[греч. Καισάρεια τῆς Καππαδοκίας; лат. Caesarea in Cappadocia; ныне Кайсери, Турция], город в Каппадокии в М. Азии, в античности и средние века 1-я по рангу митрополия Константинопольской Православной Церкви.
Предшественником Кесарии был античный г. Мазака, наследник ассир. торговой колонии Каниш (ныне Кюльтепе), располагавшейся в 24 км к северо-востоку от него. В эллинистический период был переименован в Евсевию; при рим. имп. Августе в его честь - в К. К. Для отличия от одноименных городов эту К. К. еще называли по ее расположению «Кесария у горы Аргеос» (совр. название горы - Эрджиес; Καισάρεια ἡ πρὸς τῷ ᾿Αργαίῳ). Город был столицей каппадокийских царей, в т. ч. союзника Митридата Евпатора, Тиграна II (нач. I в. до Р. Х.), к-рый переселил часть ее жителей в Тигранакерт, основанный незадолго до того в Сев. Месопотамии (после победы римлян они вернулись обратно). На рубеже эр К. К. была под властью Антиоха III, царя Коммагены. С 18/19 г. являлась столицей новой пров. Каппадокия с правом чеканки серебряной монеты. В 260 г. плохо защищенная К. К. была занята персами; Иоанн Зонара писал, что в это время в городе проживало ок. 400 тыс. чел. (Zonara. Epit. hist. XII 23; достоверность сведений подвергается сомнению). Благодаря тому что большая часть окрестностей К. К. была занята имп. имениями, город был единственным крупным в округе.
К. К. располагалась на высоте ок. 1068 м над уровнем моря на перекрестке 3 важнейших рим. дорог через Центр. Анатолию (хотя зимой снег засыпал проезд). Одна из них проходила с юго-запада на северо-восток: из Икония через Колонию (где пересекалась с дорогой, шедшей с севера на юг, из Анкиры в Тиану и далее к Киликийским Воротам) и К. К. в Севастию. Вторая - с запада на восток: из Анкиры в Мелитину (существовал также альтернативный путь из Анкиры в Мелитину - через Тавию). Третья дорога вела с севера на юг: из Амиса через Тавию, К. К. и Тавр в Киликию.
С хеттского периода гора Аргеос над К. К. почиталась как божество Хайга (Белая гора); ее изображение чеканилось на монетах. В К. К. были храмы Тюхе, Аполлона и Зевса Полиуха, разрушенные христианами в 362 г. В городе существовали культы императора, священного оленя, Сераписа и Митры, здесь же находилось персид. святилище огня. Очень крупная кесарийская иудейская община известна со 142 г. до Р. Х.; 2 дочери каппадокийского царя Архелая вышли замуж за сыновей Ирода Великого; К. К. посещал иудейский учитель Акива бен Иосиф. В IV в. иудеи жили в согласии с христианами: в 368-369 гг., во время голода, иудейские дети получали помощь; иудеи К. К. оплакивали кончину свт. Василия Великого, у его смертного одра находился врач-иудей Иосиф. Судя по антиманихейской полемике Василия Великого, возможно, в городе существовала и манихейская община.
Кесария была центром греческой культуры. Царь Ариарат V переписывался с Карнеадом (II в. до Р. Х.); царь Архелай I был автором трактатов о сельском хозяйстве, коневодстве и драгоценных камнях. Во II в. в К. К. род. софист Павсаний; при имп. Адриане в качестве наместника провинции здесь служил историк и географ Флавий Арриан. К. К.- родина софистов и философов IV в.: Эдесия - ученика неоплатоника Ямвлиха, Евстафия, Юлиана и Прохересия, обучавшегося в Афинах вместе со свт. Григорием Богословом. Риторикой занимались и преподавали ее до возведения в сан епископа святители Василий Великий, Григорий, еп. Нисский, и Григорий Богослов, учившийся в Кесарии у Картерия. В то же время здесь преподавали Евдоксий Старший, Евдоксий Младший, Евстохий и Стагирий.
