(Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на правом берегу Днепра, недалеко от киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря. Основан 9 июля 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ. Самое раннее упоминание названия «Зверинец» относится к 1-й пол. XIII в. (надпись над жертвенником в подземной церкви пещерного кладбища: «Игоумени Звериньнсьци Левоньтия Марькьяна Михаила Ионы Мины Клименьтья Мануила»). Но в летописях название «Зверинец», как и сведения о возможном пещерном мон-ре, не встречаются (Высоцкий. 1985. С. 85).
12 окт. 1888 г. состоялось открытие Зверинецких пещер. По преданию, киевлянке Феодосии Матвиенко, проживавшей близ пещер, трижды во сне являлись монахи с просьбой накормить их. Она отнесла продукты в расположенный поблизости Ионинский Троицкий мон-рь и попросила братию отслужить панихиду. Утром 12 окт. Феодосия услышала некий гул и обнаружила свежий провал грунта.
Проникнув вниз со свечой, женщина и ее сосед, худож. Д. Зайченко, увидели за полузасыпанной деревянной дверью проход и человеческие останки: одни были погребены в кельях и криптах, другие лежали на поверхности. По благословению настоятеля Троицкого мон-ря прп. Ионы (Мирошниченко) в тот же день монахи спустились в пещеру и подтвердили свидетельство Матвиенко и Зайченко. Вскоре у пещер начали собираться богомольцы, любопытные посетители спускались вниз и выносили оттуда уникальные артефакты. Пещеры взяла под охрану полиция, тем более что над ними находились артиллерийские склады, а сама территория принадлежала Киевскому фортификационному инженерному управлению в составе военного ведомства.14 окт. в газ. «Киевское слово» в разд. «Местная хроника» сообщалось, что недалеко от Троицкого мон-ря, в нижней части Зверинецкой горы, при добыче глины был открыт вход в пещеру. Длина обнаруженного подземного коридора составила 68 м. В нем насчитывалось 48 погребальных ниш, т. е. пещера являлась подземным кладбищем. Пещеры посетили профессор Киевского ун-та археолог В. Б. Антонович, уже имевший опыт исследования подземных памятников, историк проф. А. В. Прахов, директор Херсонского музея древностей В. И. Гошкевич и художник П. А. Сведомский. Были найдены серебряные крестик с цепочкой в виде тесьмы, гривна в середине к-рой был вырезан крест, неск. медных крестиков, фрагменты древнего кирпича. Остатки кожаной обуви, кожаные кресты и пояса были отправлены в Имп. археологическую комиссию в С.-Петербург, откуда находки вскоре вернулись в Киев, в Музей Церковно-археологического об-ва при КДА. Но полноценные археологические исследования в подземном памятнике на Зверинце провести не удалось.
7 июня 1912 г. по благословению наместника Киево-Печерской лавры игум. Валентин переселился из мон-ря в сбитый из досок курень, установленный над Зверинецкими пещерами. Слухи о древней пещере быстро распространились среди верующих. К игум. Валентину приходили паломники, монахи и послушники из разных обителей России. Постепенно образовалась община. Игум. Валентин организовал расчистку пещер, за что платил деньги из пожертвований. Таким же образом финансировались и археологические раскопки.
Открытый лист, т. е. разрешение на проведение раскопок, был выдан Имп. археологической комиссией на имя кн. Жевахова как владельца земельного участка, на котором расположен подземный памятник. Эртель получил открытый лист на раскопки на территории всего Киева и его окрестностей, а потому имел право руководить раскопками в Зверинецких пещерах. На раскопках в подземном памятнике работал С. П. Вельмин.
