(Княгинин), находится в г. Киеве (Украина). Основан в 1889 г. вел. кнг. Александрой Петровной Романовой (см. мон. Анастасия Киевская), супругой вел. кн. Николая Николаевича, брата имп. Александра II.
К сер. XIX в. на месте К. м. находился большой сад, в к-рый любил удаляться на молитву иеросхим. прп. Феофил (Горенковский), насельник Китаевской киевской пустыни. По преданию, однажды подвижник сказал содержателю сада Иосифу Никифоровичу Диковскому, что здесь будет основан мон-рь, чьей строительницей и правительницей станет «Царственная жена». Действительно, основательницей К. м. стала вел. кнг. Александра Петровна, с 1879 г. страдавшая от тяжелого заболевания и подвизавшаяся в посте и молитве. В окрестностях Киева она подыскивала место для создания обители, в которой сочетались бы монашеское делание, благотворительность и бесплатная медицинская помощь нуждающимся больным. Дочь Диковского Феодосия продала кнг. Александре Петровне сад, в котором подвизался иеросхим. Феофил. Примечательно, что к тому времени Феодосия забыла о предсказании преподобного и даже не осознала, что исполняет его слова, а вспомнив, рассказала об этом вел. княгине. По просьбе Александры Петровны на могиле прп. Феофила была отслужена панихида. Приобретение данной усадьбы с садом обошлось княгине в 50 тыс. р. Кроме земли, выкупленной кнг. Александрой на собственные средства, в 1889 г. К. м. получил от города безвозмездно еще ок. 2 дес. земли в Дионисьевском пер.
Одновременно вел. кнг. Александра Петровна обратилась к митр. Киевскому и Галицкому Платону (Городецкому) с прошением о благословении устроения монашеской общины на приобретенной земле. Она писала, что обитель может давать приют бедным женщинам правосл. вероисповедания, к-рые хотели бы посвятить себя служению ближнему. Указом Синода от 20 июля 1889 г. в Киеве был учрежден общежительный жен. мон-рь на пожертвованной княгиней земле в Лукьяновском участке города, к-рый включал «6 десятин земли с большим зданием для келий инокинь, трехпридельным храмом и с 12 другими домами». В них размещалось или предполагалось устроить «больницу с домовою церковью, бесплатное училище для девочек, рукодельные мастерские, бесплатную лечебницу, странноприимную аптеку, кельи для вдов и девиц, которые пожелают жить в монастыре без принятия до времени монашества, со взносом платы, просфорную с пекарнею, кухню, прачечную, теплицу, пчельник и вне ограды монастырской скотный двор и конюшню, дом для мирских служителей и гостиницу для богомольцев и приезжающих» (ЦГИАК. Ф. 442. Оп. 559. Д. 61. Л. 14-15).
19 дек. 1888 г. митр. Платон утвердил проект главного монастырского корпуса, включавшего соборную и трапезную церкви, игуменские покои и кельи для сестер. 11 янв. 1889 г. прот. В. И. Лебедев освятил место, избранное для его сооружения. Именно этот день считается офиц. датой основания мон-ря.
К 1899 г. на территории К. м. находились 3-придельный деревянный на каменном фундаменте собор в честь Покрова Пресв. Богородицы с правым приделом во имя св. прор. Илии, левым - во имя Всех святых (освящен 17 дек. 1890). К собору примыкал главный 2-этажный корпус с домовой ц. во имя арх. Михаила, кельей Александры Петровны, приемным покоем, б-кой, ризницей, кельей игумении и т. д. На верхнем этаже располагались покои для приема высокопоставленных особ. На территории К. м. архит. Николаевым также были построены больница с ц. во имя прп. Агапита Киево-Печерского («старый хирургический корпус», 1893-1895), корпус для терапевтических больных с домовой ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1897-1898), звонница с 11 колоколами (самый большой - 101 пуд), «покойницкая» часовня, 2-этажный корпус с отд-нием для слепых, малый (Николаевский) барак на 8 кроватей, «заразный» барак на 15 кроватей, здание бесплатной лечебницы для приходящих больных (1897-1898, на месте здания по ул. Артема, 52а), просфорня (1898), аптека с кельями (1897) и, вероятно, св. врата. В аптеке малоимущие граждане получали бесплатные медикаменты по рецептам, выписанным монастырскими врачами. Имелись и 2-этажный корпус с монастырской портняжной мастерской и кельями, 3 сторожки для сестер-привратниц, хозяйственные постройки.
