(Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко).
Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры / Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148).
Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре, где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители.
Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.
В 1864 г., вероятно по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова), кнг. Васильчикова обратилась в Синод с прошением учредить К. И. м. и разрешить ей передать обители дом, находившийся на территории одной из приобретенных усадеб, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод благословил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил «наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». В 1865 г. в К. И. м. был выстроен деревянный 2-этажный дом с небольшой домовой ц. во имя Св. Троицы (освящена выдубицким архим. Вениамином (Базилевичем) с 4 иеромонахами и иеродиаконами 4 мая 1865). Иконостас, престол и жертвенник были выполнены в С.-Петербурге из красного кипариса, иконы - в Туле худож. В. В. Чумаковым.
Указом имп. Александра II от 5-6 апр. 1866 г. К. И. м. был официально учрежден, а 18 апр. того же года иером. Иона определен строителем К. И. м., а также странноприимного дома, больницы и школы-приюта для мальчиков-сирот; в авг. 1872 г. он был возведен в сан игумена.
В уставе К. И. м., составленном под рук. игум. Ионы, было прописано участие братии в содержании странноприимного дома, больницы, а также «приюта для сирот и полусирот» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 761. Д. 181). Поэтому сначала были построены здания приюта, школы и больницы, а затем - кельи для братии. Зверинецкий холм находился на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы строительства согласовывались с военным ведомством, а нек-рые строительные проекты требовали разрешения императора. Трудности при основании обители были связаны также с судебным процессом, к-рый в 1867-1868 гг. К. И. м. вел с Выдубицкой обителью за спорный земельный участок чиновницы Андреевой (Там же. Ф. 130. Оп. 1. Д. 1055).
Игум. Иона (Мирошниченко) стал известен среди киевлян, и многие искали у него совета и наставления. Благодаря кнг. Васильчиковой и др. благодетелям обитель расширялась. В 1869 г. казак Л. К. Кальницкий подарил К. И. м. усадьбу близ Выдубицкого мон-ря (Там же. Ф. 486. Оп. 5. Д. 532. Л. 8 об.). Устав К. И. м. не позволял братии покупать земельные наделы, монастырские имения состояли из подаренных в Киеве и за его пределами 15 земельных участков. Наибольший вклад в расширение мон-ря внесла кнг. Васильчикова. Кроме подаренной ею земли на Зверинце в сер. 60-х гг. XIX в. она отдала в пользование К. И. м. свое киевское имение - хутор Васильчики на р. Сырец.
Был заложен каменный Свято-Троицкий собор, проект к-рого 3 апр. 1868 г. был представлен на утверждение Киевскому митр. Филарету (Амфитеатрову) и киевскому коменданту. До нач. 70-х гг. богослужения совершались в деревянной Троицкой ц. 28 нояб. 1871 г. митр. Киевский Арсений (Москвин) освятил в новом каменном соборе правый придел в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Отец Иона особо чтил этот образ; он хранился в келье старца, а впосл. был помещен в Троицком храме за правым клиросом. Еще при жизни преподобного по молитве перед иконой «Троеручица» совершилось множество чудес. 23 июля 1872 г. в соборе был освящен главный престол во имя Св. Троицы. В 1897-1900 гг. при расширении храма по проекту архит. В. Н. Николаева пристроен и 13 окт. 1900 г. митр. Киевским Иоанникием (Рудневым) освящен придел во имя Всех святых.
В 1896 г. в К. И. м. была возведена временная деревянная колокольня. В мае того же года из Москвы был привезен отлитый на заводе А. Д. Самгина колокол весом 1150 пудов (в то время самый большой в Киеве) и неск. мелких - по 57 пудов. В 80-90-х гг. XIX в. в К. И. м. были сооружены трапезная, игуменский, больничный и просфорный корпуса, устроены хлебопекарня, просфорня, свечная, иконописная, переплетная, столярная мастерские. Дети из школы-приюта помимо изучения общеобразовательных предметов могли обучаться ремеслам - столярному, сапожному, кузнечному и др. В 1878 г. в школе числилось 28 учеников, в 1904-1905 гг.- 61 ученик.