Исследования в пещерах на Зверинце начались в авг. 1912 г. с подготовительных работ, а с кон. сент. приступили к расчистке и раскопкам. Было открыто 2 входа: древний и прорытый до начала работ для удобства входа в одну из галерей. Всего открыто 3 подземные галереи: 2 основные и соединяющая. В том же году для удобства осмотра пещер был выкопан новый ход, который соединил подземный лабиринт в кольцо (Там же. Ф. 725. Оп. 1. Д. 3. Л. 154). В ходе исследований было обнаружено, что усыпальницы в пещерах разграблены еще до начала раскопок. Остались лишь разбросанные кости и неск. кожаных поясов, крестов и фрагментов керамики. На стенах пещерного лабиринта обнаружили неск. древних надписей. Первоначально материалы датировались XII-XIV вв. (Киевская мысль. 1913. № 11. С. 8). Раскопки посетил председатель Имп. археологической комиссии гр. А. А. Бобринский. Он взял с собой в столицу некоторые предметы и снимки надписей для «определения эпохи палеографического материала» (Киевлянин. 1912. № 324. С. 4).
В кон. 1912 г. на склоне горы, над пещерами, был построен деревянный дом на каменном фундаменте с намерением освятить здесь каменную церковь (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 872. Д. 123. Л. 1-4). Одновременно кн. Жевахов хлопотал о передаче участка игум. Валентину, однако оформить это юридически оказалось невозможно. К нач. 1913 г. Зверинецкую общину, созданную игум. Валентином, стали именовать скитом. Князь встретился с наместником Ионинского Троицкого монастыря архим. Иувеналием (Онокало), к-рый не решился просить о приписке Зверинецких пещер к Троицкой обители (Там же. Л. 6). После отъезда князя было решено, что если скит будет официально создан, то уместно передать пещеры Киево-Печерской лавре, у которой достаточно средств для окончания работ, связанных с раскопками и со строительством. В решении духовной консистории записано, что «передачу означенных пещер консистория считает возможной осуществить лишь тогда, когда закончатся раскопки и когда будет должным образом разделен весь простор земли, где размещены пещеры, которые принадлежат теперь инженерному военному ведомству» (Там же. Л. 68).
В нояб. 1913 г. митр. Флавиан (Городецкий) получил от киевского генерал-губернатора письмо с просьбой об освящении церкви на Зверинце. Под церковью подразумевался деревянный дом, построенный на склоне над пещерами. В резолюции на это письмо митрополит поручал преосвященному Никодиму «22 ноября 1913 года... осуществить освящение храма, с зачислением его и пещер к Киево-Печерской лавре, которые ей должны быть переданы (формальным порядком), хотя бы временно и на арендных правах, чтобы лавра была там полноправным и единственным хозяином» (Там же. Л. 69). 1 дек. 1913 г. еп. Чигиринский Никодим (Кротков) освятил ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы (Там же. Л. 71). В марте 1914 г. был освящен придел во имя свт. Иоасафа Белгородского.
В февр. 1914 г. в письме киевскому генерал-губернатору имп. Николай II Александрович выразил благодарность всем работникам «Зверинецкого дела», наградив их иконой Спаса Вседержителя и напрестольным крестом. Царские дары были размещены в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, а 23 апр. 1914 г. перенесены в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Весной 1915 г. кн. Жевахов обратился в Киевскую духовную консисторию с просьбой разрешить именовать образ Богородицы, обнаруженный в пещере, Зверинецкой иконой Божией Матери. В июне был получен ответ: «Духовная Консистория сообщает, что указом Синода от 24 апреля за № 5333 вследствие прошения позволяет именовать изображение Божией Матери Зверинецкою иконою Божьей Матери». После полученного разрешения икону на металлической пластине украсили дорогим обрамлением и укрепили над царскими вратами иконостаса ц. Рождества Пресв. Богородицы. От иконы были зафиксированы чудеса (Там же. Д. 312. Л. 191). В 1934 г., после разорения скита и уничтожения храма, икона исчезла.
Весной-летом 1915 г. проводилось укрепление стен лабиринта: наиболее опасные участки (т. н. Алтарную улицу) укрепили кирпичом, менее опасные - деревом (Там же. Ф. 260. Оп. 1. Д. 74. Л. 48). Пещеры функционировали до 30-х гг. ХХ в. В 1934 г. вышло Постановление Киевского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов «О закрытии греко-униатского костела и Зверинецкой церкви» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 1 (кн. 2). Д. 6295. С. 2). Вероятно, в кон. 30-х гг. ХХ в. был взорван храм на Зверинце. С 25 сент. 1943 г., в период оккупации Киева, район Зверинца объявили запрещенной для проживания зоной. Жители покинули свои дома; нек-рые днем прятались в пещерах, а ночью возвращались домой.