С разрешения киевского губернатора от 5 апр. 1891 г. по проекту гражданского инженера К. Тарасова вокруг К. м. была возведена каменная ограда. Строительство осуществлялось под рук. иером. Авраамия, главного архит. Киево-Печерской лавры. В ограде имелось 4 входа в мон-рь: с Дионисьевского пер. (ныне Бехтеревский пер.) через св. ворота; через экономические ворота; т. н. Житомирские ворота, которые прилегали к упраздненному кладбищу Вознесенской ц.; с сев. стороны через Глубочицкое шоссе. За оградой К. м. были сооружены 2-этажная гостиница, странноприимный дом, 2-этажный корпус для духовенства и хозяйственные постройки.
6 сент. 1895 г. К. м. был выделен «Ярославов вал», расположенный в Лукьяновском полицейском участке, между упраздненным Вознесенским кладбищем и монастырской оградой. 22 июля 1896 г. игум. Каллисфения подала рапорт на имя митр. Киевского и Галицкого Иоанникия (Руднева), в котором испрашивала благословение на сооружение на этом участке собора во имя свт. Николая Чудотворца. 21 авг. 1896 г. св. мч. имп. Николай II Александрович собственноручно положил 1-й камень в его основание. 7 июня 1897 г. указом Киевской духовной консистории был утвержден проект на строительство Никольского собора.
9 авг. 1902 г. указом Синода был объявлен повсеместный сбор средств для окончания строительства собора. В высочайшем повелении, опубликованном в «Церковных ведомостях», говорилось об установлении 2 сборов: кружечного по всей России и особого, в день Покрова Пресв. Богородицы, престольного праздника обители. Всего к 1913 г. поступило 392 973 р. 93 к., в т. ч. от вел. кнг. Александры Петровны (152,9 тыс. р.) от румын. кор. Карла I (1 тыс. р.), от вел. князей Николая Николаевича и Петра Николаевича (1 тыс. р.), от Синода (2 тыс. р.), от Всероссийского кружечного сбора (65 697 р. 22 к.), от настоятельниц игум. Каллисфении и игум. Мелитины (8764 р. 12 к.) и др. Из пожертвованных сумм на возведение собора было потрачено 392 257 р. 90 к. Средства на иконостас выделили Н. и П. Терещенко.
9 мая 1911 г. еп. Чигиринский Павел (Преображенский) освятил собор свт. Николая Чудотворца, с правым приделом мц. Анастасии и царицы Александры и левым - ап. Петра и блж. Николая Новгородского. В нижнем храме находился придел Сорока мучеников Севастийских.
В 1903 г. К. м. приобрел за 100 тыс. р. у наследников дворянина Софоновича 3-этажный каменный дом с надворными постройками и усадьбой (274 кв. саж.), примыкавшей к монастырской ограде с юго-вост. стороны. 19 июля 1904 г. К. м. получил разрешение Киевской духовной консистории на строительство 2-этажного деревянного корпуса под кельи вместо старого обветшавшего корпуса. Последней крупной постройкой в К. м. стал 2-этажный хирургический корпус (1910-1911; по проекту архит. Е. Ф. Ермакова), в к-ром 9 окт. 1911 г. архим. Амвросий освятил ц. во имя вмч. Пантелеимона.
14 нояб. 1918 г. игум. София (Гринёва) подала в Киевскую духовную консисторию рапорт, в к-ром сообщала о том, что, согласно разрешению духовной консистории от 11 июня 1918 г., в монастыре у Житомирских ворот устроена и 11 нояб. 1918 г. освящена часовня в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В часовне совершались требы, была открыта продажа свечей и крестиков.
