[араб.- «направление», «то, что находится напротив»], в исламе направление на главное святилище - Каабу в г. Мекка, соблюдаемое во время совершения молитвы и нек-рых ритуалов. Существует неск. т. зр. на то, что служило К. для последователей Мухаммада в мекканский период его проповеди (610-622). Раннемусульм. предание утверждает, что К. в это время был Иерусалим. Однако изучение 1-го культового здания ислама - мечети, заложенной Мухаммадом в 622 г. в сел. Куба по пути из Мекки в Медину, показывает, что эта постройка была ориентирована, как и христ. базилики, на восток, а не на север, в сторону Иерусалима.
Согласно преданию, во время полуденной молитвы в Медине Мухаммаду пришло откровение о смене К.: «Мы видим поворачивание твоего лица по небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты будешь доволен. Поверни же свое лицо в сторону запретной мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону» (Коран II 144, см. также: II 142-150). Впосл. мечеть, в которой было получено откровение, стала называться «Мечетью двух кибл». Это событие ознаменовало осознание Мухаммадом принципиального отличия своей проповеди от учения иудеев и христиан (Коран II 145/140). В ранних хадисах признание К. на Каабу является отличительной чертой последователей ислама; позднее мусульм. община стала называться «люди киблы и согласия». Перемена К. подчеркнула арав. специфику религии и облегчила распространение ислама как самостоятельной религии в Аравии.
Направление на Каабу принимается при совершении молитвы, во время призыва на молитву (азан), при вступлении в состояние ихрам (состояние духовной чистоты паломника) во время хаджа и при выходе из этого состояния (ихлал), а также после ритуального бросания камешков в ходе одного из обрядов (манасик) хаджа. При захоронении тело мусульманина кладут головой к Мекке. Скот, по мусульм. обычаю, режут повернув голову животного в сторону, соответствующую К. Более точное определение К. стало одной из основных причин развития географии, математики, астрономии и др. наук в ислам. мире.
Ибн Араби, ссылаясь на Коран (II 115/109), подчеркивал, что, обращаясь во время молитвы к Каабе, следует помнить, что бог повсюду, а не только там.
В мечетях К. обозначается нишей (михраб), часто украшенной 2 колоннами и аркой и расположенной, как правило, в середине стены. Если первоначальная ориентировка мечети была неверной, позднее К. обозначали линиями на полу.