Последними крупными строительными начинаниями игум. Ионы стали сооружение 4-этажного корпуса на 87 келий (строительство обошлось в 100 тыс. р. и велось на средства благотворителей) и оформление разрешения властей на возведение колокольни. Монастырская усадьба «находилась в черте эспланады Киевской крепости, почему всякий раз при возведении каменных построек необходимо было испрашивать Высочайшее соизволение»; когда подавали на утверждение проект келейного корпуса, «дабы не утруждать два раза священную особу государя», главное инженерное управление потребовало предоставления и проекта колокольни, к-рый срочно подготовил Николаев (Там же. Ф. 127. Оп. 781. Д. 20). Разрешение было получено в 1901 г., но начало строительства откладывалось: колокольня должна была стать самой высокой в России, выше лаврской. Высота колокольни предполагалась 110 м, высота каменной кладки - 75, диаметр в основании - 30, толщина стен 1-го яруса - 9 м. На каждом из 4 ярусов решено было устроить круглый зал диаметром 11 м и высотой 17 м, для подъема колоколов в перекрытиях оставляли круглые отверстия диаметром 4,5 м, на 1-м ярусе запланировали устроить двое ворот, а для подъема на колокольню спроектировали не лестницу, а винтовую дорожку длиной 370 м и шириной 1 м. 27 июля 1903 г. состоялась торжественная закладка колокольни, но к 1917 г. возвели только 1-й ярус.
Игум. Иона отличался странноприимством и заботой о нищих. Ежедневно в К. И. м. ок. 400 паломников могли получить 2-разовое горячее питание и ночлег в 3 гостиницах. В обители для богомольцев имелось 19 деревянных помещений и летняя столовая с кухней. Школа-приют для мальчиков-сирот и больница со странноприимным домом содержались исключительно на монастырские средства, без дотаций из казны. Всего на плане 1900 г. обозначено 125 строений. В нач. XX в. монастырские постройки занимали 10 дес., а огород, сад и виноградник - более 2 дес. (Там же. Ф. 922. Оп. 1. Д. 18). Игум. Иона разрешал сажать в К. И. м. только плодовые сады, причем «деревья, не приносившие плодов, он вырубал собственноручно». В 1917 г. в мон-ре было 45 жилых помещений: 39 занимали насельники, 5 корпусов отводилось для странников и богомольцев, в 1 корпусе располагалась больница. За оградой находилось 5 жилых помещений, в 2 из них размещались школа-приют для мальчиков, в остальных проживали монастырские рабочие. Кроме того, в мон-ре были устроены мастерские: живописная, переплетная, столярно-плотницкая, бондарная, сапожная, портняжная, кузнечно-слесарная; отдельное здание было построено для башенных часов.
17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря. К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало).
В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря - о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.
В 1917 г. в обители возникли конфликты. Так, 18 авг. 1917 г. часть насельников подала жалобу в Департамент вероисповеданий при Центральной раде на злоупотребления архим. Иувеналия и его помощников, однако ответа не последовало (Ульяновський В. I. Церква в Украïнськiй державi 1917-1920 рр. К., 1997. С. 75).
6 июня 1918 г., когда Киевом управлял гетман П. П. Скоропадский, рядом с К. И. м. взорвались Зверинецкие артиллерийские склады. Возможно, взрывы организовали сторонники большевиков, чтобы дестабилизировать ситуацию в городе. В результате взрывов погибли 12 насельников, по одним данным - на территории К. И. м., по другим - в приписном Зверинецком скиту, находившемся ближе к складам. Из-за взрывов и пожаров были разрушены монастырские здания, часть 1-го яруса строившейся колокольни, полностью уцелел лишь каменный келейный корпус (1895). 27 сент. 1918 г. архим. Иувеналий писал в рапорте Киевскому епархиальному совету, что сгорела также монастырская канцелярия с архивом и документами (ЦГИАК. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 241. Л. 1). Полуразрушенный Троицкий храм впосл. был восстановлен, но колокольня разобрана. Руины строений, примыкавших к обители, были снесены, а местность в июле-авг. 1918 г. очищена под котлованы и фундаменты для новых зданий. Большевики, захватившие Киев, планировали построить на Зверинце правительственный центр, что поставило под угрозу существование обители. Но планы строительства были отменены, чему способствовали и 2 обвала земли в этих местах, обозначившие наличие пещерных галерей на всем пространстве Зверинца.