Вел. кнг. Александра Петровна завещала, чтобы в обители «никогда не была назначена игуменья и чтобы начальствующее лицо именовалось наместница». Предполагалось, что у наместницы и сестер «все должно быть общим» (Там же. Ф. 179. Оп. 1. Д. 6). Но когда община получила статус мон-ря, пост игумении стал обязательным. В марте 1890 г. 1-й игуменией стала сестра Неофита, переведенная в Киев из московского Страстной иконы Божией Матери мон-ря. Но в том же году Неофита была отправлена обратно в Страстной мон-рь, а К. м. возглавила игум. Каллисфения, ранее настоятельствовавшая в Покровской общине С.-Петербурга. К кон. 1890 г. в К. м. проживали игумения, 5 монахинь и 117 послушниц. Жизнь сестер была организована по строгому Студийскому уставу. После кончины супруга (13 апр. 1891) вел. кнг. Александра Петровна приняла постриг с именем Анастасия. Строгая постница, она жила в простой келье, отдавая все средства на содержание основанной ею обители. До 1894 г., когда состояние здоровья вел. княгини стало ухудшаться, она присутствовала на всех монастырских службах, читала шестопсалмие, часы, канон. По собственному завещанию инокиня Анастасия была похоронена напротив алтаря Покровского храма в простом сосновом гробу. После ее смерти 23 июня 1900 г. К. м. просил Духовный собор Киево-Печерской лавры разрешить продажу в лаврской книжной лавке брошюры «Блаженная кончина кнг. Александры Петровны в иночестве Анастасии», на что получил положительное решение. 30 окт. 1902 г., после кончины Каллисфении, игуменией К. м. назначена настоятельница Ржищевского в честь Преображения Господня мон-ря мон. Мелитина. В 1911-1912 гг. К. м. возглавляла игум. Магдалина, затем - игум. София (Гринёва), ранее основавшая в Калужской епархии обитель в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение».
В 1889 г. вел. кнг. Александра Петровна организовала при К. м. приют для сирот и бедных детей всех сословий на 25 чел. и школу-училище. 14 авг. 1892 г. Киевское уездное отд-ние епархиального училищного совета постановило принять школу для девочек при К. м. в ведение епархиального училищного совета. Заведующей школой стала игум. Каллисфения. Школа находилась в отдельном здании монастыря, кроме классов имелись спальни, квартира учительницы и воспитательницы, столовая, был водопровод, газовое освещение. Обучение велось по программе церковноприходской школы. Кроме постоянно проживающих учениц здесь обучались и приходящие девочки (25 чел.). В 1901 г. школа была преобразована в 2-классную церковноприходскую. На ее содержание К. м. отпускал более 5 тыс. р. К. м. имел большое миссионерское и просветительское значение: здесь работали книжная и иконная лавки, значительным тиражом выпускались листки религиозно-нравственного содержания, помещенные в обитель сектантки-штундистки благодаря мягкому обращению насельниц и беседам с вел. княгиней через нек-рое время возвращались в Православие.
В 1893 г. при К. м. были учреждены бесплатная больница для неимущих и амбулаторная лечебница для бесплатного приема приходящих больных с безвозмездной выдачей лекарств. В состав монастырского больничного комплекса входили: больница на 125 кроватей для лечения неимущих женщин и детей обоего пола, лечебница для приходящих неимущих больных (обоего пола, всех возрастов, без различия вероисповедания), приют для 20 неимущих неизлечимо больных женщин правосл. вероисповедания, приют для 20 неимущих слепых женщин правосл. вероисповедания, приют на 50 коек для неизлечимо больных, бараки для инфекционных больных. Содержание больницы обеспечивалось из сумм Гос. казначейства на 80 тыс. р. ежегодно. В больнице постоянно работали 40 лучших киевских врачей, в т. ч. Д. К. Заболотный, впосл. президент АН Украины; младший медицинский персонал состоял из сестер мон-ря, к-рые трудились безвозмездно. Со временем она приобрела репутацию лучшей окружной больницы. За все время существования больницы в ней пролечилось 17 598 чел.; в 1904-1914 гг. на 12 578 больных приходилось 6138 крестьян. В бесплатной лечебнице с амбулаторным приемом было зарегистрировано 1 165 620 обращений за медицинской помощью. Было выдано 1 250 229 лекарственных препаратов и произведено более 7,9 тыс. сложных операций. Смертность среди пациентов мон-ря составляла 4%.
