(† нач. IV в.), сщмч., (пам. 11 июля), пострадал в гонения имп. Диоклетиана. Житие К. содержится в визант. Синаксарях, более краткая версия - в Минологии имп. Василия II. Житие К. также сохранилось в груз. переводе Великого Синаксаря, выполненном в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели). Рукописи, относящиеся к тому же веку, хранятся как в Грузии (НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211), так и за ее пределами: в б-ках Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. georg. 24-25), Екатерины вмц. мон-ря на Синае (Sinait. Iber. 4), Иверского мон-ря на Афоне (Ath. Iver. georg. 30). К. (груз. კინდეოსი, კინდევსი) в груз. источниках назван პამფილიელი ხუცესი - Памфилийский, хуцеси (старец, священник). К. происходил из Уманады в Ликаонии и являлся пресвитером в сел. Талмения близ Сиды в Памфилии (М. Азия). Он был схвачен и приведен на суд к правителю Памфилии Стратонику. К. исповедал христ. веру, после чего его подвергли пыткам: надели на ноги железную обувь с гвоздями и заставили бежать к Священным воротам. По пути святому и его мучителям встретился бедняк, несший на продажу тяжелую вязанку дров, и язычники, решив сжечь К. на костре, отобрали ее. К. по собственной воле отдал 30 фоллисов (монет) в уплату за дрова и, взвалив их на плечи, нес до места казни. Когда огонь был разожжен, К. сам взошел на костер и начал проповедовать христ. веру, а пламя не причиняло ему никакого вреда. В это время началась буря, грозившая погасить огонь. Но святой стал молиться, чтобы она прекратилась, и когда тучи рассеялись, мирно предал дух в руки Божии. Видя это, один из языческих жрецов уверовал во Христа. Он обратил в христ. веру и свою жену, к-рая послала служанку с миром и покрывалом для совершения погребения. Но из Уманады по воздуху был чудесно перенесен диак. Орест, он забрал мощи К. и похоронил их на родине святого.
В большинстве календарей К. назван мучеником, хотя правильно почитать его как священномученика, поскольку он был иереем.
Исследователи высказывали предположение, что К. может быть одним лицом с одноименным святым, пострадавшим вместе с 8 др. мучениками в Сиде Памфилийской при имп. Диоклетиане (Пергийские мученики (пам. 1 авг.)). Однако К. был пресвитером, а Киндей, память к-рого отмечается 1 авг.,- земледельцем.
Виктриций, еп. Руанский (нач. V в.), говорит об исцелениях, происходивших по молитвам к К. (S. Victricii Rothomagensis episcopi Liber de laude sanctorum. 11 // PL. 20. Col. 453). В кон. XVI в. кардинал Цезарь Бароний включил память К. в Римский Мартиролог.