В 1924-1926 гг. в братии К. И. м. состоял иером. св. Иоасаф (Жевахов), хиротонисанный в 1926 г. во епископа Дмитровского, викария Курской епархии. В 1928 г. настоятель архим. Иувеналий был арестован. Воспользовавшись арестом, 29 авг. 1928 г. президиум Киевского горсовета постановил упразднить К. И. м. и выселить братию из обители. Но реализация данного решения затянулась, а братия зарегистрировалась как рабочая артель «Труд», главой к-рой был избран архим. Иов (Пругло). На 1 янв. 1929 г. в артели, по офиц. данным, числился 51 насельник, в действительности же при обители проживало 214 чел. (вероятно, учитывая также братию приписных скитов). Неск. человек жили в старом келейном корпусе, мн. монахи - на квартирах, в подвалах и сараях, но все собирались на богослужения в Троицком храме, к-рый к 1934 г. стал приходским. В оставшихся келейных корпусах размещались детская исправительная колония, фабричное общежитие, склады и мастерские.
16 июля 1931 г. Наркомат просвещения Украинской ССР отправил в Киевский горсовет письмо с перечнем «культовых зданий», не имевших исторической ценности и предназначенных к сносу, среди них - монастырская каменная ограда нач. XX в. (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 3151. Л. 4-5). 25 июля 1933 г. решением президиума Киевского горсовета келейный корпус с хозяйственными постройками был передан в ведение трудовой школы. В том же году были арестованы архим. Иов, иеросхим. Алексий (Щур) и десятки монахов. 15 февр. 1934 г. решением президиума Киевского горсовета был закрыт Троицкий храм. При закрытии церкви был арестован иером. Паисий, один из последних насельников, нелегально служивший и проповедовавший на территории обители (ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 30355; Ф. прекращенных дел. Кор. 151. Л. 11). До сер. 30-х гг. были репрессированы последние насельники: монахи Архип (Мельников), Гедеон (Матвейченко), Иеремия (Рощак), Михаил (Тарасенко), Арсений (Дудник) и Тихон (Алексиенко). Небольшая часть монашествующих, опасаясь репрессий, перешла за 100-километровую запретную для проживания «антисоветского элемента» зону, в пос. Малин (ныне город Житомирской обл.). Здесь под началом иером. Геронтия (Носенко) иноки организовали общину, члены к-рой в 1937 г. были репрессированы. Один из клириков обители, иером. Полихроний (в схиме Прохор) (Дубровский), после освобождения из-под ареста в 1935-1937 гг. служил настоятелем церкви в мест. Носовка (ныне город Черниговской обл.), затем был вновь репрессирован, а после 1941 г. служил в Киево-Печерской лавре.
В 1942 г. монастырская община в К. И. м. была восстановлена. Братию возглавил архим. Иадор (Лось), благочинным стал иером. Галактион (Репник). Одновременно в 1942-1944 гг. действовал и Знаменский жен. скит на Караваевых Дачах. В 1944 г. в К. И. м. был 31 насельник (29 монахов и 2 послушника).
12 мая 1944 г. постановлением СНК УССР предписывалось К. И. м. закрыть и его территорию передать для устроения ботанического сада при Ин-те ботаники АН УССР (организован в 1935 на бывших монастырских землях). Архим. Иадор стремился обжаловать данное решение властей и затягивал освобождение братией монастырских помещений. Так, в отчете благочинному мон-рей Киева архим. Еразму (Прокопенко) от 18 мая 1944 г. он писал, что ботанический сад уже получил причитавшиеся ему территории. По его словам, в распоряжении К. И. м. имелись храм, 8 домов с 30 кельями, огород и сад площадью 23 га, к-рый к маю был возвращен Ин-ту ботаники. «Нам выделили около половины десятины пахотной земли, так и ту землю ботаники отдали своим рабочим»,- сообщал архим. Иадор (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 230). В авг. 1944 г. благочинный иером. Галактион и иером. Димитриан (Васянович; Ɨ 1970) подали на имя председателя СНК УССР Н. С. Хрущёва заявление об оставлении в их распоряжении монастырских зданий (Там же. Л. 113). Ожидая положительного ответа, монахи отказывались покидать территорию обители. В 1944 г. уполномоченный по делам РПЦ при СНК УССР П. С. Ходченко рекомендовал властям адм. выселение братии (Там же. Л. 114). Большинство монахов вместе с настоятелем были переведены в Киево-Печерскую лавру, а нек-рым из них пришлось скрываться за территорией мон-ря. После закрытия обители иером. Димитриан (Васянович) работал дворником в ботаническом саду, организованном на месте мон-ря; он проживал в ветхой часовой башне, в к-рой по ночам тайно служил литургии.