В К. м. появился первый в Киеве рентгеновский аппарат. Вел. княгиня, служившая некогда ассистенткой врача С. П. Боткина, помогала во время операций хирургам, трудившимся в К. м.
В 1914 г., с началом первой мировой войны, больница при К. м. была преобразована в военный лазарет на 200 коек (175 - для солдат, 25 - для офицеров). После Октябрьской революции 1917 г. прекратилось гос. финансирование больницы. В связи с этим игум. София 2 июня 1917 г. отправила митр. Киевскому и Галицкому сщмч. Владимиру (Богоявленскому) рапорт с просьбой о выделении для финансирования больницы при Покровском мон-ре 153 643 р. Однако с окт. 1917 г. больница перешла в ведение врачебно-санитарного отдела Киевского окр. путей сообщения.
В 1890 г. лаврский иеросхим. Исихий пожертвовал в К. м. частицы Древа Креста Господня и неск. мощей. 19 авг. того же года крестным ходом святыни перенесли из Киево-Печерской лавры в К. м. От вел. кн. Петра Николаевича поступила семейная реликвия - икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и образ «Успение Пресв. Богородицы», а также иконы Спасителя и Божией Матери для иконостаса Никольского собора. К 2013 г. в обители находятся: частицы хитона Господня, мощей преподобных Киево-Печерских (в иконе Всех святых), мощи основательницы. Особым почитанием пользуются чудотворная Почаевская икона Божией Матери (XIX в.), от которой, по преданию, получила исцеление вел. княгиня; «Неопалимая Купина» (XIX в.); Боголюбская (XIX в.); Смоленская (1900) иконы Божией Матери; иконы прп. Сергия Радонежского с частицей мощей; свт. Николая Чудотворца (XIX в.) с частицей мощей (выносилась для поклонения в дни его памяти); в Распятии - часть от камня Гроба Господня.
26 марта 1894 г. Межигорский в честь Преображения Господня мон-рь был обращен в женский и приписан к К. м. со всеми угодьями, капиталами и имуществом. На основании бюджета К. м., составленного Киевским митр. Платоном, в 1899 г. игумения получала на содержание обители 47 тыс. р. от Киевской удельной конторы. При этом неприкосновенный капитал К. м. на 1 янв. 1900 г. составлял 120 тыс. р., неприкосновенный капитал Межигорского мон-ря в 28 031 р. хранился в процентных бумагах в Киевской конторе Госбанка.
4 дек. 1917 г. деятели неканонической Всеукраинской Православной Церковной Рады отправили в К. м. послание за подписью архиеп. Алексия (Дородницына) с просьбой о выделении 1 тыс. р. 21 дек. 1917 г. после рапорта игум. Софии (Гринёвой) Киевская духовная консистория приказала настоятельнице одолжить из монастырских сумм 1 тыс. р.
В апр. 1918 г. игум. София подписала договор об устройстве в Межигорье санатория, к-рый предназначался для 100 «слабогрудных, усталых, истощенных, хирургических и прочих больных» и должен был действовать 2 сезона. Мон-рь сдал врачам в аренду 79 комнат в 3-этажном здании, летнюю веранду, кухню, ряд хозяйственных помещений и выделил 20 послушниц в качестве младшего персонала. Санаторий принимал больных с 1 мая по 1 окт. с оплатой за полное содержание и лечение от 15 до 35 р. в сутки. В окт. 1918 г. здание монастырской лечебницы по постановлению межведомственной реквизиционной комиссии гетманского правительства было реквизировано для 1-й украинской гимназии им. Т. Г. Шевченко.
