офиц. издание (1861-1917) Киевской епархии. Журнал учрежден указом Синода от 8 янв. 1861 г. по ходатайству Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина). Состоял из офиц. и неофиц. частей. В первой публиковалась офиц. епархиальная хроника, слова и поучения церковных иерархов, во второй - материалы и научные исследования, посвященные преимущественно истории Киевской митрополии-епархии, ее храмам и мон-рям, статьи о духовном образовании и воспитании, борьбе с сектантством, быте духовенства, а также некрологи, стихи духовного содержания и проч.
Первый выпуск «К. е. в.» вышел 1 марта 1861 г. В 1861-1878 и 1882-1886 гг. журнал выходил дважды в месяц (24 номера в год), в 1879-1881, 1887-1890 гг. и начиная с 1903 г.- еженедельно (52 номера в год). «К. е. в.» издавались в 1861-1878 гг. и с 1886 г. Киевской духовной консисторией, в 1874-1878 гг.- прот. А. М. Колосовым, в 1878-1886 гг.- КДА. В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (СПб., 1895. Т. 15. С. 262) ошибочно указано, что «К. е. в.» издавались при КДС.
Редактором журнала с марта 1861 по авг. 1863 г. был профессор КДА и Киевского ун-та св. Владимира прот. И. М. Скворцов, к-рый в 1862 г. инициировал выпуск «К. е. в.» в качестве приложения к изданию «Листок для сельских школ» (в 60-х гг. XIX в. в Киевской епархии начали создаваться сельские школы, призванные поддержать церковноприходские школы). Вдохновителем же создания «К. е. в.» считается прот. Киево-Софийского кафедрального собора П. Г. Лебединцев, первые 3 года осуществлявший «издательско-идейную линию» журнала (Денисенко. 2006. С. 11). Прот. Лебединцев - выходец из среды киевского духовенства и знаток местной церковной жизни, ближайший помощник и советчик митрополитов Киевских и Галицких свт. Филарета (Амфитеатрова), Арсения (Москвина) и Платона (Городецкого). Именно этим объясняется его первенствующая роль в редакционной политике издания. За время редакторства (1863-1873) прот. Лебединцева в работе «К. е. в.» принимали участие такие известные ученые и церковные деятели, как М. А. Максимович, Ф. Г. Лебединцев (брат прот. П. Лебединцева), Е. М. Крыжановский, прот. Н. А. Фаворов и др. Но вследствие возникшего между митр. Арсением и прот. П. Лебединцевым конфликта последний был вынужден оставить пост редактора.
В янв. 1874 г. редактором-издателем стал приходский прот. А. Колосов, ранее служивший законоучителем и ректором Черниговской ДС. По ходатайству ректора КДА еп. Михаила (Лузина) в окт. 1878 г. Киевский митр. Филофей (Успенский) распорядился передать издание из ведения Киевской духовной консистории в ведение академии. Редакцией журнала по поручению Совета академии занимались профессора И. И. Малышевский (редактор), А. Д. Воронов, Н. И. Петров и др. Журнал изменил не только периодичность издания, но и формат (вместо 1/8 начал печататься на 1/4 листа). С этого времени духовная консистория стала доставлять в редакцию издания только материалы для офиц. части.
В 1882 г. епархиальный съезд духовенства выразил недовольство редакционной политикой «К. е. в.». Редакторы и сотрудники журнала обвинялись в свободном и чрезмерно критическом обсуждении не только текущей церковно-общественной жизни епархии, но и прямых распоряжений епархиального начальства. Митр. Киевский Платон (Городецкий) обратился к ректору КДА еп. Михаилу (Лузину) с письмом, в к-ром, детально проанализировав содержание и направление журнала, предложил ректору, восстановив прежний формат журнала, впедь размещать в нем преимущественно образцы лучших церковных проповедей, а также статьи церковно-исторического направления. Материалы, касавшиеся официальной хроники Киевской епархии, предписывалось направлять для предварительной цензуры прот. П. Лебединцеву, ближайшему сотруднику митр. Платона. Руководство КДА подчинилось этим требованиям.
В 1886 г. на епархиальном съезде духовенства Киевской епархии было решено издавать только офиц. отдел, что стало причиной отказа КДА от редактирования издания, к-рое вновь перешло в ведение Киевской духовной консистории. При этом решение съезда об упразднении неофициального отдела выполнено не было. В сент. того же года редактором «К. е. в.» был назначен ключарь Киево-Софийского кафедрального собора прот. В. М. Розов. После его кончины в 1890 г. на редакторскую должность вновь вернулся прот. П. Лебединцев. При последнем основное внимание уделялось местным церковным памятникам, приоритет отдавался публикациям церковно-исторического характера. В янв. 1894 г. Синод утвердил в должности редактора настоятеля киевской Сретенской ц. прот. П. А. Троцкого († 5 июня 1900), при котором в журнале публиковались материалы в основном церковно-практического направления.
С февр. 1897 г. назначались отдельные редакторы для офиц. и неофиц. частей. Первым редактором офиц. части стал секретарь Киевской духовной консистории Н. В. Соловьёв. Редакторами «К. е. в.» с 1901 г. и до закрытия издания были профессор КДА прот. Ф. И. Титов, В. А. Соколов, И. И. Троицкий, Н. И. Лузгин (офиц. часть), А. П. Демяновский.