В Троицком соборе размещались лаборатории, а затем склад и свалка Центрального республиканского ботанического сада, образованного в 1944 г. в новых пределах за счет расширения границ прежнего сада Ин-та ботаники АН УССР. В сер. 60-х гг. Троицкий храм было решено перестроить под музей ботаники. В 80-х гг. «Укрреставрация» восстановила старинные росписи в храме и частично отремонтировала здание церкви, находившееся в аварийном состоянии.
В окт. 1966 г. кощунственно был вскрыт склеп, в к-ром покоились мощи прп. Ионы. Монахи Печерской лавры, проживавшие в миру и регулярно читавшие акафист у могилы преподобного, нашли в кустах часть его мощей (руку). Во избежание новых надругательств над телом старца схиархим. Прохор (Дубровский) при содействии печерского иеродиак. Игоря перезахоронил мощи святого на Зверинецком кладбище в одной могиле с еп. Калужским Виталием (Иосифовым).
Согласно архивным документам, владения К. И. м. включали 6 имений-экономий, каждое из к-рых преобразовывалось в полноценное подворье с храмом.
По благословению прп. Ионы на хуторе Васильчики на р. Сырец, завещанном кнг. Васильчиковой, был построен деревянный Знаменский храм и открыт жен. скит, в котором подвизались духовные чада старца. Впоследствии скит был преобразован в мужской. По проекту Е. Ф. Ермакова вместо деревянной церкви был возведен и в сент. 1913 г. освящен каменный Знаменский храм. В память о щедрой благотворительнице скит именовался Васильчиковой или Дальней дачей. В янв. 1930 г. скит был закрыт, а территория передана Ветеринарно-зоотехническому ин-ту. Знаменский храм, продолжавший действовать в статусе приходского, был закрыт в 1933 г., разрушен в 1936 г. В сер. 30-х гг. XX в. на месте скита и хутора были построены 2 правительственные дачи (в 2013 эта территория находится в черте Шевченковского р-на г. Киева). В вост. части парка, на месте хутора Васильчики, сохранились подземные погреба, ранее принадлежавшие скиту. Не позднее 1913 г. насельники К. И. м. устроили также скит «Ближняя дача» с храмом в честь иконы Божией Матери «Знамение», расположенный на Шулявке на Брест-Литовском шоссе. В нач. 30-х гг. XX в. передан военному ведомству, в 1941-1945 гг. разрушен.
К 1867 г. кнг. Васильчикова пожертвовала К. И. м. участок (ок. 60 га леса, прудов и сенокоса) близ с. Гусинцы (Гусиное) Переяславского у. Полтавской губ. Ок. 1880 г. рядом с селом, у берегов Днепра, был учрежден муж. скит в честь Преображения Господня с больницей, маслобойней и паровой мельницей. Так обитель окончательно закрепила за собой землю между селами Гусинцы и Кальное, за к-рую до 1880 г. продолжался судебный процесс с казаками с. Старого Переяславского у. (ЦГИАК. Ф. 1072. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-144). Сначала богослужения для братии скита совершались в приходском Преображенском храме (1822) с. Гусинцы. В 1876 г. на средства скита был возведен Иоанно-Богословский храм в с. Кальном. Новый каменный скитский храм Преображения Господня (1913) был построен на средства Алексия Руденко, крестьянина-землевладельца Таврической губ., Преображенская ц. в Гусинцах вновь стала приходской.
29 окт. 1919 г. Преображенский скит в Гусинцах был разорен вооруженными грабителями из банды Н. И. Махно, при этом были убиты иеромонахи Парфений (Заводный) и Илиодор (Кочубей), иеродиак. Протасий (Ободовский) и мон. Дамаскин (Потапов), которые в резолюции еп. Чигиринского Никодима (Кроткова) названы «мучениками за веру» (ГА Киевской обл. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 247. Л. 3). На рубеже 1919 и 1920 гг. в связи с продолжавшимися нападениями банд скит окончательно был разорен, в 20-х гг. XX в. постройки уничтожены, каменный келейный корпус разобран на кирпичи; скитский Преображенский храм в 60-х гг. начал разрушаться. В 1978 г. в связи со строительством Каневского водохранилища территория скита попала в зону затопления. Преображенская ц. и колокольня оказались на отмели среди воды и до нач. 10-х гг. XXI в. оставались полуразрушенными. В 2010-2012 гг. скитские постройки отреставрировали, в Преображенском храме возобновились богослужения. С осени 2012 г. при церкви создается хозяйственное подворье Киево-Печерской лавры.