После издания декрета 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» насельницы К. м. подали прошение в политический отдел по ликвидации имущества религиозных установлений при коллегии социального обеспечения Киевского исполкома о предоставлении храмов и имущества мон-ря в бесплатное богослужебное пользование. В том же году на территории К. м. была организована трудовая община. Фактически это была реорганизация мон-ря под новым названием, поскольку в состав общины вошли все оставшиеся сестры. Точная дата реорганизации общины неизвестна: она существовала уже 31 авг. 1919 г. и называлась Киево-Покровской жен. трудовой религиозной и садово-огородничной общиной и к 1920 г. насчитывала 703 члена. Согласно приказу, до 22 июня 1920 г. все трудовые общины должны были предоставить в кооперативный подотдел Губземотдела свои уставы для перерегистрации. 2 авг. 1920 г. отдел Губревкома Киева зарегистрировал устав Киево-Покровской трудовой общины. Согласно уставу, община ставила своей целью «применение женского труда... для удовлетворения материальных и духовно-культурных запросов» своих членов. В общину могли приниматься одинокие женщины не моложе 18 лет. По закону общине предоставлялось право иметь мастерские: белошвейную, чулочную, туфельную, ботиночную, рукодельную, портняжную, живописную, для изготовления искусственных цветов, игрушек, корзин и др. кустарных изделий. Сестры могли пользоваться усадьбой на территории мон-ря, развивать садоводство и огородничество, приобретать движимое имущество, ремесленный и технический инвентарь. Монастырская больница перешла в ведение Наркомздрава, однако члены общины могли в ней лечиться. Финансовое обеспечение общины состояло из добровольных взносов. Управлялась община общим собранием и советом. Известно, что мн. послушницы в те годы испрашивали благословение на постриг в мантию, а монахини - на принятие вел. схимы.
Из-за отсутствия заказов Киево-Печерская община существовала недолго и после 1923 г. была упразднена.
Одновременно к 1923 г. при поддержке властей в К. м. сформировался центр Киевской группировки раскольнической «Живой церкви». Так, уже с дек. 1922 г. в монастырской домовой Михайловской ц. проходили заседания съезда Киевской группировки «Живой церкви», в февр. 1923 г.- 1-й Всеукраинский съезд белого духовенства и мирян «Живой церкви». После 1923 г. некоторое время на территории К. м. проживали 2 общины: одна, во главе с новой игум. Митрофанией (Демеховой), старалась приспособиться к существующим реалиям и шла на контакт с властями, а другая - категорически отказывалась принимать власть и осталась верной игум. Софии (Гринёвой), к-рая благодаря приобретению дачи в пос. Ирпень пыталась наладить монастырский быт на новом месте. Игум. Софию активно поддержал бывш. старший свящ. мон-ря Димитрий Иванов. К кон. 20-х гг. ХХ в. на территории К. м. разместились «городок металлистов» и др. учреждения. Храмы были закрыты; в Никольском соборе устроены типография и книгохранилище Украинской АН, в Покровской ц.- детские ясли, а с 1934 г.- клуб железнодорожной больницы. В 1923 г. в бывш. Межигорском монастыре разместился Художественно-керамический техникум, преобразованный затем в ин-т. В 30-х гг. XX в. здесь открылся дом отдыха писателей. В 1934 г. здания Межигорского мон-ря были снесены для строительства гос. дач.
В окт. 1941 г., во время нацистской оккупации Киева, К. м. был открыт, сестрам во главе с игум. Архелаей (Савельевой) предоставили 3-ю часть прежней территории обители. К февр. 1942 г. временно управляющий Киевской епархией еп. Пантелеимон (Рудык) образовал при К. м. епархиальное управление (консисторию). Весной 1942 г. в К. м. открылась амбулатория. По воспоминаниям, киевские врачи, рискуя жизнью, выдавали фиктивные справки о болезнях и т. о. спасали советских граждан от вывоза на работы в нацистскую Германию. Осенью 1943 г. линия фронта приблизилась к Киеву, мон-рь попал в «запретную зону». Невзирая на угрозы и приказы фашистских властей, монахини во главе с игуменией отказались покидать кельи. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, сестры 40 дней, до самого освобождения Киева, пребывали там вместе с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев. После освобождения Киева советскими войсками К. м. на собственные средства открыл госпиталь для раненых бойцов. С приходом 1-го полевого госпиталя К. м. передал ему все медоборудование, спасенное сестрами от вывоза в Германию.
