собакоголовый народ упоминается в «Сказании о хождении трех отроков к св. Макарию» (Веселовский. 1886. С. 455). Из-за созвучия с лат. словом canis (собака) с кинокефалами часто отождествляли народ хананеев, что, возможно, послужило источником традиции изображать мч. Христофора, по одной из версий происходившего из этого племени, с собачьей головой.
Легенды о кинокефалах вступали в противоречие с образом человека как потомка Адама. Так, блж. Августин Аврелий хотя и допускал существование подобных существ, но сомневался в их принадлежности к человеческому роду (Aug. De civ. Dei. XVI 8). В IX в. католич. богословы Ратрамн из Корби и гамбургский архиеп. Римберт признали необходимость проповеди среди кинокефалов, как одного из народов, который мог встретиться участникам миссии в Скандинавии (Чекин. 2001. С. 73). Авторы христ. энциклопедий Исидор Севильский («Этимологии») и Рабан Мавр («О природе вещей») относили их к чудовищным народам и отмечали, что их лай характеризует их скорее как зверей, а не как людей. К. могла символизировать соединение звериного и божественного в самом человеке, что перекликалось с двойственностью образа собаки в мифологии, которая могла быть и другом, помощником человека (символ преданности и храбрости, напр. эмблема католич. ордена доминиканцев), а могла быть и врагом, диким зверем, волком.
Восточнохристианская, в частности визант., традиция объясняла К. символически: напр., в К-польском Синаксаре (XII-XIII вв.; SynCP. Col. 667-669) сообщалось, что собакоголовый облик Христофора и его происхождение из страны кинокефалов следует понимать как намек на его низменное состояние во время пребывания в язычестве. Иногда Христос в окружении кинокефалов изображался в качестве иллюстрации к Пс 21. 17 («Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои»), напр. на миниатюре из Лондонской (Феодоровской) Псалтири (1066; Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 23). В Киевской Псалтири 4 кинокефала, окружившие Христа, показаны в одеждах рим. воинов, они держат в руках копья и щиты (1397; РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 28).
Древнейший известный образ мч. Христофора с собачьей головой представлен на керамическом рельефе VI - нач. VII в., найденном в Винице (Македония) (музей Македонии, Скопье), на к-ром он и вмч. Георгий поражают копьями змей. Изображения мч. Христофора подобной иконографии встречаются на рус. иконах XVI-XVII вв. В 1707 г. по распоряжению царя Петра I о соблюдении иконописных правил, принятых на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон, «противных естеству, истории и истине», к которым отнесли и иконы с образом мч. Христофора в виде кинокефала (Снигирёва. 1990. С. 56). Однако Сенат не поддержал решение Синода, сославшись на то, что эти изображения уже много лет пользуются народным почитанием. В нек-рых случаях образы мч. Христофора исправляли: напр., в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого была заменена человеческой. В XVIII в. духовенство Ростовской епархии, в храмах к-рой находилось много икон мч. Христофора, в т. ч. свт. Димитрий Ростовский и митр. Арсений (Мацеевич), выступало против звероподобных изображений святого и за исправление существующих икон («дабы вместо Христофора песия главы не почитать»), однако офиц. обращение в Синод не получило развития (Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2003. С. 231).
Помимо икон мч. Христофора изображения кинокефалов в христ. традиции связаны в основном с Ближ. Востоком. В копт. и эфиоп. живописи вмч. Меркурий Кесарийский часто представлен в сопровождении 2 собакоголовых воинов, согласно одному из вариантов Жития святого, обращенных им в христианство и сражавшихся вместе с ним, напр. на иконе из ц. Бет-Меркуриос в Лалибэле (Эфиопия). На иконе XVIII в. (часть триптиха) из Коптского музея в Каире в виде кинокефалов представлены копт. святые Ахракас и Аугани, к-рые также отождествляются со спутниками вмч. Меркурия (существует предположение, что они изображены в масках, см.: Kamil J. Christianity in the Land of the Pharaohs: The Coptic Orthodox Church. Routledge, 2013. Р. 162). С собачьими головами на арм. и сир. миниатюрах изображали измаильтян (мусульман) в композиции «Сошествие Св. Духа на апостолов», напр. на миниатюре Тороса Рослина 1262 г. из Евангелия (Baltim. 539. Fol. 379).