Муж. скит в честь Покрова Пресв. Богородицы был заложен на хуторах близ совр. с. В. Жужмановка Козельщинского р-на Полтавской обл. Эти земли, общая площадь к-рых составила 204 дес. 408 кв. саж., в 1894 г. пожертвовал обители Д. К. Шатохин. 25 окт. 1895 г. схиархим. Иона благословил место для строительства Покровского скита. Храм был возведен на средства Шатохина, принявшего перед смертью постриг и похороненного под церковью. В 1927-1930 гг. последним настоятелем скита, закрытого в 1930 г., был иером. (впосл. схиигумен) Адриан (Антонов). В 1935 г. скитская церковь и др. здания были разрушены. В 2013 г. рассматривается вопрос о строительстве на месте руин скита Козельщинского жен. мон-ря.
К 1913 г. в с. Пилипчичи Переяславского у. (ныне Пилипче Барышевского р-на Киевской обл.) был небольшой жен. скит в честь Покрова Пресв. Богородицы, к-рому принадлежало 40 дес. 143 кв. саж. земли.
В 10-х гг. XX в. близ с. Тальянки Уманского у. (ныне Черкасской обл.) существовал т. н. монастырский хутор со скитом и с домовой ц. свт. Николая Чудотворца (не позднее 1913). В его ведении находилось 949 дес. земли, пруд с водяной мельницей, кирпичный завод. В 11 постройках проживали братия и сезонные рабочие. 29 авг. 1919 г. к монастырскому хутору прибыла группа солдат, назвавшаяся деникинским передовым отрядом, но, как выяснилось впосл., это была банда под рук. Махно. В тот же день рядом с с. Тальянки отряд устроил главную ставку, в которую вывез из скита все сено и зерно. 4 сент., перед отступлением, бандиты подожгли скит и убили 6 насельников: иеромонахов Анатолия (Опарина), Иринея (Марченко), Христофора (Наседкина), монахов Павла (Мацимоха-Коваля), Елисея (Федоренко), послушника Адама Максимюка (ГА Киевской обл. Ф. 4752. Оп. 6. Д. 247. Л. 2).
В 1942-1944 гг. на территории ботанического сада К. И. м. принадлежал скит в честь иконы Божией Матери «Знамение», настоятельницей к-рого являлась мон. Мамелфа (Енакоева). В 1944 г., перед закрытием, в скиту проживало 39 монахинь и послушниц, многие из них исполняли послушание «садовниц» в ботаническом саду (ЦДАГОУ. Ф. 4648. Оп. 1. Д. 1. Л. 158-159).
В 1991 г. на бывш. территории К. И. м. возобновились богослужения: община во главе с игум. Агапитом (Бевциком), первоначально зарегистрированная по адресу частной квартиры на ул. Киквидзе (как скит Киево-Печерской лавры), молилась перед закрытой Троицкой ц. На постройки обители необоснованно претендовала греко-католич. община Киева, которая в 1991-1992 гг. также совершала богослужения перед храмом. 25 нояб. 1992 г. игум. Агапиту удалось добиться разрешения на совершение богослужений в храме; в тот же день была отслужена 1-я литургия. В сер. 90-х гг. XX в. на территорию обители претендовала зарегистрированная в 1992 г. Киевским горисполкомом по адресу резиденции бывш. Киевского митр. Филарета (см. Денисенко М. А.) община «Ионинского мужского монастыря УПЦ-КП», которую возглавил «архимандрит» Изяслав (Ю. А. Карга). Однако благодаря совместным усилиям братии и прихожан обитель удалось сохранить в ведении канонической Церкви.