В IV-XI вв. К. К. была одним из крупных и имеющих большое влияние городов визант. Востока. В 335 г. рим. имп. Константин I Великий назначил своего племянника Флавия Ганнибалиана rex regnum (предположительно Иберии и Албании), резиденция Флавия находилась в К. К. В 360 г. имп. Констанций II перед персид. походом встречался здесь с царем Армении Аршаком III и получил весть об узурпации Юлиана Отступника. В 362 г. за разрушение языческих храмов Юлиан лишил К. К. городских прав и вернул ей название Мазака; на христиан был наложен штраф в 3 тыс. либр золота, проведена перепись населения с целью налогообложения. Юлиан конфисковал все церковное имущество и грозил дальнейшими карами клирикам, если языческие храмы не будут восстановлены. Письмо 363 г., в котором свт. Василий Великий якобы отказывается выдать на персид. поход 1 тыс. либр золота имп. Юлиану, угрожавшему в противном случае разрушить К. К., не считается подлинным.
После 363 г. К. К. стала одним из основных перевалочных пунктов на дороге к евфратской границе; в городе развивалось производство оружия и амуниции (прежде всего для кавалерии), тканей и особенно дорогих ковров. В 365 г. имп. Валент получил в К. К. весть об узурпации Прокопия; в 370 г. Валент проходил через К. К. в Антиохию и свт. Василий Великий пытался отвратить его от арианства. Зимой 368/9 г. свт. Василий Великий организовал раздачу пищи голодавшим жителям К. К. В 371 г. префект претория Востока Домиций Модест склонял свт. Василия Великого к омиусианскому исповеданию. В следующем году Валент снова прибыл в К. К. и приказал отправить свт. Василия Великого в ссылку, однако из-за внезапной болезни и смерти имп. сына Валентиниана святитель остался в К. К.
В 371 г. имп. Валент разделил Каппадокию на 2 провинции. К. К. стала столицей Каппадокии Первой, ее статус понизился и влияние в политической сфере уменьшилось. В Поданд, столицу пров. Каппадокия Вторая, были переведены чиновники из К. К. (многие из них убежали из города или кончили жизнь самоубийством). Имп. Феодосий I Великий восстановил единство провинции, но в 382 г. она была окончательно разделена надвое. В это время митрополитом К. К. был близкий ко двору интриган Елладий. В 394 г. в К. К. был сослан Евномий, еп. Кизический, ученик еретика-аномея Аэтия.
В 404 г. по дороге в Кукус, место своей 2-й ссылки, свт. Иоанн Златоуст остановился близ К. К. в поместье вдовы Селевкии, где подвергался угрозам со стороны митр. Фаретрия и поддерживавших его монахов. Святитель боролся с распространенной в К. К. проституцией, а также пережидал в городе нашествие исавров. В 440 (по др. данным, в 444) г. в К. К. был казнен magister officiorum Павлин. В 479 г. в городе отбывал ссылку постриженный в монахи Флавий Маркиан, внук имп. Маркиана, восставший в К-поле против имп. Зинона.
В 536 г. имп. Юстиниан I объединил гражданскую и военную власть, учредив должность проконсула обеих Каппадокий. Инициатором этой реформы был происходивший из Каппадокии могущественный префект претория Иоанн.
Имп. Юстиниан I восстановил стены, окружавшие К. К., и сократил территорию города. В 575 г. было отражено нападение на город шаха Хосрова I. Зимой 580/1 г., во время персид. кампании, в К. К. останавливался буд. имп. Маврикий. Персы осаждали город в 611 г. Нек-рые христиане бежали из К. К., неск. тысяч человек было захвачено в плен; местные иудеи подчинились персам. Перед городом был распят арм. кн. Васак Арцруни. Войска под предводительством патрикия Приска освободили город после годичной осады. В 622 или 624 г. имп. Ираклий собирал в К. К. войска для персид. похода, а на обратном пути подарил митр. Кесарии Иоанну часть Животворящего Древа. В 642 г. на город впервые напали арабы; в 646 г. К. К. захватил буд. халиф Муавия, наложивший на город дань. В 650-651 гг. имп. Констант II готовился в К. К. к войне за Армению, окончившейся неудачей. В 654-655 гг. город снова осаждал Муавия, но К. К. не сдалась. В 726 г. арабские войска Масламы ибн Абд аль-Малика захватили город.