Первые описания и попытки атрибутировать и датировать подземный памятник принадлежат руководителю раскопок 1912-1913 гг. Эртелю и историку И. М. Каманину. 19 янв. 1913 г. Эртель выступил на заседании Киевского об-ва охраны памятников старины и искусств с докладом о результатах археологических исследований, проведенных с авг. 1912 по янв. 1913 г. Вскоре он опубликовал доклад в виде брошюры под названием «Древние пещеры на Зверинце в Киеве»; это было 1-е научное исследование одного из древнейших памятников Киева. Он дал краткое описание памятника и материала, полученного во время раскопок, сообщив, что в ходе исследований были открыты 2 древние пещерные улицы. На одной располагались церковь (алтарь) с древними надписями на стенах, погребальные ниши (локулы) и крипты. Улица получила название «Алтарная». Вторая подземная улица, где располагались локулы с погребениями, была названа «Улица неисследованных захоронений» (Эртель. 1913. С. 43). Первый вывод о принадлежности пещер Эртель сделал на основании анализа открытых надписей: «...то, что именуется Зверинецким монастырем, существовало в ХI, в ХII и в XVII столетиях». Описание памятника он составил за год до окончания археологических раскопок (Там же. С. 13). Каманин написал монографию спустя год, т. е. когда был получен дополнительный археологический материал. Он изучил летописные источники и археологические находки и сделал выводы, что Зверинецкие пещеры были древним пещерным мон-рем во имя арх. Михаила. По мнению Каманина, мон-рь возник в 988 г. и просуществовал самостоятельно до 1088 г. В 1096-1097 гг., при разорении Киева половцами, или в 1240 г., во время монголо-татар. нашествия, он был разрушен до основания (Каманин. 1914. С. 129-130).
Иную т. зр. высказал проф. Н. И. Петров (Петров Н. И. Ученые труды по исследованию новооткрытых в Киеве Зверинецких пещер // ИОРЯС. 1918. Т. 22. Кн. 2. С. 227-255). Базируясь на исследованиях граффити, открытых на стенах пещер, а также обнаруженных на кожаных поясах тисненых изображений и надписей, ученый сделал вывод, что Зверинецкие пещеры были не мон-рем, а местом проживания отшельников, к-рое постепенно превратилось в иноческий некрополь. Пещеры, по его мнению, возникли не ранее XIV в. и просуществовали до XVIII в. (НБУВ ИР. Ф. 1. Д. 6588. Л. 21-28).
До кон. 90-х гг. ХХ в. Зверинецкие пещеры практически не изучались. В 60-х гг. в нек-рых киевских пещерах были проведены небольшие разведки, после чего вышла брошюра П. П. Толочко (К., 1968), в к-рой автор высказал мнение о том, что пещерный комплекс на Зверинце является предшественником Выдубицкого мон-ря. Погибли эти пещеры, по предположению Толочко, во время монг. нашествия 1240 г. С. А. Высоцкий, проведя в 80-х гг. исследования надписей Зверинецкого лабиринта, отмечал, что общий характер почерка указывает на 1-ю пол. ХIII в., а не на ХI в., как ошибочно определил Каманин (Высоцкий. 1985. С. 52). Т. о., единого мнения по вопросу атрибуции и датировки подземного памятника на Зверинце в Киеве не существует.