Архим. Спиридон (Лукич; Ɨ 2 сент. 1991), начинавший свой монашеский путь послушником К. И. м. в нач. ХХ в., дожил до начала возрождения обители, в 1990-1991 гг. служил духовником Киево-Печерской лавры. До 1995 г. К. И. м. являлся скитом лавры. В 1995 г. монастырю был возвращен статус самостоятельного. В 1996 г. Госкомитет Украины по делам религий официально зарегистрировал К. И. м. по его прежнему адресу, на территории ботанического сада. В К. И. м. был построен келейный корпус, восстановлена трапезная. Рядом со старой «часозвоней», находившейся в аварийном состоянии, поставлена ее точная копия, на которую перенесены старинные часы. По соседству оборудована временная деревянная звонница; к 1-му колоколу, висевшему еще на соборной звоннице, прибавились новые большие колокола.
Восстановлен Троицкий собор. Еще на рубеже 70-х и 80-х гг. XX в. художниками «Укрреставрации» с рушившегося потолка главного объема Троицкого храма была снята композиция «Покров Пресв. Богородицы». В 1996 г. под рук. Н. А. Романченко в храме проводились реставрационные работы. Среди сохранившихся живописных композиций - «Троица Ветхозаветная», «Троица Новозаветная» и образы 4 евангелистов (в барабане главного купола), изображения святых в верхней части стен центрального нефа, сюжет «Сотворение мира» в боковых нефах, 2 композиции «Собор Пресвятой Богородицы и всех святых» - над юж. и сев. дверями, представляющие явления преподобному Божией Матери с сонмом святых, сюжеты «Нагорная проповедь» (в приделе Всех святых), «Отшествие прп. Антония с Афонской горы на подвиги в Киев» (в Троеручицком приделе), «Поражение ангелом Евагрия за непримирение с прп. Титом Печерским», «Распятие» и «Сошествие во ад» (в притворе). Фасады собора украшены мозаиками работы худож. А. А. Манькова. Иконостас выполнен искусными резчиками по проекту «Укрреставрации».
Возрождается монастырское богослужение. В обители 3 хора - праздничный, братский и детский. Используется преимущественно распев Киево-Печерской лавры и др. старинные распевы.
5 окт. 1993 г. были обретены и перенесены в Троицкий собор К. И. м. нетленные мощи прп. Ионы. Святыня хранится в соборной крипте в мраморной раке. В левом приделе церкви находится кипарисовый гроб, собственноручно изготовленный архим. Ионой, а также некоторые его личные вещи. В 2010 г. из Покровского мон-ря была возвращена икона Божией Матери «Троеручица» - келейный образ, особо чтимый преподобным, написанный по его просьбе в Белобережской брянской пустыни. На месте явлений прп. Ионе Пресв. Богородицы установлен крест, освященный 25 июля 1996 г. митр. Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом). 4 нояб. 1999 г. было установлено общецерковное прославление прп. Ионы. Основными памятными датами обители являются: праздник Св. Троицы; 25 июля - празднование иконе Божией Матери «Троеручица»; дни явления Божией Матери прп. Ионе - 1 марта (1861) и 9 марта (1862); 9 янв.- день кончины прп. Ионы; 5 окт.- обретение его мощей.
В К. И. м. имеются б-ка, воскресная школа для взрослых, певч. и художественная школы, при монастыре трудятся вышивальщицы. В стенах обители готовились и выходили в эфир радиопрограмма «Православный мир», телепрограмма «Православный календарь», телесериал «Паломник». Основным направлением социальной деятельности братии является работа с детьми и молодежью. В 1996 г. была организована детская воскресная школа (под рук. О. В. Алексеевой), по четвергам проходят беседы для молодежи 18-30 лет, действуют объединение «Молодость неравнодушна» и волонтерские группы, оказывается помощь детским домам, домам престарелых, детским больницам. В К. И. м. совершается литургия с сурдопереводом. С 2000 г. издается «Ионинский листок», еженедельная иллюстрированная газета. Первые места на конкурсах изданий для юношества занимает регулярно выходящий ж. «Отрок».
В 1997 г. К. И. м. были переданы Зверинецкие пещеры, где был устроен скит во имя арх. Михаила, впосл. преобразованный в самостоятельный монастырь. В 2004 г. в с. Нещеров Обуховского р-на Киевской обл. был учрежден Преображенский скит. В 2008 г. решением Синода УПЦ в с. Вел. Ольшанка Васильковского р-на Киевской обл. открыто подворье К. И. м.- жен. мон-рь в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
С 1999 г. настоятелем К. И. м. является архим. Иона (Черепанов), хиротонисанный 26 авг. 2011 г. во епископа Обуховского, викария Киевской епархии.