В ходе фемной реформы К. К. вошла вначале в фему Каппадокия, при Льве VI Мудром - в фему Харсиан. В средневизант. период К. К. была местом сбора войск фем Армениак, Пафлагония и Севастия. В 878 г. в городе квартировал имп. Василий I Македонянин, в 923 г.- доместик схол Иоанн Куркуас. В 963 г. в военном лагере близ К. К. был провозглашен императором Никифор II Фока, родившийся в Каппадокии, в 970 г.- Варда Фока. В 976 г. Василий II Болгаробойца собирал в К. К. войска против мятежного Варды Склира, в 978 г. здесь состоялась встреча Варды Фоки и Евстафия Малеина. В 1022 г. в благодарность за помощь в подавлении мятежа Никифора Фоки и Никифора Ксифия Василий II передал Кесарию Давиду, сыну Сенекерима Васпураканского. В 1067 г. город был разрушен тюрками-сельджуками. В 1073 г. в сражении в окрестностях К. К. Исаак Комнин попал к ним в плен; К. К. находилась тогда в руинах. Таким же видели город участники 1-го крестового похода в 1097 г.
В 1134 г. К. К. была восстановлена Мехмедом из династии Данишмандидов, к-рые управляли городом и его окрестностями приблизительно с 1090 г. В 1169 г. К. К. перешла под власть иконийских султанов. В 1211 г. город безуспешно осаждал кор. Киликийской Армении Левон II. В 1243 г. Кесарию захватили монголы. Польск. путешественник Симеон описал К. К. как турецко-арм. город с разрушенными домами из сырца, к-рый он видел в 1617 г. В 1895 г. здесь имел место крупный акт геноцида армян. В XIX в. большинство греков покинули К. К., переселившись в крупные приморские города. В нач. ХХ в. Кесарийскому митрополиту подчинялось ок. 40 тыс. православных. В нач. 20-х гг. XX в. ок. 1500 проживавших в К. К. греков вынуждены были переселиться в Грецию.
В 1-м Послании ап. Петр обращается к христианам Каппадокии (1 Петр 1. 1), столицей которой была К. К. По преданию, первыми епископами в городе были св. Лонгин Сотник и ученики ап. Павла Аполлон и Епафродит (Greg. Nyss. Ep. 17. 15). Точно установлено, что во II в. в К. К. жили христиане. Спасаясь от гонения Септимия Севера, Климент Александрийский бежал в К. К. к своему другу еп. Александру и проповедовал там.
В первые 3 века христианства были известны епископы Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269) и Леонтий (285). Еп. Лукий принял здесь мученическую смерть (Fedalto. Hierarchia. P. 20). Еп. Фирмилиан I был одним из крупнейших церковных деятелей своего времени, он вел обширную переписку, в т. ч. со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским. По его приглашению Ориген проповедовал в К. К. 2 года. Еп. Фирмилиан I конфликтовал с Римским папой Стефаном I из-за практики повторного крещения еретиков. Свт. Дионисий, еп. Римский, помогал К. К. в выкупе захваченных готами пленников.
В 235 г. из-за начатого после землетрясения легатом Лицинием Серенианом гонения на христиан мн. каппадокийцы бежали в Иерусалим. В это время пострадали мученики Мамант (пам. 2 сент.), Иулитта (пам. 31 июля), Варлаам (пам. 19 нояб.), Евпсихий (известны 2 мученика Кесарие-Каппадокийских с таким именем, пам. 9 апр. и 7 сент.), Дамас, Гордий (пам. 3 янв.) и безымянные святые, принявшие мученическую смерть при Диоклетиане (Euseb. Hist. eccl. VIII 12. 1). Свт. Василий Великий привез в К. К. мощи св. Саввы Готфийского и 40 мучеников Севастийских.
Во 2-3-й четв. IV в. К. К. была митрополией Понтийского диоцеза, занимавшего ок. половины территории М. Азии. Именно здесь был поставлен 1-й епископ Армянской Церкви - свт. Григорий Просветитель (возможно, в 314), а также его родственники-преемники (по меньшей мере до епископства свт. Василия Великого). В К. К. проходили антиарианские Соборы в 318, 358 и 371 гг.