19 июля 1943 г. был открыт монастырский Покровский храм, пределы к-рого, прежде освященные во имя прор. Илии и Всех святых, переосвятили во имя арх. Михаила и прп. Агапита Киево-Печерского. 16 мая 1949 г. отремонтированный Никольский собор был освящен митр. Киевским и Галицким Иоанном (Соколовым), 30 июня 1950 г. правый придел собора освящен во имя Всех святых, 9 июля 1951 г. левый - во имя прп. Сергия Радонежского. В 1950 г. в нижнем храме собора был освящен престол в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в нояб. того же года - придел во имя прп. Серафима Саровского.
В 1960 г. были уничтожены здания трапезной и амбулатории. 6 июня 1961 г. Киевский горисполком принял решение: «Передать корпус № 21 Горздравотделу для расширения городской клинической больницы, а монахов, проживающих в этом корпусе, расселить в других корпусах монастыря; вместе с корпусом № 21 передать больнице усадьбу 0,45 га». Одновременно было решено «просить Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР дать согласие и снять с регистрации Покровский монастырь» (ГА г. Киева. Ф. Р-1. Оп. 8. Д. 29).
1 окт. 1963 г. решением Киевского горисполкома за подписью его председателя А. И. Давыдова следовало «изъять помещение собора у монастыря и возвратить АН УССР для размещения библиотечного фонда, а также обязать АН УССР и клиническую больницу Шевченковского района сделать капитальное ограждение между монастырем и изъятым помещением, больницей и прилегающими к ним территориями» (Там же. Д. 232). Но решение горисполкома выполнено не было. В 1980 г. строения К. м. были взяты под охрану как памятники архитектуры местного значения. Никольский собор пострадал вслед. пожара от удара молнии в 1981 г. В 1982-1986 гг. в соборе, в 1989-1993 гг. в Покровской ц. велись ремонтно-реставрационные работы.
В мае 1999 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир совершил освящение отремонтированного Покровского храма. В 2001 г. Киевская городская администрация распорядилась провести ремонтно-реставрационные работы в Никольском соборе. По сохранившимся архивным документам в течение нескольких лет изготавливались 15 куполов, разрушенных в советский период. В дек. 2006 г. Никольский собор увенчали позолоченные купола, 26 мая 2007 г. воздвигнут крест над последним восстановленным куполом. В целом к 2013 г. монастырская усадьба по сравнению с нач. ХX в. значительно сократилась: на исторической территории обители выстроены многоэтажные дома, в монастырской аптеке расположено предприятие по ремонту радиотехники, в гостинице - правоохранительные учреждения, на месте кухни и трапезной - стоматологическая поликлиника, вместо лечебницы - жилой дом.
Со времени возобновления (1942) К. м. возглавляла игум. Архелая (Савельева), с 1957 г.- Рафаила (Певицкая), с 1974 г.- Еликонида (Храмцова), с 1978 г.- Маргарита (Зюкина) и с 2005 г.- Каллисфения (Шамайло). Решением Свящ. Синода УПЦ от 24 нояб. 2009 г. к лику местночтимых святых УПЦ причислена инокиня Анастасия (вел. кнг. Александра Петровна), рака с мощами к-рой находится в Никольском соборе. На ее могиле стоит деревянный крест с неугасимой лампадой.
К. м., позднейший из крупных монастырских ансамблей Киева, был возведен практически единовременно (на протяжении четверти века) на рубеже XIX и XX вв. Отличается единством застройки в московско-ярославском стиле XVII в. и является самым значительным на Украине комплексом, выстроенным в данной стилистике. К. м. служил также городской доминантой юж. части приднепровских возвышенностей. В общей сложности монастырский комплекс включал более 30 сооружений (до наст. времени сохр. 15; 9 имеют историко-архитектурную ценность). Уничтожение половины зданий, завершений храмов Покровского (1923) и Николаевского (1935) (ныне восстановлены), хаотичная застройка послереволюционного периода, особенно в 50-90-х гг. XX в., резко снизили градостроительное значение ансамбля К. м.