В 1988 г. Киевский горисполком принял решение о передаче Зверинецких пещер Музею истории Киева с целью их расчистки, исследования и музеефикации. С 1990 г. (в течение 3 сезонов) сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева проводили археологические раскопки одновременно с ремонтно-реставрационными работами. По свидетельству Е. А. Воронцовой, в начале раскопок «70% ходов были завалены грунтом. Пришлось, по сути, открывать их для науки заново». Исследователи зафиксировали в пещерах 58 погребальных ниш, 7 крипт и церковь. Среди находок, обнаруженных при раскопках,- фрагменты керамической посуды (венчики, стенки, донышки) и кожаных изделий, серебряная монета 1893 г., медные монеты кон. ХIХ - нач. ХХ в., остатки дерева, изделия из металла (материалы датируются древнерус. и позднесредневек. периодами - ХII-XV, XVII, а также ХIХ-ХХ вв.). Особое внимание уделялось настенным граффити (надписям, рисункам) как материалу, содержащему информацию, важную для определения времени существования пещерного комплекса. Было выявлено 7 надписей (3 из них ранее неизвестные), 6 изображений крестов, сложное (геральдическое) изображение и следы практически стертых надписей. Все они сконцентрированы на т. н. Алтарной улице, в районе пещерной церкви. Надписи с именем игум. Климента, опубликованные Каманиным, скорее всего датируются XII-XIV вв. (Воронцова. 2010. С. 37-38). Разнообразный археологический материал, полученный во время раскопок, был тщательно изучен, что позволило назвать пещерный комплекс на Зверинце монастырским кладбищем ХII-XVII вв., принадлежащим Зверинецкой обители. О ее существовании свидетельствуют надписи на стенах пещер, среди которых и синодик зверинецких игуменов. В состав исследовательской группы вошли студенты Национального медицинского ун-та им. А. А. Богомольца Р. Л. Новакович, С. В. Дудник, В. В. Столяров, которые работали под рук. профессора кафедры рентгенорадиологии НМУ Т. В. Топчий. Объектом исследований стали 1721 целая кость и ок. 5 тыс. плохо сохранившихся костных фрагментов. Согласно подсчетам, в пещерах было похоронено ок. 200 чел. Из них 145 взрослых (в т. ч. 5 женщин) и 53 ребенка в возрасте до 15 лет. Средний возраст похороненных 45-55 лет. Средний рост мужчин 166,3 см.
В 1997 г. насельники Ионинского Троицкого мужского мон-ря устроили Зверинецкий скит, в пещерном храме стали совершаться регулярные богослужения. 26 окт. 2001 г. благочинный Барышевского р-на Киевской обл. свящ. Михаил Макеев передал Ионинскому мон-рю оклад к утраченной Зверинецкой иконе Божией Матери (в наст. время в окладе находится список). В апр. 2009 г. была передана Киево-Зверинецкая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (нач. ХХ в.). 22 нояб. обители подарили икону Божией Матери «Cкоропослушница» из мон-ря Дохиар на Афоне. 14 апр. 2009 г. решением Свящ. Синода УПЦ установлено местное почитание Собора преподобных и преподобномучеников Зверинецких (празд. в 5-ю Неделю Великого поста).
В кон. 2007 г. над входом в Зверинецкие пещеры был заложен храм во имя Всех преподобных Зверинецких. Одновременно состоялась закладка ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. 2 авг. 2010 г. архиерейским чином было совершено освящение накупольных крестов Богородице-Рождественского храма. Работы по возведению храмов завершены к 2013 г. В куполе золотой мозаикой на синем фоне выложен крест. Купол украшают образы апостолов, вел. кн. Владимира и кнг. Ольги, князей Игоря, Андрея Боголюбского, Александра Невского и Димитрия Донского, страстотерпцев имп. Николая II и цесаревича Алексия. Группой иконописцев под рук. А. И. Микловды в традициях визант. школы ХII в. расписана ц. Всех преподобных Зверинецких. В центральной апсиде алтаря изображены Спаситель и святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, в клиросе - Собор преподобных Зверинецких. Завершаются работы по росписи подземной ц. во имя свт. Иоасафа (Горленко) и сщмч. Иоасафа (Жевахова), освященной на цокольном этаже Богородице-Рождественского храма. Росписи выполняются также в традициях визант. школы Х-ХII вв.
9 июля 2009 г. наместником К. З. м. назначен архим. Кассиан (Шостак; с 20 июля 2016 г. епископ); в обители проживает неск. насельников.