С 372 г. К. К.- митрополия пров. Каппадокия Первая с 5 суффраганами: Василика-Ферма, Камулиана, Кискисс, Нисса и Феодосиополь. После вхождения в состав К-польского Патриархата К. К. стала первопрестольной митрополией, что отражено в 1-й нотиции (Darrouzès. Notitiae. P. 204). В нач. Х в., согласно 7-й нотиции (Ibid. P. 274), добавились следующие суффраганы: Эполии, Арагена, Ариарафия (позднее вернулась в Мелитинскую митрополию), Дасмендрон, Эваисса, Агиос-Прокопиос, Севериада, Сириха, Совес и Цаманд; с XIV в. в состав митрополии вошел Тамис. В том же веке митрополиту К. К. были переданы во временное управление запустевшие церковные территории М. Азии: в 1327 г.- митрополии Севастии Армянской, Евхаиты, Икония, Мокисса и архиепископия Назианза; в 1365 г.- те же, кроме Евхаит; в 1370 г.- Тианы и Мокисса, а Назианз был окончательно присоединен к К. К. (Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 143-144, 468, 536-538). С 1922 г. К. К. стала титулярной кафедрой.
На I Вселенском Соборе в Никее (325) К. К. представляли митр. Леонтий и его будущий преемник Ермоген, переписывавший текст Символа веры. К сер. IV в. в К. К. сложилась большая христ. община, ее членами были в т. ч. и знатные горожане, и многочисленные представители духовенства (нек-рые из них занимались ремеслом).
С июня 370 по 1 янв. 379 г. кафедру К. К. занимал свт. Василий Великий. При нем за городом была построена Василия - квартал благотворительных заведений, включавший столовую, больницу и приют. Этот квартал также называли Новым городом. В нем свт. Василий, вероятно, и был погребен. Ок. 393 г. Василию посещал св. Гауденций, еп. Бриксии (Брешиа, Италия). Видимо, именно в К. К. была создана Литургия свт. Василия Великого, который отредактировал анафору Божественной литургии, совершавшейся в церквах К. К. Во времена свт. Василия в городе был известен суточный круг богослужений, состоявший из полунощницы, утрени, малых часов и вечерни. В К. К. были составлены в виде ответов на частные вопросы мн. дисциплинарные правила, введенные свт. Василием. Чтецом у свт. Василия служил свт. Евагрий Понтийский.
Митр. Фирм († 439) был сторонником свт. Кирилла, архиеп. Александрийского, и одним из главных участников III Вселенского Собора в Эфесе в 431 г. Известны 46 его кратких писем (CPG, N 6120) и проповедь, произнесенная на Эфесском Соборе (сохр. только на эфиоп. яз.; CPG, N 6121). Его преемник Фалассий, бывший префект претория Иллирика, участвовал в выработке халкидонского исповедания. В 537-558 гг. митрополитом К. К. был палестинский монах и один из влиятельнейших церковных деятелей своего времени - монофизит Феодор Аскида, к-рый жил в основном в К-поле. Митр. Андрей Кесарийский (кон. VI в.) составил наиболее известный визант. комментарий на Откровение Иоанна Богослова (CPG, N 7478); архиепископами К. К. были известный византийский ученый и писатель Арефа (до 902 - после 932) и Василий Элахистос, комментатор творений свт. Григория Богослова (945-956). В кон. XII в. в городе было учреждено яковитское еп-ство.
В 1850-1938 гг. в К. К. действовало титулярное арм. униат. еп-ство, объединявшее ок. 1500 верующих. В нач. ХХ в. резиденция митрополита К. К. и богословская школа находились в монастыре св. Иоанна Предтечи во Флавианах (ныне Зинджидере), в окрестностях города. Арм. архиеп-ство насчитывало ок. 30 тыс. прихожан. Работали миссии греко-католиков, иезуитов и протестантов.
Римская К. К. была расположена на обрывистой сев. нижней террасе потухшего вулкана горы Аргеос и состояла из 3 частей: на 1-й террасе - верхний город; пригороды - у подножия горы; совр. г. Эскишехир - на равнине. Страбон сообщал, что К. К. не была огорожена (Strabo. Geogr. XII 2), но о частично разрушившихся стенах упоминал в IV в. свт. Василий Великий (PG. 32. Col. 1186). Прокопий Кесарийский писал, что старые стены охватывали очень большую, неплотно застроенную территорию, где располагались холмы, скалы, равнины, сады и пастбища, отчего их трудно было защищать от нападения неприятеля (Procop. De aedificiis. V 4. 7-14). Имп. Юстиниан сократил периметр стен и укрепил их, сделав более надежными. Вероятно, первоначально они проходили примерно по линии сельджукской стены, поскольку у ворот Бояджикапы известна огромная некладбищенская церковь. Линия Юстиниановых стен неизвестна; возможно, она идентична периметру совр. цитадели (соотношение длины этих стен является предметом дискуссий исследователей). Выше ипподрома, у подножия Аргеоса, сохранился фрагмент стены длиной ок. 1 км. В исторических источниках упоминаются Севастийские ворота, к-рые, вероятно, были возведены на юго-востоке города.