Мон-рь, главная усадьба к-рого расположена на пересеченной местности, на участке площадью 9,5 га, со времени основания задумывался как многофункциональный комплекс. 14 мая 1889 г. вел. княгиня уведомила митр. Платона о своем желании построить на приобретенной земле большой корпус для монашеских келий с 3-престольным храмом и 12 др. зданиями. Основные здания комплекса расположены по оси «север-юг»: на нижней террасе - терапевтическое отд-ние, Покровская ц. с келейным корпусом, где находилась также надкладезная часовня, на верхней террасе - Никольский собор, а также утраченное здание трапезной и кухни.
В вост. части усадьбы на площади 0,8 га располагалось кладбище, где в 1922 г. находилось 839 захоронений, в т. ч. прп. Анастасии (в 1951 перезахоронена на Лукьяновском кладбище), акад. А. Е. Рокачевского (1830-1901), основателя общедоступной рисовальной школы при Киево-Печерской лавре; ген.-лейтенанта П. Т. Гловацкого, участника Крымской войны; И. И. Чоколова, промышленника, издателя, общественного деятеля. В 1923 г. кладбище было закрыто и в 40-50-х гг. XX в. уничтожено.
Архит. В. Н. Николаев, отличавшийся приверженностью не только формам рус., но и визант. стиля, при проектировании зданий К. м. следовал исключительно традиции московско-ярославского узорочья сер. XVI-XVII в., при этом применял ряд конструктивных новшеств. Покровская ц. замыкает келейный корпус с вост. стороны. Здание храма прямоугольное в плане, с обширным юж. притвором, где расположен вход, оформленный крытым крыльцом с висячими гирьками, завершалось шатром. В середине одноэтажной части келейного корпуса с традиц. коридорной планировкой находились покои прп. Анастасии, с севера - трапезная и домовый храм, увенчанный первоначально луковичной главой, в зап., 2-этажной, части - игуменские покои. Были использованы такие основные элементы декора, как луковичное пятиглавие и главы над ризалитами храма, кокошники разнообразных форм (полуциркульные, килевидные, 3-частные), наборные колонки с муфтами, шатры, аркатурно-колончатые пояса. Келейный корпус украшен оконными наличниками с кокошниками. Центральный объем Покровской ц. квадратный в плане, с плоским перекрытием и падугами. В центре перекрытия - проем для светового барабана. Росписи 1997-1998 гг. выполнены в духе позднего академизма и живописи киевского Владимирского собора. Тогда же изготовлен иконостас в русском стиле. Храмовая икона «Покров Пресв. Богородицы» написана во 2-й пол. XIX в.
Никольский собор - самый большой храм Киева - был рассчитан на 2,5 тыс. чел. При его проектировании архит. Николаев использовал эскизы отделки фасадов, главного иконостаса и крестов, выполненные сыном прп. Анастасии вел. кн. Петром Николаевичем. При строительстве впервые в России применили железобетонные сводчатые конструкции перекрытий (проект гражданского инженера А. М. Вербицкого). Высота собора до верха креста на главном куполе составила 64 м, длина - 53,25 м, ширина - 38,34 м, толщина стен - до 2 м. Композиция собора пирамидальная. Его план близок к прямоугольнику. Центральное ядро, квадратное в плане, окружено галереями с вынесенными на 7 м крыльцами с гранитными ступенями с севера и юга, нартексом и экзонартексом с крыльцами с запада и 5-частным алтарным объемом с востока и увенчано пятиглавием. Боковые компартименты завершали 6 глав, крыльца и алтарь - 4 главы. Т. о., собор имел 15 луковичных глав, покрытых листовым железом и позолоченных. Насыщенный пластичный декор отличается характерными элементами рус. зодчества, преимущественно XVII в.: кокошники, колонки и полуколонки, кубышки, дентикулы, ширинки, многопрофильные карнизы. Нижний ярус декорирован гл. обр. рустом и ширинками, верхний, двусветный,- полуколонками с муфтами. Окна 2-го света оформлены аркатурно-колончатым поясом, фасад центрального объема завершен поясом килевидных кокошников. Основания барабанов декорированы полуциркульными кокошниками. Шатровые крыльца представляют собой открытые опирающиеся на кубышки 3-частные арки, каждая с 2 висячими гирьками.