С 1901 г. «К. е. в.» издавались по новой программе, согласно к-рой офиц. часть журнала разделялась на 6 отделов: 1) руководящие статьи по вопросам церковно-приходской жизни и практики или образцовые проповеди; 2) миссионерский отдел; 3) церковно-исторический, посвященный систематическому изучению истории Киевской епархии-митрополии; 4) текущая епархиальная хроника; 5) обозрение жизни др. епархий; 6) обозрение новейших богословских сочинений преимущественно церковно-практического направления.
В неофиц. части «К. е. в.» публиковались материалы по истории Киевской епархии, а также по истории правосл. Церкви, статьи о киевских иерархах, об истории мон-рей, храмов, приходов, о церковных расколах и об унии, библиографические заметки.
Основное внимание в «К. е. в.» уделялось церковной истории. Среди наиболее значимых статей - работы С. Т. Голубева «Вступление Петра Могилы на Киево-Печерскую архимандрию» (1880. № 45. С. 1-5; № 46. С. 3-7) - 1-я публикация отрывка его фундаментальной работы «Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники», «Объяснительные параграфы по истории Западно-русской Церкви» (1893. № 3. С. 67-77; № 4. С. 95-100; № 5. С. 124-131; № 12. С. 312-329; № 24. С. 739-755), Ф. Лебединцева «Братства» (1862. № 8. С. 258-274; № 9. С. 310-325; № 10. С. 353-359), Крыжановского «Киевская духовная консистория в XVIII ст.» (1862. № 1. С. 8-29; № 14. С. 471-486; № 15. С. 511-524), Петрова «Материалы для истории унии и католичества в Киевской губернии» (1876. № 1. С. 13-21; № 2. С. 49-55).
Особый интерес среди статей церковно-исторического характера представляют материалы, посвященные отдельным мон-рям и храмам, в первую очередь киевским. Так, в «К. е. в.» были напечатаны статьи прот. П. Лебединцева о ц. Спаса на Берестове (1862. № 21. С. 668-681), Софийском соборе (1893. № 11. С. 298-301), Максимовича о Межигорском мон-ре (1865. № 6. С. 221-235; № 7. С. 263-286) и о ц. св. Андрея (1866. № 11. С. 350-358), свящ. И. Малышевского о ц. свт. Николая Чудотворца (Набережного) на Подоле (1866. № 5. С. 167-179), Троицкого о скитах Феофании (1901. № 17. С. 763-778) и «Пречистая» в урочище Церковщина (1901. № 21. С. 942-953) и др.
Большое внимание уделялось биографическим исследованиям. На страницах «К. е. в.» ежегодно печатались десятки статей, посвященных рус. святым, митрополитам, деятелям правосл. Церкви, напр.: «По поводу 500-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского: (Ист.-биог. очерк)» (1892. № 22. С. 791-797; № 23. C. 830-845) и «Биографические сведения о Петре Могиле до посвящения его в сан Киево-Печерского архимандрита» (1875. № 1. С. 1-6; № 3. С. 95-102; № 6. С. 213-221) Голубева; «Прп. Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря» (1902. № 9. С. 352-357; №.11 C. 433-438; № 12. С. 472-486) В. Н. Малинина; «Арсений Могилянский, митр. Киевский» (1875. № 12. С. 405-414; № 19. С. 642-651) И. Н. Королькова; «Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский, митр. Киевский» (1876. № 5. С. 162-172; № 7. С. 228-236) П. Молчанова; «Деятельность митр. Евгения по управлению Киевской епархией» (1901. № 9. С. 415-425; № 13. С. 600-607; № 14. С. 627-634) П. И. Орловского; «Воспоминания о Леванде» (1869. № 10. С. 369-384) и «Иван Босый [юродивый]» (1873. № 22. С. 653-670) И. Максимовича.
В кон. ХIХ - нач. ХХ в. значительное внимание на страницах журнала уделялось сектантству, в первую очередь штундизму. Авторами большинства статей выступали С. М. Потехин, Ф. Титов, Троицкий.
Вопросы богословского характера в статьях разрабатывал проф. КДА В. Ф. Певницкий - «О промысле Божием» (1899. № 3. С. 95-106; № 4. C. 138-150), «Как будет жить душа по смерти тела?» (1903. № 37. С. 993-1000), а также свящ. К. И. Фоменко, Троицкий.
Среди публикаций общеисторического характера следует отметить статьи Максимовича «Письма о князьях Острожских» (1866. № 3. С. 103-111; № 4. С. 141-146; № 6. С. 196-202; № 7. С. 235-240; № 9. С. 289-296; № 10. С. 322-329), «О Киевском Синопсисе» (1868. № 9. С. 352-359); Петрова «Новые материалы для истории Юго-Западной России и в частности г. Киева» (1874. № 9. С. 204-213; № 14. С. 375-383; № 18. С. 510-515; № 19. С. 527-531; № 23. С. 640-646), «Две надгробные надписи XVI в. Константину Ивановичу и Константину Константиновичу князьям Острожским» (1875. № 15. С. 513-516); свящ. К. Фоменко «Местечко Фастов по описанию московского св. Иоанна Лукьянова» (1903. № 18. С. 479-485), фрагменты, посвященные Киевской земле, из «Записок» о путешествии Антиохийского патриарха Макария III (1872. № 18. С. 422-431; № 21. С. 490-499; № 23. С. 544-552; № 24. С. 592-600; 1873. № 1. С. 1-7) и др.