Древние памятники плохо сохранились: местные жители использовали их камни как строительный материал. Известны развалины рим. бань с водопроводом, рим. некрополь, ипогей (подземное помещение) августовского времени. Склеп в Бештепелере был украшен скромными настенными росписями (V в.?). Сохранились остатки водопровода, видимо восходящего к Х в., и углубление римского ипподрома, существовавшего по крайней мере со времени правления Александра Севера; здесь был замучен св. Гордий. Большинство домов были одно- и 2-этажными.
Главным византийским памятником в К. К. является большая базилика у Бояджикапы близ Хатуние-Медресеси. Сильно разрушившееся здание было снесено в 1965 г., но хорошо известно по чертежам, рисункам и фотографиям. К моменту сноса сохранялась верхняя половина западной и часть юж. стены (32,5 м); нижняя половина находилась под землей. Местоположение храма вне старого города указывает, возможно, на принадлежность базилики к комплексу Василия, однако остатки храма датируются более поздним временем. Вероятно, это храм св. Василия, разрушенный турками-сельджуками в 1067 г. и описанный как руины в 1617 г. польским путешественником Симеоном. Точные размеры базилики неизвестны: ее длина была ок. 65-70 м, а ширина - ок. 30-35. Базилика была 3- или 5-нефной (предполагаемая ширина крайних нефов - 5,2 м). Здание сложено с применением панцирной техники из тесаных квадров известняка с забутовкой. Судя по небольшой толщине стен (ок. 0,9 м), базилика была перекрыта крышей на деревянных стропилах. Здание освещали огромные окна с полукруглым завершением и профилированными наличниками (позднее частично заложены). Не исключено наличие хор, уникальных для Каппадокии: на это указывает 3-ярусное членение боковой стены. Боковой фасад богато украшен: под рельефными наличниками окон идет карниз, а над ними - пояс из накладных арок, между к-рыми помещены небольшие карнизы, опирающиеся на пилястры. Такая декорация напоминает убранство базилики в Скупи (Скопье) и храма в Томарзе. Скорее всего отсюда происходят капители в Улу-джами и Хатуние-Медресеси.
В источниках упоминаются ц. св. Маманта (возможно, идентичная крестообразному храму, раскопанному в 1972 на юго-востоке города), мон-рь св. Иулитты (вероятно, на сев.-вост. окраине К. К., с агиасмой поблизости), маленький купольный мартирий св. Меркурия за городской стеной, мартирии святых Евпсихия и Дамаса (усыпальница митрополитов Леонтия, свт. Василия Великого и кесарийских пресвитеров), св. Гордия, св. Саввы Готфийского, 40 мучеников Севастийских (сохр. фрески), храм Пресв. Богородицы, мон-рь Пресв. Богородицы и гробница св. Феклы на горе Аргеос. На ипподроме находился храм мч. Гордия. Близ медресе Хунат-Хатун были найдены мозаики; по преданию, медресе построено на месте церкви, где митр. Леонтий поставил в епископы свт. Григория Просветителя.
В нач. XX в. митрополия К. К. насчитывала 40 тыс. верующих (из них 3 тыс. проживали в городе), 45 иереев служили в 57 церквах, к-рые находились в 51 населенном пункте; действовали 3 монастыря: св. Иоанна Предтечи, св. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила), вмч. Пантелеимона; были открыты 74 греч. школы (в т. ч. 2 приюта, гимназия и полугимназия).
Митрополичьим собором был храм свт. Николая Чудотворца (до 1923). Кроме него действовала ц. свт. Василия Великого, где хранились мощи святого. Существовали также церкви Успения Пресв. Богородицы (ранее кафедральный собор), Вознесения Господня, мч. Маманта, вмч. Меркурия. Усилиями митрополитов Евстафия (Клеовулоса) (бывшего директора Великой школы в К-поле) и Иоанна (Анастасиадиса) при материальной поддержке проживавшего в Марселе грека Теодороса Родоканакиса была создана единственная в Каппадокии семинария, действовавшая в 1882-1916 (или до 1917) гг. Др. меценат, Симеонакис Синисоглу, выделил средства на создание Центрального приюта.