Центральный объем храма перекрыт крещатым сводом с небольшой стрелой подъема при обширной площади, опирающимся на 2 диагонально перекрещенные арки-нервюры, боковые компартименты перекрыты сомкнутыми и цилиндрическими сводами. В 80-х гг. XX в. собор был расписан мастерами из Почаева в стилистике, близкой к росписям Покровской ц. Встроенный в террасу нижний ярус с теплой церковью перекрыт цилиндрическими сводами на подпружных арках.
Ризалит в 3 оси 2-этажного старого хирургического корпуса (не сохр.) в сев.-зап. части усадьбы, где располагалась домовая церковь прп. Агапита, был завершен луковичной главкой, оконные наличники декорированы 3-частными кокошниками и наборными колонками. Терапевтический корпус (Бехтеревский пер., 15), скромный по декору, выделялся утраченными в советское время луковичными и шатровыми завершениями Скорбященской ц. и крылец, в основании всех 6 завершений был использован мотив килевидных кокошников. Лечебница для приходящих больных (амбулатория; разобрана в 60-х гг. XX в.) имела шатровую башню с 2-ярусным крыльцом в виде открытых сеней, арочные проемы которых опирались на угловые столбы-кубышки в духе фантастических проектов В. А. Гартмана и И. П. Ропета. Двухэтажное здание аптеки отличалось мощным центральным ризалитом в 3 оси, каждый этаж был декорирован 3 арочными проемами с висячими гирьками, пяты арок опирались на столбы-кубышки (полностью перестроено). Одноэтажное (со двора - 2-этажное) П-образное здание просфорни с иконной лавкой (ныне кельи) имеет декор только на лицевом фасаде (наличники с килевидными кокошниками, оформление входа кубышками). Св. ворота (сохр. с утратами) обители были выполнены в формах 3-частного кокошника, увенчанного луковичной главкой, в тимпане к-рого был выведен в штукатурке также 3-частный кокошник с внутренней извилистой тягой и киотом. Гипертрофированные формы декора, особенно оформления центрального входа и 2 боковых калиток в виде многопрофильных, приближающихся к полному кругу тяг, близки к эстетике модерна.
Преемник Николаева на должности епархиального архитектора Е. Ф. Ермаков работал в той же стилистике. Новый хирургический корпус (ул. Н. Пимоненко, 18) выполнен в духе московско-ярославского узорочья. Ковровый декор из лекального кирпича в рус. стиле (килевидные кокошники, в т. ч. венчающие 3 ризалита, колонки, ширинки, арочки) покрывает стены протяженного П-образного здания (длина 58 м, боковые крылья - 36 и 28 м). В отделке 1-го этажа преобладают классицистические элементы (руст, замковые камни). Иконостас ц. вмч. Пантелеимона также был выполнен в формах, близких к классицизму. В сдержанных неоклассицистических формах (пилястры, рамочные наличники, сандрики) с немногочисленными элементами русского стиля (килевидные кокошники) решено Ермаковым 2-этажное здание странноприимницы (Бехтеревский пер., 12 б).
Двухэтажные келейные монастырские корпуса были почти лишены декора. Архитектура 3-этажной странноприимницы на Экономическом подворье (1912-1913; Бехтеревский пер., 13 а; надстроена 2 этажами в 1932 для студенческого общежития), П-образного здания с мансардой, эклектична и сочетает черты «кирпичного стиля», неоренессанса и неоклассицизма. В отделке использованы рустовка и дентикулы. Возможно, неизвестный автор проекта здания стремился достигнуть стилистического единства с архитектурой главного здания Экономического подворья, построенного в 1901 г. и затем приобретенного монастырем неоренессансного 3-этажного дома, где разместилась гостиница (Бехтеревский пер., 13; надстроен 2 этажами в 1964).