В Фарасе близ К. К. подвизался прп. Арсений Каппадокийский (ок. 1840-1924), здесь же род. старец Паисий Святогорец († 1994).
В 1924 г. малоазийские греки переселились в Грецию и в К. К. осталось всего ок. тысячи греков. После смерти митр. Каллиника (Деликаниса) в 1934 г. митрополия прекратила свое существование.
Феокрит (ок. 160), Александр (170-211), Фирмилиан I (ок. 232-268), Феоктист, Фирмилиан II (269), Леонтий (285), Лукий, Агриколай (упом. в 314), Евсевий (315), Леонтий (ок. 319-325), Ермоген (1-я пол. IV в.), Евсевий (335), Дианий (336), Евсевий (340), свт. Евлалий (Евлабий) (сер. IV в.), Дионисий, Евсевий (362-370), свт. Василий Великий (370-379), Елладий (379 - ок. 394), Фаретрий (396-404), Архелай (404-431), Фирм (431-439), Фалассий (440-451), Алипий (ок. 458-459), Илия, Сотирих (ок. 510-537; антихалкидонит), Феодор Аскида (537-558), Феокрит (ок. 560), Андрей (кон. VI в.), Филалет (упом. в 681), Кириак (упом. в 691), Агапий (упом. в 787), Иоанн (нач. IX в.), Николай (ок. 806), Фома (812), Михаил (упом. в 859), Павел (упом. в 861), Евфимий (упом. в 869), Евсхимон, Прокопий (упом. в 879-880), Феофан (упом. в 886), Арефа (до 902 - после 932), Феофан Хиринос (нач. 30-х гг. X в.), Андрей, Василий Элахистос (945-956), Стилиан (X-XI вв.), Лев (упом. в 1029-1032), Евгений (упом. в 1071), Николай (упом. в 1079), Стефан (1084), Косма (упом. в 1094), Константин (ок. 1145-1152), Макарий (50-е гг. XII в.), Стефан (1157-1177), Димитрий (упом. в 1189), Василий (до 1232), Митрофан (упом. в 1250), Василий Хрисомалл (упом. в 1295), Антоний (1362-1363), Мефодий (1365-1369), Афанасий (упом. в 1370), Евфимий (ок. 1377-1378), Арсений (упом. в 1443), Агапий (ок. 1450), Митрофан (1545-1549; впосл. патриарх К-польский Митрофан III), Макарий (упом. в 1560), Иоасаф (ок. 1574-1575), Пахомий (1584; впосл. патриарх К-польский Пахомий II), Евфимий (с февр. 1584), Митрофан (1588), Дионисий (ок. 1600), Григорий (1606-1623, 1624-1627), Герман (1623), Мелетий (1623-1624), Митрофан (1627-1630), Исаак (1630-1637), Епифаний (1637), Григорий (1637), Анфим (1639), Захария (1642-1649), Паисий (1647), Анфим (ок. 1649-1653), Неофит (1671), Григорий (1672-1674), Герман (1674-1676), Парфений (1678), Григорий (ок. 1689), Анфим (1702), Киприан (до 1707; впосл. патриарх К-польский Киприан), Иеремия (1707-1716; впосл. патриарх К-польский Иеремия III), Неофит (1716-1734), Парфений (1734 - ок. 1752), Порфирий (1752), Герасим (ок. 1760), Паисий (ок. 1760-1764), Макарий (ок. 1765-1772), Григорий (1773-1796), Леонтий (1796-1801), Паисий (1801 - ок. 1804), Филофей (ок. 1804-1816), Мелетий (1816-1817), Иоанникий (1817-1823), Хрисанф (1823-1830), Герасим (1830-1832), Паисий (1832-1871), Василий (1871), Евстафий (Клеовулос) (1871-1876), Мефодий (1876-1878), Иоанн (Анастасиадис) (1878-1902), Гервасий (1902-1910), Софроний (Нистопулос) (1910-1911), Амвросий (Ставринос) (1911-1914), Николай (Саккопулос) (1914-1927), Каллиник (Деликанис) (1932-1934).